Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой
Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой
Урок В стране Z активно развиваются средства коммуникации, происходит индивидуализация массового серийного производства. Какие иные признаки из перечисленных ниже свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаныВ стране Z активно развиваются средства коммуникации, происходит индивидуализация массового серийного производства. Какие иные признаки из перечисленных ниже свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой»
МБОУ «СОШ №14» (НОЦ) г. Губаха, Пермский край
Андрюк Олеся Алексеевна
Вариант ЕГЭ по истории. Русь в XII-XV вв.
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Битва на р. Воже 1) 1471г
Б) Установление автокефалии Русской православной церкви 2) 1327г
В) Присоединение к Москве Ярославля 3) 1378г
Г) Битва на Шелони 4) 1463 г
5)1448 г
6) 1520 г
А
Б
В
Г
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Образование Парламента в Англии
2) Присоединение к Москве Коломны
3) Принятие Судебника Ивана 3
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ФАКТЫ
А) Спор стяжателей и нестяжателей
Б) Деятельность Ивана III
В) Феодальная раздробленность на Руси
Г) Монгольское иго
1) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству
2) Споры между князьями за ярлык на великое княжение
3) Власть осуществляется вече, посадниками, тысяцким и архиепископом
4) Распад государства на отдельные княжества и земли
5) Сохранение церковного землевладения
А
Б
В
Г
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Река Сити
_____________________(А)
1238 г.
_____________(Б)
Подавление анти ордынского восстания.
______________(В)
Москва
_____________________(Г)
_____________(Д)
_________________Е)
Освобождение от ордынской зависимости
1480 г.
1) гибель Евпатия Коловрата
2) 1327 г.
3) Тверь
4) гибель князя Юрия Всеволодовича
5) Новгород
6) 1382 год
7) поход Тохтамыша
8) река Угра
9) поход Едыгея
А
Б
В
Г
Д
Е
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА
СОБЫТИЯ
A) Дмитрий Боброк
Б) Иван Калита
B) Иван III
Г) Сергий Радонежский
1) Великий князь московский, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение
2) Настоятель Троице-Сергиева монастыря, благословивший войско Дмитрия Донского на битву
3) Великий князь московский, завершивший в основном процесс создания единого Русского государства
4) Участник Куликовской битвы
5) Противник Руси в стоянии на Угре
А
Б
В
Г
6. Прочтите отрывок из житийной литературы.
«Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого счастливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. [Город] рано освободился от давления княжеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и политическим центром громадной промышленной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом, был несколько веков торговым посредником между этим Западом и азиатским Востоком. Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание «мужей вольных» − нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка »
Используя текст, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Упомянутый в тексте город — Владимир
2) Особенностью политической жизни этого города было широкое самоуправление
3) Автор считает, что особенности развития данного города были связаны, в том числе, с отдалённостью от Великой степи
4) Город, которому посвящён текст, был присоединён к Москве в XV в.
5) В. О. Ключевский отмечает слабое развитие торговых отношений в городе
6) Город, которому посвящён текст, был разрушен в годы нашествия Батыя
Ответ: ______________________
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РОИЗВЕДЕНИЯ
СОЗДАТЕЛИ
A) «Хождение за три моря»
Б) икона «Святая Троица»
B) Грановитая палата
Г) Успенский собор
1) Афанасий Никитин
2) Аристотель Фиораванти
3) Андрей Рублёв
4) Марко Руффо
5) Максим Грек
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11
8. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.
Ответ: ______________________________
9. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
Ответ: ________________________________.
10. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
Кроме голода войска Батыя и Субедея ждало еще одно испытание. К _____________ и Смоленску монгольские полководцы намеревались выйти до наступления оттепели, но ранняя весенняя распутица застала их врасплох. Люди и кони были сильно истощены, начался падеж лошадей, а само монгольское войско, по мнению историков, потеряло к весне 1238 года до трети своего состава. В такой ситуации Батый просто не был готов к осаде ___________, которая обещала затянуться на долгие недели.
Ответ: _____________________________
11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет
4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства
Часть 2.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы Н.М. Карамзина.
«К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной единовластием на завоеваниях. Россия разделилась.
Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Греция, Венгрия, Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно другие — Боголюбский, Всеволод III — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную».
12. Укажите тенденцию в процессе формирования государства и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.
13. Используя текст документа, укажите, какой путь преодоления внутриполитической ситуации предлагали Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. Приведите не менее двух положений.
14. Укажите название битвы, события которой изображены на картине. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Ответ: _________________
15. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни деда исторического деятеля, изображённого на миниатюре? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите город, где построен данный памятник архитектуры.
1
2.
3.
4
16. Прочтите отрывки из исторического источника
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)
20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских... Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку, в воскресенье... 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар... Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами...
Б)
Какой подвиг так освятил это имя? Надобно припомнить время, когда подвизался Преподобный. Он родился, когда вымирали последние старики, увидевшие свет около времени татарского разгрома Русской земли, и когда уже трудно было найти людей, которые бы этот разгром помнили. Но во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение..
Укажите, о историческом деятеле идёт речь в обоих отрывках. Укажите какой вклад он внес в победу на реке Дон. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков характеризует ход битвы.
17. В XIV-XV в. существовало не менее двух возможных центров объединения Руси. Назовите не менее трёх причин объединения русских земель вокруг Москвы.
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Иго». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия
19. XIV- XV в. в странах Западной Европы и России шла борьба с иноземными захватчиками за освобождение завоеванных земель. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что указанные события повлияли на дальнейший процесс образования централизованных государств: один аргумент для королевств Западной Европы и один для России. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для стран Западной Европы: ____________________