Я преподаю географию в коррекционной школе в течение многих лет. И пришла к выводу, что контурные карты – одно из необходимых и наиболее удобных пособий для слабовидящих и слепых учеников. Они не заменяют рельефные карты, а являются дополнением к ним. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, создает конкретные представления и закрепляет знание учеников. Значение контурных карт отмечено в программе по географии. Их следует использовать: а) для закрепления знаний на уроках; б) при выполнении домашних заданий; в) при проведении контрольных работ — как одну из форм оценки достижений учащихся. Достоинство работы с контурной картой — это вовлечение в работу всех учащихся и детальное изучение ими всего материала карты.
Опыт показал, что виртуальное восприятие учеником карты на уроке недостаточно. Только в ходе самостоятельной поисковой работы с картой обучающиеся смогут её освоить. Контурные карты учат детей многому. Например, ориентироваться в пространстве, выделять главное из общего, давать определенный анализ связи географических объектов, развивают аккуратность, усидчивость и трудолюбие, а также логику, образное мышление, моторико-сенсорную память, внимательность.
В современном мире можно найти контурные карты любого региона. Однако они не приспособлены для детей со слабым зрением. Как правило, контурные карты для зрячих людей выполнены в мелком масштабе, фон бывает однотонным, а контуры едва заметными. Учащиеся со слабым зрением не могут ориентироваться по ней, находить нужные объекты и затрудняются выполнять даже простые задания.
Контурные карты для слабовидящих и слепых учащихся имеют свои особенности. В результате научных исследований тифлопедагогов были установлены требования к качеству используемых средств наглядности для слабовидящих:
Наглядность должна направлять мысль школьника от конкретного к общему, от явления к его сущности.
Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
Необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).
Средства наглядности нужно делать с учетом данных офтальмолога, относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения.
Наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.
С учетом вышеназванных требований я сделала эскизы специальных контурных карт для слабовидящих детей. Сначала приобрела бумагу размером А3, различные материалы для аппликации и цветного фона (картон, бархатную бумагу, фольгу и т.д.). Для того, чтобы ученикам было удобно и проще ориентироваться по контурной карте, увеличила масштабы карты, цветным фломастером провела границы географических объектов, цветной гелевой ручкой отметила опорные ориентировочные линии (экватор, параллели, меридианы, тропики, полярные круги). Затем цветными карандашами закрасила расположение горных систем, равнин, низменностей. Также в работе часто использую специальные рельефные карты, магнитные доски, магнитики с надписями, брайлевские надписи и специальные брайлевские карты для незрячих. Во время практических занятий каждому ученику выдаю по контурной карте исходя из проходимой темы. Потом демонстрирую образец готовой выполненной работы предыдущих учащихся, чтобы сформировать итог работы. Используя тифлоприборы, ученики самостоятельно выполняют задание.
На уроках географии я применяю такой перечень контурных карт:
5-6 классы – карта полушарий, мировая карта, карта Республики Саха (Якутия);
7 класс – карта полушарий, мировая карта, карта материков;
8 класс – карта России, карта природных регионов России, карта РС(Я);
9 класс – карта России, карта экономических регионов России, карта РС(Я)
10-11 классы – мировая карта, карта государств.
Использовать такие специальные контурные карты для детей со слабым зрением можно достаточно разнообразно. Учащиеся могут нанести на ней основное расположение лесозащитных полос, и у детей получится самое конкретное представление о них. Свои контурные карты ученики обязаны также ориентировать в отношении тепловых поясов. При изучении географии обязательны работы с градусной сетью. На ней ученики хорошо усваивают меридианы, параллели, определяют широту и долготу места и т. д.
Практическая работа с контурной картой
В 10-11 классе контурные карты применяем при изучении регионов, например, Европы – перечисляем условные обозначения (цифры) всех европейских государств, называя одновременно их столицы. При изучении Азии – всех азиатских государств, с названием их столицы. Например, ученики находят на карте условное обозначение данного государства, называют его столицу.
В 8-9 классе изучая тему: «Географическое положение России», обозначаем на контурной карте пограничные государства, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Проходя тему: «Рельефы России», отмечаем на контурной карте горы, равнины, низменности, изучая тему: «Внутренние воды России» – реки и озера, природные и экономические регионы страны. Тема: «География Якутии» подразумевает знание известных географических объектов республики.
При изучении «Географии материков» в 7 классе закрепляем знание детей береговых линий, рельефа, рек, озер, крайних точек материков.
В 6 классе по теме: «Части мирового океана» ученики определяют местоположение океанов и морей, крупных озер и рек.
В 5 классе им необходимо научиться указывать названия материков, океанов, самых известных географических объектов.
При дифференцированном подходе к учащимся с расстройствами зрения, пользование контурными картами очень удобно. Каждый ученик одинаково активно включен в работу. Я заметила, что дети со слабым зрением работают медленнее, меньше детализируют, но правильность воспроизведения у них не меньшая, чем у здоровых детей. Таким образом, все ученики класса работают одновременно, выполняя одну и ту же работу, но несколько по-разному, в зависимости от времени и степени расстройств зрения.
В нашей школе обучаются дети с различными диагнозами – амблиопией и косоглазием, нередко встречаются и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер.
У слабовидящих и слепых детей нарушены восприятия предметов, явлений и ориентация в пространстве, усложнены формирование представлений и измерения, нарушены координация движений, его скорость и точность. Многие наши учащиеся проходят сложные операции с применением общего наркоза, который намного ухудшает общую память человека. Многие имеют сопутствующие другие заболевания и поэтому быстро устают, теряют интерес к изучаемому объекту. В нашей школе стоит задача снижения всех этих нарушений, т.е. коррекция. Мы, учителя, должны применять особые педагогические методы обучения, использовать специальные оптические средства коррекции, тифлотехнические приборы.
Я стараюсь максимально облегчить зрительную нагрузку при работе с картами, сделать их удобными для школьников с плохим зрением. Например, во время практической работы с контурными картами обязательно провожу зрительную гимнастику продолжительностью от 3 до 5 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование средств наглядности при обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью ликвидируются обусловленные дефектом зрения пробелы в знаниях, формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется коррекция и компенсация нарушений зрения.
Умелое сочетание словесных описаний, наглядных пособий с различными практическими методами при работе с контурными картами позволит у слабовидящих и слепых учащихся сформировать правильные географические представления об окружающем мире.
Работая в школе слепых с контурными картами, я уверена, что это очень полезное и нужное пособие для наших школьников.