Исследовательская деятельность для развития личности
Исследовательская деятельность для развития личности
Роль внеклассного краеведения в организации исследовательской деятельности учащихся -это эмоциональное отношение к окружающей среде, эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир учащихся. Внеклассное краеведение развивает познавательную деятельность и творческие способности учащихся, вовлекает их в общественно- полезную активность и воспитывает чувство патриотизма. Проектная деятельность связана с краеведением и является результатом научной творческой работы на уровне твоческой работы. Используют методы:беседа, наблюдение, эксперимент и исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность для развития личности»
Исследовательская деятельность для развития личности
Внеклассное краеведение в организации исследовательской деятельности
учащихся.
В основе школьного курса географии краеведение решает простую истину, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Эта простая истина кроется в кружках краеведения и научном обществе учащихся (НОУ). Исследовательская работа учащихся включает широкий диапазон познавательных, эстетических и потребительских аспектов взаимоотношений человека с природой.
В распоряжении учителя разнообразные средства, позволяющие заинтересовать и поощрять школьников раннего возраста за успешную поисковую и исследовательскую работу в кружках краеведения.
Среди воспитательных задач краеведения А.В. Даринский и А.З. Сафиулин ставили на первое место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека, если эти эмоции положительны.
Через внеклассное краеведение учащиеся активно применяют приобретенные знания и умения в исследовательской деятельности. С 2013 года на занятиях кружка учащиеся проводили практические работы на местности, вели фенологическое наблюдение и наблюдение за погодой. Организовывались осенью лыжные походы с целью изучения аласных водоемов, булгуняха и просто, как лыжная прогулка на природе. Собранные материалы обрабатывались и в конечном итоге учащиеся делали сообщения и выпускали стенгазеты (для 5 и 6 классов).
Весной в двух-трехдневных походах для старших классов ставились более трудные задачи - комплексное исследование местности, водоемов, аласов. Исследовательская работа длится не на один, а на несколько лет.
Встречи с ветеранами войны, колхозного строительства и руководителями совхоза позволили собирать ценные материалы. Они систематизировались и оформлялись в виде стендов и докладов. Лучшие работы участвовали в научно- краеведческих конференциях в школе, районе и республике.
Было очень важно для исследования создать образную сферу, в которой происходило обобщение, понимание, проникновение в сущность тех явлений которыми занимались дети.
Учащиеся, работая над темой, все глубже убеждались в актуальности, своевременности выбранной тематики. Они выясняли причину состояния окружающей среды; вносили вполне выполняемые предложения по восстановлению природы вокруг населенного пункта и предлагали помощь от школы. Они разрабатывали конкретную программу действий.
У нас в Якутии распространены аласы. У якутов особое отношение к аласам. В школьной географии почти отсутствует понятие «алас». Между тем, термин принят без перевода как международный географический термин.
Этот пробел был восполнен и раскрыт в докладе «Образование аласа и его современное состояние» Егоров Дмитрий, ученик 9 класса, в своей работе раскрыл такие вопросы:
Образование аласов в геологическом прошлом
Топонимика аласов
Жизнь аласа и влияние человека на него
Использование аласных угодий и их охрана.
В заключении он внес ряд предложений:
Восстановление аласного типа расселения. Это привело бы к сокращению вирусных, инфекционных заболеваний.
Распространение частной собственности на землю, которая приведет к бережному отношению к аласам.
Большой толчок к исследовательской работе дают встречи с ветеранами труда и старожилами, ведь они являются хранителями истории развития общества.
Доклад Айталины Николаевой написан на материале воспоминаний старожила, дожившего до 95 лет жизни и участвовавшего на дальних переездах (Подрядчики Аканинского наслега). Исследовательской стороной этого доклада является сопереживание трудной работе подрядчика, раскрытие связи улусов с промышленными районами, начало денежных отношений в развитии и становлении колхозного строя, развитие материальной культуры населения. Доклад очень интересный, он помогает мне в моей дальнейшей работе в школе.
Как учитель - руководитель придерживалась одной цели - не разбрасывать ум и физическую силу учащихся на случайные темы, а на комплексное исследование своего места обитания. За указанный период работы краеведческого кружка был собран, учащимися, исследовательский материал в виде докладов, раскрывающие историю улуса, подрядчиков наслега, хозяйственной деятельности наслега, изучения населения и использование водных ресурсов. Итогом всей исследовательской деятельности учащихся является сборник докладов учащихся «Комплексное исследование Аканинского наслега», составленной мною в 2013 году. В данное время сборник хранится в школьном музее Аканинской средней школы и вызывает большой интерес у учащихся и среди населения.
Годы работы в лагере труда и отдыха наставником и воспитателем сближали меня с учащимися, что является основополагающим фактором в умелом сочетании труда и отдыха детей, что способствовало трудовому воспитанию и бережному отношению к природе. Организация экскурсий на близлежащие урочища, где находились природные памятники (булгуняхи, деревянные зодчества(надгробья) удаганов, ойунов и богатых людей; одиноко стоящие могучие деревья). Учащиеся выпускали газеты и бюллетени с описанием объектов исследования.
Наблюдения над погодой, прогнозирование погоды по местным приметам прививали навык наблюдательности, вниманию и нацеленности. Сбор природного материала, использование их на уроках труда способствует к творческой активности.
Все указанные формы и методы работ активизируют связь с жизнью, вооружают учащихся навыками самостоятельной исследовательской работы в доступной для них форме.
Проектная деятельность в кружке краеведения.
Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.
Мы должны учить учащихся некой поисковой исследовательской смелости, непосредственности чувственного восприятия. Для этого необходима свобода от стереотипов, помогающая понять людей - себя и других, помогающая понять явления реальной жизни.
Второй год веду кружок «Якутская лошадь». Идея продиктована тем, что в символике республики Саха (Якутия) изображена якутская лошадь, что обязывает нас довести до наших детей знание об якутской лошади. В кружке занимаемся с учащимися проектно-исследовательской деятельностью, ниже излагается опыт работы.
Старшеклассники подготовили и защитили интересные и оригинальные по темам доклады:
«Якутская лошадь. Продуктивное коневодство» - доклад, к нему проект «Возрождение национальной культуры, связанный с якутской лошадью»
«Способы приготовления кумыса и традиции кумысопития» - доклад, к нему проект «Дом кумысопития»
Составление проекта - это творческая работа, с применением исследовательского метода. Учащиеся выполняли проект с деятельным подходом: потребностью к активности, мотивацией совершить открытие.
Если мы хотим развивать учащихся, не надо ограничивать его рамками преподаваемого предмета, совсем не помешает заняться ученику исследовательской деятельностью и в рамках культурологии, искусства и истории.
Проекты, которые я предлагаю детям - это исследовательские работы, продолжительные во времени (задание даю летом), которые требуют знаний из трудов разных ученых, периодической печати, экскурсий в предприятиях и музеях.
Когда проект написан, то автор защищает его на научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».
Учащиеся свою работу над докладами, проектами пишут согласно разработанному плану:
Ознакомление с темой
Разработка трудов научных работников
Составление плана, целей и задач проекта
Определение способов сбора информации (наблюдение, интервью, опросов и анкетирование)
Применение на практике методов исследования
Анализ информации и формулировка выводов
Составление эскизов, чертежей
Предзащита и защита проекта. Определение степени реализации замыслов в проекте.
Одно из достоинств проектной деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающий детям возможность попробовать себя в исследовательской деятельности.
Меняется роль учителя. Он превращается в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта- консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.
Учитель - крупный исследователь, передает не столько знания и технические навыки, сколько стиль и манеру мышления. Обобщение с научным руководителем позволяет усвоить его взгляд на мир, на роль и характер исследования, уровень работы, стандарты требовательности.
Выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся. (Розанова Л.Л. Школьный геоэкологический проект. География в школе - 2004 - № 7 - с 39-42) По требованиям ФГОС краеведение и проектная деятельность учащихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе.