kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по географии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии 9 класс. Подготовил учитель первой категории Осипова Елена Васильевна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 9 класс»

МБОУ Страшевичская СОШ



Принято на педагогическом Утверждаю

совете школы Директор МБОУ Страшевичской СОШ

Протокол № 1 от 28.08. 2022г. ________Прудников В.А.



Рассмотрено на заседании Согласовано заместителем директора

МО_естественного цикла по учебной работе

Руководитель МО____Самолысова Т.В. Савченкова Т.Н.

Протокол №1 от 29.08.2022г. ____________________________






Программа по географии

9 класс









Разработал учитель первой категории

Осипова Елена Васильевна







2022г.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны знать/уметь:

называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;

  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:

  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности







Содержание учебного предмета

Введение (1час)

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 24 часа

Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.

Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.

Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.

Природно-ресурсный капитал. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.

Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве страны, его современное и перспективное распределение по территории России.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамика структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.

Газовая промышленность. Место России в мире по запасам и добыче природного газа. География его запасов и добыче природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Нефтяная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Угольная промышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Машиностроение. Значение в хозяйстве, объемы и особенности производства, состав. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.

Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География  пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Состав агропромышленного комплекса.

Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.

Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития.

Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки образования.

Жилищное хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.

Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателем. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Определение по картам и эколого-климатическим  показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

РАЙОНЫ РОССИИ – 27 часов

Европейская и азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.

Характеристика районов России: Европейский север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его физико-, экономико-географического и геополитического положения.

Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост иммиграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура района. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.

Практические работы. Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов страны и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйства.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов России.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одного из районов.

РОССИЯ В МИРЕ (4 часа)

Россия и мировое хозяйство. Виды внешне экономических связей. Роль России в мировой         торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешне торговые партнеры. Перспективы внешней торговли.

Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно-географического положения страны.

Практические работы. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным.

               



Тематическое планирование

дата

Тема

Примечание

Введение (1ч.)

1


Хозяйство как важнейший компонент территории.


Хозяйство России( 24ч. )

Общая характеристика хозяйства.( 6ч.)

2


Особенности хозяйства России.


3


Географическое положение как фактор развития хозяйства.


4


Человеческий капитал и качество населения.


5


Трудовые ресурсы и экономически активное население.

Практическая работа 1. По анализу карт определить типы территориальной структуры хозяйства России.



6


Природно – ресурсный капитал. Практическая работа 2. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.



7


Производственный капитал.


Промышленность ( 13ч.)

8


Топливно – энергетический комплекс.


9


Газовая промышленность.


10


Нефтяная промышленность.


11


Угольная промышленность. Практическая работа 3. Характеристика угольного бассейна России.


12


Электроэнергетика.


13


Машиностроение.


14


Главные районы размещения машиностроительных предприятий. Современные проблемы.


15


Металлургический комплекс. Состав, структура, место в хозяйстве. Практическая работа 4. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.


16


Черная металлургия.


17


Цветная металлургия.


18


Химическая промышленность.


19


Лесная промышленность.


20


Контрольная работа по теме: География отраслей.


Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс( 5ч.)

21


Сельское хозяйство.


22


Растениеводство. Практическая работа 5. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.


23


Земледелие и животноводство.

Практическая работа 6. Определение главных районов животноводства.


24


Пищевая и легкая промышленность


25


Агропромышленный комплекс.


Сфера услуг ( 10ч. )

26


Транспортный комплекс.


27


Железнодорожный транспорт.


28


Автомобильный транспорт.


29


Воздушный транспорт.


30


Морской транспорт.


31


Внутренний водный транспорт.


32


Связь.


33


Наука и образование.


34


Жилищное хозяйство.


35


Контрольная работа по теме: «Агропромышленный

комплекс и сфера услуг».


Районы России( 27ч. )

36


Европейская и азиатская часть России.

Практическая работа 7. Определение разных видов районирования России.


37


Европейский Север. ГП.


38


Особенности природы. Практическая работа 8. Выявления и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.


39


Население. Санкт – Петербург – северная столица России.


40


Хозяйство. Проблемы района.


41


Европейский Северо –Запад. ГП. Особенности природы.


42


Население.


43


Хозяйство. Жизнь людей, специализация экономики .


44


Центральная Россия. ГП. Особенности природы.


45


Население. Города Центрального района.


46


Специализация хозяйства.


47


Европейский Юг. ГП. Особенности природы.


48


Население. Народы гор и предгорий.


49


Природная и хозяйственная специфика.


50


Поволжье. ГП. Особенности природы.


51


Многонациональный состав населения.


52


Хозяйство. Мощная пищевая промышленность.


53


Урал. ГП. Особенности природы.


54


Население. Современная этническая пестрота. Хозяйство.


55


Западная Сибирь. ГП. Особенности природы.


56


Население и хозяйство.


57


Восточная Сибирь. ГП. Особенности природы.


58


Коренные народы, быт.


59


Хозяйство. Практическая работа 9. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.


60


Дальний Восток. ГП. Особенности природы.


61


Относительная молодость населения.


62


Хозяйство. Якутские алмазы.


63


Контрольная работа по теме: Районы России.


Россия в мире (4ч.)

64


Россия и мировое хозяйство.



65


Россия в системе мировых транспортных коридоров. Практическая работа 10. Анализ показателей внешней торговли России.


67


Учебная дискуссия : Свободные экономические зоны Дальнего Востока, перспективы развития и проблемы.


68


Контрольная работа по теме : Россия в мире.


  • План контроля

Количество часов за неделю/год

2 час в неделю, 68 часов за год

Из них на

1 полугодие

2 полугодие

16 часов

18 часов

Контроль ЗУН учащихся: письменные контрольные, проверочные, творческие работы

Творческие -1

Контрольных- 2


  • Творческие- 1

  • Контрольных - 2


Практические работы

6

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа по географии 9 класс

Автор: Елена Васильевна Осипова

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа: География 9 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia_programma_geografiia_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "615712"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666541795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства