Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2013. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Путешествия морских народов |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии. Формировать умение правильно выражать свои мысли. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Предметные:Формирование представлений о путешествиях морских народов Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания.творческого мышления |
Методы обучения | Частично поисковый, исследовательский |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная , индивидуальная, групповая. |
Средства обучения | Карты Мира, Европы , компьютер, учебник. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий |
1. Организационный момент. | Добрый день друзья! Я приветствую вас и предлагаю начать нашу работу | Отвечают на приветствие | | Взаимодействуют с учителем | слушание | Прогнозируют результат | |
2. Постановка цели и задач урока | Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? Хотели бы вы узнать больше о путешествиях древних мореплавателей? Как люди открывали Земли? Собрался однажды отважный отряд И в путь он отправился морем преград. Драккары плывут, паруса шелестят, Щиты на боках у драккара висят. Под ритм барабанов, что смелость дает Отряд свой корабль вперед уведет.
Гребите, викинги, гребите Мы вышли на простор морей. Рубите, викинги, рубите Отважней нет нас и смелей Как вы думаете,любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам? | Предполагают тему урока | Осуществление актуализации личного опыта | | | Контроль правильности ответов | Умени слушать в соответствии с целевой установкой (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт). |
3. Актуализация знаний | 1.Проверяет знания учащихся по теме Именно благодаря этим кораблям норвежцы стали совершать дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни. Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Монастыри, с которыми они вели торговлю в Британии, Ирландии и Европе по побережью Средиземного моря, располагались на пустынных побережьях и слабо охранялись. Первый набег на уединенный британский монастырь разбойники совершили в 793 году, начав тем самым эпоху разбоя. С тех пор викинги постоянно грабили корабли и города, На некоторых землях норманны строили свои поселения. Викинги основали герцогство Нормандия во Франции, а на Руси явились основоположниками династии Рюриковичей. Историкам не совсем ясно, что заставило норманнов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу? Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин. | Отвечают на вопросы. Показывают на карте объекты | Умение правильно давать ответы. Умение правильно показывать объекты на карте. | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время ответов на вопросы. Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время работы у карты. | Слушают учителя. Слушают учителя | Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность показа обучающимися объектов | Уметь слушать учителя. Уметь слушать учителя. |
4. Первичное усвоение новых знаний | 1..Организует работу по изучению новой темы. Как вы думаете В суровые северные края норманны пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться. Но, обосновавшись в холодных краях, на Скандинавском полуострове, где солнце желанный, а иногда и долгожданный гость, вода холодная, а леса дремучие, люди тоже посуровели. Как же они жили, чем занимались? Работаем с текстом №2 и по группам (пища, одежда, жилища) 2.Организует работу по выделению главной мысли темы: Класс самостоятельно делится на группы для работы с текстом учебника 1-викинги 2-от острова к острову 3-повесть о гренландцах. 3. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь: Викинги, норианы, варяги, норманы, Европа, найти на карте упомянутые географические объкты 3. Организует практическую работу по нанесению на к/к географических объектов , упоминаемых в тексте. Исландия Гренландия, Скандинавский полуостров | Учащиеся слушают с целью: -понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений о мрских поморах Учащиеся вслух произносят новые термины и персоналии и записывают их в тетрадь: | Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для записи | класс слушает объяснение учителя. Все обучающиеся готовы ответить на вопросы. Участвуют в поиске объектов на карте, . Заполняют к/к с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи | Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Уметь работать с к/к | . По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания к/к Самоконтроль за действиями. Учащиеся выбирают лучшие работы. | Делатьзаписи в тетрадь новых терминов: . . Обнаруживать неточности в ответах. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять самоконтроль. Оценивают работы. |
5. Первичная проверка понимания | Задание 1 Что в переводе на русский обозначают слова викинг норман. Как назывались их корабли, как они выглядели Задание 2.Аргументируйте цитату учебника «Жизнь в Гренландии была оченьскудная» Задание 3-чем же так посчастливилось Лейву | Чтение систематизация учебного материала | Анализ текста. Выделение существенной информации | Принимают решение и ищут пути для его решения | Уметь строить правильную речь, формулировать собственную позицию | Осуществляют самоконтроль понимания вопросов | Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля. Применение приема «Вопрос к тексту» |
6. Первичное закрепление | 1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.4 4) - Представители какого народа первыми совершили плавание -В каком направлении шло открытие новых земель -Как можно было спастись от нашествия викингов -где находилась «Виноградная Земля» -Что такое сага _ | Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. | Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. | Классом прилагают усилия по решению учебной задачи. Участвуют в обсуждении содержания параграфа | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения. Понимать наслух вопросы | Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.контроль правильности ответов | Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах. |
7. Домашнее задание | - Знать содержание параграфа. творческое составить кроссворд «Путешественники морских простор» | Анализируют возможность отбора информации | Выделение наиболее важной информации | Взаимодействие с учителем | Слушают учителя и записывают задания | Составляют план и последовательность деятельности | Записывают задание на дом. |
8. Итог урока | Ответить на вопрос: понравился урок или нет? | | | Умение анализировать материал урока | Умение формулировать свое мнение | | Уточнение , дополнение высказываний |
9. Рефлексия | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Составить синквейн Правила составления синквейна 1 строка-существительное. («Эйрикт», «Гренландия», «Варяг ») 2 строка-два слова, прилагательные, описывающие основную мысль 3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство) 5 строка- существительное одно слово | Рефлексируют | Умение делать выводы | Взаимодействие с учителем | Умение систематизировать и аргументированно выступать | Оценивается эмоциональное состояние | саморегуляция |