Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 кл »
Содержание
1.
Пояснительная записка.
3-5
2
Содержание программы учебного курса
7-8
3
Календарно-тематическое планирование
9-17
4
Требования к уровню подготовки учащихся
18-20
5
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся
21
6
Приложение
22-29
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по географии для учащихся 9–х классов составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012, № 273 - ФЗ.
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрированного Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года, № 189.
Информационно-методические письма Министерства образования и науки Санкт-Петербурга «ОБ особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 2014-2015 учебном году» № 03-02/5639 от 24.07.2013(приложение 15)
Областного базисного учебного плана Санкт-Петербурга (приказа МОиН СП от 16.06.2011 № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2012 учебный год»).
Учебного плана ГБОУ СОШ № 582 на 2014-2015 учебный год.
Положения о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин учителями ГБОУ СОШ № 582
Примерная программа основного общего образования по географии 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2011г
Рабочая программа по курсу по географии предназначена:
для обучающихся обеспечивать реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников ГБОУ СОШ № 582 программа определять приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации основного общего образования;
для администрации ГБОУ СОШ № 582 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 9 класса ГБОУ СОШ № 582
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: Текущая аттестация проводится в форме тестового контроля, проверочных работ, топографических и географических диктантов, работы с контурными картами
Цели и задачи курса
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В календарно - поурочный план входит региональный компонент «География своей области», на его изучение отводится 9 часов. В раздел «Повторение» включены следующие основные разделы: «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», так как данные темы входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении географии на ступени основного общего образования. Тема «Введение» в 9 классе включает в себя повторение раздела обязательного минимума «Источники географической информации».
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания.
2.Содержание программы учебного предмета
68
Содержание учебного предмета
Раздел 1
Введения
4
Экономико-географическое и геополитическое положение страны, границы, пограничные государства, субъекты федерации.
Раздел 2
Общая экономико-географическая характеристика России.
Население России
Хозяйство России
7
3
Численность населения, прогноз изменения численности, воспроизводство населения, половозрастной состав, продолжительность жизни. Многонациональность страны как фактор формирования государства, языковой и религиозный состав. Размещение населения в зависимости от природных, исторических и социально-экономических причин, городское и сельское население, городские агломерации. Направление и типы миграций, причины, порождающие их на разных этапах страны. Трудовые ресурсы, различия в уровне занятости и жизни в разных регионах страны. Отраслевая и территориальная структура хозяйства страны, их особенности. Природно-ресурсный потенциал страны, его оценка, основные ресурсные базы. Первичные и вторичные секторы экономики.
Раздел 3
Межотраслевые комплексы России
20
Состав межотраслевых комплексов, их место и значение в экономике, проблемы развития. Основные базы, главные районы и основные центры размещения отраслей и предприятий. Влияние факторов на размещение предприятий. Влияние отраслей промышленности на окружающую среду, пути решения экологических проблем. Агропромышленный центр, его роль в жизни людей, проблемы и перспективы развития. Основные отрасли сельского хозяйства и районы выращивания отдельных культур, и разведение животных. Роль коммуникаций в размещении населения страны, сухопутный, водный и воздушный транспорт, транспортные узлы. География социальной сферы, науки, рекреационного хозяйства.
Раздел 4
География крупных регионов России
31
Районирование, задачи, принципы и проблемы. Состав района, особенности экономико-географического и геополитического положения, их влияние на хозяйство. Особенности населения, традиции и культура. Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны, география важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел 5
Россия в современном мире
3
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья, страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами.
3. Календарно - тематический план
№
Тема урока
Вид урока
Элементы обязательно го минимума образования
Формы контроля
Практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
Введение (4 часа)
1
Введение. Политико-государственное устройство России. Географическое положение
Изучение нового материала
Государственная территория. Сектора границы. Соседи России
Фронтальный
2
Государственная территория России
Изучение нового материала
3
Экономико-географическое и политико-географическое положение России
Изучение нового материала
4
Оценка ПГП и ЭГП России
практикум
Население Российской Федерации и новых независимых государств (7 чаов)
5
Исторические особенности заселения и освоения территории.
