острова, полуострова, архипелаги.
крупных островов, полуостровов и морей России.
частей Мирового океана.
| Этапы урока и смысловые блоки | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1) Организационный момент. |
| | Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. | |
| 2) Актуализация знаний учащихся. |
| | Вводная беседа. Вопросы: - Сколько на земле океанов? - Назовите их. | Ответы: 4. Тихий, Атлантический, Индийский, Сев. Ледовитый |
| 3) Изучение нового материала. |
| | Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы изучаем тему « Мировой океан и его части». Запишите тему в тетради. Целепологание. На уроке мы должны изучить, что такое Мировой океан, океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки. Также наша задача – научиться описывать географическое положение морей. Мы будем также с вами наносить на контурную карту части Мирового океана. | |
| 1) Океаны и их границы. | - Итак, из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый Южный океан). | |
| - Какова площадь земного шара? | 510 млн.кв.км.. |
| Схема «Площади поверхности океанов» (на стенде) На мировой океан приходится 361,1 млн.кв.км. Тихий – 178,62 млн.кв.км. Атлантический – 91,56 млн.кв.км. Индийский – 76,17 млн.кв.км. Северный Ледовитый – 14,75 млн.кв.км. | |
| Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.) |
| Задание. В контурной карте подпишите названия и площадь океанов. - Какой океан самый большой? - Какой океан самый маленький? - Какой океан самый глубокий? - Какой океан самый мелкий? | Работа в контурной карте. |
| 2) Материки. | 149 млн.кв. км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки. | |
| Определение понятия «Материки». | Материки – большие участки суши, окруженные водой. | Запись в тетрадь. |
| Покажите на карте и назовите 6 материков. | |
| Задание. Подпишите в контурной карте названия материков. | Работа в контурной карте. |
| - Какой самый большой материк? - Какой самый маленький? | |
| 3) Острова и их происхождение. Архипелаги. Полуострова. | - В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров – это Гренландия (2,176 тыс.кв. км). | |
| Определение понятия «остров». | Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. | Запись в тетрадь |
| Задание. По физической карте полушарий найдите острова и назовите их. | Работа с картой атласа. |
| Рассказ учителя. Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские острова), коралловые (Большой Барьерный риф). | |
| Определение понятия «архипелаг». | - В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. | Запись в тетрадь. |
| Задание. По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. | Работа с картой атласа. |
| Определение понятия «полуостров». | - Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.кв. км) на Земле. А в России – Камчатка. | |
| Задание: 1. Откройте учебник с.71 параграф 24 найдите и запишите определение понятия «полуостров». Задание: 2. По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова. | Запись в тетрадь. Работают по карте в атласе |
| 4) Моря и их географическое положение. | - Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря. | |
| Определение понятия «море». | Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями. По местоположению моря бывают: окраинными (прилегают к материку) - Баренцево, Карское; внутренними (окружены со всех сторон сушей) - Балтийское, Черное. Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое. Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его показывают «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета). | Запись в тетради |
| Сейчас нам нужно познакомиться с планом описания ГП моря и научиться определять ГП моря. Откройте план в учебнике. Прочтите план. | |
| Задание. Определите ГП Средиземного моря (устно). - Назовите «цветные» моря? - Является ли Каспийское море – морем? | Устно по карте определяют ГП Средиземного моря. |
| 5) Заливы и проливы. | - В Мировом океане есть еще заливы и проливы. Залив – часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок к океанам. (Учитель показывает по карте крупные заливы) Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка. Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место). | |
| Определение понятий «залив», «пролив». | Задание: 1. Найдите и назовите проливы на карте. Задание: 2. Напишите в тетрадь определение понятия «залив» и «пролив» | 1) Работа с картой атласа. 2) Запись в тетрадь. |
| 4. Закрепление. |
| | Игра «Найди меня» Задание. На доске названия островов, полуостровов, материков, вы должны их найти и показать на карте полушарий. | Работа с картой атласа. |
| 5. Обобщение. Рефлексия. |
| | Итак, мы изучили еще одну тему «Части Мирового океана», гидросферы. - Что на уроке вам показалось наиболее интересным? - Какую информацию вы впервые узнали на уроке? - Какие новые термины вы изучили сегодня? | |
| 6. Домашнее задание. |
| | Учить: определения – материк, остров, полуостров, архипелаг, залив, пролив, море. Описать по плану (в учебнике) ГП Балтийского моря – 1 вариант; Берингово моря – 2 вариант. Учить: номенклатуру. | |