kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе закона РФ "Об Образовании",на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, фундаментального ядра содержания образования по географии. Программа составлена на основе примерной программы по географии автор Летягин А.А. и др. Реализует УМК под редакцией Летягина А.А.(учебник, программы, тетрадь -дневник географа-следопыта, технологические карты, поурочное планирование, атлас и др.) Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 »

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Созимский Верхнекамского района Кировской области



Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю Директор МКОУ СОШ п. Созимский

ШМО естественно-математических наук зам.по УВР _____________ ______________Е.И.Конькова

(Протокол №___ от ____.06.2015г.) Приказ № _____ от ___06.2015г





Рабочая программа

по географии для 5 класса

(1 час в неделю за год 34 часа)



Составитель:

Симоненко Валентина Николаевна

учитель географии

I квалификационной категории









Рабочая программа

5 класс «Вентана-Граф»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий.

УМК: Программа 5-9 классы/ А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2013-328 с.

Учебник: Летягин А.А., ГЕОГРАФИЯ. Начальный курс: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Летягин; под общ ред. В.П.Дронова, - М.: Вентана-Граф, 2013

Географический атлас 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013

Рабочая тетрадь- Летягин А.А., ГЕОГРАФИЯ. Начальный курс: 5 класс М.: Вентана-Граф, 2013

«Начальный курс географии» - первый систематический курс Географии. Дневник географа-следопыта.

Поурочное планирование А.А. Летягин Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС

Основная цель курса- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Учебно-методические задачи:

Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»,

  • Развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира,

  • Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека,

  • Научить устанавливать связи в системеп географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю)



Требования к результатам обучения географии

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения географии в 5 классе являются:

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

  • объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • производить простейшую съемку местности;

  • работать с компасом, картой;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • обозначать на контурной карте географические объекты;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

  • описывать погоду своей местности;

  • вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.







СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 5 класс»

(34 часа)


Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

5 класс

(34 часа, 1 час в неделю, резервное время 2 часа)

Раздел 1. Источники географической информации

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)

1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся геогра­фические открытия

Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий

2.Выдающиеся географические открытия. 3.Современный этап научных географиче­ских исследований

Исследования материков и океанов в XVI11—XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выда­ющихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований

Раздел 2. Природа Земли и человек (29 часов)

Земля — планета Солнечной системы (4 ч)

4.Земля - планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю

Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить допол­нительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю

5.Форма и размеры Земли, их географические следствия

Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

6.Движения Земли, их географические след­ствия

Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

7.Неравномерное рас­пределение солнеч­ного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности

Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач

Земная кора и литосфера. (8 ч)

8.Внутреннее строение Земли, методы его изучения

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

9.Горные породы и полезные ископаемые

Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

10.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм

Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

11.Рельеф Земли.

Рельеф и формы рельефа.

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа.

12.Основные формы рельефа дна Миро­вого океана.

Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

13.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.

Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

Атмосфера - воздушная оболочка Земли (4 ч)

14.Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле

Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - „кухня погоды"»

15.Нагревание атмосферы, температура, рас­пределение тепла на Земле

Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам

16.Погода. Карты погоды

Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды

Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года

17.Человек и атмосфера

Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию).

Водная оболочка земли (7 ч )

18.Вода на Земле. Части гидросферы

Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека

19.Мировой океан - главная часть гидросферы

Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях

20.Движения воды в Океане

Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли

Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения

21.Реки Земли

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод

Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира

22.Озера, водохранилища, болота, подземные воды

Озера, их разнообразие, зависи­мость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причи­ны образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных террито­рий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды»

23.Ледники, многолетняя мерзлота

Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность

24.Человек и гидросфера

Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира

Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

Биосфера Земли (6 ч.)

25,26 Биосфера Земли

Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

27.Биологический круговорот.

28.Роль биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ

29,30. Влияние человека на биосферу

Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема раздела, урока

Содержание

понятия

Планируемые образовательные результаты

Практические работы

Дата проведения

Д/З

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные




Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1-2

География — одна из наук о планете

Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

География, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка

Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Наблюдение за географическими объектами своей местности.


§1

3

Наблюдения — метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

наблюдения

Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени


§2

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Планета Земля (4 ч)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Солнечная система, земная группа планет, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Измерение земной окружности (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу


§3

5-6

Движение Земли по околосолнечной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Географический полюс, день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, тропик, северный полярный круг, южный полярный круг, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния, фенология

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§4

7

Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Пояс освещенности, долгота дня

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Составление рассказа по плану о четырёх особых положениях Земли


§5

Геосферы Земли (25 ч)

Литосфера (8 ч)

8

Слои «твёрдой» Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Строить модель «твёрдой» Земли

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§6

9

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Магма, лава, кратер, жерло, вулканизм

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Обрзначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит


§7

10-11

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Минералы, горные породы, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы,

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Работа с коллекцией горных пород и минералов


§8

12

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Океаническая земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, область складчатости, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, цунами, сейсмология

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§ 9

13-14

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Рельеф, выпуклая форма рельефа, вогнутая форма рельефа, относительная высота, геодезия, нивелир

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности


§ 10

15

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, топонимика

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Работа с коллекцией горных пород и минералов


§11

Атмосфера (4 ч)

16

Воздушная оболочка Земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Атмосфера, метеорология, озоновй слой тропосферы, стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха, барометр

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§ 12

17-18

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия «Метеорологическая станция»

погода

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§ 13

19

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Парниковый эффект, гроза, град, радуга, мираж

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае и в сентябре

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Составление прогноза погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.



§14

Водная оболочка Земли (7 ч)

20-21

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Гидросфера, круговорот воды (малый, большой)

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



§ 15

22

Мировой океан — главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Мировой океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (океаны, моря, заливы, проливы)


§ 16

23

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, порог, водопад

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (реки)


§ 17

24-25

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Озеро, ледник, покровный ледник, айсберг, горный ледник, подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорный слой, родник

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (озера)


§18

26

Человек и гидросфера

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Энергия воды, туризм

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



§ 19

Биосфера (6 ч)

27

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Биосфера, живое вещество, палеонтология

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



§ 20

28

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Биогеография, влажный экваториальный лес, саванна, пустыня

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу


§ 21

29

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Степь, лиственный лес, тайга

Создавать игры биогеографического содержания

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



§ 22

30

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Тундра, арктическая пустыня, антарктическая пустыня, фитопланктон

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



§ 23

31-32

Природная среда. Охрана природы

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Окружающая среда, природная среда, искусственная среда, особо охраняемые природные территории (ООПТ), заповедник, биосферный заповедник

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

Смогут:

Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Смогут:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Смогут:

Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Будут сформированы:

ответственное отношение к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




§ 24

33-34

Резерв времени

Повторение курса географии 5 класса





















Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в 5 классе по географии



№п/п


Наименование пособий

и технических средств обучения


Выходные данные

(автор, издательство, год издания)



I

Печатные пособия:

1. Учебная программа.


1. География: программа: 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня.-М.: Вентана-Граф, 2012. – 328 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Гео- П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 75 с. — (Стандарты второго поколе­ния). - ISBN 978-5-09-023258-6.


2. Учебники.

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 160 с.

3. Методическое пособие для учителя.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: книга для учителя, учащихся и родителей. М.:-АСТ-ПРЕСС, 2001г.

Пивоварова Г.П. за страницами учебника географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007 г.

II

Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Видеоуроки на DVD и CD дисках по всем раздам начального курса географии

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

III

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;

Компьютер;

Мультимедиа-проектор

Экран

IV

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Инновационные учебные материалы

«Географические обучающие модели»

«География 6-10 классы»

«Картографическая лаборатория»

«Учебный электронный конструктор по географии»

География «Определители для практических работ»

Инструменты учебной деятельности

Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями

Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками

Электронные издания

Журнал «Наука и жизнь»

Энциклопедия "Кругосвет"

ФЦИОР по географии

http://fcior.edu.ru/

V

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модели: теллурий. Глобус.

VI

Натуральные объекты

Коллекция горных пород и минералов.

VII

Демонстрационные пособия

Комплекты географических карт и печатных демон­страционных пособий (таблицы, транспаранты, портреты вы­дающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии

-приборы и инструменты для проведе­ния демонстраций и практических занятий.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по географии 5

Автор: Симоненко Валентина Николаевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства