Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии, 5 класс " Развитие знаний о Земле"»
Практическая работа № 1
Составление таблицы «Развитие знаний о Земле»
Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох; закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли
Оборудование: учебник, атлас, карты географических открытий, справочники, энциклопедии, глобус, Интернет.
Основные понятия:
Эпоха Великих географических открытий: период с середины XV в. до серединыXVII в., ознаменовался крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками. Выделяют три главных направления: южное – вокруг Африки, западное - через Атлантический океан, северное водное – вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки и северное сухопутное – через Северную Азию.
Глобус – объемная модель Земного шара, изображающая всю земную поверхность с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей.
Географическая карта – обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в определенном масштабе и с помощью условных обозначений.
Ход работы
Используя учебник, атлас, карты географических открытий, справочники, энциклопедии, глобус, Интернет заполнить таблицу
№п/п
Век (год), исследователь
Основные открытия, их значение
Древняя эпоха
1
До VI в. до н.э.
2
V в. до н.э. Геродот
3
IV в. до н.э. Аристотель
4
III-II вв. до н.э. Эрастофен
5
I-II вв. н.э. Клавдий Птомелей
Средние века (V-XVвв.)
6
1271 – 1295 гг. Марко Поло
7
1325 – 1349 гг. Ибн Баттута
8
1468 г. Афанасий Никитин
9
1492 г. Мартин Бехайм
10
XV в. Генрих Мореплаватель (Португальский)
Эпоха Великих географических открытий, серединаXVв. - серединаXVIIв.
11
1487–1488 гг. Бартоломеу Диаш
12
1492 – 1504 гг. Христофор Колумб
13
1497 – 1499 гг. Васко Да Гама
14
1519 – 1521 гг. Фернан Могеллан
15
1577 – 1580 гг. Френсис Дрейк
16
1642 – 1643 гг. Абел Тасман
17
XVI – XVII вв. Русские землепроходцы: Ермак Тимофеевич, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров
указывающая свободным концом, в каком направлении снижается склон.
1 Определите стороны горизонта по плану местности.
2 По плану местности определите четыре объекта для наблюдения.
3 Определите объект – точку отсчета вашего маршрута.
4 От точки отсчета определите азимут выбранных объектов.
5 Измерьте расстояние от точки отсчета до выбранных объектов в
сантиметрах.
6 Используя масштаб местности, определите действительное
расстояние от точки отсчета до выбранных объектов.
7 Составьте описание маршрута от точки отсчета к выбранному вами
объекту с использованием полученных данных и условных знаков
плана местности.
Дополнительное задание для любознательных:
Составьте рассказ – описание своего путешествия с использованием
различных условных знаков (изобразите их по ходу описания своего
маршрута)
Практическая работа № 6
Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности
Цель: научиться определять с помощью карт абсолютную и относительную высоту
объектов, решать простейшие задачи
Оборудование: учебник, атлас: физическая карта мира, физическая карта России,
Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря
Относительная высота – превышение одной точки на земной поверхности над
Горизонталь – линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой
Ход работы
I вариант
1 По плану местности определите абсолютную высоту объектов:
2 Рассчитайте относительную высоту между школой с. Сосновское и ветряной
3 По физической карте полушарий определите абсолютную высоту самых
а) Анды (г. Аконкагуа)
б) Кавказ (г. Эльбрус)
4 По физической карте России определите абсолютную высоту городов:
б) Тюмень
5 Определите по физической карте России абсолютную и относительную
высоту между Иркутском и Москвой.
II вариант
1 По плану местности определите абсолютную высоту объектов:
б) детский сад г. Новоград
2 Рассчитайте относительную высоту между стадионом г. Новограда и
трансформаторной будкой с. Сосновское
3 По физической карте полушарий определите абсолютную высоту самых
а) вулкан Килиманджаро
б) Кордильеры (г. Мак - Кинли)
4 По физической карте России определите абсолютную высоту городов:
б) Чита
5 Определите по физической карте России абсолютную и относительную
высоту между Челябинском и Владивостоком.
Практическая работа № 7
Определение географических координат по географической карте
Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте
Оборудование: атлас, физическая и политическая карта мира или полушарий.
Основные понятия:
Географические координаты – величины в градусах, определяющие местоположение любой точки на земной поверхности.