Изучение нового материала
Исторические особенности заселения и освоения территорий России. Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения.Определение типа воспроизводства своего региона (Новосибирская область)
Фронтальный опрос.
П/р Изучение и анализ статистических и графических материалов, характеризующих численность, движение населения, тенденции его изменения.
6
Численность и естественный прирост населения России.
Изучение нового материала
7
Национальный и религиозный состав России
Изучение нового материала
8
Миграции населения. Трудовые ресурсы
Изучение нового материала
Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
9
Размещение населения. Урбанизация.
Изучение нового материала
10
Обобщение по теме «Население России»
11
Проверочная работа по теме «Население России»
Урок-Семинар
Анализ карт, фронтальный опрос.
Хозяйство России ( 3часа)
12
Структурные особенности экономики России
Изучение нового материала
Географические особенности традиционной и командной систем. Государственный сектор, частный сектор, теневая экономика.
Индивидуальный устный опрос Устный опрос
13
Россия в современной мировой экономики. Перспективы развития страны
Урок актуализации знаний и умений.
Разгосударствление и приватизация, необходимость НТП и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия.
Опрос и элемент беседы
14
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.
Урок актуализации знаний и умений.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Уровни развития страны. Большие циклы
Работа с к/к
.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 1час)
15
Научный комплекс
лекция
Научный комплекс: его значение, состав, связь с другими комплексами.
Работа с картами
П/р Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Машиностроительный комплекс( 2 часа)
16
Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения Факторы размещения машиностроения.
Лекция с элементами беседы
Его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Особенности размещения.
Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос.
П/р Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
17
География машиностроения.
Практикум
Основные районы машиностроения. Крупные районы.
Работа с к\к, индивидуальный опрос
18
ВПК России
Лекция с элементами практической работы
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК )( 2 часа)
19
Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность. Нефтяная промышленность
Лекция с элементами практической работы
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, угольные и газовые бассейны. Их географическое положение География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.
Составление характеристики отрасли Сравнение между собой крупных угольных бассейнов
П/р Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.
20
Газовая и угольная промышленность страны
21
Электроэнергетика.
Практикум
Основные типы электростанций. Факторы из размещения.
Индивидуальный опрос, работа ск/к
§23, таб.28, рис.43
22
Комплекс отраслей производящих конструкционные материалы
лекция
23
Состав и значение комплексов Металлургический комплекс. Факторы размещения. Черная металлургия.
Изучение нового материала
Металлургические базы. Типы предприятий. Состав, место и значение в составе страны. Факторы размещения, типы предприятий.
Составление характеристики отрасли, работа с картами Составление характеристики отрасли, работа с картами
/р Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.
§24-25, таб. 29-30
§26, рис.43, карта
24
Цветная металлургия России
Изучение нового материала
25
Химико-лесной комплекс Факторы размещения химических предприятий.
Изучение нового материала
География лёгких и тяжёлых цветных металлов. Группировка отраслей химической промышленности. Особенности размещения. Экологические проблемы.
Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики отрасли, самостоятельная работа, заполнение таблицы
П/р Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
§27-28, таб. 31, карта
26
Лесная промышленность России
Изучение нового материала
27
АПК России
Изучение нового материала
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон и Земле. Интенсивный и экстенсивный пути развития
28
Земледелие и животноводство. Сельское хозяйство России
Изучение нового материала
29
Пищевая и легкая промышленность
Изучение нового материала
30
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта
Изучение нового материала
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущество и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда.
31
Сухопутный транспорт
Изучение нового материала
32
Водный и другие виды транспорта. Связь и сфера обслуживания
Изучение нового материала
Особенности водного транспорта. Проблемы морского транспорта. Связь и её роль в эпоху развития НТР.
Заполнение таблицы «Виды транспорта»
33
Обобщение по теме: «Межотраслевые комплексы России»
Урок -практикум
34
Проверочная работа по теме « Межотраслевые комплексы Росси»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Западный макрорегион – Европейская Россия(1 час)
35
Общая характеристика.
Урок – путешествие
Различия территории по условной степени хозяйственного освоения.
Работа с картами и атласом
§ 40
Центральная Россия (5 часов)
36
Состав, историческое изменение географического положения. Природные ресурсы
37
Население и трудовые ресурсы Центральной России.
Комбинированный
Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и
человека. Прогноз развития региона.
Фронтальный опрос. Работа с картами
§41
38
Экономика и территориальная структура Центральной России
39
Москва и Московский столичный регион. Узловые районы Центральной России.
Практикум
Учебное исследование по картам
П/р Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
§ 42-43§45§44
40
Узловые районы Центральной России
Урок -практикум
Северо-Западная Россия ( час)
41
Северо-Западная Россия
Практикум
ГП, особенности природы. Регионы экологически неблагоприятные.
Работа с к/к
П/р
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
§46, таб. 56
42
Калининградская область
Урок -практикум
43
Обобщение по теме «Центральная Россия»
Европейский Север ( 2 часа)
44
ГП, природные условия и ресурсы. Население.
Урок актуализации умений и знаний
Состав района. Специфика геополитического и географического положения Влияние историко-географических факторов на население и его традиции. Внутренние различия природы района. Природные ресурсы и их использование..
Учебное исследование по картам
§47
45
Хозяйство Европейского Севера
Урок -практикум
Европейский юг - Северный Кавказ ( 2 часа)
46
ЭГП, природные условия и ресурсы. Население.
Урок изучения нового материала
Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Хозяйство района. АПК.
Работа с картами
П/р Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.
§ 50§ 51,52
47
Хозяйство Северного Кавказа
Урок -практикум
Поволжье (2 часа)
48
ЭГП, природные условия и ресурсы. Население.
Урок актуализации знаний.
Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона Численность, естественный прирост. Миграция.
Особенности территориальной организации.
Составление таблицы
П/р Экологические и водные проблемы волги.
§ 53§ 54, 55
49
Хозяйство Повожья
Урок -практикум
Урал (3 час)+ Челябинская область (6 часов)
50
ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.
Урок актуализации знаний.
Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона. Численность, естественный прирост. Миграция.
Особенности территориальной организации
Работа с картами
П/р Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.
§ 56§ 57, 58
51
Население Урала
Хозяйство Урала
Урок -практикум
52
История заселения и хозяйственного освоения Ленинградской области
лекция
53
ЭГП и геополитическое положение Ленинградской области
лекция
54
География населения Ленинградской области
лекция
55
Общая характеристика хозяйства Ленинградской области
лекция
56
Отрасли специализации Ленинградской области, и их характеристика
лекция
57
АПК, развитие транспорта в Ленинградской области
лекция
58
Обобщение по теме «Западный макрорегион»
59
Проверочная работа «Западный макрорегион»
Урок -практикум
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)
60
Западная Сибирь
61
Восточная Сибирь.
Практикум
Состав района. Особенности ГП. ГП, природный и хозяйственный потенциал. Особенности природы.
Работа с картами
П/р Хозяйственная оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни человека.
§ 61§ 62
62
ТПК Восточной Сибири
63
Дальний восток.
Практикум
ГП, природный и хозяйственный потенциал. Особенности природы.
Работа с картами
п/р Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
§ 63
64
Обобщение по теме «Восточный макрорегион»
Россия и страны нового зарубежья ( 4 часа)
65
Страны нового зарубежья. СНГ.
Урок -практикум
Место России среди стран СНГ.
Работа в группах
§ 64
66
Белоруссия. Страны Балтии.
Комбинированный урок
Особенности хозяйства стран Балтии и СНГ.
Работа с картами, индивидуальный опрос.
§ 65, 66
67
Европейский Юго-запад
Комбинированный урок
Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность.
Работа с картами, индивидуальный опрос.
§ 67
68
Закавказье. Азиатский Юго-восток.
Комбинированный урок
Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность. Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность.
Работа с картами, индивидуальный опрос.
§68§ 69
4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебный курс
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволит привить школьникам навыки работы с тестовым материалом, т.е. фактически начать подготовку к ЕГЭ.
Кроме того, данная форма проверки знаний учащихся помогает осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашнего задания и закрепления полученных знаний на уроках.
Данные КИМы составлены в соответствии с учебником Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство, их содержание полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по природоведению, но и умения на различных уровнях усвоения материала. В основу данных тестовых заданий положены «Требования к уровню подготовки учащихся
Критерии оценивания
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Перечень географических объектов
География России (9 класс)
Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: