Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
г. Десногорска Смоленской области
Внеклассное мероприятие:
Игра
«Экологический калейдоскоп».
Мероприятие подготовила:
Макарова Елена Витальевна
учитель географии
Цели мероприятия:
Повторить и обобщить взаимосвязь компонентов природных сообществ Смоленской области;
Расширить кругозор учащихся о разнообразии флоры и фауны Смоленской области;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживания всему живому.
Задачи:
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между ними и с окружающей средой;
Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды, поддерживать интерес к учебно-исследовательской деятельности;
Преодолевать потребительское отношение к природе, развивать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации;
Способствовать развитию у детей чувства коллективизма, коммуникативности и взаимопомощи.
Оборудование: сигнальные карточки, жетоны (за правильные ответы), раздаточный материал, цветные иллюстрации растительного и животного мира, выставка книг по экологии, плакаты, таблицы, проекты, интерактивная доска.
Ход мероприятия.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю я вам отныне-
Вы берегите эту святыню!
Учитель: Добрый день, дорогие гости и участники нашей игры «Экологический калейдоскоп». Сегодня мы поговорим о природе, о том, какую роль она играет в жизни человека.
Цели:
Повторить и обобщить взаимосвязь компонентов природных сообществ Смоленской области;
Расширить экологические знания учащихся;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживания всему живому.
Мы живем на Земле. Кроме нас на ней обитают бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля – наш общий дом, общий для человека и муравья, для березы и синицы, для красивых цветов и для медведя. Всем хватит места в нашем доме. Согласитесь или поспорьте с утверждением:
«Человек может обойтись без природы»
Докажите свою точку зрения. (Высказывания учащихся)
Учитель географии: Чтобы не навредить природе, нужно хорошо ее знать. И сегодня мы подведем итог вашим знаниям о растительном и животном мире Смоленщины, их взаимосвязям, и каждый попробует определить свое отношение к окружающему миру.
Вы будите работать в командах, в конце игры определим победителя.
В какой природной зоне расположена Смоленская область?
(ответ учащихся)
Учитель: Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты (демонстрация слайдов).
Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз.
Итак, мы начинаем нашу игру!
Добро пожаловать на лесную поляну! Пропуском на поляну служит правильный ответ на загадку.
Первый тур называется «В лес по загадки». Каждая команда должна ответить на 5 вопросов. 1 ответ- 1 жетон
«В лес по загадки» (1 тур)
Задания для 1 команды.
Какой лесной кустарничек иногда играет в футбол и забивает гол? (голубика)
Название какого города Смоленской области образовано от хвойного дерева? Назовите дерево и город. (Ель. Ельня)
Как называется лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями широко распространенное в Смоленской области? (Береза)
Если в названии устройства для накачивания и выкачивания жидкостей или газов переставить слоги, то получится название вечнозелёного хвойного дерева. Что это за устройство? (Сосна – насос).
Организм, состоящий из гриба и водоросли. (Лишайник).
Задания для 2 команды.
Какое вечнозелёное хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками входит в название одного из микрорайонов города Десногорска? (Сосна - Сосновка).
Как называется небольшой лес без? (Роща).
Название какого лесного кустарника семейства берёзовых, дающего орехи со съедобным ядром, начинается с названия пресноводной рыбы семейства карповых? (Лещина – лещ).
Лес, в котором дуб преобладает над другими древесными растениями. (Дубрава).
Название, какого города в Смоленской области начинается с названия большого лиственного дерева с прочной древесиной семейства ильмовых (г. Вязьма – вяз)
Какую роль играет лес в жизни человека?
(ответы учащихся)
Учитель: Деревья щедро одаривают людей. Одни из них используются как древесина или топливо, другие оберегают поля от засухи и суховеев, третьи врачуют людей и животных, четвёртые украшают сёла и города. А самое главное, лес - это «зелёные лёгкие» планеты, производящие кислород для всего живого.
Животный мир разнообразен по видовому составу, образу жизни, местам обитания. И сейчас, мы вспомним животный мир наших лесов.
«Лес и животный мир» (2 тур)
Каждая команда отвечает на 6 вопросов.
Задания для 1 команды.
Кого называют хозяином русского леса, его живой эмблемой? (Бурый медведь).
Переставьте слоги в названии каменной горы с острыми выступами, отвесными крутыми склонами и вы получите название самого маленького хищного млекопитающего (Скала - ласка).
Какого мелкого зверька не едят ни лиса, ни хорь? (Землеройка – отталкивающий мускусный запах).
Какую птицу наших лесов называю «лесным доктором»? (Дятел).
Переставьте слоги в названии цилиндрического сосуда, и вы получите название дикой свиньи. Как называется этот сосуд? (Банка – кабан).
Назовите полезных лесных насекомых? (Стрекоза, златоглазка, жужелица, верблюдка, муравьи).
Задания для 2 команды.
Каких птиц называют пернатыми кошками? (Сова).
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
Лесная птица отряда воробьиных называется так же, как и заводная игрушка. Как? (Юла – лесной жаворонок).
Какое животное за ловкость и проворство называют «северной обезьянкой»? (Белка).
Замените в названии домашней птицы букву, и вы превратите её в лесного хищника с ценным мехом. (Курица – куница).
Каких вредителей леса вы знаете? (Усачи, короеды, долгоносики).
Какое влияние оказывает животный мир на лесное сообщество?
(ответы учащихся)
Фауна леса многообразна, она зависит то местных природных условий. Животный мир оказывает влияние на почву, рост и долговечность леса, плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими.
Учитель: Мы знаем, что все в природе взаимосвязано. Об этом говорил еще Ч. Дарвин. Большое значение в природе имеют пищевые связи, благодаря которым осуществляется непрерывный вещественно – энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.
Составьте экологическую цепь, отражающую пищевые взаимоотношения организмов.
« Трофические связи» (3 тур)
1команда. Построить экологическую цепочку: мышь… сыр.
2 команда. Построить экологическую цепочку: коршун … яблоки.
Определите трофическую функцию каждого пищевого звена.
Учитель: «В лесу есть все, что нужно для человека»,- так писал знаменитый питатель Сентон Томпсон. Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы использовали.
«Скатерть самобранка» (4 тур)
Учащиеся работают с таблицей (возможные варианты ответов).
1 команда
Кофе | Одуванчик - корень Цикорий - корень Шиповник - плоды |
Масло | Кедровый орех Лещина - орех Сосна - семена |
хлеб | Иван – чай – корень Рогоз - корень Кувшинка - корень |
2 команда
Салат | Черемша - листья Крапива - листья Одуванчик - листья |
Картофель | Лопух – корень Стрелолист- клубни |
Сахар | Камыш-корень Можжевельник шишки Медуница - корень |
Учитель: Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Сберечь и сохранить растительный мир для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - долг каждого человека. Сейчас, мы узнаем, насколько экологически грамотны ваши команды.
«Береги зелёный океан» (5 тур)
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу?
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли?
Учитель: Человек давно понял, что растения и животные сильно страдают от деятельности человека.
Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране?
(ответы учащихся)
Ребята, вы знаете, что составлены специальные списки охраняемых видов растений и животных, так называемые Красные книги. Красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Красная книга животных РФ была создана в 1985 году, в ней 247 видов; Красная книга растений РФ была создана в 1988 году, в ней 533 вида)
Когда была создана первая Красная книга для нашей области?
(Красная книга Смоленской области была создана в 1997 году и включает в себя 131 вид животных и растений)
«Краснокнижники Смоленщины» (6 тур)
Учитель: Ваша задача - выбрать карточки с названиями только тех животных (для 1 команды) и растений (2 команды) которые занесены в Красную книгу Смоленской области.
1 команда | 2 команда |
Летяга обыкновенная | Мать - и- мачеха |
Бобр | Ветреница дубравная |
Лисица | Хохлатка полая |
Волк | Подорожник ланцетовидный |
Выхухоль | Ландыш майский |
Выдра | Медвежий лук |
Горностай | Тимофеевка луговая |
Вечерница рыжая | Медуница неясная |
Будет ли преувеличением сказать, что своим существованием человек во многом обязан растениям и животным?
(ответы учащихся)
Учитель: Каков новый экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
«Прояви смекалку?» (7 тур)
Каждый кулик свое болото хвалит
Репу да горох, не сей подле дорог.
Пока гром не грянет, мужик не перекреститься
Ложка дегтя портит бочку меда
Лес рубят - щепки летят.
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться
Черного кабеля не отмоешь добела.
Что имеем, не храним, потерявши - плачем.
Тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях.(1)
Загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс.(2)
Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание, и понимание этих последствий людьми в целом.(3)
Сброс малых объем высокотоксичных отходов в реки попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров.(4)
Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера.(7)
Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом.(8)
Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду.(5)
Учитель: Закончились наши конкурсы, подсчитываем жетоны.
Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Наверное, это так и есть. Важно еще и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженным природой, как ее неотъемлемая и естественная частица. 21 век должен быть не только веком пластмассы и атома, но прежде всего веком зеленых трав, ярких цветов, чистых, прозрачных ручьев и рек. И думать об этом нужно уже сегодня.
Вот и подошла к концу наша игра, мы хотим еще раз напомнить вам: любите природу, берегите и охраняйте её.
Сегодня мы постарались вспомнить лишь немногие вопросы одной из интереснейших наук – экологии и совершили путешествие в природный комплекс – смешанный лес.
А теперь, задача каждой команды разработать правила поведения в лесу из 5 пунктов.
Учитель: Натуралист Александр Соловьев писал:
«С чего начинается любовь к Родине, к своей Земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке. Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. Природа – источник здоровья и радости, духовного богатства, каждого человека».
И в заключение хочется вам дать несколько добрых советов:
учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
Радуйся красоте природы. Не вреди ей своим отношением
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем. Кто заботится о природе. Защищай ее от вредителей и несознательных туристов.
Рекомендуемая литература:
О.В. Антушева «Природа России», изд. «Учитель», 2007
А. Гэлстон, П. Девис «Жизнь зеленого растения» М, 1999
«Энциклопедия для детей», М .: Аванта +, 2000
А.Б. Меркулов «Лес и его жизнь», М.: Просвещение, 1998
В.П. Новиков «Природные зоны России»,М.: Наука, 2001
«Справочник юного натуралиста», М.: Просвещение, 1986
НМЖ «Воспитание школьников», № 6, 2007, стр.77
«Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» ответственный редактор Н.Д. Круглов.- Смоленск, СГПИ, 1997г.