kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование пространственной ориентации на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении даны методы и формы, применяемые на уроках для развитя пространственной ориентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственной ориентации на уроках географии»





Выступление на районном методическом обьединении учителей географии по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Учитель: Епанова Марина Николаевна, МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»



«Карта есть альфа и омега географии.

От карты всякое географическое

исследование исходит и к карте приходит»

Н.Н. Баранский

Пространственные компетенции являются одним из интеллектуальных умений, обеспечивающих развитие личности учащегося. Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач. Роль ПМ - обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).

Умение свободно оперировать пространственными представлениями необходимо для эффективного процесса обучения. Пространственное мышление обеспечивает в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения географических задач. Пространственные компетенции и операции с ними используются в процессе изучения большинства школьных предметов, но особенно большое значение здесь имеет школьная география, так как пространственные компетенции одновременно и формируются, и используются на уроках географии.

Существуют различные способы формирования пространственных компетенций на уроках географии. Так как пространственные компетенции возникают на основе восприятия какого-либо источника информации, то основными способами формирования пространственных компетенций являются простые способы на основе чтения географических карт и сложные способы формирования пространственных представлений, используемые в процессе активного использования воспринимаемой информации, и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).

Работу, направленную на формирование пространственных компетенций можно осуществлять при работе с различными картами, используемыми на уроках географии. Для этого можно использовать специальные упражнения.

«Соседи». В этом задании учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта. Для выполнения этого задания учащиеся используют карты, а при более высоком уровне подготовке учащиеся могут выполнять это задание без использования источников информации. У этого задания может быть несколько вариантов формулирования. Например, назвать восточных соседей; выбрать из перечисленных южных соседей; нарисовать схему расположения соседей и т.д.

«Путешествие по карте». В этом задании учащимся предлагается определить, в каком направлении и мимо каких объектов они должны двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки в другую.

«Немая карта». Это задание заключается в обработке умения представлять месторасположение определенных географических объектов. Здесь ученикам предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены, например, цифрами. Учащиеся должны назвать, какие объекты расположены под какими цифрами.

«Нарисуй прямой и обратный путь». Суть этого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе. Например: из заданной точки А – на восток 3 сантиметра (точка Б); от нее на север 5 сантиметров (точка В) и т.д. Более сложным вариантом этого задания является задание, в котором требуется нарисовать обратный путь.

«Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.

Такая организация изучения географического материала позволяет решать проблему формирования пространственных компетенций изучаемых на уроках географии объектов. А наличие умения составлять пространственную характеристику объектов, с которыми сталкивается ученик, позволит сделать процесс обучения более качественным. Данный способ формирования пространственных компетенций в процессе работы школьников с географическими картами особенно важен в процессе преподавания географии. Ведь работа с географической картой без формирования представлений о реальных явлениях и местностях, представляемых на ней, заключается в словесном заучивании учащимися определенного ряда названий.

В своей работе большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;

2) выяснение свойств географических объектов;

3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;

4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;

5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;

6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;

7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;

8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.

Если учащийся может самостоятельно описать природную зону по картам атласа, значит, я достигла своей цели, научив учащихся пользоваться и читать различные карты, а также сопоставлять их. В 9 классе при изучении темы «Экономическое районирование» это очень помогает, но и усложняется, так как при описании экономического района, нужно использовать большее количество карт.

Основной формой работы при формировании пространственной компетенции на уроках географии является географический практикум.

Знания географической номенклатуры оцениваются в ходе изучения каждой темы обязательно у всех учащихся. При оценивании использую следующие приёмы: «установите соответствие», «определите объект», «немая карта» и т.д.

Также при проведении тематического оценивания использую различные формы работы с обязательным применением картографического материала. Такими формами являются: устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет, нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихся у учащихся формируются пространственные компетенции.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование пространственной ориентации на уроках географии

Автор: Епанова Марина Николаевна

Дата: 01.10.2016

Номер свидетельства: 346963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Выступление на РМО учителей географии по теме: "Формирование пространственной компетенции на уроках географии""
    ["seo_title"] => string(126) "vystuplieniie_na_rmo_uchitieliei_ghieoghrafii_po_tiemie_formirovaniie_prostranstviennoi_kompietientsii_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "346962"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1475306185"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методика проведения урока по географии на тему:  "Географическое положение России" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(91) "mietodikaproviedieniiaurokapoghieoghrafiinatiemugieoghrafichieskoiepolozhieniierossii8klass"
    ["file_id"] => string(6) "290718"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455015604"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства