kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современные подходы к преподаванию иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование технологической карты современного урока иностранного языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к преподаванию иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования»»


Учебно-методические материалы для реализации дополнительной профессиональной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

«Современные подходы к преподаванию иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования»


Тема: Проектирование технологической карты современного урока иностранного языка


Методические указания по выполнению задания

для дистанционного модуля


Шаг 1. Изучаем теорию.

Технологическая карта — это новый вид методической разработки, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Очевидно, что качественное планирование урока иностранного языка требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, но и времени и усилий. Поэтому в последнее время предприняты попытки сократить время на подготовку учителя к уроку за счет внесения в процесс планирования элементов научной организации. Так в методической науке появилось понятие «технологическая карта урока», относительно структуры которой в настоящее время нет единого мнения.

Технологическая карта в дидактическом смысле представляет собой проект учебного процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до результата урока с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса, который можно планировать как на одном уроке, так и в процессе изучения темы или всего курса.

Разрабатывая структуру технологической карты урока, важно учитывать специфику учебной дисциплины «иностранный язык». Как уже отмечалось выше, если практические цели урока сформулированы не обобщенно, а с указанием конкретного объекта обучения и того вида деятельности, который обучающийся освоит в ходе урока, то в них (в целях) уже зафиксированы и специальные умения и универсальные учебные действия.

Например, «К концу урока обучающийся сможет: прогнозировать содержание текста на основе заголовка/иллюстрации/ диаграммы; составить план прочитанного текста; расположить содержащиеся в тексте факты/события в последовательности, в которой они происходили» и т.п. Реализация таких целей сделает возможным достижение как предметных результатов (понимание основного содержания прочитанного), так и метапредметных (умение воспринимать текст как смысловое целое).

Коммуникативная природа предмета «иностранный язык» позволяет решать задачи формирования коммуникативных учебных действий в pамках и одновременно с решением учебных задач. Так, обучаясь оформлять мысли на иностранном языке в устной или письменной форме, работать в парах или группах, обмениваться мнениями и понимать позицию партнера, школьник одновременно и осваивает универсальные учебные действия коммуникатив ного характера и решает задачи, направленные на достижение предметных результатов иноязычного образования - овладение иноязычной коммуникацией.

Реализация целей личностно формирующего характера (воспитывающие, развивающие, образовательные) позволяют достигать метапредметных и личностных результатов. Последние непременно включают расширение картины мира школьника, умение осмысливать и классифицировать новые культурные понятия, сравнивать родную и иную лингвокультуры, делать умозаключения относительно традиций европейской и мировой культур и цивилизации. Поэтому весьма значимым метапредметным результатом лингвокультурного образования должны стать культурные понятия, отсутствующие в родной культуре и «присвоенные» обучающимися в ходе овладения иностранным языком.

Развитие личности в контексте лингвистического образования осуществляется, прежде всего, в связи с формированием универсальных учебных действий, которые образуют основу образовательно-воспитательного процесса. Являясь активным и полноправным субъектом, обучающийся взаимодействует с различными речевыми партнерами в условиях родной и не родной культур, накапливает социальный опыт и приобретает качества, необходимые для социально адекватного взаимодействия в целях решения личностно и социально значимых задач. Такое взаимодействие позволяет осваивать способы деятельности, которые применимы и в образовательном процессе, и в условиях решения проблем в реальных жизненных ситуациях.

К личностным результатам иноязычного образования, к соответствии с требованиями ФГОС, следует отнести готовность и способность: к коммуникативному самовыражению (собственных взглядов, мнения, позиции), коммуникативной самореализации; к установлению социальных и межличностных отношений (деловых, официальных, дружеских) и сотрудничеству; к построению индивидуальных жизненных планов; к оценке ситуаций окружающей жизни с позиции общечеловеческих нравственных норм; к осознанию собственной российской идентичности; к уважительному отношению в социально приемлемых и нравственно оправданных границах к иным мнениям, взглядам и действиям. Личностные результаты образования проявляются также в возрастающей потребности в познании и самопознании, способности мыслить вариативно и творчески.

Создание технологической карты можно рассматривать как проектирование определенного отрезка учебно-воспитательного процесса, т.е. создание модели, прообраза урока. В ней должен быть детально и конкретно описан весь процесс деятельности учащихся и учителя. Она может иметь форму понятной таблицы, в которой обозначены формулировки целей урока, показаны наиболее рациональные приемы и технологии, указаны формы учебного взаимодействия (режимы) и планируемые результаты.

Урок иностранного языка в силу специфики учебной дисциплины является многоцелевым. Потому в технологической карте обозначаются 3- 4 практи­ческие цели, которые формулируются с учетом изучаемого языкового и речевого материала, например : «К концу урока обучающиеся смогут:

  • использовать новую грамматическую структуру в небольших высказываниях по теме;

  • придумывать предложения, логически связанные с данными: выделять в прослушанном тексте основные смысловые элементы;

  • составлять монологическое высказывание по теме (монолог-повествова­ние)». В соответствии с целями выбираются приемы, технологии и прогнозируются учебные результаты.

Для того, чтобы создание технологической карты урока не занимало много времени, учитель, особенно начинающий, должен располагать заранее разработанными матрицами, содержащими формулировки целей уроков, адекватные им приемы и технологии, а также перечень универсальных учебных действий, овладение которыми может рассматриваться как реально достижимый и гарантированный результат.

Пример фрагмента матрицы, связанный с обучением одному из видов чтения:

Цели

Приемы и технологии

Организационные формы

Планируемые результаты

К концу урока обучающиеся смогут:

извлекать из прочитанного текста основную информацию

- ответы на вопросы общего характера на основе прочитанного текста;




- выделение из данного списка предложений, соответствующих основному содержанию прочитанного текста;









- нахождение в тексте фактов, подтверждающих…/опровергающих…/характеризующих…


- определение того места в тексте, которое не соответствует имеющимся сведениям;





- выявление фактов, на основе которых автор текста строит свои выводы;







-составление перечня основных/ наиболее интересных проблем/вопросов, затрагиваемых в тексте;


- заполнение схемы плана текста на основе прочитанного;





- выбор из приведенного списка предложений тех, которые могли бы служить заглавиями частей текста;


- составление перечня основных/наиболее интересных проблем/вопросов, затрагиваемых в тексте

индивидуальная






парная










индивидуальная





индивидуальная






парная







групповая





индивидуальная/

парная




индивидуальная/

парная



командная

- умение воспринимать текст как смысловое целое;


-формирование ценностно-смысловых установок, освоение межпредметных понятий и т.п.

(определяется содержанием прочитанного текста);


-умение высказывать свое предположение (версию);



- работать в парах и группах в cooтветствии с нормами общения;


- обмениваться мнениями в парах и

группах;



- выражать свои чувства и эмоции по поводу прочитанного;


-высказывать свое отношение к событиям и героям текста, к поступкам героев.




Выбор приемов, организационных форм работы и прогнозирование результатов определяется жанром, содержанием текста, а также смысловыми акцентами. Для реализации обозначенной в таблице цели перечисленные приемы и технологии отбираются и распределяются на серию уроков.

Наличие таких матриц по всем формируемым вилам речевой деятельности не исключает, а, наоборот, предполагает творчество учителя, который, выбирая речевой материал, приемы и технологии, будет варьировать их, учитывая интересы, потребности, способности всех обучающихся, а также свой собственный стиль обучающей деятельности.

Таким образом, эффективность планирования урока иностранного языка в контексте требований ФГОС во многом зависит от избранных учителем объектов технологизации и понимания тех внутренних закономерностей, которые гарантированно приводят к достижению запланированных результатов.


Шаг 2. Используя приведенные ниже материалы (приложение №1), составьте технологическую карту урока иностранного языка.


Шаг 3.

Выполненные задания присылаем на почту: ofrancuzova@yandex.ru


Шаг 4.

Ждем комментарий к выполненному заданию и в случае необходимости исправляем ошибки!




Приложение № 1.

Обычно технологическая карта урока включает в себя такие разделы.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Урок №

Учитель

Класс

Предмет

Автор УМК

Тема урока

Дата проведения урока


ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи

Используют глаголы: объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т. п.

Общеобразовательные:

познакомить с ...;

дать представление о ...;

научить чтению и анализу карт, схем, графиков и пр.;

активизировать познавательную деятельность в ...;

выработать умение ...;

научить владению приемами ...;

углубить знания о

выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме ...;

обобщить материал как систему знаний о …;

проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;

закрепить умение работать с тестовыми заданиями;

научить применять полученные знания по теме ... на практике;

оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;

закрепить умения и навыки работы с ...;

научить отстаивать свою точку зрения;

закрепить умения вычленять проблемы.


