kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование контурных карт на уроке географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать особенности  использования контурной карты на уроке географии, а также современные проблемы, возникающие в ходе использования данного средства и пути их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование контурных карт на уроке географии»»

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вяземский медицинский колледж им. Е.О.Мухина»


Публикация статьи:

«Использование контурных карт на уроке географии»


Подготовила Дубовикова Зоя Ивановна, преподаватель географии.



Цель: Показать особенности использования контурной карты на уроке географии, а также современные проблемы, возникающие в ходе использования данного средства и пути их решения.  

Задачи:

1. Определить значение контурных карт в обучении географии, их типов  и видов.  

2. Рассмотреть подходы, методы и приемы использования контурных карт на уроке географии с целью формирования  у обучающихся самостоятельности, творческих навыков, пространственных представлений о размещении объектов, их взаимосвязи.

3. Разработка памятки и правил работы с контурной картой.


Формы работы

  1. Изучение теоретической   и методической литературы по проблеме использования контурных карт на  уроках географии.

  2. Изучение программ по географии с целью определения места и тем,  в которых могут быть использованы задания по контурным картам.

  3. Подбор содержания уроков, позволяющих использовать картографические приемы обучения и сформировать соответствующие навыки и умения обучающихся.

К методам обучения географии относятся:


1.Объяснительно-иллюстративный - слово преподавателя - воспринимают, осознают, запоминают информацию.

2.Репродуктивный - умение отобрать необходимый материал; использование заданий для самостоятельной работы учащихся.

3.Проблемное изложение - учащиеся систематически включаются учителем в решение проблемы

4.Частично-поисковый - приобщает студентов к творческой деятельности.

5.Исследовательский - приобщение школьников к творческой деятельности.

В своем выступлении я остановлюсь на использовании контурных карт при изучении регионов земного шара.

География  же является уникальной  учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами  воздействия на разум и воображение.  Вопросы использования контурной карты на уроке географии актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения.

Бланковые, или контурные, карты давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Соответствующие упражнения традиционно многочисленны среди предусмотренных программами практических работ; кроме того, существует широкий ассортимент дополнительных, «вспомогательных» заданий. Контурные карты используются и при изучении нового материала, и в процессе закрепления,  и для контроля знаний и умений, где используются разные методы обучения.

Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту — это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей профессии.

На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы только немногих объектов: частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, но надписей не делается. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.


Формы работы обучающихся с контурной картой:

  1. Нанесение надписей обозначенных на них пунктов, стран, районов и т.п.

  2. Раскрашивание контуров.

  3. Нанесение ареалов, границ, месторождений, линий и т.п.

  4. Дополнение элементов, которых нет на карте: формы рельефа, города,  прочие.

Основные типы контурных карт: изданные и самодельные, настольные         и стенные, с географической основой и без нее («слепые»).

Способы оформления работ на контурах могут быть традиционными - раскрашивание, штриховка, крап, построение картографических значков,  ориентировки, текстуры, тональности, обводки, структуры и размера. Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ обучающихся по географии.

Значимость использования контурной карты  в ходе обучения географии заключается в следующем:

  1. Во время выполнения заданий обучающиеся напрягают и тренируют зрительную память. Они не просто механически запоминают расположение объекта, а и определяют его местонахождение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д. Поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического.

  2. Тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда студенты закрашивают объект и подписывают его название.

  3. Приобретаются картографические навыки выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека. Выполнение картографических работ воспитывает дисциплинированность (выполнение определенных заданий по определенным правилам), внимательность (что именно выполнять и как), точность, аккуратность.

  4. Работа на контурной карте развивает эстетический вкус.

Как и любая образовательная деятельность, работа с контурными картами эффективна лишь при ее четком планировании и последовательном внедрении на занятиях географией. Она тренирует и контролирует наблюдательность и зрительную память. Работа с контурной картой нацеливает на развитие собственно географического мировоззрения, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории.

Использование контурных карт позволяет развивать у обучающихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять положение этой территории на карте.

Чтобы повысить эффективность использования на уроках географии этого важного и нужного учебного пособия я опираюсь на следующие положения:

— работу на тематических контурных картах связываю с тем содержанием, которое соответствует содержанию конкретных тем программы и с изучаемым учебным материалом;

— к каждой из контурных карт даю систему заданий числом не более пяти, лучше дифференцированных по уровню сложности, выполнение которых позволит наиболее эффективно использовать эту карту при обучении географии;

При оценке качества выполнения предложенных заданий я принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки труда.

Контурные карты являются элементом творческого подхода. Это поле творческой деятельности, где можно отобразить любое событие или явление, проследить его изменение во времени. Работы носят творческий характер. Они отличаются большой трудоемкостью и поэтому выполняются поэтапно, таким образом, у учащегося есть время хорошо продумать каждый этап своей работы. Без детального ознакомления с теоретическим материалом, работу выполнить практически невозможно.

 Работа с контурной картой формирует компетентностный подход в использовании полученных знаний в повседневной жизни. Результативного преподавания географии не может быть, если упущена из виду систематическая работа над усвоением обучающимися названий и расположения объектов на карте. Кроме того, в обществе географически грамотным считается  человек, «знающий карту» (что небесспорно!). В этой связи, работа по закреплению в памяти географических объектов я стараюсь вести  регулярно на всех стадиях урока. Например, в результате изучения курса географии студенты должны запомнить большое количество стран, знать их взаиморасположение. Чаще всего они испытывают трудности в усвоении географической номенклатуры, что подчеркивает необходимость работы по выявлению их познавательных стратегий (обращаться к легенде карты). 

Рассмотрим работу по выявлению познавательных стратегий на примере изучения темы «Зарубежная Европа», в результате которого обучающиеся должны запомнить разделение Зарубежной Европы на регионы и их состав, уметь показывать страны регионов на политической карте. На уроке перед обучащимися ставится познавательная задача: запомнить состав регионов Европы и научиться находить их на карте.

Для успешного выполнения задания учащиеся должны:

1. Изучить состав субрегионов, проследить за его показом на настенной политической карте Европы;

2. Самостоятельно прочитать список субрегионов и рассмотреть их на картах;

3. Отметить субрегионы на контурной карте.


Таким образом, в процессе запоминания географических объектов у одних обучающихся преобладает зрительное запоминание, у других - проговаривание,    у третьих – нанесение на контурную карту, что связано с разным уровнем развития каналов восприятия.

Данная памятка задействует все каналы восприятия, и её в целом можно считать «универсальной».

Работа на контурных картах была и остается неотъемлемой частью в изучении географии. Это многогранный методический инструмент, выполняющий учебные, развивающие и воспитательные функции.



Мы четко разработали правила работы с контурными картами, выполняя которые приводит к положительным результатам.


Правила работы с  контурными картами:

 Все задания  выполняются с использованием политической карты мира, а так же используется Интернет.

1.Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие географические объекты обозначаются с помощью цифр и выносятся  в условные знаки за рамку карты.

2.Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств.

3.Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно.

4.Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой.

5.Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами. 























г. Вязьма 2024


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование контурных карт на уроке географии»

Автор: Зоя Ивановна Дубовикова

Дата: 01.08.2024

Номер свидетельства: 654597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Использование на уроке географии контурных карт»"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovanie_na_uroke_geografii_konturnykh_kart"
    ["file_id"] => string(6) "654603"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1722539274"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Особенности использования контурных карт на уроках географии у слабовидящих и слепых учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_ispolzovaniia_konturnykh_kart_na_urokakh_geografii_u_slabovidiashchi"
    ["file_id"] => string(6) "485954"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542339707"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Технологическая карта урока географии. Тема урока: Особенности географического положения ,  история открытия материка Австралии. "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-tiema-uroka-osobiennosti-ghieoghrafichieskogho-polozhieniia-istoriia-otkrytiia-matierika-avstralii"
    ["file_id"] => string(6) "123306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414442539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока географии по теме "Внутренние воды региона" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "102181"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402485120"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока по теме Мировой океан в 6 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-mirovoi-okiean-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "169195"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423385317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства