Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственной ориентации на уроках географии»
Выступление на районном методическом обьединении учителей географии по теме:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Учитель: Епанова Марина Николаевна, МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
«Карта есть альфа и омега географии.
От карты всякое географическое
исследование исходит и к карте приходит»
Н.Н. Баранский
Пространственные компетенции являются одним из интеллектуальных умений, обеспечивающих развитие личности учащегося. Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач. Роль ПМ - обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
Умение свободно оперировать пространственными представлениями необходимо для эффективного процесса обучения. Пространственное мышление обеспечивает в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения географических задач. Пространственные компетенции и операции с ними используются в процессе изучения большинства школьных предметов, но особенно большое значение здесь имеет школьная география, так как пространственные компетенции одновременно и формируются, и используются на уроках географии.
Существуют различные способы формирования пространственных компетенций на уроках географии. Так как пространственные компетенции возникают на основе восприятия какого-либо источника информации, то основными способами формирования пространственных компетенций являются простые способы на основе чтения географических карт и сложные способы формирования пространственных представлений, используемые в процессе активного использования воспринимаемой информации, и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).
Работу, направленную на формирование пространственных компетенций можно осуществлять при работе с различными картами, используемыми на уроках географии. Для этого можно использовать специальные упражнения.
«Соседи». В этом задании учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта. Для выполнения этого задания учащиеся используют карты, а при более высоком уровне подготовке учащиеся могут выполнять это задание без использования источников информации. У этого задания может быть несколько вариантов формулирования. Например, назвать восточных соседей; выбрать из перечисленных южных соседей; нарисовать схему расположения соседей и т.д.
«Путешествие по карте». В этом задании учащимся предлагается определить, в каком направлении и мимо каких объектов они должны двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки в другую.
«Немая карта». Это задание заключается в обработке умения представлять месторасположение определенных географических объектов. Здесь ученикам предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены, например, цифрами. Учащиеся должны назвать, какие объекты расположены под какими цифрами.
«Нарисуй прямой и обратный путь». Суть этого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе. Например: из заданной точки А – на восток 3 сантиметра (точка Б); от нее на север 5 сантиметров (точка В) и т.д. Более сложным вариантом этого задания является задание, в котором требуется нарисовать обратный путь.
«Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.
Такая организация изучения географического материала позволяет решать проблему формирования пространственных компетенций изучаемых на уроках географии объектов. А наличие умения составлять пространственную характеристику объектов, с которыми сталкивается ученик, позволит сделать процесс обучения более качественным. Данный способ формирования пространственных компетенций в процессе работы школьников с географическими картами особенно важен в процессе преподавания географии. Ведь работа с географической картой без формирования представлений о реальных явлениях и местностях, представляемых на ней, заключается в словесном заучивании учащимися определенного ряда названий.
В своей работе большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.
Если учащийся может самостоятельно описать природную зону по картам атласа, значит, я достигла своей цели, научив учащихся пользоваться и читать различные карты, а также сопоставлять их. В 9 классе при изучении темы «Экономическое районирование» это очень помогает, но и усложняется, так как при описании экономического района, нужно использовать большее количество карт.
Основной формой работы при формировании пространственной компетенции на уроках географии является географический практикум.
Знания географической номенклатуры оцениваются в ходе изучения каждой темы обязательно у всех учащихся. При оценивании использую следующие приёмы: «установите соответствие», «определите объект», «немая карта» и т.д.
Также при проведении тематического оценивания использую различные формы работы с обязательным применением картографического материала. Такими формами являются: устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет, нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихсяу учащихся формируются пространственные компетенции.