Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как один из способов достижения образовательных результатов обучающихся по географии.»
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Ставропольский край, Шпаковский район,
г. Михайловск,
Современные педагогические технологии
как один из способов достижения
образовательных результатов
обучающихся по географии.
Выполнил: учитель географии
МБОУ СОШ №5 г.Михайловска
Захарчук Светлана Николаевна
Одной из ключевых позиций в модернизации российского образования является внедрение в образовательную деятельность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В условиях введения ФГОС, предъявляются новые требования к результатам образовательной деятельности, которые диктуют содержание и результаты современного урока. Несомненно, важную роль играет выбор педагогической технологии.
Современный урок, это не только усвоение обучающимися определенных знаний, но и развитие личности, формирование универсальных учебных действий. Современная наука уделяет большое внимание использованию современных педагогических технологий, в том числе, в изучении географии.
Предмет «География» имеет большие возможности для применения современных педагогических технологий. Общество испытывает потребность в педагоге, который владеет современными педагогическими технологиями, для достижения новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и Концепции развития географического образования в Российской Федерации является следствием необратимых изменений, которые происходили на протяжении XX века в мире. 21 апреля 1954 года СССР вступил в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).
научиться учить себя в любой ситуации и в любое время
научить жить в современном, быстро развивающемся мире
научить работать и зарабатывать достойно
научить жить вместе.
Российская школа всегда отличалась качественным образованием, она давала фундаментальные знания по предметам. Но невозможно было все изменения, которые происходят в мире с огромной скоростью, заложить в учебники. Система советского образования стала устаревать, так как вхождение России в мировое образовательное пространство столкнулось с определенными трудностями: политическими, социальными, экономическими и другими. Поэтому требовался качественный поворот в системе российского образования. Стандарты первого поколения акцентировали внимание на содержании образования. Новые требования к структуре, результатам и условиям освоения основной образовательной программы определяет Федеральный государственный образовательный стандарт. Совершенствуются образовательные технологии, при создании которых учитываются методологические подходы:
уход от механического заучивания к обучению, как процессу интеллектуального развития;
от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению;
от ориентации на среднего обучающегося к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции;
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы и средства) + формы обучения.
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Существует большое разнообразие классификаций современных педагогических технологий. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в образовательной деятельности необходимо использование современных педагогических технологий деятельностного типа.
Если обратиться к Концепции развития географического образования, то увидим, что в настоящее время существует множество проблем, связанных с мотивацией обучающихся: недооценка значимости географического образования, невостребованность результатов ЕГЭ по географии при вступительных испытаниях. Необоснованный отбор содержания в курсе школьной географии, отсутствие критериев отбора этого содержания. Недостаточно используются практикориетированные технологии: игровая, проектно-исследовательская и самостоятельная деятельность обучающихся.
Активные методы обучения включают в себя достаточно широкий круг различных технологий, поэтому выберем только лишь некоторые из них, которые будем использовать в своей педагогической деятельности. Это технологии: игровые, проблемного обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления (интерактивная технология).
Игровыетехнологии
Игру, как метод обучения и воспитания, люди использовали с древности.
Игра – это деятельность в условиях ситуации, направленных на проектирование и усвоение общественного опыта, в котором складывается совершенствуется его самоуправление поведением. В трудах Д.Б. Эльконина, игра находит свое отражение, как способ решения проблем, передачи информации о реальной деятельности для обучения.
Игровые технологии в курсе географии. Игровая деятельность должна занимать пятую часть и не исключать практические занятия. Игра предполагает участие всех учеников одного класса. Активизируют учебную деятельность и формируют стойкий интерес к предмету – соревновательность в работе, дефицит времени и возможность посовещаться.
Можно привести примеры игр, которые можно использовать при изучении географии России:
Игра №1 «Четвертый лишний». На игровом поле размещено 4 понятия и обучающийся должен определить, какое из этих понятий лишнее. Например, при изучении темы «климат»: «циклон», «антициклон», «исток»,
«изотермы».
Игра №2 «Верно – неверно». Учитель задает вопрос обучающимся, на которые они отвечают верно или неверно. Данную игру можно провести в форме физминутки.
Игра №3 «Географические силуэты». Задача – определить по очертанию географические объекты.
Игра №4 . При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д. Осло
35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
13 ю.ш. 76 з.д Лима
52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
55 с.ш. 115 в.д. Чита
42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Фотоколлаж.
Фотоколлаж, как средство визуализации, представляет собой композицию в одной иллюстрации нескольких элементов. Фотографии могут отличаться по стилю и содержанию, но объединены одной темой и отражать главные признаки изучаемого объекта или понятия. Цель фотоколлажа – создать у учащегося устойчивую ассоциацию.
В пособии «География. План-конспект уроков: 7 класс» при изучении темы
«Природные зоны Южной Америки. Охрана природы» учащимся предлагается проанализировать информацию на фотоколлаже, определить, что изображено на иллюстрациях и какая между ними связь (рисунок 3)
Рисунок3–Фотоколлаж«РекордсменыЮжной Америки»
Проблемное обучение является еще одним средством формирования положительной мотивации учебной деятельности. Постановка проблемных заданий, выполнение которых осуществляется в результате управляемой познавательной деятельности обучающихся с источниками географической информации:
В основе заданий лежит научная гипотеза, раскрывая которую необходимо высказать свои размышления, обосновать научно-практическое значение. Например, «Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?» или «Что происходит на озере, когда случилась авария на нефтепроводе, проходящим неподалеку».
Напишите сочинение «от имени г.Эльбрус» или «от имени реки Амур». Или аналогичное задание - возьмите интервью у Каспийского моря.
Нарисовать стен-газету, плакат, рисунок или сделать листовку по изучаемой теме (например, Русская равнина).
Можно предложить ученикам анализ стихотворного или художественного текста с позиции специалиста – географа. Например:
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».
Применяя метод проблемного обучения школьник становится активным равноправным и заинтересованным участником учебной деятельности. Постепенно происходит переход от традиционного мышления что позволяет развить стремление к знаниям и создать мотивацию к обучению. Систематическое применение форм методов и приемов проблемного обучения способствует усвоению способа самостоятельной деятельности, развитию творческих и познавательных способностей, формирование умений и навыков речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии. В технологии критического мышления, существует множество приемов и разных форм, некоторые из них рассмотрим ниже :
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Самое глубокое море России? Назовите моря Тихого океана Назовите самое глубокое море.
Черное море не имеет важного промыслового значения, почему?
Почему зимой Черное море
замерзает?
«Чтение с пометками INSERT» - обучающиеся знакомятся с текстом, делая отметки на полях.
v –было известно ранее
+ - новая информация
? – непонятная информация
«Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей, по прочитанному тексту.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Определение климат. Циклон, антициклон, температура.
Типы климатов России. Особенности размещения климатических поясов.
По направлению на север и восток увеличивается годовая амплитуда температур. Основные и переходные
пояса.
Синквейн.
строка. Тема это одно слово (имя существительное)
строка. Описание темы – два слова (имя прилагательное)
строка. Описание действия – три слова (глагол).
строка. Отношение к теме – фраза из четырех слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту).
строка. Суть темы одно слово (синоним).
Например:
Восточно-Европейская равнина, Обширная и бескрайняя, Расстилается, хорошеет, заселяется, Горжусь и восторгаюсь ее величием, Русская!
В курсе географии проекты можно начинать выполнять с 5 класса. В 5- 6 классах обучающиеся знакомятся с методом проектов, узнают, как можно оформить результат работы. Цель проекта на данном возрастном этапе – освоение процесса исследования. Один из способов оформления проектов предлагается электронная презентация. В 7 классе проекты усложняются и готовым продуктом может являться – кроссворд, памятка, маршрут и т.д. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом. В 8-9 классе обучающимся, при изучении географии России, можно предложить выполнить исследовательские проекты, результаты другим обучающимся. Примеры проектов в 8-9 классе: «Реки Русской равнины», «Топонимика Ставропольского края», «Рекреационные ресурсы Северного Кавказа». В старших классах проекты обычно носят прикладной характер, результатом проекта может быть: видеофильм, сайт, газета и так далее.
Отдельное место в обучении географии и повышению познавательной активности обучающихся можно назвать метод интеллект-карт. Важное условие при работе с данной технологией – это ее использование на регулярной основе. Именно тогда и будет, достигнут баланс: детям будет легче учиться, а взрослым легче учить. Алгоритмом рассуждения и доказательства становится интеллект-карта. Все внимание направлено не на заучивание и запоминание, а на размышление, осознание причинно- следственных связей. На основании данного метода была разработана собственная методика визуальных-карт.
Главная мысль по-прежнему располагается в центре, желательно использовать рисунки и картинки, которые должны быть подписаны ключевым словом. Правила составления: на карте должно быть не более 8 элементов, главная мысль (тема) располагается в центре, она должна быть логична, визуальные образы сопровождаются ключевым словом.
В создании карты принимают участие все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Развивается творческое и критическое мышление. Визуальная-карта помогает обучающимся структурировать большое количество информации, представить ее в виде ясной схемы, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль, делать мышление продуктивным.
Пример использования интеллект-карт в 7 классе при изучении темы
«Тихий и Индийский океан» [4, с. 48]. Учащиеся вместе с учителем составляют интеллект-карты «Тихий океан», «Индийский океан». (рисунок 2).
Большое влияние на успех учебной деятельности оказывает также форма организации работы на уроке. В развитии мотивов большую роль играют коллективные и групповые формы. В такую работу обычно включаются даже самые слабые обучающиеся.
В мотивации определенную роль играет оценка учебной деятельности обучающихся. Накоплен большой опыт в методике географии по применению нестандартных и интересных для школьников способов контроля над результатами обучения: работа с контурной картой, взаимопроверка номенклатуры географических названий, терминологический диктант, применение компьютерных технологий.
Учебники географии также формируют мотивы обучения. Построение текста и методического аппарата усиливает внимание к мотивам, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению курса географии. Целевые установки, которые размещены в начале разделов и тем, раскрывают их назначение. Зачастую мотивация достигается обращением к обучающимся: «Докажите…», «Дайте обоснование…».
Необходимо обращать внимание на разъяснение обучающимся практического значения географических знаний, их важной роли в повседневной жизни для каждого человека и в хозяйственной деятельности населения. Современный запрос личности при переходе на ФГОС – практическая значимость. Например, знания о землетрясениях и цунами в какой части России они могут произойти – необходимо для безопасных путешествий.
Облако тегов (облако слов). Облако тегов – это визуальное представление списка категорий (ключевых слов). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. На подсознательном уровне глаза выхватывают крупные текстовые элементы. Это хороший способ передать главную мысль, сделать акцент и привлечь внимание к содержанию необходимой информации. Существуют различные способы применения облака тегов на разных этапах урока. Так, во время изучения темы «Введение. Географическая оболочка как объект изучения физической географии» учащимся предлагается изучить облако тегов, выбрать слова, которые им знакомы. Учитель просит объяснить, почему словосочетание «географическая оболочка» расположено в центре облака тегов (рисунок 4)