Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра " География населения России"»
Тема урока:« Интеллектуальная игра: География населения Российской Федерации»
Цели урока:
1. Сформировать представление о географии населения России.
2. Формирование общенаучных и общегеографических умений — работа с атласом, контурными картами, географическими картами.
3.Учить ребят выполнять задания повышенной сложности.
4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения к команде — сопернице.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая система, контурная карта России, атласы для 8-9 классов, карта субъектов России, кроссворды.
Форма организации обучения: групповая.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Цели и задачи урока:
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Урок-КВН. На этом уроке, используя творческие задания, мы с вами заканчиваем изучение темы «Население России» и подведем итог изученному материалу.
Прошу вас разделиться на три команды. Капитанами будут три ученика, названные учителем. Каждый капитан по очереди набирает участников своей команды. После выбора команд ребята рассаживаются за свои столы и готовят для участия в КВН атласы России и контурные карты.
Географический КВН.
Первый тур. Разминка.
Слайд № 2
Ведущий задаёт вопросы командам. Команды письменно отвечают на вопросы и через 3 минуты передают карточки с ответами команде сопернице. Идет взаимопроверка, правильные ответы на Слайде № 2.
1. Назовите страну мира, в которой одновременно бывает и яркий день, и тёмная ночь ? (Россия) — 1балл
2. Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды, названию ? (Белое и Чёрное) — 2 балла
3. Море есть, а плавать нельзя. Что это? (географическая карта, глобус) —3 балла
4. Назовите реку, море, озеро, носящие название одного цвета. (Река Белая, Белое море, озеро Белое) — 3 балла
5. Какие города России меняли своё название трижды и более раз ? (Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург; Самара, Куйбышев, Самара; Царицын, Сталинград, Волгоград) — 5 баллов
Второй тур. Знаете ли вы карту России ?
Слайд № 3
На доске повешены три контурных карты России. От каждой команды выходит по одному человеку.
1. По команде ведущего они должны подписать на карте:
- географические объекты: города Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский;
— 7 баллов
- субъекты РФ: Амурская обл., Сахалинская обл., республика Адыгея, республика Тыва, республика Марий-Эл, республика Коми. — 6 баллов
2. В это время команды наносят на такие же карты на местах все автономные округа, края, автономные области с их центрами. — 10 баллов
Третий тур.
Слайд № 4
Каждая команда получает задание: за 5 минут найти все субъекты РФ, начинающиеся с одной и той же буквы.
Первая команда ищет субъекты РФ, начинающиеся с буквы «К», вторая — с букв «С» и «А», третья с букв «М» и «Т». За каждый правильно названный субъект начисляется 1 балл.
Четвёртый тур. «Правильные ответы».
Слайды № 5, 6, 7
Ведущий задаёт вопросы, в которых присутствует один или более правильных ответов. Требуется подчеркнуть правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 5 баллов.
1. В состав РФ входят ниже перечисленные республики: Адыгея, Мордовия, Саха, Монголия, Болгария, Япония.
2. Эти области являются субъектами РФ: Архангельская, Брестская, Белгородская, Сахалинская, Харьковская, Могилёвская.
5. Эти народы России — христиане: русские, калмыки, корейцы, чуваши, мордва, японцы.
Эти народы России — буддисты: буряты, тувинцы, калмыки, татары, белорусы, немцы.
Эти народы России — приверженцы ислама: осетины, грузины, армяне, удмурты, ингуши, черкесы, балкарцы.
6. Городами миллионерами в России являются: Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Минск, Тбилиси, Омск, Новосибирск, Новороссийск, Саратов, Самара, Пенза, Смоленск, Киев, Харьков.
7. Данные населённые пункты являются центрами субъектов РФ: Рига, Стокгольм, Улан-Батор, Уфа, Ставрополь, Сургут, Сочи, Иваново, Владимир, Чита.
8. Все народы, которые будут сейчас названы, являются коренными на территории нашей области: мордва, мерь, весь, чудь, литы, эсты, чуваши, татары, китайцы.
9. Все эти страны имеют границу с Россией: США, Швеция, Япония, Китай, Республика Корея, Украина, Молдавия, Армения, КНДР, Норвегия, Польша, Дания, Азербайджан,Монголия, Болгария, Турция, Таджикистан, Казахстан, Грузия.
10. Выделите народы, проживающие на территории Пензенской области, которые наиболее многочисленны (их численность составляет более 0,1% от общей численности населения области): русские, украинцы, турки, чуваши, татары, мордва, немцы, казахи, белорусы, цыгане, евреи, азербайджанцы.
Команды письменно ответив на вопросы через 5 минут передают карточки с ответами команде сопернице. Идет взаимопроверка, правильные ответы на Слайдах №№ 5, 6, 7.
Пятый тур. Решение кроссворда по теме «География населения Российской Федерации».
Слайды №№ 8, 9, 10.
Учитель раздает участникам бланки с кроссвордом. По истечении времени, отведенного на выполнение задания, учитель собирает бланки, проверяет и комментирует ответы.
За каждый правильно названный субъект начисляется 1 балл. Команда первая решившая кроссворд получает дополнительно 5 баллов. Правильные ответы на Слайде № 11.
Вопросы для решения кроссворда
По горизонтали:
1. Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе.
(Урбанизация)
2. Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.
(Демография)
3. Наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций.
(Мегалополис)
4. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей.
(Этнос)
5. Уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.
(Депопуляция)
6. Процесс возобновления населения за счёт новых рождений.
(Рождаемость)
7. Одно из основных, наряду с католицизмом и протестантизмом, направлений в христианстве.
(Православие)
По вертикали:
1. Величина, показывающая количество людей, проживающих на 1 км2 территории.
(Плотность)
2. Механическое перемещение населения из одних районов проживания в другие на постоянное место жительства.
(Миграция).
3. Территориальные группировки городских и сельских поселений.
(Агломерация)
4. Одна из форм культуры, особое мировоззрение на поклонение высшим силам.
(Религия)
Шестой тур. Конкурс капитанов.
Слайд № 12
Капитаны команд выходят к доске и отвечают на вопросы ведущего, если они затрудняются, то команда может помочь.
Кто раньше всех встречает Новый год в нашей стране? (жители Чукотского полуострова) — 1 балл
Назовите города СНГ, в названиях которых есть только гласная «а», и таких гласных не менее 3 (Махачкала, Кандалакша, Астана) за каждый город по 1 баллу
Какой город РФ «летает»? (Орёл) — 1 балл
Назовите реку, которая носит название предмета домашнего обихода? (Таз) — 1 балл
Перечислите страны мира, лежащие или в двух частях света, или на двух материках. (Россия, Египет, Панама, Турция) — 4 балла
Правильные ответы на Слайде № 12.
Седьмой тур. Определить субъекты РФ
Слайд № 13
Ответы
Слайд № 14
1
Ростовская область
2
Мурманская область
3
Республика Коми
4
Республика Саха (Якутия)
5
Республика Бурятия
6
Амурская область
7
Приморский край
8
Хабаровский край
9
Чукотский АО
10
Камчатский край
Заканчивается КВН подведением итогов, которые оглашают члены жюри.