География 5 класс. Рабочая программа по учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
География 5 класс. Рабочая программа по учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Рабочая программа по географии, 5 класс, по учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса, содержание программы, развёрнутое тематическое планирование с УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«География 5 класс. Рабочая программа по учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Министерство образования и науки РФ). – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения);
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
3. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы - И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2012. - 409с.).
4. Примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012),
5. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
6. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области №929- Р от 15.03.2012г «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
7. Положения о рабочей программе, принятого на педсовете №1 от 31.05.2012 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2013.
Цели обучения
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
• формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
• знакомство с географической картой;
• пробуждение интереса к естественным наукам;
• формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
• знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
• формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год, состоит из пяти разделов:
- Что изучает география;
- Как люди открывали Землю;
- Земля во Вселенной;
- Виды изображений поверхности Земли;
- Природа Земли.
Программой предусмотрено проведение четырёх практических работ.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• объяснять, для чего изучают географию;
• использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
• по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
• составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• строить простые планы местности;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
• описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
• называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
• описывать представления древних людей о Вселенной;
• называть и показывать планеты Солнечной системы;
• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
• работать с компасом;
• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
• называть и показывать по карте основные географические объекты;
• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для:
• сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
• адаптации к условиям проживания на определенной территории;
• самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Календарно-тематическое планирование курса
«Начальный курс географии», 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п
Темы уроков
Домашнее задание
Дата
план
факт.
Тема 1: Что изучает география (5 ч)
1
Мир, в котором мы живем
§1, з. 4,7 (РТ), (с.4-5)
1.09
2
Науки о природе
§2, з.3 (РТ) (с.6)
8.09
3
География – наука о Земле
§3, з.4 (РТ) с.8
15.09
4
Методы географических исследований.
§4, з.4 (РТ) с. 10
22.09
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
29.09
Тема 2: Как люди открывали Землю
(4 ч)
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Пр/р №1 «Географические открытия древности и Средневековья».
§5, з.4, 5, 6 (РТ) с.14-15
6.10
7
Важнейшие географические открытия.
§6, з.5, 6
с. 17-18
13.10
8
Открытия русских путешественников. Пр/р №2 «Важнейшие географические
открытия».
§7, з.3, 5 с. 19-20
20.10
9
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
27.10
Тема 3: Земля во Вселенной (9 ч)
10
Как древние люди представляли себе Вселенную
§8, з.4 (РТ) с.23
10.11
11
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
§9, з.3, 5 с. 24-25
17.11
12
Соседи Солнца
§10, з.4, 6 с. 27-28
24.11
13
Планеты-гиганты и маленький Плутон
§11, з.5, 6 с. 30
1.12
14
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
§12, з.4, 7 с. 32-33
8.12
15
Мир звезд
§13, з.3, 5 с. 34-35
15.12
№ п/п
Темы уроков
Домашнее задание
Дата
план
факт.
16
Уникальная планета – Земля
§14, з.1, 7
с.36-37
22.12
17
Современные исследования космоса
§15, з.3, 5 с. 38-39
12.01
18
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
19.01
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
19
Стороны горизонта
§16, з.2(РТ)
с. 41
26.01
20
Ориентирование на местности.
Пр/р №3 «Ориентирование по плану»
§17, з.2 (РТ) с. 42
2.02
21
План местности и географическая карта. Пр/р №4 «Составление простейшего плана местности»
§18, з.3, 6
с. 44-46
9.02
22
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
16.02
Тема 5: Природа Земли (13 ч)
23
Как возникла Земля
§19, з.5, 7 с. 49-50
23.02
24
Внутреннее строение Земли
§20, з.3, 4 с. 52
1.03
25
Землетрясения и вулканы
§21, з.3, 7 с. 55, 57
15.03
26
Путешествие по материкам
§22, з.5(РТ) с. 60-61
22.03
27
Вода на Земле
§23, з.9, 10 с. 64-65
5.04
28
Мировой океан.
§23,з.12(РТ) с. 65
12.04
29
Воздушная одежда Земли
§24, з.6, 8 с. 67
19.04
30
Живая оболочка Земли
§25, з.3, 6 с. 68-69
26.04
31
Почва — особое природное тело
§26, з.3 (РТ), с. 70
3.05
32
Человек и природа
§27, з.4,5,6 с. 74-75
10.05
33
Урок обобщения
Подготовиться к к/р
17.05
34
Итоговая контрольная работа
24.05
35
Итоговый урок
31.05
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры географических объектов;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья».
Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия».
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы №3 «Ориентирование по плану на карте. Чтение легенды карты»
Практические работы №4 «Самостоятельное построение простейшего плана»
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
• Информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
• Экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);
• Технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);
• Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
• Натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
1. Аксёнова М.Ю. Рабочая программа по географии для учебника «География. Начальный курс. 5 класс» авт. / И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин: методические рекомендации/ Аксёнова М.Ю., Сурнайкина Е.А., Храмова Е.В. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
2. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа. 2013.
3. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / И.И. Баринова, Т.А. Карташева. – М.: Дрофа, 2014
4. География. 5 класс.: атлас. – М.: Дрофа. 2013.
5. География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. География. 6-9 классы: тесты, викторины/ авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Контурные карты. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2013.
8. Рабочая программа по географии. 5 класс / Сост. Н.П. Петрушина. – М.: ВАКО, 2013.
9. Сиротин В.И. География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) и ЕГЭ/ В.И. Сиротин. – 14-е изд., доп. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
10. Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2014.
11. Справочник учителя географии/ авт. сост. А.Д. Ступникова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2012.
12. Храмова Е.В. Формирование метапредметных навыков при работе с текстом и внетекстовыми компонентами учебника «География. Начальный курс» для 5 класса: методические рекомендации / Е.В. Храмова, М.Ю. Аксёнова, Т.А. Курамшина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
13. Храмова Е.В., Храмов А.А. Фенологические наблюдения и погода своей местности: Программа и методические рекомендации. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
Для учащихся
1. Атлас. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2013.
2. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа. 2013.
3. Контурные карты. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2013.
4. Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2014.
Технологическая карта по географии в 5 классе, «Начальный курс географии», 1 час в неделю, всего 35 часов
№ уро-ка
Тема урока
Тип урока
Содержание урока
Планируемые результаты
Номенклатура, понятия
Оборудование
Д/з
личностные
мета-
предметные
предметные
Тема 1: Что изучает география (5 ч)
1
Мир, в котором
мы живем
Урок изучения нового материала
Мир живой и неживой природы.
Явления природы. Человек на Земле
Учебно-познавательный интерес к географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки
§1, з. 4,7 (РТ), (с.4-5)
2
Науки о природе
Урок изучения нового материала
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. Составление схемы наук о природе
Формирование ответственного отношения к учёбе, учебно-познавательного интереса к географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии
Эратосфен.Астрономия
Физика. Химия. География. Биология. Экология
§2, з.3 (РТ) (с.6)
3
География – наука о Земле
Комбинированный урок
Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела
географии Составление схемы географических наук
Формирование ответственного отношения к учёбе, учебно-познавательного интереса к географии
Формирование приемов работы с учебником - искать и отбирать информацию. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.
Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией
Электронное
приложение к учебнику
§3, з.4 (РТ) с.8
4
Методы географических исследований.
Комбинированный урок.
Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. 1.Составление описания учебного кабинета географии.
2.Составление перечня источников географической инфор-мации, используемых на уроках.
3.Организа-ция наблюдений за погодой.
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
Понимание роли и значения географических знаний
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
Давать определение понятию картография
Называть методы географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Географическое описание. Метод. Картографический метод.
Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод.
Статистический метод.
Генри Стенли
§4, з.4 (РТ) с. 10
5
Обобщение знаний по разделу
«Что изучает география»
Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Что
изучает география» Решение тестовых заданий
Понимание значимости разных наук, изучающих природу
Ставить учебную задачу.
Планировать свою деятельность.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Тема 2: Как люди открывали Землю (4 ч)
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Пр/р №1 «Географические открытия древности и Средневековья».
Комбинированный урок.
Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Называть какой вклад в развитие науки внёс Геродот, Эратосфен,
Пифей.
Показывать по
карте
маршруты
путешествий
Марко Поло,
Васко да Гама,
Бартоломео
Диаша. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать ход путешествия
Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.
Маршруты
географических открытий
Физическая карта мира; электронное приложение к учебнику
§5, з.4, 5, 6 (РТ) с.14-15
7
Важнейшие
географические открытия
Урок формирования умений и навыков
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды
Работа с текстом учебника, контурной
картой. Анализ презентации
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Участвовать в совместной деятельности. Развитие творческих способностей. Оценивать работу одноклассников.
Уметь работать с картографическими источниками географической информации.
Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Показывать по
карте
маршруты
путешествий
Христофора
Колумба,
Фернана
Магеллана,
Джеймса Кука,
Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева
Евразия,
Африка, северная Америка,
Южная Америка, Австралия, Антарктида финикийцыСредиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.
Физическая карта мира; электронное приложение к учебнику
§6, з.5, 6
с. 17-18
8
Открытия русских путешественников
Пр/р №2 «Важнейшие географиче-ские открытия».
Комбинированный урок.
Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по
опережающему заданию «Десять великих путешественников».
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Ставить учебную задачу.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Показывать карте маршруты путешествий: новгородцев
Афанасия Никитина;
Ермака Тимофеевича;
С.И.Дежнева; Витуса Беринга; А.И.Чирикова.
Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Маршруты географических открытий русскими путешественниками
Физическая карта мира; электронное приложение к учебнику
§7, з.3, 5 с. 19-20
9
Обобщение знаний по разделу
«Как люди открывали Землю»
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Решение тестовых заданий
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
Ставить учебную задачу.
Планировать свою деятельность.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
.
Тема 3: Земля во Вселенной (9 ч)
10
Как древние люди представляли
себе Вселенную
Урок изучения нового материала
Что такое Вселенная? Представления
древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о
Вселенной. Система мира по Птолемею Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации
учителя
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Планета, шар, Пифагор, Аристотель
Электронное приложение к учебнику
§8, з.4 (РТ) с.23
11
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Комбинированный урок
Система мира по Николаю Копернику.
Представления о Вселенной Джордано
Бруно. Изучение Вселенной Галилео
Галилеем. Современные представления о Вселенной Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,
перевернувшие мир»
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Электронное приложение к учебнику
§9, з.3, 5 с. 24-25
12
Соседи Солнца
Комбинированный урок
Формирование представлений о планетах Солнечной системы Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет
Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс
Электронное приложение к учебнику
§10, з.4, 6 с. 27-28
13
Планеты-гиганты
и маленький
Плутон
Урок изучения нового материала
Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности
Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет
Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон
Электронное приложение к учебнику
§11, з.5, 6 с. 30
14
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты
Урок изучения нового материала
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям
учебника
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Формирование ответственного отношения к учёбе.
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.
Составлять описание объектов.
Называть характерные черты астероидов, комет, метеоров, метеоритов. Объяснять различия небесных тел
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты
Электронное приложение к учебнику
§12, з.4, 7 с. 32-33
15
Мир звезд
Комбинированный урок
Формирование представлений о звёздах, называть их признаки Солнце. Многообразие звезд. Созвездия
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Называть крупнейшие звёзды и созвездия Знать значение понятий:
- Солнце;
-звезда;
- созвездие
Электронное приложение к учебнику
§13, з.3, 5 с. 34-35
16
Уникальная
планета— Земля
Урок формирования умений и навыков
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений Земля— планета жизни:
благоприятная температура, наличие
воды и воздуха, почвы Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Электронное приложение к учебнику
§14, з.1, 7
с.36-37
17
Современные исследования
космоса
Комбинированный урок
Формирование представлений о современных исследованиях космоса. Вклад отечественных ученых
К. Э. Циолковского, С. П. Королева
в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин
Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации
Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса
Электронное приложение к учебнику
§15, з.3, 5 с. 38-39, подготовка сообщения о первой
женщине-космонавте В.В. Терешковой, о первом выходе человека в
открытый космос (А.А. Леонов)
18
Обобщение
знаний по разделу
«Земля во
Вселенной»
Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу
«Земля во Вселенной Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации
Называть какой
вклад внесли
отечественные
учёные
К.Э. Циолковский,
С. П. Королева в развитие кос- монавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
19
Стороны
горизонта
Урок формирования умений и навыков
Определение сторон горизонта Основные и промежуточные стороны горизонта
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
Умение участвовать в совместной деятельности
Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Называть
стороны
горизонта.
Работать
компасом.
Ориентироваться с помощью
компаса.
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование
Компас, электронное приложение к учебнику
§16, з.2(РТ)
с. 41
20
Ориентирование на местностиПр/р №3 «Ориентирование по плану»
Урок формирования умений и навыков
Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам.
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
Умение работать с измерительными приборами
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, стороны света, компас
План местности, электронное приложение к учебнику
§17, з.2 (РТ) с. 42
21
План местности
и географическая
карта.
Пр/р №4 «Составление простейшего плана местности»
Урок формирования умений и навыков
Изображения земной поверхности в древности. План местности.
Географическая карта. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
Осознание многообразия способов представления земной поверхности
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли Объяснять значение понятия: - географическая карта. Уметь читать географическую карту.
Понятия:
параллели;
экватор;
меридианы;
градусная сеть.
Физическая карта полушарий, электронное приложение к учебнику
§18, з.3, 6
с. 44-46
22
Обобщение
знаний по разделу
«Виды
изображений
поверхности
Земли»
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу
Ориентирование по плану и карте.
Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана
местности
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудниче-стве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Оценивать работу одноклассников. Развитие умения взаимодействовать и работать в коллективе. -
Овладение
основами
картографической
грамотности.
Физическая карта полушарий, план местности электронное приложение к учебнику
Тема 5: Природа Земли (13 ч)
23
Как возникла
Земля
Урок изучения нового материала
Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя
Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Называть различные гипотезы происхождения Земли
Электронное приложение к учебнику
§19, з.5, 7 с. 49-50
24
Внутреннее строение Земли
Урок изучения нового материала
Что у Земли внутри? Горные породы
и минералы. Движение земной коры Анализ текста и рисунков учебника,
определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение
заданий учителя
Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Называть основные слои Земли, их функции
Объяснять значение понятий:
- горные породы;
-минералы.
Электронное приложение к учебнику
§20, з.3, 4 с. 52
25
Землетрясения
и вулканы
Комбинированный урок
Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор Работа с атласом и контурной картой:
обозначение районов землетрясений
и крупнейших вулканов
Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения
Объяснять
значение
понятий:
землетрясение;
- очаг землетрясения;
- эпицентр;
- вулкан;
- кратер;
-жерло.
Показывать по карте вулканы и зоны
землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы. Показывать по карте географические объекты.
Вулканы;
-Ключевская Сопка; -Кракатау
-Физическая карта полушарий
-Физическая карта России; электронное приложение к учебнику.
§21, з.3, 7 с. 55, 57
26
Путешествие
по материкам
Урок формирования умений и навыков
Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации
о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Объяснять
значение
понятий:
- материк:
- остров;
- архипелаг.
Евразия.
Африка.
Северная
Америка.
Южная
Америка.
Австралия. Антарктида.
Острова:
- Гренландия;
Сахалин. Архипелаги:
Северная Земля;
-Земля Франца
Иосифа.
-Физическая карта полушарий
-Физическая карта России; электронное приложение к учебнику.
§22, з.5(РТ) с. 60-61
27
Вода на Земле
Урок изучения нового материала
Состав гидросферы. Мировой океан.
Воды суши. Вода в атмосфере Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков
и океанов Земли
Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей. Формирование основ экологической культуры.
Умение работать с различными источниками информации.
Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Объяснять значение понятия гидросфера. Знать состав гидросферы Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.
§23, з.9, 10 с. 64-65
28
Мировой океан.
Комбинированный урок
Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. Моря. Солёность.
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмо-ционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий
Объяснять значение понятий: - море.
Показывать но карте океаны, моря.заливы, Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря. Показывать по карте
географические объекты.
Тихий океан,
Атланти-ческий
океан,
Индийский океан,
Северный
Ледовитый океан.
Моря:
Филиппин ское; Аравийское;
Коралловое
-Физическая карта полушарий
-Физическая карта России;
-электронное приложение к учебнику.
§23,з.12(РТ) с. 65
29
Воздушная одежда Земли
Комбинированный урок
Состав атмосферы. Движение воздуха.
Облака. Явления в атмосфере. Погода.
Климат. Беспокойная атмосфера Анализ текста учебника с целью
определения ключевых понятий урока
Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
§24, з.6, 8 с. 67
30
Живая оболочка
Земли
Комбинированный урок
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле Работа с учебником и электронным
приложением
Понимание специфических черт живой оболочки Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.
Определять отличия биосферы от других оболочек
Электронное приложение к учебнику
§25, з.3, 6 с. 68-69
31
Почва— особое
природное тело
Комбинированный урок
Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы Анализ текста учебника, работа
с электронным приложением
Понимать значение почвы в природе и жизни человека
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал
Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства.
Электронное приложение к учебнику
§26, з.3 (РТ), с. 70
32
Человек и природа
Комбинированный урок
Воздействие человека на природу.
Как сберечь природу? Выполнение тестовых заданий. Работа
с картами. Повторение географической номенклатуры и основных
понятий и терминов (географический
диктант)
Понимание бережного отношения к природе
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы
§27, з.4,5,6 с. 74-75
33
Урок обобщения
Урок повторения, обобщения знаний
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу
Формирование ответственного отношения к учёбе Формирование коммуникативной компетенций в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной дея-тельности. Формирование основ экологической культуры.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Оценивать работу одноклассников
Формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в
повседневной
жизни для
объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов
-Физическая карта полушарий
-Физическая карта России; - электронное приложение к учебнику
Подготовиться к к/р
34
Итоговая контрольная работа
Урок контроля знаний
Решение тестовых заданий
Формирование ответственного отношения к учёбе Формирование коммуникативной компетенций в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Оценивать работу одноклассников
Формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в
повседневной
жизни для
объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов
35
Итоговый урок
Урок коррекции
Формирование ответственного отношения к учёбе Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной дея-тельности. Формирование основ экологической культуры. Формирование осознания себя как члена общества, как жителя планеты Земля.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Оценивать работу одноклассников
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
-Физическая карта полушарий
-Физическая карта России; - электронное приложение к учебнику