Воспитательные:

показать роль ...;

вовлечь в активную практическую деятельность;

способствовать воспитанию экологического сознания;

создавать объективную основу для воспитания и любви к своему городу, району, краю;

совершенствовать навыки общения;

вовлечь в активную деятельность;

формировать культуру;

формировать экологическую культуру, гуманные качества личности; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности;

способствовать формированию ответственного отношения к ...

проявить наибольшую активность в выполнении заданий;

воспитать культуру учебного труда;

воспитать культуру навыков самообразования;

воспитать культуру экономного расходования ресурсов (времени).


Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать;

продолжить развитие умения сопоставлять;

продолжить развитие умения сравнивать;

продолжить развитие умения выделять главное;

продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие умения приводить примеры;

формировать умения работы с литературой;

формировать умения работы с картами;

формировать умения работы с таблицами;

формировать умения работы со схемами;

научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

научить работать с сетевыми ресурсами;

научить готовить доклад;

научить выступать перед аудиторией;

формировать критическое мышление;

формировать умения анализировать;

формировать умения выделять главное;

формировать умения обобщать и делать выводы;

совершенствовать умения работать с источниками знаний;

совершенствовать навыки анализа и обобщения;

совершенствовать навыки умения выступать и отстаивать свою точку зрения;

развивать творческие способности;

развивать коммуникативные навыки работы в группах;

развивать познавательный интерес к окружающей жизни;

развивать пространственное, образное мышление;

развивать умения классифицировать;

развивать умения выявлять связи;

развивать умения формулировать выводы;

развивать умения объяснять особенности ...;

развивать умения объяснять ...;

развивать умения объяснять закономерности;

развивать умения анализировать;

развивать умения сопоставлять;

развивать умения сравнивать;

развивать логическое мышление;

развивать память;

развивать способности к анализу и синтезу;

формировать навыки самоконтроля;

формировать навыки работы в коллективе.


Планируемые результаты

Предметные. После проведения урока (занятия) учащиеся смогут...:

владеть правилами… ;

использовать новую лексику по теме ...;

распознавать ...;

описывать ...;

узнавать и употреблять… ;

систематизировать… ;

вести диалог… ;

рассказывать о …

Личностные:

смогут более ответственно относиться к учебе;

будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

будут более осознанно относиться к собственным поступкам;

смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

смогут самостоятельно определять цели своего обучения;

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

овладеют основами самоконтроля;

овладеют основами самооценки;

овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

смогут определять понятия ...;

смогут обобщать ...;

смогут устанавливать аналогии ...;

приобретут умение классифицировать ...;

приобретут умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

смогут устанавливать причинно-следственные связи;

смогут строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

смогут создавать, применять и преобразовывать знаки и символы

смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

продемонстрируют уверенное владение устной и письменной речью;

приобретут навыки формирования и развития ИКТ компетентности.


III. ФОРМЫ

Формы деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.

Формы обучения: деятельностный способ обучения; практикум; исследование; семинар; дискуссия; интеллектуальная игра; деловая игра; ролевая игра; экскурсия.

Ресурсы

презентация по теме; ПК учителя; ПК обучающихся; медиапроектор; цветные мелки (маркеры); ЦОР; видеоурок по теме; интерактивная доска; документкамера; система опроса (пульт); плакат; опорная схема; раздаточный материал; сетевые ресурсы; планшеты; графические планшеты; сканер; принтер; учебник; рабочая тетрадь; ПО; УМК.


IV. ТИП И ЦЕЛЬ УРОКА

Тип урока

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

комбинированный урок;

урок совершенствования знаний, умений, навыков;

урок решения практических, проектных задач

урок изучения нового материала;

урок контроля;

урок обобщающего повторения;


Классификация уроков по этапам формирования навыка:

вводный урок;

тренировочный урок;

коррекционный урок;

итоговый урок.

Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

урок-практикум;

урок-семинар;

урок-лекция;

урок-зачет;

урок-игра;

урок-конференция;

урок-экскурсия и др.

Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

урок работы в малых группах;

урок коллективного способа обучения.

Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

информирующий урок;

проблемный урок;

исследовательский урок;

эвристический урок.

Классификация уроков по типу межпредметных связей:

интегрированный урок;

библиотечный урок;

клубный урок;

медиаурок.


Цель урока

Цель формулируют в виде отглагольного существительного: развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора и т. п.

Примеры:

Развитие монологической (диалогической) речи.

Формирование умения читать и понимать аутентичные тексты с полным пониманием содержания/ с пониманием основного содержания/ с выборочным пониманием нужной информации.

Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аудио- и видеотекстов.

Развитие и совершенствование письменной речи.

Формирование информационной и алгоритмической культуры.

Формирование представлений об основных изучаемых понятиях.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Развитие умений составлять и записывать ....

Формирование умений структурирования информации.

Формирование умений и навыков безопасного и целесообразного использования Интернета.

ЭТАПЫ УРОКА

Вводная часть

Организационный блок:

постановка цели и задач деятельности обучающихся;

мотивация учебной деятельности обучающихся.

Основная часть

Информационный блок:

актуализация знаний;

первичное усвоение новых знаний (повторение изученного).

Аналитический блок:

первичная проверка понимания;

первичное закрепление;

контроль усвоения, обобщение ошибок и их коррекция.

Заключительная часть

Оценочный блок:

подведение итогов занятия;

оценивание;

информация о домашнем задании.

Рефлексивный блок:

возвращение к ожидаемым результатам;

обсуждение форм работы и возникших трудностей.


ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставлен­ных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на... .

Формулирует задание... .

Напоминает обучающимся, как... .

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения... .

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: а) индивидуальный контроль; б) выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Диктует.

Дает: а) комментарий к домашнему заданию; б) задание на поиск в тексте особенностей...

Организует: а) взаимопроверку; б) коллективную проверку; в) беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; г) оценочные высказывания обучающихся; д) обсуждение способов решения; е) поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); ж) самостоятельную работу с учебником; з) беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о...

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... .

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников (одногруппников).

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.


ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Анализируют...

Выполняют задания по карточкам.

Высказывают свои предположения

Высказывают свое мнение.

Комментируют заголовок

Находят в тексте информацию.

Озвучивают правило...

Объясняют свой выбор.

Описывают предмет/ картинку

Осуществляют: а) самооценку; 6) самопроверку; в) взаимопроверку; г) предварительную оценку.

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают текст

Пишут под диктовку.

Приводят примеры.

Проговаривают по цепочке.

Работают с аутентичным текстом...

Работают в группе, в паре.

Работают с учебником.

Разрабатывают алгоритм.

Составляют схемы.

Слушают текст

Составляют план

Составляют опорные конспекты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о...

Сравнивают...

Формулируют выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Читают план описания...

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


УУД

Личностные УУД (примеры):

самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическое оценивание.

Познавательные УУД (примеры): формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование;

анализ с целью выявления признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого, определение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев детализации классификации объектов; х подведение под понятие, выведение следствий; уточнение причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД (примеры): планирование (определение цели, источников, способов взаимодействия); постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра.

Регулятивные УУД (примеры): целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.


Используя представленный материал, учитель может заполнить технологическую карту урока, вариант которой представлен ниже


Технологическая карта урока №____________ (краткий вариант)


Учитель _________________________________________

Класс________ Предмет_____________ Автор УМК__________________

Тема урока____________ Дата __________________

Задачи

Общеобразовательные____________________________________________

Воспитательные_________________________________________________

Развивающие____________________________________________________

Планируемые результаты

Предметные_____________________________________________________

Личностные_____________________________________________________

Метапредметные_________________________________________________

Формы

Формы деятельности______________________________________________

Формы обучения__________________________________________________

Ресурсы_________________________________________________________

Тип и цель урока

Тип урока_______________________________________________________

Цель урока______________________________________________________


п/п

Этапы учебного занятия

Действия учителя

Действия обучающихся

Формирумые результаты: предметные и метапредметные

1

Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности




2

Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к работе на основном этапе




3

Первичное усвоение новых знаний и способов действий




4

Первичная проверка понимания




5

Первичное закрепление.




6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий




7

Оценивание деятельности обучающихся. Информация о о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




8

Рефлексия. Подведение итогов занятия.






Библиография:

  1. Ариян М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования// Иностранные языки в школе. -2016.-№6. – с.14-20.

  2. Иоффе А.Н. Структура современного занятия [Электронный ресурс] / А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Мостяева. – Режим доступа : http:// www.myshared.ru/ slide/787173/- Название с экрана.

  3. Капранова М.Н. Проектирование технологической карты урока // Все для администратора школы.- 2015.-№5.- с.2-9.

  4. Малыхин С. Мастер технологических карт [Электронный ресурс] / С. Малыхин. - Режим доступа : http://mastertk.ru/ - Название с экрана.

  5. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. - 112 с. (Современная школа: управление и воспитание)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Французский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каймакова Ольга Николаевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnyi_aspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_usloviiakh_realizatsii_trebovani"
    ["file_id"] => string(6) "642431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702655573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства