kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность для развития личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль внеклассного краеведения в организации исследовательской деятельности учащихся -это эмоциональное отношение к окружающей среде, эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир учащихся. Внеклассное краеведение развивает познавательную деятельность и творческие способности учащихся, вовлекает их в общественно- полезную активность и воспитывает чувство патриотизма. Проектная деятельность связана с краеведением и является результатом научной творческой работы на уровне твоческой работы. Используют методы:беседа, наблюдение, эксперимент и исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность для развития личности»



Исследовательская деятельность для развития личности


Внеклассное краеведение в организации исследовательской деятельности

учащихся.


В основе школьного курса географии краеведение решает простую истину, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Эта простая истина кроется в кружках краеведения и научном обществе учащихся (НОУ). Исследовательская работа учащихся включает широкий диапазон познавательных, эстетических и потребительских аспектов взаимоотношений человека с природой.

В распоряжении учителя разнообразные средства, позволяющие заинтересовать и поощрять школьников раннего возраста за успешную поисковую и исследовательскую работу в кружках краеведения.

Среди воспитательных задач краеведения А.В. Даринский и А.З. Сафиулин ставили на первое место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека, если эти эмоции положительны.


Через внеклассное краеведение учащиеся активно применяют приобретенные знания и умения в исследовательской деятельности. С 2013 года на занятиях кружка учащиеся проводили практические работы на местности, вели фенологическое наблюдение и наблюдение за погодой. Организовывались осенью лыжные походы с целью изучения аласных водоемов, булгуняха и просто, как лыжная прогулка на природе. Собранные материалы обрабатывались и в конечном итоге учащиеся делали сообщения и выпускали стенгазеты (для 5 и 6 классов).

Весной в двух-трехдневных походах для старших классов ставились более трудные задачи - комплексное исследование местности, водоемов, аласов. Исследовательская работа длится не на один, а на несколько лет.

Встречи с ветеранами войны, колхозного строительства и руководителями совхоза позволили собирать ценные материалы. Они систематизировались и оформлялись в виде стендов и докладов. Лучшие работы участвовали в научно- краеведческих конференциях в школе, районе и республике.

Было очень важно для исследования создать образную сферу, в которой происходило обобщение, понимание, проникновение в сущность тех явлений которыми занимались дети.

Учащиеся, работая над темой, все глубже убеждались в актуальности, своевременности выбранной тематики. Они выясняли причину состояния окружающей среды; вносили вполне выполняемые предложения по восстановлению природы вокруг населенного пункта и предлагали помощь от школы. Они разрабатывали конкретную программу действий.

У нас в Якутии распространены аласы. У якутов особое отношение к аласам. В школьной географии почти отсутствует понятие «алас». Между тем, термин принят без перевода как международный географический термин.

Этот пробел был восполнен и раскрыт в докладе «Образование аласа и его современное состояние» Егоров Дмитрий, ученик 9 класса, в своей работе раскрыл такие вопросы:

  1. Образование аласов в геологическом прошлом

  2. Топонимика аласов

  3. Жизнь аласа и влияние человека на него

  4. Использование аласных угодий и их охрана.

В заключении он внес ряд предложений:

  • Восстановление аласного типа расселения. Это привело бы к сокращению вирусных, инфекционных заболеваний.

  • Распространение частной собственности на землю, которая приведет к бережному отношению к аласам.

Большой толчок к исследовательской работе дают встречи с ветеранами труда и старожилами, ведь они являются хранителями истории развития общества.

Доклад Айталины Николаевой написан на материале воспоминаний старожила, дожившего до 95 лет жизни и участвовавшего на дальних переездах (Подрядчики Аканинского наслега). Исследовательской стороной этого доклада является сопереживание трудной работе подрядчика, раскрытие связи улусов с промышленными районами, начало денежных отношений в развитии и становлении колхозного строя, развитие материальной культуры населения. Доклад очень интересный, он помогает мне в моей дальнейшей работе в школе.

Как учитель - руководитель придерживалась одной цели - не разбрасывать ум и физическую силу учащихся на случайные темы, а на комплексное исследование своего места обитания. За указанный период работы краеведческого кружка был собран, учащимися, исследовательский материал в виде докладов, раскрывающие историю улуса, подрядчиков наслега, хозяйственной деятельности наслега, изучения населения и использование водных ресурсов. Итогом всей исследовательской деятельности учащихся является сборник докладов учащихся «Комплексное исследование Аканинского наслега», составленной мною в 2013 году. В данное время сборник хранится в школьном музее Аканинской средней школы и вызывает большой интерес у учащихся и среди населения.

Годы работы в лагере труда и отдыха наставником и воспитателем сближали меня с учащимися, что является основополагающим фактором в умелом сочетании труда и отдыха детей, что способствовало трудовому воспитанию и бережному отношению к природе. Организация экскурсий на близлежащие урочища, где находились природные памятники (булгуняхи, деревянные зодчества(надгробья) удаганов, ойунов и богатых людей; одиноко стоящие могучие деревья). Учащиеся выпускали газеты и бюллетени с описанием объектов исследования.

Наблюдения над погодой, прогнозирование погоды по местным приметам прививали навык наблюдательности, вниманию и нацеленности. Сбор природного материала, использование их на уроках труда способствует к творческой активности.

Все указанные формы и методы работ активизируют связь с жизнью, вооружают учащихся навыками самостоятельной исследовательской работы в доступной для них форме.


Проектная деятельность в кружке краеведения.

Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

Мы должны учить учащихся некой поисковой исследовательской смелости, непосредственности чувственного восприятия. Для этого необходима свобода от стереотипов, помогающая понять людей - себя и других, помогающая понять явления реальной жизни.

Второй год веду кружок «Якутская лошадь». Идея продиктована тем, что в символике республики Саха (Якутия) изображена якутская лошадь, что обязывает нас довести до наших детей знание об якутской лошади. В кружке занимаемся с учащимися проектно-исследовательской деятельностью, ниже излагается опыт работы.

Старшеклассники подготовили и защитили интересные и оригинальные по темам доклады:

  1. «Якутская лошадь. Продуктивное коневодство» - доклад, к нему проект «Возрождение национальной культуры, связанный с якутской лошадью»

  2. «Способы приготовления кумыса и традиции кумысопития» - доклад, к нему проект «Дом кумысопития»

Составление проекта - это творческая работа, с применением исследовательского метода. Учащиеся выполняли проект с деятельным подходом: потребностью к активности, мотивацией совершить открытие.

Если мы хотим развивать учащихся, не надо ограничивать его рамками преподаваемого предмета, совсем не помешает заняться ученику исследовательской деятельностью и в рамках культурологии, искусства и истории.

Проекты, которые я предлагаю детям - это исследовательские работы, продолжительные во времени (задание даю летом), которые требуют знаний из трудов разных ученых, периодической печати, экскурсий в предприятиях и музеях.

Когда проект написан, то автор защищает его на научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».

Учащиеся свою работу над докладами, проектами пишут согласно разработанному плану:

  1. Ознакомление с темой

  1. Разработка трудов научных работников

  2. Составление плана, целей и задач проекта

  3. Определение способов сбора информации (наблюдение, интервью, опросов и анкетирование)

  4. Применение на практике методов исследования

  5. Анализ информации и формулировка выводов

  6. Составление эскизов, чертежей

  7. Предзащита и защита проекта. Определение степени реализации замыслов в проекте.

Одно из достоинств проектной деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающий детям возможность попробовать себя в исследовательской деятельности.

Меняется роль учителя. Он превращается в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта- консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.

Учитель - крупный исследователь, передает не столько знания и технические навыки, сколько стиль и манеру мышления. Обобщение с научным руководителем позволяет усвоить его взгляд на мир, на роль и характер исследования, уровень работы, стандарты требовательности.

Выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся. (Розанова Л.Л. Школьный геоэкологический проект. География в школе - 2004 - № 7 - с 39-42) По требованиям ФГОС краеведение и проектная деятельность учащихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская деятельность для развития личности

Автор: Алексеева Евдокия Захаровна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Развитие творческих способностей  через  проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-chieriez-proiektnuiu-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "118482"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413141879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(121) "mastier-klass-na-tiemu-dietskoie-ekspierimientirovaniie-osnova-poiskovo-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "159781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421944950"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Доклад на тему: " Проектно исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и профессионального роста педагога""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_proektno_issledovatelskaia_deiatelnost_kak_faktor_razvitiia_lichn"
    ["file_id"] => string(6) "490327"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544584184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства