kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа по географии, 5 класс " Развитие знаний о Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведен привет практической работы с испольтзованием учебника и атласа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии, 5 класс " Развитие знаний о Земле"»

Практическая работа № 1

Составление таблицы «Развитие знаний о Земле»


Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох; закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли

Оборудование: учебник, атлас, карты географических открытий, справочники, энциклопедии, глобус, Интернет.


Основные понятия:

Эпоха Великих географических открытий: период с середины XV в. до серединыXVII в., ознаменовался крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками. Выделяют три главных направления: южное – вокруг Африки, западное - через Атлантический океан, северное водное – вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки и северное сухопутное – через Северную Азию.

Глобус – объемная модель Земного шара, изображающая всю земную поверхность с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей.

Географическая карта – обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в определенном масштабе и с помощью условных обозначений.


Ход работы


Используя учебник, атлас, карты географических открытий, справочники, энциклопедии, глобус, Интернет заполнить таблицу


п/п

Век (год), исследователь

Основные открытия, их значение

Древняя эпоха

1

До VI в. до н.э.


2

V в. до н.э. Геродот


3

IV в. до н.э. Аристотель


4

III-II вв. до н.э. Эрастофен


5

I-II вв. н.э. Клавдий Птомелей


Средние века (V-XV вв.)

6

1271 – 1295 гг. Марко Поло


7

1325 – 1349 гг. Ибн Баттута


8

1468 г. Афанасий Никитин


9

1492 г. Мартин Бехайм


10

XV в. Генрих Мореплаватель (Португальский)


Эпоха Великих географических открытий, середина XVв. - середина XVIIв.

11

1487–1488 гг. Бартоломеу Диаш


12

1492 – 1504 гг. Христофор Колумб


13

1497 – 1499 гг. Васко Да Гама


14

1519 – 1521 гг. Фернан Могеллан


15

1577 – 1580 гг. Френсис Дрейк


16

1642 – 1643 гг. Абел Тасман


17

XVI – XVII вв. Русские землепроходцы: Ермак Тимофеевич, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров


18

1768 – 1779 гг. Джеймс Кук


19

1803 – 1806 гг. Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский


20

1820 г. Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев


Современные географические исследования

21

1909 г. Роберт Пири


22

1911 г. Раул Амудсен

1912 г. Роберт Скот


23

1924 – 1937 гг. Отто Шмидт


24

С 1956 г. Исследование Арктики


25

Изучение Мирового океана, атмосферы и космоса



Вывод:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________










































Практическая работа № 2

Анализ схемы

«Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Цель: научиться анализировать схему «Географические следствия вращения Земли

вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений,

объяснять схему дня и ночи, времен года, показывать на схеме положение планеты в

дни равноденствия и солнцестояния

Оборудование: учебник, атлас, карандаш, линейка

Земная ось – воображаемая прямая линия, вокруг которой происходит суточное

вращение Земли. Эта линия проходит через центр Земли и соединяет две

противоположные точки на земной поверхности – географические полюса

Осевое движение – движение Земли вокруг своей оси

Орбитальное движение – движение Земли вокруг Солнца

Экватор – условная линия на поверхности Земли, все точки которой отстоят от

обоих полюсов на равных расстояниях. Экватор делит земной шар на два полушария

– Северное и Южное. Он является линией постоянного равноденствия. Солнце

бывает над экватором в зените дважды в году.

Тропики (Северный и Южный) – параллели, отстоящие на 23027’ к северу и к югу от

экватора. Тропики ограничивают околоэкваториальное пространство.

Зенит – самое высокое положение Солнца над горизонтом

Полярные круги (Северный и Южный) – параллели в Северном и Южном

полушариях с широтой 66033,, которые ограничивают ту область вокруг полюсов,

где бывают полярный день и полярная ночь

Ход работы

Задание 1 Выполните задание на схеме: «Вращение Земли вокруг своей оси»:

А) Укажите стрелочкой направление осевого движения Земли.

Б) Подпишите на схеме экватор, тропики и полярные круги планеты.

В) Подпишите на схеме пояса освещенности.

Г) Под каким углом наклона земная ось к плоскости орбиты?

Изобразите данный угол на схеме.


























Практическая работа № 3

Определение различных способов ориентирования на местности.

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, Солнцу и местным

Оборудование: учебник, атлас, транспортир, линейка, карандаш.

Ориентирование на местности

– определение наблюдателем своего

местоположения (точки стоянки) относительно сторон горизонта, ориентиров,

выделяющихся на общем фоне форм земной поверхности. Проводится с помощью

компаса и карты, по аэрофотоснимкам, а также приближённо по местным

предметам, Солнцу, Луне, звездам.

Компас – прибор для ориентирования относительно сторон горизонта.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на определенный

Ход работы

1 Укажите стороны горизонта на предложенной схеме.

2 Подписать азимут основных сторон горизонта.

3 Ориентирование

по

компасу:

компас

на

ровной

и

отпустите

предохранитель. Поверните компас так,

чтобы стрелка совпала с направлением

на север. Теперь компас ориентирован по

сторонам горизонта.




























Практическая работа № 4

Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение

расстояний между географическими объектами с помощью масштаба

Цель: научиться пользоваться различными видами масштаба и уметь переводить

один вид масштаба в другой, измерять расстояние на карте с помощью масштаба

Оборудование: учебник, физическая и политическая карта мира, линейка

Масштаб (плана или карты) – величина, показывающая, во сколько раз расстояние

на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности. Виды масштаба:

численный, именованный, линейный.

1 км = 1000 м или 100 000 см.

1: 1 000 – численный масштаб;

1 см = 10 м – именованный масштаб;

Ход работы

1 Переведите численный масштаб в именованный:

2 вариант

а) 1: 4 000

б) 1: 600 000

2 Переведите именованный масштаб в численный:

2 вариант

1 см = 5 км

а) б) 1 см = 40 м

3 Почему на картах используют различные масштабы?

определите масштаб карты, если реальное расстояние в 15 км на карте равно 5 см.

1 По условию задачи 5 см = 15 км

2 1 см = 15 км: 5 см = 3 км

Ответ: масштаб карты – 1 см = 3 км

4 Определите масштаб карты, если

1 вариант

2 вариант

городами

расстояние между городами Иркутском и

Москвой и Оренбургом – 1 250 км, а

Владивостоком – 2 250 км, а на карте

составило 10 см.

5 Определите действительное расстояние между городами Нью- Дели

(Индия и Канберра (Австралийский Союз), если

2 вариант

масштаб карты – 1 см = 250 км, а на

масштаб карты – 1 см = 550 км, а на карте

получили 5 см.

Дополнительное задание:

1 По физической карте России с помощью масштаба определите

расстояние между городами:

а) Москва – Санкт – Петербург

2 Начертите отрезок в масштабе 1: 5 000, если на местности он составил

Численный масштаб

Линейный масштаб

1 : 15 000

10 0 10 20 30

Вывод:______________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Составление описание маршрута по плану местности

Цель: научиться определять азимут, расстояние между объектами с

помощью масштаба, составлять описание маршрута по условным знакам.

Оборудование: учебник, атлас, план местности, транспортир, линейка.

Основные понятия:

План местности – чертеж небольшого участка земной поверхности,

выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Горизонталь – линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой

абсолютной высотой.

Бергштрих – черточка, проведенная перпендикулярно горизонтали,

указывающая свободным концом, в каком направлении снижается склон.

1 Определите стороны горизонта по плану местности.

2 По плану местности определите четыре объекта для наблюдения.

3 Определите объект – точку отсчета вашего маршрута.

4 От точки отсчета определите азимут выбранных объектов.

5 Измерьте расстояние от точки отсчета до выбранных объектов в

сантиметрах.

6 Используя масштаб местности, определите действительное

расстояние от точки отсчета до выбранных объектов.

7 Составьте описание маршрута от точки отсчета к выбранному вами

объекту с использованием полученных данных и условных знаков

плана местности.

Дополнительное задание для любознательных:

Составьте рассказ – описание своего путешествия с использованием

различных условных знаков (изобразите их по ходу описания своего

маршрута)

































Практическая работа № 6

Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности

Цель: научиться определять с помощью карт абсолютную и относительную высоту

объектов, решать простейшие задачи

Оборудование: учебник, атлас: физическая карта мира, физическая карта России,

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря

Относительная высота – превышение одной точки на земной поверхности над

Горизонталь – линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой

Ход работы

I вариант

1 По плану местности определите абсолютную высоту объектов:

2 Рассчитайте относительную высоту между школой с. Сосновское и ветряной

3 По физической карте полушарий определите абсолютную высоту самых

а) Анды (г. Аконкагуа)

б) Кавказ (г. Эльбрус)

4 По физической карте России определите абсолютную высоту городов:

б) Тюмень

5 Определите по физической карте России абсолютную и относительную

высоту между Иркутском и Москвой.

II вариант

1 По плану местности определите абсолютную высоту объектов:

б) детский сад г. Новоград

2 Рассчитайте относительную высоту между стадионом г. Новограда и

трансформаторной будкой с. Сосновское

3 По физической карте полушарий определите абсолютную высоту самых

а) вулкан Килиманджаро

б) Кордильеры (г. Мак - Кинли)

4 По физической карте России определите абсолютную высоту городов:

б) Чита

5 Определите по физической карте России абсолютную и относительную

высоту между Челябинском и Владивостоком.













Практическая работа № 7

Определение географических координат по географической карте


Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте

Оборудование: атлас, физическая и политическая карта мира или полушарий.

Основные понятия:

Географические координаты – величины в градусах, определяющие местоположение любой точки на земной поверхности.

Географическая широта – расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки земной поверхности, бывает северная и южная

Географическая долгота – расстояние в градусах вдоль параллелей от нулевого меридиана до 180-го, бывает восточная и западная

Градусная сетка – основа для определения географических координат, образована параллелями и меридианами.

Экватор – окружность на поверхности глобуса, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях

Параллели – окружности, проведенные параллельно экватору, по мере приближения к полюсам их радиус уменьшается, счет от 00 на экваторе и до 900 на полюсах

Меридианы – условные прямые линии, соединяющие Северный и Южный полюса, длина всех меридианов одинакова.


Ход работы


I вариант

  1. Определите географические координаты городов:

  1. Москва

  2. Оттава

  3. Канберра


  1. По предложенным географическим координатам определите названия объектов

  1. 40 ю.ш., 380 в.д

  2. 390 с.ш., 1180 в.д.

  3. 560 с.ш., 1600 в.д.


  1. Какой географической широты не бывает

  1. 400 с.ш.

  2. 300 з.ш.

  3. 600 ю.ш.

  4. 1200 с.ш.


  1. Какой географической долготы не существует

  1. 200 в.д.

  2. 400 з.д.

  3. 600 с.д.

  4. 800 ю.д


  1. Какой город и почему расположен ближе к экватору?

  1. 360 с.ш. 30 в.д.

  2. 330 с.ш. 680 в.д.

  3. 280 с.ш. 770 в.д.


Практическая работа № 7

Определение географических координат по географической карте


Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте.

Оборудование: атлас, физическая и политическая карта мира или полушарий.

Основные понятия:

Географические координаты – величины в градусах, определяющие местоположение любой точки на земной поверхности.

Географическая широта – расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки земной поверхности, бывает северная и южная

Географическая долгота – расстояние в градусах вдоль параллелей от нулевого меридиана до 180-го, бывает восточная и западная

Градусная сетка – основа для определения географических координат, образована параллелями и меридианами.

Экватор – окружность на поверхности глобуса, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях

Параллели – окружности, проведенные параллельно экватору, по мере приближения к полюсам их радиус уменьшается, счет от 00 на экваторе и до 900 на полюсах

Меридианы – условные прямые линии, соединяющие Северный и Южный полюса, длина всех меридианов одинакова.


Ход работы


II вариант

  1. Определите географические координаты городов:

  1. Луанда

  2. Мехико

  3. Токио


  1. По предложенным географическим координатам определите названия объектов

  1. 280 ю.ш., 1090 з.д.

  2. 70 ю.ш., 1050 в.д.

  3. 390 с.ш., 780 з.д.


  1. Какой географической широты не бывает

  1. 200 ю.ш.

  2. 500 с.ш.

  3. 1400 ю.ш.

  4. 800 в.ш.


  1. Какой географической долготы не существует

  1. 550 с.д.

  2. 700 в.д.

  3. 1200 з.д.

  4. 1400 ю.д.


  1. Какой город и почему расположен ближе к нулевому меридиану?

  1. 480 с.ш. 20 в.д.

  2. 160 ю.ш. 470 з.д.

50 ю.ш. 150 в.д.

Практическая работа № 8

Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках мира


Цель: закрепить первичные знания о политической карте мира; научиться находить и обозначать на контурной карте самые крупные государства, их границы и столицы.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира, контурные карты.


Основные понятия:

Политическая карта – тематическая карта, на которой указаны страны и государства мира, их границы и столицы.

Границы – линии, определяющие пределы государственных территорий (акваторий), которые устанавливаются по соглашению между соседними государствами.

Пунсон – условный знак населенного пункта в виде кружка на мелкомасштабных географических картах.

Столица – главный политико–административный центр государства, статус которого определен конституцией.


Ход работы


  1. На контурной карте обозначьте границы государств и их столицы:

Евразия – Россия (Москва), Франция (Париж), Китай (Пекин), Индия (Нью – Дели), Казахстан (Астана).

Африка – Алжир (Алжир), Ливия (Триполи), Ангола (Луанда), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).

Северная Америка – Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико).

Южная Америка – Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос – Айрес), Венесуэла (Каракас).

Австралия – Австралийский Союз (Канберра)


  1. На контурной карте России обозначьте государственную границу нашей страны, столицу – Москва и сопредельные страны.

По суше – Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Абхазия, Южная Осетия.

По морю: Япония, США.

Практическая работа № 9

Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа


Цель: закрепить знания о расположении крупнейших тектонических структур и форм рельефа Земли; научиться правильно обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта литосферных плит.


Основные понятия:

Литосферные плиты – крупные блоки земной коры, ограниченные со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов

Сейсмические пояса – вытянутые на несколько тысяч км подвижные участки земной коры, возникшие на границе литосферных плит, сопровождающиеся землетрясениями и горообразовательными процессами.

Горы – поднятия земной коры в виде изолированных вершин над прилегающими равнинными пространствами.

Вулканы – геологические образования, возникшие при подъеме из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы.


Ход работы


  1. Найти на карте атласа и обозначить на контурной карте мира:

Литосферные плиты: Евразийская, Южно – Американская, Северо – Американская, Африканская, Тихоокеанская, Индо – Австралийская, Антарктическая.


  1. Найти на карте атласа и обозначить на контурной карте полушарий:

Сейсмические пояса: Тихоокеанский, Атлантический

Горы: Альпы, Атлас, Карпаты, Крымские, Кавказ (г. Эльбрус, 5 642 м), Скандинавские, Уральские, Кордильеры, Аппалачи, Гималаи (г Джомолунгма – Эверест, 8 850 м), Анды, Большой Водораздельный хребет.

Вулканы: Ключевская Сопка, Гекла, Этна, Везувий, Кракатау, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро.

Равнины: Восточно – Европейская, Великая Китайская.

Низменности: Амазонская, Западно – Сибирская, Индо – Ганская, Прикаспийская.

Возвышенности: Среднерусская.

Плоскогорья: СреднесибирскоеДекан, Бразильское.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практическая работа по географии, 5 класс " Развитие знаний о Земле"

Автор: Ирина Николаевна Коновалова

Дата: 20.07.2022

Номер свидетельства: 611203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме  «Ориентирование. Азимут». "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-oriientirovaniie-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "174721"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424173495"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тематическое планирование по географии 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(54) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "220019"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467851"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Современный урок географии в 6-ом классе по теме «Реки Земли» "
    ["seo_title"] => string(69) "sovriemiennyi-urok-ghieoghrafii-v-6-om-klassie-po-tiemie-rieki-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "174829"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424184382"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Программа курса "География. Землеведение " "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-kursa-gieoghrafiia-ziemlieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226979"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440546613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства