kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность и труды Михаила Васильевича Ломоносова в области географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Каждое  поколение должно  вновь самостоятельно  пересматривать прошлое научного знания…многое становится ясным и понятным лишь потомкам В.И.Вернадский  История – не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет любознательности отдельных ученых, но и наша современность, наше будущее. (слайды 1,2,3)

В деревне Мишанской в семье Василия Дорофеевича Ломоносова в 17118(19) ноября родился сын Михаил. Отец Ломоносова, владевший гукором – небольшим парусным судном, на котором  перевозил грузы, промышлял морского зверя, и рыбу. До девяти – десяти лет он был дома, а затем стал ходить с отцом на промысел. Плавания были  дальними, в Белое и Баренцево моря далеко на север, достигая Новой Земли. Эта суровая школа помогла развитию у подростка, а затем юноши характера и воли, той «благородной упрямки», по его собственному выражению, стоявшие на выбранном им жизненном пути – пути простого крестьянина – помора в науку. Свой путь в науку М.В. Ломоносов начал с обучения «российской грамоте» у дьячка местной церкви. Жизнь в доме складывалась так, что у Ломоносова созрело решение уйти. Направление было выбрано на Москву по проторенному земляками     пути,куда зимой они вывозили мороженую рыбу. 9 (20) декабря 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов отправился в путь вместе с рыбным обозом и в начале января 1731 года оказался в Москве.(слайд 4)

В середине 18 века Россия достигла больших успехов.  Во второй половине столетия Россия заняла первое место среди европейских стран по экспорту железа, леса, полотна и пеньки. Строительство английского флота целиком зависело от этих статей русского экспорта. В сельском хозяйстве господствовало трехполье, причем обработка почвы производилась тем же способом и такими же орудиями, как и в других европейских государствах. Однако в бурно растущем государстве, каким была Россия 18 века, не хватало специалистов и просто образованных людей. Постановка образования в стране, особенно среднего и высшего, продолжали  оставаться и в середине века государственной проблемой. Начало организации образования было положено Петром I Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в 1631 году.В 1687 году была основана по инициативе известного педагога  Симеона Полоцкого Московская Славяно-греко-латинская академия. Основное внимание уделялось латинскому языку. Вместе с грамматикой преподавалась история и география. Ощущалась необходимость  организации нового центра просвещения. Идея создания нового центра высшего образования  вне Петербурга принадлежала Ломоносову. В Москве, второй столице государства, был  открыт университет. Структура университета была продумана им скрупулезно, что и дало успешно развиваться ему в течение нескольких десятилетий. Университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Огромное значение имела просветительская деятельность университета и первым изданием  было собрание сочинений М.В. Ломоносова.(слайд5)
 Петербургская академия наук очень быстро превратилась в одну из крупнейших академий мира. Выдающуюся роль в этом сыграл М.В. Ломоносов. Государственные интересы требовали скорейшего географического изучения России, но приглашенные в Академию иностранные ученые не понимали её значения для России. Академия наук до Ломоносова занималась главным образом картографическими работами .Был предпринят ряд крупных экспедиций, некоторые из них, как, например, Вторая Камчатская, далеко превосходила по своим масштабам все то, что делалось в области географических исследований за границей. Была произведена геодезическая съемка северных берегов Сибири, были сделаны крупные открытия в Тихом океане, проведены маршрутные исследования в пределах некоторых  внутренних частей Сибири  и  труднодоступных  в условиях того времени восточных окраин нашей Родины.  Географические представления Ломоносова основывались на его естественнонаучном материализме: 1) признание  прогрессивного развития материального мира ; историзм в походе к изучению географических  явлений всех циклов; 3) понимание не только генетических, но и пространственных связей в развитии материального мира; 4) понимание развития неорганического и органического  мира как единого процесса; 5) понимание пространственного развития и взаимосвязей; 6) развитие познания от низших форм к высшим, от анализа к синтезу;7) принцип единства теории и практики.Таковы общие теоретические положения, на которых была основана географическая деятельность М.В. Ломоносова. (слайд 6)
В первой половине 17 века были изобретены барометр и термометр, что позволило наблюдать атмосферные явления. Для метеорологических исследований начинают применять дождемер и примитивный гигрометр. С 1725 года Академией наук проводились регулярные метеорологические наблюдения в Петербурге. Записывались температура воздуха, осадки ,ветер, давались сведения о состоянии погоды. Попытка теоретически осмыслить и обосновать материал наблюдений означала новый этап в развитии метеорологии. Этот  новый  этап  тесно связан с именем М.В, Ломоносова, он принимал самое непосредственное участие , сумев превратить свои работы в глубокие исследования, охватившие большой круг научных проблем, касающихся физики атмосферы. Замечательны его представления о строении атмосферы, он впервые четко обосновал существование в атмосфере трех слоев: нижнего, среднего и верхнего. Представления М.В. Ломоносова  о строении атмосферы во многом совпадают с современными . Свои положения о движениях воздуха, имеющего различную температуру и плотность, М.В. Ломоносов развил в стройную теорию вертикальных движений воздушных масс в нижнем слое атмосферы. Эта теория вошла в его классическое произведение по геофизике атмосферы «Слово о явлениях воздушных…» Интересно для географии его общее представление о земном шаре как  большом магните, состоящем из множества мелких магнитов. Это объясняется , по мысли М.В. Ломоносова, повсеместным присутствием на Земле железа и железной руды и является причиной различной величины отклонения магнитной стрелки. На основании разносторонних исследований Ломоносов  делал широкие обобщения в области климатологии, его суждения о происхождении морских и континентальных климатов. Он считал, что характер климата зависит от происхождения воздушных масс. Кроме происхождения воздушных масс прямое влияние на климат имеет, по М.В. Ломоносову, высота местности над уровнем моря.( слайд 7)
 М.В. Ломоносов предъявлял самые высокие требования к математическому обоснованию карт и их оформлению. Карта должна давать выраженную картографическим способом глубокую географическую характеристику местности (слайд 8)
М,В. Ломоносов основывался  на непоколебимо твердом убеждении в большом хозяйственном и политическом значении для России освоения северных районов. Первой  работой  по изучению Севера является «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном». Написанное в 1753 году  «Рассуждение о явлениях воздушных» содержит большой раздел о северных сияниях. Он  пришел  к выводу о существовании непрерывного водного пути по Северному Ледовитому океану вдоль берегов Сибири через Берингов пролив к югу вдоль берегов Камчатки.( Слайд 9)

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность и труды Михаила Васильевича Ломоносова в области географии »

Деятельность и труды  Михаила Васильевича  Ломоносова  в области географии Выполнила:  учитель географии МКОУ СОШ №5  г. Михайловска Ставропольского края Котельникова  Татьяна Михайловна

Деятельность и труды Михаила Васильевича Ломоносова в области географии

Выполнила:

учитель географии

МКОУ СОШ №5

г. Михайловска

Ставропольского края

Котельникова

Татьяна Михайловна

Посвящается  303-летию Михаила Васильевича Ломоносова, первого русского ученого, страстного патриота, просветителя

Посвящается

303-летию Михаила Васильевича Ломоносова, первого русского ученого, страстного патриота, просветителя

Цель:  познакомиться с фактами биографии первого русского ученого, страстного патриота, просветителя  Михаила Васильевича Ломоносова  Задачи:

Цель: познакомиться с фактами биографии первого русского ученого, страстного патриота, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова

Задачи:

  • проследить за фактами биографии российского ученого;
  • познакомиться с открытиями, исследованиями ученого;
  • рассмотреть влияние его открытий на развитие географических знаний в Российском государстве
Страницы жизни  Михаила Васильевича Ломоносова Его многосторонний гений проявляется всюду, и везде он был впереди своего времени на годы, на десятилетия, на столетие… Б.Н.Меншуткин

Страницы жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Его многосторонний гений проявляется всюду, и везде он был впереди своего времени на годы, на десятилетия, на столетие…

Б.Н.Меншуткин

о Основные черты эпохи -Бурная преобразовательная деятельность Петра I и блестящая победа русского оружия; -18 век в России был временем дворцовых переворотов; -обострение внутриклассовых противоречий среди господствующего класса фео- далов.

о

Основные черты эпохи

-Бурная преобразовательная

деятельность Петра I и блестящая победа русского оружия;

-18 век в России был временем

дворцовых переворотов;

-обострение внутриклассовых

противоречий среди господствующего класса фео-

далов.

Состояние географии Подъем Большого Академического глобуса

Состояние географии

Подъем Большого Академического глобуса

ФИЗИКО - ГЕОГРАФ Минералы и руды, описанные М.В.Ломоносовым в «Каталоге» Солнечные часы Астрономическая труба Ломоносова

ФИЗИКО - ГЕОГРАФ

Минералы и руды, описанные М.В.Ломоносовым в «Каталоге»

Солнечные часы

Астрономическая труба Ломоносова

картограф Ломоносов предъявлял самые высокие требования к математическому обоснованию карт и их оформлению. Карта должна давать выраженную картографическим способом глубокую географическую характеристику местности

картограф

Ломоносов предъявлял самые высокие требования к математическому обоснованию карт и их оформлению.

Карта должна давать выраженную картографическим способом глубокую географическую характеристику местности

северовед Напрасно строгая природа От нас скрывает место входа. С брегов вечерних на восток Я вижу умными очами: Колумб Российский между льдами Спешит и презирает рок… М.В.Ломоносов

северовед

Напрасно строгая природа

От нас скрывает место входа.

С брегов вечерних на восток

Я вижу умными очами:

Колумб Российский между льдами

Спешит и презирает рок…

М.В.Ломоносов

Основные идеи М.В.Ломоносова Понимание географии как науки, изучающей природные условия и ресурсы. Взгляд на географию как на науку, имеющую практическое значение. Идея взаимной связи в области физико-гео-  рафических знаний. Историзм географических явлений. Целенаправленное страноведческое описа-  ние территории как синтез всех элементов  географического познания.

Основные идеи М.В.Ломоносова

  • Понимание географии как науки, изучающей природные условия и ресурсы.
  • Взгляд на географию как на науку, имеющую практическое значение.
  • Идея взаимной связи в области физико-гео-

рафических знаний.

  • Историзм географических явлений.
  • Целенаправленное страноведческое описа-

ние территории как синтез всех элементов

географического познания.

Указ об учреждении в Москве университета

Указ об учреждении в Москве университета

ПАМЯТНЫЕ МЕСТа Кабинет М.В.Ломоносова ХОЛМОГОРЫ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТа

Кабинет М.В.Ломоносова

ХОЛМОГОРЫ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Деятельность и труды Михаила Васильевича Ломоносова в области географии

Автор: Котельникова Татьяна Михайловна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русского языка  Предложный падеж имён существительных. "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priedlozhnyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "198044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Внеклассное мероприятие по математике  "Великие математики""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoiemieropriiatiiepomatiematikievielikiiematiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "297343"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456165206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства