Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к преподаванию иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования»»
Учебно-методические материалы для реализации дополнительной профессиональной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
«Современные подходы к преподаванию иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования»
Тема: Проектирование технологической карты современного урока иностранного языка
Методические указания по выполнению задания
для дистанционного модуля
Шаг 1. Изучаем теорию.
Технологическая карта — это новый вид методической разработки, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Очевидно, что качественное планирование урока иностранного языка требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, но и времени и усилий. Поэтому в последнее время предприняты попытки сократить время на подготовку учителя к уроку за счет внесения в процесс планирования элементов научной организации. Так в методической науке появилось понятие «технологическая карта урока», относительно структуры которой в настоящее время нет единого мнения.
Технологическая карта в дидактическом смысле представляет собой проект учебного процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до результата урока с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса, который можно планировать как на одном уроке, так и в процессе изучения темы или всего курса.
Разрабатывая структуру технологической карты урока, важно учитывать специфику учебной дисциплины «иностранный язык». Как уже отмечалось выше, если практические цели урока сформулированы не обобщенно, а с указанием конкретного объекта обучения и того вида деятельности, который обучающийся освоит в ходе урока, то в них (в целях) уже зафиксированы и специальные умения и универсальные учебные действия.
Например, «К концу урока обучающийся сможет: прогнозировать содержание текста на основе заголовка/иллюстрации/ диаграммы; составить план прочитанного текста; расположить содержащиеся в тексте факты/события в последовательности, в которой они происходили» и т.п. Реализация таких целей сделает возможным достижение как предметных результатов (понимание основного содержания прочитанного), так и метапредметных (умение воспринимать текст как смысловое целое).
Коммуникативная природа предмета «иностранный язык» позволяет решать задачи формирования коммуникативных учебных действий в pамках и одновременно с решением учебных задач. Так, обучаясь оформлять мысли на иностранном языке в устной или письменной форме, работать в парах или группах, обмениваться мнениями и понимать позицию партнера, школьник одновременно и осваивает универсальные учебные действия коммуникатив ного характера и решает задачи, направленные на достижение предметных результатов иноязычного образования - овладение иноязычной коммуникацией.
Реализация целей личностно формирующего характера (воспитывающие, развивающие, образовательные) позволяют достигать метапредметных и личностных результатов. Последние непременно включают расширение картины мира школьника, умение осмысливать и классифицировать новые культурные понятия, сравнивать родную и иную лингвокультуры, делать умозаключения относительно традиций европейской и мировой культур и цивилизации. Поэтому весьма значимым метапредметным результатом лингвокультурного образования должны стать культурные понятия, отсутствующие в родной культуре и «присвоенные» обучающимися в ходе овладения иностранным языком.
Развитие личности в контексте лингвистического образования осуществляется, прежде всего, в связи с формированием универсальных учебных действий, которые образуют основу образовательно-воспитательного процесса. Являясь активным и полноправным субъектом, обучающийся взаимодействует с различными речевыми партнерами в условиях родной и не родной культур, накапливает социальный опыт и приобретает качества, необходимые для социально адекватного взаимодействия в целях решения личностно и социально значимых задач. Такое взаимодействие позволяет осваивать способы деятельности, которые применимы и в образовательном процессе, и в условиях решения проблем в реальных жизненных ситуациях.
К личностным результатам иноязычного образования, к соответствии с требованиями ФГОС, следует отнести готовность и способность: к коммуникативному самовыражению (собственных взглядов, мнения, позиции), коммуникативной самореализации; к установлению социальных и межличностных отношений (деловых, официальных, дружеских) и сотрудничеству; к построению индивидуальных жизненных планов; к оценке ситуаций окружающей жизни с позиции общечеловеческих нравственных норм; к осознанию собственной российской идентичности; к уважительному отношению в социально приемлемых и нравственно оправданных границах к иным мнениям, взглядам и действиям. Личностные результаты образования проявляются также в возрастающей потребности в познании и самопознании, способности мыслить вариативно и творчески.
Создание технологической карты можно рассматривать как проектирование определенного отрезка учебно-воспитательного процесса, т.е. создание модели, прообраза урока. В ней должен быть детально и конкретно описан весь процесс деятельности учащихся и учителя. Она может иметь форму понятной таблицы, в которой обозначены формулировки целей урока, показаны наиболее рациональные приемы и технологии, указаны формы учебного взаимодействия (режимы) и планируемые результаты.
Урок иностранного языка в силу специфики учебной дисциплины является многоцелевым. Потому в технологической карте обозначаются 3- 4 практические цели, которые формулируются с учетом изучаемого языкового и речевого материала, например : «К концу урока обучающиеся смогут:
использовать новую грамматическую структуру в небольших высказываниях по теме;
придумывать предложения, логически связанные с данными: выделять в прослушанном тексте основные смысловые элементы;
составлять монологическое высказывание по теме (монолог-повествование)». В соответствии с целями выбираются приемы, технологии и прогнозируются учебные результаты.
Для того, чтобы создание технологической карты урока не занимало много времени, учитель, особенно начинающий, должен располагать заранее разработанными матрицами, содержащими формулировки целей уроков, адекватные им приемы и технологии, а также перечень универсальных учебных действий, овладение которыми может рассматриваться как реально достижимый и гарантированный результат.
Пример фрагмента матрицы, связанный с обучением одному из видов чтения:
Цели
Приемы и технологии
Организационные формы
Планируемые результаты
К концу урока обучающиеся смогут:
извлекать из прочитанного текста основную информацию
- ответы на вопросы общего характера на основе прочитанного текста;
- выделение из данного списка предложений, соответствующих основному содержанию прочитанного текста;
- нахождение в тексте фактов, подтверждающих…/опровергающих…/характеризующих…
- определение того места в тексте, которое не соответствует имеющимся сведениям;
- выявление фактов, на основе которых автор текста строит свои выводы;
-составление перечня основных/ наиболее интересных проблем/вопросов, затрагиваемых в тексте;
- заполнение схемы плана текста на основе прочитанного;
- выбор из приведенного списка предложений тех, которые могли бы служить заглавиями частей текста;
- составление перечня основных/наиболее интересных проблем/вопросов, затрагиваемых в тексте
индивидуальная
парная
индивидуальная
индивидуальная
парная
групповая
индивидуальная/
парная
индивидуальная/
парная
командная
- умение воспринимать текст как смысловое целое;
-формирование ценностно-смысловых установок, освоение межпредметных понятий и т.п.
(определяется содержанием прочитанного текста);
-умение высказывать свое предположение (версию);
- работать в парах и группах в cooтветствии с нормами общения;
- обмениваться мнениями в парах и
группах;
- выражать свои чувства и эмоции по поводу прочитанного;
-высказывать свое отношение к событиям и героям текста, к поступкам героев.
Выбор приемов, организационных форм работы и прогнозирование результатов определяется жанром, содержанием текста, а также смысловыми акцентами. Для реализации обозначенной в таблице цели перечисленные приемы и технологии отбираются и распределяются на серию уроков.
Наличие таких матриц по всем формируемым вилам речевой деятельности не исключает, а, наоборот, предполагает творчество учителя, который, выбирая речевой материал, приемы и технологии, будет варьировать их, учитывая интересы, потребности, способности всех обучающихся, а также свой собственный стиль обучающей деятельности.
Таким образом, эффективность планирования урока иностранного языка в контексте требований ФГОС во многом зависит от избранных учителем объектов технологизации и понимания тех внутренних закономерностей, которые гарантированно приводят к достижению запланированных результатов.
Шаг 2. Используя приведенные ниже материалы (приложение №1), составьте технологическую карту урока иностранного языка.
Шаг 3.
Выполненные задания присылаем на почту: ofrancuzova@yandex.ru
Шаг 4.
Ждем комментарий к выполненному заданию и в случае необходимости исправляем ошибки!
Приложение № 1.
Обычно технологическая карта урока включает в себя такие разделы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Урок №
Учитель
Класс
Предмет
Автор УМК
Тема урока
Дата проведения урока
ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Задачи
Используют глаголы: объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т. п.
Общеобразовательные:
познакомить с ...;
дать представление о ...;
научить чтению и анализу карт, схем, графиков и пр.;
активизировать познавательную деятельность в ...;
выработать умение ...;
научить владению приемами ...;
углубить знания о
выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме ...;
обобщить материал как систему знаний о …;
проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
закрепить умение работать с тестовыми заданиями;
научить применять полученные знания по теме ... на практике;
оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
создавать объективную основу для воспитания и любви к своему городу, району, краю;
совершенствовать навыки общения;
вовлечь в активную деятельность;
формировать культуру;
формировать экологическую культуру, гуманные качества личности; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности;
способствовать формированию ответственного отношения к ...
проявить наибольшую активность в выполнении заданий;
воспитать культуру учебного труда;
воспитать культуру навыков самообразования;
воспитать культуру экономного расходования ресурсов (времени).
Развивающие:
продолжить развитие умения анализировать;
продолжить развитие умения сопоставлять;
продолжить развитие умения сравнивать;
продолжить развитие умения выделять главное;
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить развитие умения приводить примеры;
формировать умения работы с литературой;
формировать умения работы с картами;
формировать умения работы с таблицами;
формировать умения работы со схемами;
научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
научить работать с сетевыми ресурсами;
научить готовить доклад;
научить выступать перед аудиторией;
формировать критическое мышление;
формировать умения анализировать;
формировать умения выделять главное;
формировать умения обобщать и делать выводы;
совершенствовать умения работать с источниками знаний;
совершенствовать навыки анализа и обобщения;
совершенствовать навыки умения выступать и отстаивать свою точку зрения;
развивать творческие способности;
развивать коммуникативные навыки работы в группах;
развивать познавательный интерес к окружающей жизни;
развивать пространственное, образное мышление;
развивать умения классифицировать;
развивать умения выявлять связи;
развивать умения формулировать выводы;
развивать умения объяснять особенности ...;
развивать умения объяснять ...;
развивать умения объяснять закономерности;
развивать умения анализировать;
развивать умения сопоставлять;
развивать умения сравнивать;
развивать логическое мышление;
развивать память;
развивать способности к анализу и синтезу;
формировать навыки самоконтроля;
формировать навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные. После проведения урока (занятия) учащиеся смогут...:
владеть правилами… ;
использовать новую лексику по теме ...;
распознавать ...;
описывать ...;
узнавать и употреблять… ;
систематизировать… ;
вести диалог… ;
рассказывать о …
Личностные:
смогут более ответственно относиться к учебе;
будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
будут более осознанно относиться к собственным поступкам;
смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
смогут самостоятельно определять цели своего обучения;
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
овладеют основами самоконтроля;
овладеют основами самооценки;
овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смогут определять понятия ...;
смогут обобщать ...;
смогут устанавливать аналогии ...;
приобретут умение классифицировать ...;
приобретут умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
смогут устанавливать причинно-следственные связи;
смогут строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
смогут создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
продемонстрируют уверенное владение устной и письменной речью;
приобретут навыки формирования и развития ИКТ компетентности.
III. ФОРМЫ
Формы деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.
Формы обучения:деятельностный способ обучения; практикум; исследование; семинар; дискуссия; интеллектуальная игра; деловая игра; ролевая игра; экскурсия.
Классификация уроков по этапам формирования навыка:
вводный урок;
тренировочный урок;
коррекционный урок;
итоговый урок.
Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
урок-практикум;
урок-семинар;
урок-лекция;
урок-зачет;
урок-игра;
урок-конференция;
урок-экскурсия и др.
Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
урок работы в малых группах;
урок коллективного способа обучения.
Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
информирующий урок;
проблемный урок;
исследовательский урок;
эвристический урок.
Классификация уроков по типу межпредметных связей:
интегрированный урок;
библиотечный урок;
клубный урок;
медиаурок.
Цель урока
Цель формулируют в виде отглагольного существительного: развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора и т. п.
Примеры:
Развитие монологической (диалогической) речи.
Формирование умения читать и понимать аутентичные тексты с полным пониманием содержания/ с пониманием основного содержания/ с выборочным пониманием нужной информации.
Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аудио- и видеотекстов.
Развитие и совершенствование письменной речи.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Развитие умений составлять и записывать ....
Формирование умений структурирования информации.
Формирование умений и навыков безопасного и целесообразного использования Интернета.
ЭТАПЫ УРОКА
Вводная часть
Организационный блок:
постановка цели и задач деятельности обучающихся;
мотивация учебной деятельности обучающихся.
Основная часть
Информационный блок:
актуализация знаний;
первичное усвоение новых знаний (повторение изученного).
Аналитический блок:
первичная проверка понимания;
первичное закрепление;
контроль усвоения, обобщение ошибок и их коррекция.
Заключительная часть
Оценочный блок:
подведение итогов занятия;
оценивание;
информация о домашнем задании.
Рефлексивный блок:
возвращение к ожидаемым результатам;
обсуждение форм работы и возникших трудностей.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Диктует.
Дает: а) комментарий к домашнему заданию; б) задание на поиск в тексте особенностей...
Организует: а) взаимопроверку; б) коллективную проверку; в) беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; г) оценочные высказывания обучающихся; д) обсуждение способов решения; е) поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); ж) самостоятельную работу с учебником; з) беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о...
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... .
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников (одногруппников).
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Познавательные УУД (примеры): формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование;
анализ с целью выявления признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого, определение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев детализации классификации объектов; х подведение под понятие, выведение следствий; уточнение причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД (примеры): планирование (определение цели, источников, способов взаимодействия); постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра.
Тип урока_______________________________________________________
Цель урока______________________________________________________
№
п/п
Этапы учебного занятия
Действия учителя
Действия обучающихся
Формирумые результаты: предметные и метапредметные
1
Постановка цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности
2
Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к работе на основном этапе
3
Первичное усвоение новых знаний и способов действий
4
Первичная проверка понимания
5
Первичное закрепление.
6
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий
7
Оценивание деятельности обучающихся. Информация о о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Библиография:
Ариян М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования// Иностранные языки в школе. -2016.-№6. – с.14-20.
Иоффе А.Н. Структура современного занятия [Электронный ресурс] / А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Мостяева. – Режим доступа : http:// www.myshared.ru/ slide/787173/- Название с экрана.
Капранова М.Н. Проектирование технологической карты урока // Все для администратора школы.- 2015.-№5.- с.2-9.
Малыхин С. Мастер технологических карт [Электронный ресурс] / С. Малыхин. - Режим доступа : http://mastertk.ru/ - Название с экрана.
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. - 112 с. (Современная школа: управление и воспитание)