Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта второго поколения, авторской программы Климановой О.А., имеет чётко выраженную структуру. Состоит из пояснительной записки, указаны цели и задачи, место предмета в базисном учебном плане. В учебно-тематическом плане указано количество часов по авторской программе и сколько в рабочей программе. В календарно-тематическом планировании перечислены планируемые образовательные результаты, соответствующие ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. География.5 класс »
Муниципальное казначейское общеобразовательное учреждение
«Ельцовская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического совета школы
(протокол №___ от ______________)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______________
/Л. В.Чернышёва/
Приказ № _______
от «_______»______ 2015 г.
Рабочая программа
по географии
5класс
(основная ступень обучения)
2015-2016 учебный год
Составитель: Козликина Татьяна Владимировна,
учитель географии
первой квалификационной категории
Ельцовка, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
Федеральный перечень учебников 2015-2016 год.
Положение о рабочих программах МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа» Шипуновского района Алтайского края.
Примерная программа по учебным предметам. География 5-9 классы. 3 изд.- М.: Просвещение, 2012 г.
Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О. А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев; Дрофа,2014.
Данная рабочая программа в полной мере реализует содержание Программы основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И. А.И. Алексеев, О. А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев; Дрофа,2014.
Выбранная мною авторская программапо своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников, входящих в Федеральный перечень учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и учебные программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания учебных программ и школьных учебников.
География– это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира, дающая учащимся систему комплексных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Цели.
Формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и её объектов, географических основ охраны природы и рационального природопользования.
Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимание насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем.
Знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества.
Развитие ассоциативного мышления путём формирования географического образа мира.
Задачи.
- Формирование географической картины мира и общей культуры разных территорий.
- Формирование географического мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного
отношения к окружающей среде.
- Осознание единства природы, хозяйства и населения – идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения
проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества.
- Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
Место предмета в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов(1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курсу географии предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии 5-6 класса является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующих уровней и профильной дифференциации. Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно-ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.
В ходе изучения землеведения обучающиеся знакомятся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимосвязи природы и населения.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
Рабочая программа отличается от Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторов И. А.И. Алексеева, О. А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева. В связи с календарным планом количество часов в 2015-2016 учебном году – 32. В рабочую программу внесены уроки обобщающего повторения по разделам курса и курсу в целом с целью систематизации знаний учащихся.
Распределение резервного времени:
Раздел I. Как устроен мир 9 ч + 1 час на обобщение знаний
Раздел III. Как устроена наша планета 14 ч + 1 час на обобщение знаний
1 час – повторение по всему курсу
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Раздел. Тема
Количество часов в авторской программе
Количество часов в рабочей программе
Практикум
Раздел 1. Как устроен наш мир.
9
10
Тема 1. Земля во Вселенной.
5
5
Тема 2. Облик Земли.
4
5
Глобус как источник географической информации
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности
8
8
Тема 1. Изображение Земли.
2
2
Тема 2. Истрия открытия и освоения Земли.
6
6
Записки путешест венников и литературные произведения как источники геогра фической информации
Раздел 3. Как устроена наша планета.
14
15
Тема1. Литосфера.
5
5
Работа с коллекциями горных пород и минералов
Тема 2. Гидросфера
3
3
Тема 3. Атмосфера.
3
3
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой
Тема 4.Биосфера.
2
2
Экскурсия в природу
Тема 5. Природа и человек.
1
1
Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета».
-
1
Обобщающий урок по курсу «География. Землеведение»
-
1
Итого:
31
34
5
Резерв
4
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Предметные результаты обучения:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления, расстояния на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,
объяснять их особенности;
- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.
Мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы.
Гидросфера, речная система (и ее части). Озёра, болота, подземные воды, ледники.
Биосфера, биологический круговорот. - называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- уметь вести полевой дневник.
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- осуществлять поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- составлять план изучения или описания объекта;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения:
- Формирование ответственного отношения к учению,
- развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формы, методы, технологии обучения: словесные, наглядно-иллюстративные, научно-исследовательские, работа с атласами, контурными картами, создание проектов, проблемные задачи, практические работы, использование ИКТ, нетрадиционные формы (игры, уроки-путешествия).
Формы проверки и оценки знаний: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, топографический и терминологические диктанты, письменный опрос с разноуровневыми заданиями, работа по карточкам, решение задач, анализ карт, составление таблицы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
АВТОРЫ
НАЗВАНИЕ
ГОД ИЗДАНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
1
С.В.Курчина
География. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений
2014
М.: Дрофа
2
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В.
География. Землеведение. 5 класс
2014
М.: Дрофа
3
Атлас и контурные карты «Физическая география. Начальный курс» 6 класс;
2014
Картограф
4
А.В.Румянцев., Ким Э.В, Климанова О.А.
География. Землеведение. 5-6 класс: методическое пособие
2015
М.: Дрофа
5
Румянцев А.В., Ким Э.В, Климанова О.А.
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь
2014
М.: Дрофа
6
Румянцев А.В.
«География. Землеведение . 5 класс». Диагностика результатов образования.
Как менялось представление об устройстве мира? Как задолго до первого космического полёта учёные установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Объяснять значение понятий "геоцентрическая и гелиоцентрическая модель "
Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами.
Сравнивать две модели устройства мира,
привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе
Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учёбе, развитие личностной рефлексии
Учебно-познавательный интерес к географии,
осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
2
Звёзды и Галактики
Что такое звезда? Как определили расстояние до звёзд? Какие бывают звёзды? сколько всего звёзд.
Объяснять значение слов"звезда", "Галактика"
Работать с текстом, таблицами.
3
Солнечная система
Какие две группы планет выделяют ученные? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет -гигантов, объяснять значение понятий "астероид", «метеорит», «комета»
Работа с текстом, таблицами, фото.
Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и "Как человек исследует Солнечную систему?"
4
Луна-спутник Земли.
Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Описывать уникальные особенности Луны как спутника планеты Земля
Самостоятельно сформировать вопросы к тексту параграфа,
продолжить обучение в эвристической беседе.
5
Земля-планета Солнечной системы.
Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.
Работа с текстом, таблицами, фото.
Выявление причин и следствий простых явлений, решение практических и познавательных задач.
Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учёбе, развитие личностной рефлексии, понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
.
Тема 2. Облик Земли (6 часов)
6
Облик земного шара.
Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показывать географические объекты на карте
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
7
Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.
Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.
Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение)
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
8
Параллели и меридианы. Градусная сеть.
Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
9
Урок-практикум.
Глобус как источник географической информации
Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Определение расстояний и направлений по глобусу.
Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Глобус как источник географической информации
10
Обобщающий урок по теме: «Как устроен мир».
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов)
Тема 3. Изображение Земли (2 часа)
11
Способы изображения земной поверхности.
Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации формирование основ экологической культуры, необходимой для решения задач.
Ставить учебную задачу,
планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимать ценность географической информации для человечества.
12
История географической карты.
Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; уметь работать с картой.
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимать ценность географической информации для человечества
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов)
13
Географические открытия древности.
Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.
14
Географические открытия Средневековья
Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
15
Великие географические открытия.
Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
16
В поисках Южной Земли
Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
17
Исследование океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
18
Урок-практикум Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.
Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.
Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета (14 часов)
Тема 5. Литосфера (5 часов)
19
Внутреннее строение Земли
Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Объяснение ключевых слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой.
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления
• выявлять причины и следствия простых явлений
• составлять тезисы, различные виды планов
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли
20
Горные породы и их значение для человека
Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Объяснение ключевых слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые"
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Формирование ответственного отношения
к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
21
Урок-практикум Работа с коллекцией горных пород и минералов
Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Сравнивать свойства горных пород разного происхождения
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
Формирование ответственного отношения
к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Определение горных пород и полезных ископаемых
22
Рельеф и его значение для человека
Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека
Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.
связей
Работать по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки.
Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.
Работать по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки.
Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Знать и объяснять значение новых слов "гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды".
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.
25
Мировой океан и его части
Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Знать и объяснять значение новых слов "гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман"
Показ на карте частей Мирового океана.
Осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов.
Осознание роли Мирового океана для природы и человека
26
Гидросфера-кровеносная система Земли
Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Знать и объяснять значение ключевых слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы"
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод.
Тема 7. Атмосфера (3 часа)
27
Атмосфера Земли и её значение для человека.
Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Значение ключевых слов атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Формирование основ экологической культуры
28
Погода
Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Формирование основ экологической культуры
29
Урок-практикум.
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе.
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Тема 8.Биосфера (2 часа)
30
Биосфера - живая оболочка Земли
Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Значение новых слов: биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений
Формирование основ экологической культуры
31
Урок-практикум.
Экскурсия в природу.
Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности.
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Формирование основ экологической культуры
Экскурсия в природу
Тема 9. Природа и человек (1 час)
32
Воздействие человека на природу.
Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком, объяснять необходимость охраны природы
Умение работать с различными источниками информации, структурировать
учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Формирование основ экологической культуры
33
Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета».