kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по экономической и социальной географии России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 Рабочая  программа по географии 9 класс «Население и хозяйство» составлена на основании:

  • Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта,
  • Примерной  программы, созданной  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

Цели программы:

 

 главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

 

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

 

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  • изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
  • анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
  • изучение отраслевой  структуры экономики России;
  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
  • изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
  • анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

 

                                             Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Определение по картам географического положения Курганской области.
  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Курганской области.
  9. Оценить экологическую ситуацию в Курганской области и предложить пути решения экологических проблем.
  10. Изучение и оценка природных условий  Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них  (Восточная экономическая зона).

 

На изучение курса отводится - 68 часов, в неделю – 2 часа;

практических работ – 23, из них оценочных – 12.

 

Используемый УМК:

1. Учебник:  Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.

 2.Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.

 3.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература:

1. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

   

Дополнительная литература (региональный компонент)

  1. География Республики Татарстан.

 

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы,  семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами. В контрольные работы  включены задания  ЕГЭ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономической и социальной географии России »

Календарно - тематическое планирование по географии «Хозяйство России»

9 класс учебник В.П.Дронов, В.Я.Ром

68 часов

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки обучающихся


Формы и вид контроля

Вид деятельности учащихся

Практические работы

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее

задание

Дата

Введение (1 час)

1

Введение в экономическую и социальную географию России

Изучение нового материала

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

З: о значимости географии в современном мире

У: формировать задачи экономической географии

Н: выявлять особенности задач ЭСГ России

Фронтальный

Индивидуальная


презентация Power Point

С. 3-4, творч. зад «Образ России»


Общий обзор России (2 часа) Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для чтения карт различного содержания.

2

ЭГП и ПГП России

Изучение нового материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия.

З: о геополитическом и географическом положении, пограничные государства, территорию страны

.У: хар-ть геополитическое положение Р. по отношению к другим странам

Н: выделять главное в ЭГП России, показывать территорию России, государственные границы

Работа с картами

Индивидуальная

1 Определение по картам ЭГП и ПГП России.

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 2, 3, выполн. зад. к п.в к\к


3

Политико – административное устройство России

Комбинированный

Практическая работа

Групповая



§ 1, 4, отв. на вопр





Население России (7 часов)

Знать: географические термины и понятия: человеческий потенциал страны, численность, размещение, естественное движение населения, направления и типы миграции, половой и возрастной состав населения, городское и сельское население, основная полоса расселения, народы и основные религии России, роль крупнейших городов в жизни страны.

Уметь:

анализировать; карты населения страны, половозрастные пирамиды, особенности расселения.

выявлять; территориальные аспекты межнациональных отношений, определять; основные показатели, характеризующие население страны и её отдельные территории.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.

4

Исторические особенности заселения и освоения территории России

семинар

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны.

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населённых пунктов, зоны расселения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

З: о сущ-ти заселения территории России

У: выделять основные этапы освоения

Н: работать с источниками информации





§5, работа с рис. и картами


5

Численность и естественный прирост населения.

Комбинированный

З: о численности населения и размещения по территории, естественное движение Р.

У: объяснить причины неравномерного расселения, называть численность населения России

Н: определять плотность населения по карте, таблицам. Работать со статистическими данными

Работа с картами, составление прогнозов.

Индивидуальная

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 6, записи в тетрадях


6

Национальный состав населения.

Семинар

З: о национальном составе России; языковой состав населения; народы и основные религии

У: выявлять особенности национального состава и его связь с религиозностью

Н: определять причины конфликтов м\у народами

Работа по вопросам семинара.

Практическая работа.

Групповая

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 7, отв. на вопр


7

Миграции населения.

Комбинированный

З: о направлениях миграции, её типах У: определять зависимость ЕП от миграции Н: определять виды миграции в пределах РФ и РТ, определять направление миграционных потоков

Составление диаграмм.

Индивидуальная

Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 8, анализ рис 11-13


8

Городское и сельское население.


Семинар

З: особенности расселения населения; основная полоса расселения и очаговое расселение, о уровне урбанизации, о роли крупнейших городов

У: работать с учебником Н: определять основные типы поселений, определять значимость сфер услуг, выявлять пути осуществления урбанизации Н: определять по карте высоко урбанизированные районы, показывать и называть города - миллионеры


Проверочная работа

Групповая


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 9 , отв. на вопр. и выполнить зад. в к\к


9

Рынок труда и занятость населения России

ИНМ

З: о трудовых ресурсах, их количество и качество, роль

У: выделять значимость трудовых ресурсов в Р.

Н: определять причины безработицы в Р. И в пределах РТ






Записи в тетрадях повторить


10

Зачет по теме: «Население России»

зачет

З: обобщение и систематизация

У: проверка ЗУНов

Н: работать с индивидуальными заданиями

Зачет

Групповая



Инд. карточки -задания


Экономика России (3 часа)

Знать: понятия и термины основные циклы и стадии развития экономики, существующие проблемы в современной экономике России, особенности развития командной, рыночной и традиционной экономик.

Уметь:

анализировать; статистический и картографический материал, приводить примеры; внутригосударственных и внешнеэкономических связей России.

определять; перспективы развития экономики России, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач современного хозяйства.


11

Хозяйство России.

Изучение нового материала

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Особенности экономических систем.

Цикличность развития экономики.

Проблемы современного хозяйства.

З.История формирования хозяйства и его размещение, исторические типы экономических систем, отраслевая и территориальная структура хозяйства (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), ее особенности

У. объяснять причины перехода к рыночной экономики объяснять изменения в структуре хозяйства, факторы размещения, называть основные отрасли хозяйства,

Н. работать со статистическими данными, анализировать экономические карты России для определения типов территориальной структуры хозяйства


Развернутый план, практическая работа

Индивидуальная

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 10, записи повторить




12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Комбинированный

З: природно – ресурсный потенциал, территориальные сочетания природных ресурсов, что относится к ПР

У: различать ПР по виду источника, по экономическому принципу

Н: определять и называть по карте основные ресурсные базы;

Анализ диаграмм

Групповая



§11. Отв. на вопр., рубрика «Внимание! Проблема!»


13

Место Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.

Лекция


Тест

Индивидуальная



§12, отв. на вопр


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21лементы обязательно ескую мозай час)

Знать: географические понятия и термины особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов, производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Уметь: приводить примеры; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, составлять; географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий


14




Научный комплекс - вершина экономики России.


Изучение нового материала

Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России.

География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.

Анализ экономических карт.
































З: особенности научного комплекса, состав, роль, проблемы и перспективы развития

У: объяснять проблемы развития научного комплекса

Н: выделять факторы влияющие на размещение научного комплекса, показывать на карте основные центры, города науки и технополисы

Работа с учебником и картами.

Индивидуальная






§13, выучить определения и отв. на вопросы


15

Машиностроение: значение, состав и проблемы развития


Лекция


З: особенности развития машиностроительного комплекса, состав, факторы размещения, роль Машиностроение и окружающая среда

У: выделять районы развития машиностроительного комплекса, географические проблемы и перспективы развития, главные районы и центры машиностроения

Н: давать хар-ку центрам машиностроительного комплекса и показывать их на карте

Развёрнутый план

Индивидуальная







Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 14, отв. на вопросы


16

Факторы размещения машиностроения.


Практикум


Составление характеристики отрасли

Групповая

2. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§15, заполнить таблицу


17

География машиностроения

Практикум


Составление характеристики отрасли, тестирование

Групповая

Составление характеристики отрасли, работа с картами






§16, зад. в к\к


18

Военно-промышленный комплекс


Изучение нового материала

З: состав, роль, значение и особенности географии ВПК

У: объяснять проблемы развития ВПК

Н: выделять факторы, влияющие на размещение ВПК, показывать центры ВПК


Индивидуальная

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§17, отв. на вопросы




19

ТЭК. Роль и особенности ТЭКа

Изучение нового материала

З: состав, роль, значение и особенности географии ТЭКе

У: объяснить особенности формирования ТЭКа, на базе ПРП

Н: выделять черты нефтегазоносной промышленности


Групповая


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§18 , отв. на вопросы, составить 2-3 вопроса


20

Топливная промышленность

Исследование

З: факторы размещения нефтяной, газовой, угольной промышленности У: объяснить особенности формирования ТЭКа, на базе ПРП

Н: выделять и показывать главные топливные базы, районы добычи и основных грузопотоков топлива

Составление характеристики отрасли, тестирование

Групповая

3 Характеристика одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§ 19, отв. на вопросы и выполнить зад. в к\к


21

Электроэнергетика



Семинар

З: особенности электроэнергетики, типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.

У: выделять черты развития электроэнергетики

Н: работать с картой



Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§20, заполнить таблицу, зад. в к\к


22

Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение

Лекция с элементами беседы

З: конструкционные материалы, их классификация, особенности развития металлургического комплекса, состав, роль, значение, понятие «комбинаты»

У: выделять черты развития металлургического комплекса

Н: давать хар-ку одного из металлургических комплексов


Индивидуальная

Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§21, отв. на вопросы


23

Чёрная металлургия.

Семинар

З: особенности развития металлургического комплекса, факторы размещения, основная металлургическая база

У: выделять черты развития металлургического комплекса

Н: давать хар-ку одного из металлургических комплексов, показывать крупнейшие металлургические центры

Составление характеристики отрасли, тестирование

Групповая

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§22, 23, отв. на вопросы и выполнить задание в к\к


24

Цветная металлургия.

Практикум

З: особенности развития цветной металлургии

У: выделять районы развития цветной металлургии; металлургия и охрана окружающей среды

Н: давать хар-ку цветной металлургии, факторы размещения, показывать крупнейшие металлургические центры

Составление характеристики отрасли, составление таблицы

Групповая

Составление характеристики отрасли, составление таблицы

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§24, отв. на вопросы, рубрика «Внимание! Проблема»


25

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Исследование

З. состав, роль, значение химико – лесного комплекса, химическая промышленность, понятие «комбинирование». «химизация».

У. выделять факторы влияющие на размещение химической промышленности; химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Н. находить местоположение и называть основные 4 химические базы России

Составление схемы, презентации Power Point

Групповая


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§25, 26, отв. на вопросы


26

Лесная промышленность

Лекция

З: особенности развития лесной промышленности, состав, место и значение в хозяйстве

У: выделять территории наиболее благоприятные для развития лесной промышленности; лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Н: определять факторы размещения лесной промышленности, находить на карте основные лесные базы России

Составление характеристики отрасли

Индивидуальная


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§27, составить 3-4 вопроса по теме


27

Агропромышленный комплекс

Изучение нового материала

З: состав, роль, значение, факторы размещения АПК У: объяснять взаимосвязи звеньев АПК

Н: анализ статистического материала и экономических карт

Самостоятельная работа, составление таблицы

Индивидуальная



§28, отв. на вопросы, рубрика «Внимание! Проблема»


28

Земледелие и животноводство.

Практикум

З. Сельскохозяйственные угодья и их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

У. объяснять взаимосвязи специализации земель на специализацию животноводства в разных районах страны, отличать с/х от других отраслей.

Н. находить местоположение районов выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Практическая работа

Групповая

4 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§29, закончить пр\р


29

Пищевая и лёгкая промышленность.

Контроль знаний

З. состав, роль, значение пищевой и легкой промышленности, факторы размещения. Продовольственная проблема в России. География важнейших отраслей.

У. Группировать отрасли пищевой промышленности по использованию сырья. Н. работать со статистическими материалами и экономической картой России, находить и показывать основные центры

Тестирование

Индивидуальная


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§30, отв. на вопросы


30





Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.


Изучение нового материала

З. состав, роль, значение инфраструктурного комплекса. Транспорт, состав комплекса. Коммуникации. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Пассажирооборот.

У. объяснять географические проблемы и перспективы развития; выделять преимущество и недостатки отдельных видов транспорта.

Н. находить и показывать основные транспортные пути, крупнейшие узлы.

Развёрнутый план




Индивидуальная





Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§31, записи в тетрадях


31

Сухопутный транспорт




Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.


§32, записать требования к современному транспорту


32





Водный и другие виды транспорта.

Практикум

Составление схемы, презентации Power Point, практическая работа

Групповая



§33, зад. в к\к


З. география социальной сферы, состав, место, значение. Социальная инфраструктура: состав и роль. География жилищного и рекреационного хозяйства. У. географические различия в обеспеченности россиян жильем.

Н. география рекреационного хозяйства

Составление схемы, презентации Power Point, практическая работа

Групповая

Индивидуальная



§34. Отв. на вопросы



33

Связь. Сфера обслуживания.

ИНМ

34

Зачет по теме «Экономика России»

Зачет



З: обобщение и систематизация

У: проверка ЗУНов

Н: работать с индивидуальными заданиями


Групповая

Индивидуальная




Инд. – карточки - задания


Региональная часть курса (22 часа)

Знать: различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо - Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:

выделять; существенные признаки географических объектов и явлений;

находить; в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России и обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

определять; влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей,

оценивать; экологические ситуации в разных регионах России

использовать; приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни для: проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий, решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и технических катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


35

Районирование России.

Изучение нового материала

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы ЭР.

3. задачи, принципы, проблемы районирования. Виды районирования: физико – географическое, историко – географическое, экономическое, природно- хозяйственное, экологическое

У. называть субъекты РФ, крупные географические регионы РФ (Центральная Россия, Северо –Запад, Север, Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток), и их территориальный состав.

Н . объяснять понятия: районирование, экономический район, специализация района, географическое разделение труда

Работа с картами, схемой

Групповая

Моделирование вариантов нового районирования России.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§35, отв. на вопросы, творческое задание


36

Западный макрорегион-Европейская Россия.


Комбинированный

Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и человека. Прогноз развития региона.


Фронтальный опрос

Индивидуальная


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§36, отв. на вопросы


37

Центральная Россия: состав, ЭГП, история освоения и природные ресурсы

ИНМ


З. состав, ЭГП, природные ресурсы региона. Специфика природы.

У. описывать особенности территории.

Н. анализировать экономическую карту России и статистические данные по Центральной России





§37, задание в к\к


38

Население и главные черты хозяйства Центральной России.

Практикум



З. Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, национальный состав, культура и традиции. Качество жизни. Хозяйственный потенциал региона, место и роль региона.

У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации.

Практическая работа

Групповая

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§38, отв. на вопросы, 3 уровень – составить задания



39

Узловые районы Центральной России.

Практикум




З. географические особенности района. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализ статистических данных и экономических

Самостоятельная работа

Индивидуальная



§39, подготовить характеристику Москвы и С. - Петербурга


40

Москва и Санкт – Петербург – две столицы





5 Сравнение географического положения и планировки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга.



Составить ОК по 2 столицам


41

Центральный экономический район

Комбинированный


Работа в группе

Групповая

Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.



§40, отв. на вопросы, рубрика «Внимание! Проблема»


42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.

Лекция с элементами беседы

З. географические особенности района: природные условия и ресурсы. Русские черноземы и гигант КМА . Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У.объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализ статистических данных и экономических карт

Составление конспекта

Индивидуальная

6 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.



§ 41, составить 3-4 задания или вопроса



43

Северо-Западный район.

Изучение нового материала

З. географические особенности района. Изменение ЭГП во времени. Особая роль Санкт – Петербурга. Специализация. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализ статистических данных и экономических карт

Фронтальный опрос

Индивидуальная



§42, рубрика «Внимание! Проблема»


44

Европейский Север: ГП, природные условия и ресурсы.

Лекция с элементами беседы

З. географические особенности района: природные предпосылки внутренних различий. История освоения. Природное и культурное наследие. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Специализация на добыче и переработке ресурсов. Проблемы развития.

У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализ статистических данных и экономических карт, выделять области, входящие в состав данного района

Составление картосхемы

Индивидуальная


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§43, отв. на вопросы, выполнить задания в к\к


45

Европейский Север: население и хозяйство

Практикум

Работа в группах

Групповая



Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§44, 45, вопросы для взаимопроверки


46

Европейский Юг -Северный Кавказ: ГП, природные условия и ресурсы.


Комбинированный

З. особенности ЭГП, состав, население, его национальный состав. Климатические ресурсы – основа с/х и рекреационной специализации района. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы района. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализировать их, выделять области, входящие в состав данного района

Фронтальный опрос

Индивидуальная

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§46, задания в к\к


47

Население и хозяйство Северного Кавказа.

Практикум

З. особенности размещения населения, его национальный состав.

У. объяснять культурно – этническую мозаику.

Н. работа с различными источниками информации, анализировать их, выделять области, входящие в состав данного района

Составление картосхемы.

Групповая


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§47, 48, отв. на вопросы


48

Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

З. географические особенности района, состав. Волга- экономический стержень района. Отрасли специализации. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Население. Крупные города У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, анализ статистических данных и экономических карт

Практическая работа

Географический диктант

Групповая

Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§49 , отв. на вопросы, зад. в к\к

Р.Т.58


49

Население и хозяйство Поволжья.

Практикум

Взаимоопрос

Групповая

7 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§50, 51, повторить записи в тетрадях


50

Урал: ГП, природные условия и ресурсы.

Лекция

З. географические особенности района: Урал в физико-, экономико-, и историко – географического понимании. Природные условия и ресурсы. Современная специализация. Крупнейшие промышленные узлы. Пути развития. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. . объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации, их анализ; показывать на карте субъекты РФ

Тестирование

Индивидуальная

8 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.



§52 , отв. на вопросы и выполнить зад. в к\к


51

Урал: население и хозяйство.

Комбинированный

Самостоятельная работа- составление конспекта

Групповая

Индивидуальная

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§53, 54, отв. на вопросы с. 267-268


52

Восточный макрорегион – Азиатская Россия.

Изучение нового материала

З. особенности природы, население, хозяйство.

У. сравнивать с другими макрорегионами, выявлять сходства и различия

Н. работать с экономической картой, выделять и показывать субъекты, входящие в состав макрорегиона

Работа в группах

Групповая


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§55, рис. 102


53

Западная Сибирь

Практикум

З. географические особенности района. Особенности природно – ресурсного потенциала. Нефтегазоносное Приобье. Угольно – металлургический комплекс Кузбасса. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации

Практическая работа

Индивидуальная

Групповая

9 Изучение и оценка природных условий Кузнецко - Алтайского района для жизни и быта человека.


Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§57, отв. на вопросы и выполнить зад. в к\к


54

Восточная Сибирь.

Семинар

З. географические особенности района: природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли промышленности. Пути решения. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. . объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации.

Тестирование

Работа по вопросам семинара

Индивидуальная

10 Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§58 , отв. на вопросы и выполнить зад. в к\к


55

Дальний Восток.


Комбинированный

З. географические особенности района. Своеобразие ЭГП. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленность. Города. Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. У. . объяснять специализацию и экономические связи, экологические проблемы региона. Оценить экологическую ситуацию. Н. работа с различными источниками информации.

Сообщения учащихся презентации Power Point

Групповая

11 Объяснение размещения крупных ТПК, установление причин, уровня сформированности каждого из них

Учебное электронное издание: «Хозяйство и регионы 9 класс»

§59, отв. на вопросы с. 302-303


56



Зачет по теме «Районирование России»

зачет

З: обобщение и систематизация

У: проверка ЗУНов

Н: работать с индивидуальными заданиями


Индивидуальная и групповая



Отв. на вопросы с. 303-304, инд. подготовить сообщ. по странам ближнего зарубежья


57

Страны ближнего зарубежья

(2 часа)

Украина, Белоруссия и страны Балтии

семинар

З. географические особенности государств нового зарубежья, страны СНГ: ГП стран, размеры, обеспеченность природными ресурсами, особенности естественного прироста, плотности, уровень урбанизации, крупнейшие города, основные отрасли.

У. оценить исторические, экономические и культурные связи с Россией.

Н. анализ работы с картами, таблицами, графиками, диаграммами





подготовить сообщ. по странам ближнего зарубежья


58

Закавказье и Азиатский Юго- Восток

конференция





§60, отв. на вопросы



59

География Республики Татарстан (8 часов)

ЭГП и природные ресурсы РТ.

Исследование

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты РТ; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение ( экономико-географическое, геополитическое и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал РТ





Записи в тетрадях


60

Население РТ

Дискуссия

Практическая работа

Групповая

Разработка по карте туристского маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.




61

Современная промышленность РТ

Семинар

Составление схемы, презентации Power Point

Групповая





62

Агропромышленный комплекс РТ

Исследование

Сообщения учащихся презентации Power Point

Групповая

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей. Р.Т.20





63

Транспортная система РТ

комбинирован

Составление схемы, презентации Power Point


Групповая





64

ЭГП и население Нурлатского района


семинар



Групповая





65

Хозяйство Нурлатского района

семинар


Групповая





66

Татарстан в экономике России

лекция







67

Обобщающее повторение по курсу «Население и экономика России»

обобщающий


З: обобщение и систематизация

У: проверка ЗУНов

Н: работать с индивидуальными заданиями


Групповая, индивидуальная





68

Подготовка к ГИА по географии

повторение




индивидуальная




































Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по экономической и социальной географии России

Автор: Корнеева Надежда Александровна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Разработка Рабочей  программы учителя по географии "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-uchitielia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "123912"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414599131"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по географии 10-11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafii1011klass"
    ["file_id"] => string(6) "309925"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458894435"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по географии для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "126891"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415219800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства