Доклад на тему "Индивидуализация учебного процесса"
Доклад на тему "Индивидуализация учебного процесса"
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Проблемы индивидуализации обучения наиболее полно раскрыты в работах И.Унта, В.Д. Шадрикова, А.С. Границкой. «Индивидуализация обучения - это:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Индивидуализация учебного процесса"»
РМО учителей географии и биологии
Подготовила: Пшенова Т. В.,
учитель географии и биологии МКОУ Тополевской ООШ
Индивидуализация учебного процесса
«Хороший учитель отличается от плохого тем,
что он умеет видеть индивидуальные особенности детей;
для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».
П.П. Блонский
Индивидуализация
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Проблемы индивидуализации обучения наиболее полно раскрыты в работах И.Унта, В.Д. Шадрикова, А.С. Границкой. «Индивидуализация обучения - это:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)
Акцент целей
Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества».
Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях, навыках, в процессе мышления.
Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.
Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
Предоставление свободы выбора элементов процесса обучения.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Формирование адекватной самооценки учащихся.
Использование технических средств обучения, включая компьютер.
Поддержка способных и одаренных детей.
При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.
Самая важная задача школы дать учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными. В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников.
2. Система работы по индивидуализации процесса обучения детей, мотивированных на изучение географии, биологии.
В своей повседневной работе в течение длительного времени изучаю своих учеников для того, чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания. Для выявления учащихся, мотивированных на изучение географии, биологии использованы следующие диагностические методы: 1) традиционные методы (наблюдения, беседа, анализ письменных работ); 2) предметные тесты для выявления ЗУН; 4) изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой).
3.Использование индивидуализированных заданий на различных этапах урока.
Задания становятся индивидуализированными в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а отдельным ученикам соответственно их индивидуальным способностям. Рассмотрим применение индивидуализированной самостоятельной работы в различных звеньях учебного процесса. При повторении целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. При проверке домашнего задания учащиеся получают индивидуальные карточки. В основном используются следующие виды тестовых заданий:1) тесты-вопросы; 2) тесты с заполнением пропусков; 3) тесты с выбором ответа; 4) тест «правильно-неправильно». Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура о олимпиад, КИМы ГИА составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот поэтому используем эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках. В 5 классе по географии учащимися приобретены специальные диагностические тетради. Их можно использовать как при обобщении темы, так и отдельных уроках. По биологии с 5 по 9 класс имеются рабочие тетради к учебнику.
На этапе изучения нового материала учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:
-извлечению знаний из различных литературных источников;
-самостоятельному созданию путем индивидуальной поисковой деятельности. Дети работают самостоятельно с научной статьей, прорабатывают её, используя специальные пометки:
«V»- «это я знаю»
«+»- «новая информация»;
«-»-« информация, противоречащая моим знаниям»;
«?»- «информация, требующая пояснения»;
«!»-«это интересно».
При работе с текстом учебной статьи сильным учащимся предлагаются различные творческие задания следующего содержания:
1.Прочитайте текст учебной статьи (…), найдите объект для сравнения, определите основания для сравнения, сопоставьте объекты по определенным основаниям, найдите черты сходства, объясните причины сходства. Сделайте вывод.
2.Прочитайте текст учебной статьи (…), сконструируйте творческие вопросы по содержанию учебной статьи ( Почему…? Каковы причины… ? Что произойдет, если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…
3.Прочитайте текст учебной статьи (…), сконструируйте познавательные задачи по тексту учебной статьи (как доказать, что…, объяснить причины…,спрогнозировать последствия…, обосновать свою точку зрения по поводу…)
4.Прочитайте текст учебной статьи (…) и выданную дополнительную литературу, проанализируйте содержание нескольких источников, выберите сведения, необходимые для комплексной характеристики явления (объекта), дайте характеристику этому явлению (объекту).
Учитывая различный темп продвижения учащихся, предлагаем более способным ученикам дополнительные задания.
Результатом данной работы является освоение детьми различных способов получения новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации.
Необходимость индивидуализации обучения особенно значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников в этом звене освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. Например, на уроках биологии использую карты – лабиринты, работу в рабочей тетради заданий под звездочкой с использованием Интернета.
Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой. Деятельность учащихся организуется по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую необходимо выполнить дома индивидуально. Вот примерный перечень некоторых заданий: 1) чтение дополнительной научно-популярной литературы; 2) работа с интернет- ресурсами ( данный вид работы школьники очень любят; 3) работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и другой справочной литературой; 4) подготовка докладов, сочинений; 5) проведение опытов; 6) выполнение заданий на основании экскурсии; 7)составление презентаций; 8) написание рефератов.
Учащимся предлагаются следующие домашние задания на выбор:
Подготовить карточку
Подготовить сообщение (работа с научно-популярной литературой).
Подготовить презентацию.
Составить кроссворд на данную тему
Составить Синквейн.
Составить схему
В результате развивается мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
4.Индивидуализация в рамках проведения курсов по выбору.
Элективные курсы служат эффективным средством учета познавательных потребностей, индивидуально-личностных особенностей учеников, дает им возможность самостоятельно сделать выбор, в какой области знаний совершенствоваться. Курс по выбору располагает большими возможностями для усиления индивидуализации обучения. В 9 классах апробирован следующий элективный курс по выбору: «Хозяйство Новосибирской области».
Данный курс помогает при подготовке детей к ГИА. Учащиеся много работают с дополнительной литературой, готовят доклады и сообщения, выполняют практические работы, компьютерные презентации, решают познавательные задачи , сами составляют тесты, контрольные задания.
В процессе проведения занятий старшеклассники стремятся реализовать себя, максимально полно соответствовать своим возможностям.
Таким образом, курсы по выбору и факультативные курсы позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования
5. Индивидуализация при организации внеклассной работы.
Учителю внеклассная работа помогает решать ряд важнейших задач, в том числе: формирование творческой познавательной активности, выявление и поддержание одаренности у детей.
На протяжении длительного времени веду кружковую работу по предмету. Учащиеся выполняют опыты и исследовательские работы по экологии, растениеводству, географии.
Ежегодно старшеклассники выступают с докладами на научно – практической конференции.
Традиционными в школе стали недели экологии. Они носят массовый характер и проводятся с учащимися всей школы. Приурочены к Международному Дню Земли, проходят под девизом.
Эффективными при проведении недели являются индивидуальные формы работы: конкурсы знатоков биологии, географии, викторина «Знаешь ли ты родную природу?», конкурс сочинений на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил», выпуск экологических газет «Планета в опасности», «Адреса тревоги», участие в операциях «Птичий домик», «Первоцвет», «Посади дерево» и др. Индивидуальный подход осуществляется при распределении ролей в различных спектаклях, играх экологического содержания. Активными участниками и помощниками при проведении недели являются учащиеся, интересующиеся географией и биологией.
6. Индивидуальные занятия с учащимися.
Это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной научной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских работ. Именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии. В кабинете имеются комплекты электронных учебников: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по биологии («Уроки биологии 6-7 класс»; «Уроки биологии 9 класс»; «Уроки географии 6-9 класс»)». Учащиеся работают с ними дома и на индивидуальных занятиях. Данные учебники содержат большой энциклопедический и справочный материал, способствуют отработке умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров, различных тестов, обучают самостоятельной работе с учебным материалом. Возможности для индивидуализации обучения значительно расширились с распространением компьютеризации учебного процесса.
7. Педагогические условияиндивидуализации образовательного процесса
Первое условие – технологическая компетентностьучителя, то есть владение им системой знаний о современных педагогических технологиях, умениями эффективно отбирать и использовать в учебном процессе те, которые направлены на индивидуализацию обучения.
Второе условие - наличие хорошо развитой материальной базы.
Кабинет содержит достаточное информационное обеспечение (на бумажных и электронных носителях), имеет средства, обучающие ученика практическим предметным навыкам (микроскопы, лабораторное оборудование, дидактические наборы и комплекты различных карточек и т. и д.. Кабинет обеспечен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической среды (телевизор, DVD, видео, модели – аппликации, коллекции, муляжи и т. д.)
Третье условие – это осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников. Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды и состоит главная цель гибкого управления процессом самообразования школьников.