Географическая широта – расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки земной поверхности, бывает северная и южная
Географическая долгота – расстояние в градусах вдоль параллелей от нулевого меридиана до 180-го, бывает восточная и западная
Градусная сетка – основа для определения географических координат, образована параллелями и меридианами.
Экватор– окружность на поверхности глобуса, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях
Параллели – окружности, проведенные параллельно экватору, по мере приближения к полюсам их радиус уменьшается, счет от 00 на экваторе и до 900 на полюсах
Меридианы – условные прямые линии, соединяющие Северный и Южный полюса, длина всех меридианов одинакова.
Ход работы
Iвариант
Определите географические координаты городов:
Москва
Оттава
Канберра
По предложенным географическим координатам определите названия объектов
40 ю.ш., 380 в.д
390 с.ш., 1180 в.д.
560 с.ш., 1600 в.д.
Какой географической широты не бывает
400 с.ш.
300 з.ш.
600 ю.ш.
1200 с.ш.
Какой географической долготы не существует
200 в.д.
400 з.д.
600 с.д.
800 ю.д
Какой город и почему расположен ближе к экватору?
360 с.ш. 30 в.д.
330 с.ш. 680 в.д.
280 с.ш. 770 в.д.
Практическая работа № 7
Определение географических координат по географической карте
Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте.
Оборудование: атлас, физическая и политическая карта мира или полушарий.
Основные понятия:
Географические координаты – величины в градусах, определяющие местоположение любой точки на земной поверхности.
Географическая широта – расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки земной поверхности, бывает северная и южная
Географическая долгота – расстояние в градусах вдоль параллелей от нулевого меридиана до 180-го, бывает восточная и западная
Градусная сетка – основа для определения географических координат, образована параллелями и меридианами.
Экватор– окружность на поверхности глобуса, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях
Параллели – окружности, проведенные параллельно экватору, по мере приближения к полюсам их радиус уменьшается, счет от 00 на экваторе и до 900 на полюсах
Меридианы – условные прямые линии, соединяющие Северный и Южный полюса, длина всех меридианов одинакова.
Ход работы
IIвариант
Определите географические координаты городов:
Луанда
Мехико
Токио
По предложенным географическим координатам определите названия объектов
280 ю.ш., 1090 з.д.
70 ю.ш., 1050 в.д.
390 с.ш., 780 з.д.
Какой географической широты не бывает
200 ю.ш.
500 с.ш.
1400 ю.ш.
800 в.ш.
Какой географической долготы не существует
550 с.д.
700 в.д.
1200 з.д.
1400 ю.д.
Какой город и почему расположен ближе к нулевому меридиану?
480с.ш. 20в.д.
160 ю.ш. 470 з.д.
50 ю.ш. 150 в.д.
Практическая работа № 8
Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках мира
Цель: закрепить первичные знания о политической карте мира; научиться находить и обозначать на контурной карте самые крупные государства, их границы и столицы.
Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира, контурные карты.
Основные понятия:
Политическая карта – тематическая карта, на которой указаны страны и государства мира, их границы и столицы.
Границы – линии, определяющие пределы государственных территорий (акваторий), которые устанавливаются по соглашению между соседними государствами.
Пунсон– условный знак населенного пункта в виде кружка на мелкомасштабных географических картах.
Столица – главный политико–административный центр государства, статус которого определен конституцией.
Ход работы
На контурной карте обозначьте границы государств и их столицы:
Евразия – Россия (Москва), Франция (Париж), Китай (Пекин), Индия (Нью – Дели), Казахстан (Астана).
Северная Америка – Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико).
Южная Америка – Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос – Айрес), Венесуэла (Каракас).
Австралия – Австралийский Союз (Канберра)
На контурной карте России обозначьте государственную границу нашей страны, столицу – Москва и сопредельные страны.
По суше – Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Абхазия, Южная Осетия.
По морю: Япония, США.
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа
Цель: закрепить знания о расположении крупнейших тектонических структур и форм рельефа Земли; научиться правильно обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта литосферных плит.
Основные понятия:
Литосферные плиты – крупные блоки земной коры, ограниченные со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов
Сейсмические пояса – вытянутые на несколько тысяч км подвижные участки земной коры, возникшие на границе литосферных плит, сопровождающиеся землетрясениями и горообразовательными процессами.
Горы– поднятия земной коры в виде изолированных вершин над прилегающими равнинными пространствами.
Вулканы – геологические образования, возникшие при подъеме из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы.
Ход работы
Найти на карте атласа и обозначить на контурной карте мира: