Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
г. Десногорска Смоленской области
Внеклассное мероприятие:
Игра
«Экологический калейдоскоп».


Мероприятие подготовила:
Макарова Елена Витальевна
учитель географии
Цели мероприятия:
Повторить и обобщить взаимосвязь компонентов природных сообществ Смоленской области;
Расширить кругозор учащихся о разнообразии флоры и фауны Смоленской области;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживания всему живому.
Задачи:
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между ними и с окружающей средой;
Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды, поддерживать интерес к учебно-исследовательской деятельности;
Преодолевать потребительское отношение к природе, развивать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации;
Способствовать развитию у детей чувства коллективизма, коммуникативности и взаимопомощи.
Оборудование: сигнальные карточки, жетоны (за правильные ответы), раздаточный материал, цветные иллюстрации растительного и животного мира, выставка книг по экологии, плакаты, таблицы, проекты, интерактивная доска.
Ход мероприятия.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю я вам отныне-
Вы берегите эту святыню!
Учитель: Добрый день, дорогие гости и участники нашей игры «Экологический калейдоскоп». Сегодня мы поговорим о природе, о том, какую роль она играет в жизни человека.
Цели:
Повторить и обобщить взаимосвязь компонентов природных сообществ Смоленской области;
Расширить экологические знания учащихся;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживания всему живому.
Мы живем на Земле. Кроме нас на ней обитают бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля – наш общий дом, общий для человека и муравья, для березы и синицы, для красивых цветов и для медведя. Всем хватит места в нашем доме. Согласитесь или поспорьте с утверждением:
«Человек может обойтись без природы»
Докажите свою точку зрения. (Высказывания учащихся)
Учитель географии: Чтобы не навредить природе, нужно хорошо ее знать. И сегодня мы подведем итог вашим знаниям о растительном и животном мире Смоленщины, их взаимосвязям, и каждый попробует определить свое отношение к окружающему миру.
Вы будите работать в командах, в конце игры определим победителя.
В какой природной зоне расположена Смоленская область?
(ответ учащихся)
Учитель: Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты (демонстрация слайдов).
Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз.
Итак, мы начинаем нашу игру!
Добро пожаловать на лесную поляну! Пропуском на поляну служит правильный ответ на загадку.
Первый тур называется «В лес по загадки». Каждая команда должна ответить на 5 вопросов. 1 ответ- 1 жетон
«В лес по загадки» (1 тур)
Задания для 1 команды.
Какой лесной кустарничек иногда играет в футбол и забивает гол? (голубика)
Название какого города Смоленской области образовано от хвойного дерева? Назовите дерево и город. (Ель. Ельня)
Как называется лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями широко распространенное в Смоленской области? (Береза)
Если в названии устройства для накачивания и выкачивания жидкостей или газов переставить слоги, то получится название вечнозелёного хвойного дерева. Что это за устройство? (Сосна – насос).
Организм, состоящий из гриба и водоросли. (Лишайник).
Задания для 2 команды.
Какое вечнозелёное хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками входит в название одного из микрорайонов города Десногорска? (Сосна - Сосновка).
Как называется небольшой лес без? (Роща).
Название какого лесного кустарника семейства берёзовых, дающего орехи со съедобным ядром, начинается с названия пресноводной рыбы семейства карповых? (Лещина – лещ).
Лес, в котором дуб преобладает над другими древесными растениями. (Дубрава).
Название, какого города в Смоленской области начинается с названия большого лиственного дерева с прочной древесиной семейства ильмовых (г. Вязьма – вяз)
Какую роль играет лес в жизни человека?
(ответы учащихся)
Учитель: Деревья щедро одаривают людей. Одни из них используются как древесина или топливо, другие оберегают поля от засухи и суховеев, третьи врачуют людей и животных, четвёртые украшают сёла и города. А самое главное, лес - это «зелёные лёгкие» планеты, производящие кислород для всего живого.
Животный мир разнообразен по видовому составу, образу жизни, местам обитания. И сейчас, мы вспомним животный мир наших лесов.
«Лес и животный мир» (2 тур)
Каждая команда отвечает на 6 вопросов.
Задания для 1 команды.
Кого называют хозяином русского леса, его живой эмблемой? (Бурый медведь).
Переставьте слоги в названии каменной горы с острыми выступами, отвесными крутыми склонами и вы получите название самого маленького хищного млекопитающего (Скала - ласка).
Какого мелкого зверька не едят ни лиса, ни хорь? (Землеройка – отталкивающий мускусный запах).
Какую птицу наших лесов называю «лесным доктором»? (Дятел).
Переставьте слоги в названии цилиндрического сосуда, и вы получите название дикой свиньи. Как называется этот сосуд? (Банка – кабан).
Назовите полезных лесных насекомых? (Стрекоза, златоглазка, жужелица, верблюдка, муравьи).
Задания для 2 команды.
Каких птиц называют пернатыми кошками? (Сова).
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
Лесная птица отряда воробьиных называется так же, как и заводная игрушка. Как? (Юла – лесной жаворонок).
Какое животное за ловкость и проворство называют «северной обезьянкой»? (Белка).
Замените в названии домашней птицы букву, и вы превратите её в лесного хищника с ценным мехом. (Курица – куница).
Каких вредителей леса вы знаете? (Усачи, короеды, долгоносики).
Какое влияние оказывает животный мир на лесное сообщество?
(ответы учащихся)
Ф
ауна леса многообразна, она зависит то местных природных условий. Животный мир оказывает влияние на почву, рост и долговечность леса, плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими.
Учитель: Мы знаем, что все в природе взаимосвязано. Об этом говорил еще Ч. Дарвин. Большое значение в природе имеют пищевые связи, благодаря которым осуществляется непрерывный вещественно – энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.
Составьте экологическую цепь, отражающую пищевые взаимоотношения организмов.
« Трофические связи» (3 тур)
1команда. Построить экологическую цепочку: мышь… сыр.
2 команда. Построить экологическую цепочку: коршун … яблоки.
Определите трофическую функцию каждого пищевого звена.
Учитель: «В лесу есть все, что нужно для человека»,- так писал знаменитый питатель Сентон Томпсон. Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы использовали.
«Скатерть самобранка» (4 тур)
Учащиеся работают с таблицей (возможные варианты ответов).
1 команда
Кофе | Одуванчик - корень Цикорий - корень Шиповник - плоды |
Масло | Кедровый орех Лещина - орех Сосна - семена |
хлеб | Иван – чай – корень Рогоз - корень Кувшинка - корень |
2 команда
Салат | Черемша - листья Крапива - листья Одуванчик - листья |
Картофель | Лопух – корень Стрелолист- клубни |
Сахар | Камыш-корень Можжевельник шишки Медуница - корень |
Учитель: Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Сберечь и сохранить растительный мир для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - долг каждого человека. Сейчас, мы узнаем, насколько экологически грамотны ваши команды.
«Береги зелёный океан» (5 тур)
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу?
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
К
ак следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли?
Учитель: Человек давно понял, что растения и животные сильно страдают от деятельности человека.
Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране?
(ответы учащихся)
Ребята, вы знаете, что составлены специальные списки охраняемых видов растений и животных, так называемые Красные книги. Красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Красная книга животных РФ была создана в 1985 году, в ней 247 видов; Красная книга растений РФ была создана в 1988 году, в ней 533 вида)
Когда была создана первая Красная книга для нашей области?
(Красная книга Смоленской области была создана в 1997 году и включает в себя 131 вид животных и растений)
«Краснокнижники Смоленщины» (6 тур)
Учитель: Ваша задача - выбрать карточки с названиями только тех животных (для 1 команды) и растений (2 команды) которые занесены в Красную книгу Смоленской области.
1 команда | 2 команда |
Летяга обыкновенная | Мать - и- мачеха |
Бобр | Ветреница дубравная |
Лисица | Хохлатка полая |
Волк | Подорожник ланцетовидный |
Выхухоль | Ландыш майский |
Выдра | Медвежий лук |
Горностай | Тимофеевка луговая |
Вечерница рыжая | Медуница неясная |
Б
удет ли преувеличением сказать, что своим существованием человек во многом обязан растениям и животным?
(ответы учащихся)
Учитель: Каков новый экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
«Прояви смекалку?» (7 тур)
Каждый кулик свое болото хвалит
Репу да горох, не сей подле дорог.
Пока гром не грянет, мужик не перекреститься
Ложка дегтя портит бочку меда
Лес рубят - щепки летят.
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться
Черного кабеля не отмоешь добела.
Что имеем, не храним, потерявши - плачем.
Тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях.(1)
Загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс.(2)
Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание, и понимание этих последствий людьми в целом.(3)
Сброс малых объем высокотоксичных отходов в реки попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров.(4)
Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера.(7)
Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом.(8)
Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду.(5)
Учитель: Закончились наши конкурсы, подсчитываем жетоны.
Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Наверное, это так и есть. Важно еще и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженным природой, как ее неотъемлемая и естественная частица. 21 век должен быть не только веком пластмассы и атома, но прежде всего веком зеленых трав, ярких цветов, чистых, прозрачных ручьев и рек. И думать об этом нужно уже сегодня.
Вот и подошла к концу наша игра, мы хотим еще раз напомнить вам: любите природу, берегите и охраняйте её.
Сегодня мы постарались вспомнить лишь немногие вопросы одной из интереснейших наук – экологии и совершили путешествие в природный комплекс – смешанный лес.
А теперь, задача каждой команды разработать правила поведения в лесу из 5 пунктов.
Учитель: Натуралист Александр Соловьев писал:
«С чего начинается любовь к Родине, к своей Земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке. Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. Природа – источник здоровья и радости, духовного богатства, каждого человека».
И в заключение хочется вам дать несколько добрых советов:
учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
Радуйся красоте природы. Не вреди ей своим отношением
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем. Кто заботится о природе. Защищай ее от вредителей и несознательных туристов.
Рекомендуемая литература:
О.В. Антушева «Природа России», изд. «Учитель», 2007
А. Гэлстон, П. Девис «Жизнь зеленого растения» М, 1999
«Энциклопедия для детей», М .: Аванта +, 2000
А.Б. Меркулов «Лес и его жизнь», М.: Просвещение, 1998
В.П. Новиков «Природные зоны России»,М.: Наука, 2001
«Справочник юного натуралиста», М.: Просвещение, 1986
НМЖ «Воспитание школьников», № 6, 2007, стр.77
«Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» ответственный редактор Н.Д. Круглов.- Смоленск, СГПИ, 1997г.