ШМО естественно-математических наук зам.по УВР _____________ ______________Е.И.Конькова
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс Географии. Дневник географа-следопыта.
Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»,
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
5 класс (34 часа, 1 час в неделю, резервное время 2 часа) |
Раздел 1. Источники географической информации Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.) |
1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия | Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий | Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий |
2.Выдающиеся географические открытия. 3.Современный этап научных географических исследований | Исследования материков и океанов в XVI11—XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований | Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований |
Раздел 2. Природа Земли и человек (29 часов) Земля — планета Солнечной системы (4 ч) |
4.Земля - планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю | Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю |
5.Форма и размеры Земли, их географические следствия | Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли | Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» |
6.Движения Земли, их географические следствия | Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли |
7.Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности | Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач |
Земная кора и литосфера. (8 ч) |
8.Внутреннее строение Земли, методы его изучения | Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой |
9.Горные породы и полезные ископаемые | Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород |
10.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм | Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли |
11.Рельеф Земли. | Рельеф и формы рельефа. | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа. |
12.Основные формы рельефа дна Мирового океана. | Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение. | Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. |
13.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. | Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность |
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (4 ч) |
14.Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле | Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - „кухня погоды"» |
15.Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле | Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам |
16.Погода. Карты погоды | Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды | Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года |
17.Человек и атмосфера | Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию). |
Водная оболочка земли (7 ч ) |
18.Вода на Земле. Части гидросферы | Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека |
19.Мировой океан - главная часть гидросферы | Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях |
20.Движения воды в Океане | Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли | Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения |
21.Реки Земли | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод | Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира |
22.Озера, водохранилища, болота, подземные воды | Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причины образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды» |
23.Ледники, многолетняя мерзлота | Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека | Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность |
24.Человек и гидросфера | Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними |
Биосфера Земли (6 ч.) |
25,26 Биосфера Земли | Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей |
27.Биологический круговорот. 28.Роль биосферы | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ |
29,30. Влияние человека на биосферу | Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае |
№ | Тема раздела, урока | Содержание | понятия | Планируемые образовательные результаты | Практические работы | Дата проведения | Д/З |
предметные | метапредметные | личностные |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | | | |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) |
1-2 | География — одна из наук о планете Земля | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии | География, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Наблюдение за географическими объектами своей местности. | | §1 |
3 | Наблюдения — метод географической науки | Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов | наблюдения | Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени | | §2 |
Земля как планета Солнечной системы (4 ч) |
Планета Земля (4 ч) |
4 | Земля среди других планет Солнечной системы | Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования | Солнечная система, земная группа планет, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Измерение земной окружности (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу | | §3 |
5-6 | Движение Земли по околосолнечной орбите | Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги | Географический полюс, день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, тропик, северный полярный круг, южный полярный круг, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния, фенология | Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы» | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | §4 |
7 | Суточное вращение Земли | Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле | Пояс освещенности, долгота дня | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Составление рассказа по плану о четырёх особых положениях Земли | | §5 |
Геосферы Земли (25 ч) |
Литосфера (8 ч) |
8 | Слои «твёрдой» Земли | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | Ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология | Строить модель «твёрдой» Земли | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | §6 |
9 | Вулканы Земли | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры | Магма, лава, кратер, жерло, вулканизм | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Обрзначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит | | §7 |
10-11 | Из чего состоит земная кора | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | Минералы, горные породы, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы, | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Работа с коллекцией горных пород и минералов | | §8 |
12 | Строение земной коры. Землетрясения | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | Океаническая земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, область складчатости, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, цунами, сейсмология | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 9 |
13-14 | Рельеф земной поверхности | Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов | Рельеф, выпуклая форма рельефа, вогнутая форма рельефа, относительная высота, геодезия, нивелир | Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности | | § 10 |
15 | Человек и литосфера | Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые | Полезные ископаемые, топонимика | Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Работа с коллекцией горных пород и минералов | | §11 |
Атмосфера (4 ч) |
16 | Воздушная оболочка Земли | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы | Атмосфера, метеорология, озоновй слой тропосферы, стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха, барометр | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 12 |
17-18 | Погода и метеорологические наблюдения | Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия «Метеорологическая станция» | погода | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 13 |
19 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | Парниковый эффект, гроза, град, радуга, мираж | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае и в сентябре | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Составление прогноза погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. | | §14 |
Водная оболочка Земли (7 ч) |
20-21 | Вода на Земле | Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | Гидросфера, круговорот воды (малый, большой) | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 15 |
22 | Мировой океан — главная часть гидросферы | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане | Мировой океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров | Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (океаны, моря, заливы, проливы) | | § 16 |
23 | Воды суши. Реки | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады | Река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, порог, водопад | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (реки) | | § 17 |
24-25 | Озёра. Вода в «земных кладовых» | Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды | Озеро, ледник, покровный ледник, айсберг, горный ледник, подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорный слой, родник | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы (озера) | | §18 |
26 | Человек и гидросфера | Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» | Энергия воды, туризм | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 19 |
Биосфера (6 ч) |
27 | Оболочка жизни | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле | Биосфера, живое вещество, палеонтология | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 20 |
28 | Жизнь в тропическом поясе | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни | Биогеография, влажный экваториальный лес, саванна, пустыня | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу | | § 21 |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов | Степи. Лиственные леса. Тайга | Степь, лиственный лес, тайга | Создавать игры биогеографического содержания | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 22 |
30 | Жизнь в полярных поясах и в океане | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане | Тундра, арктическая пустыня, антарктическая пустыня, фитопланктон | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 23 |
31-32 | Природная среда. Охрана природы | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником | Окружающая среда, природная среда, искусственная среда, особо охраняемые природные территории (ООПТ), заповедник, биосферный заповедник | Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы | Смогут: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Смогут: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Смогут: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками; основами экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | | | § 24 |
33-34 | Резерв времени | Повторение курса географии 5 класса | | | | | | | | | |