Просмотр содержимого документа
«Технологическая урока физической культуры»
Технологическая карта занятия № ____ по физической культуре. _____ класс.
Место проведения: лицей № 136______________________________________________________________________________
Время проведения: 45 минут._______________________________________________________________________________________________
Раздел программы: Подвижные игры._______________________________________________________________________________________
Тема занятия: по ФГОС «Традиции русского народа»__________________________________________________________________________
Цель: Развить интерес детей к физической культуре и здоровому образу жизни на основе подвижных игр._____________________________
Задачи:
1) Образовательные (предметные результаты) - знакомство с играми и традициями русского народа, закрепить знания о физических и интеллектуальных качествах человека._______________________________________________________________________________________
2) Развивающие (метапредметные результаты) - Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение_____ окружающих (коммуникативные УУД). Формировать умение контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД)_______________________________________________________________________
3) Воспитательные (личностные результаты)- Воспитание ценностного отношения к традициям русского народа, трудолюбия, волевых качеств. Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных_______ ситуаций, (нравственно-этическая ориентация, личностные УУД)._______________________________________________________________
Тип урока: Интегрированный (с географией, историей, музыкой, литературой)____________________________________________________
Постановка и решение деятельности обучающих: Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока. Выполняют упражнения с обручами. Играют в игры «Чехарда», «Петушиные бои», «Жмурки», «Бояре».
Учитель: высшей категории Ерыгин Михаил Юрьевич.________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научиться: организовать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.
получать возможность научиться: оказывать посильную помощь сверстникам при выполнении учебных заданий; доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; соблюдать требования безопасного поведения во время выполнения упражнений, игр; бережно обращаться с инвентарем, соблюдать требования техники безопасности.
познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, умением вступать в речевое общение, умение пользоваться учебником;
регулятивные – овладевают способностью понимать учебную деятельность обучающего и стремятся ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совзаимо-действия
Универсальные учебные действия
Виды
контроля
1
2
3
4
5
6
7
I.Организа-ционный момент
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проводит вход в зал змейкой к географической карте. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала
Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока.
Индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о лицее; стремятся хорошо учиться и сориентированы в делах лицея; правильно идентифицируют себя с позицией лицеиста
Устные ответы
II Актуали-зация знаний
Выполнить строевые команды.
Вводная часть урока (Приложение № 1)
Построение по три шеренги
Даёт команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Змейкой шагом марш!».
Следит за тем, чтобы повороты змейкой выполнялись четко.
Формулирует задание, контролирует его выполнение.
Дает команды на выполнение ходьбы, затем построения в одну шеренгу.
Производит расчет на 1-3.
Выполняют команды.
Выполняют перестроение.
Фронтальная.
Фронтальная.
Личностные: проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности; формулируют ответы на вопросы.
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции.
III Изучение нового материала
Комплекс ОРУ с обручами. (см. Приложение 2)
Подвижные игры «Чехарда», «Петушиный бой», «Жмурки». (см. Приложение № 3)
Проводит комплекс ОРУ. Обеспечивает мотивацию выполнения и создаёт эмоциональный настрой.
Делит класс на команды, объясняет условия проведения игр.
Объясняет правила и проводит игры. При большом количестве участников назначает двух водящих.
Выполняют упражнения.
Участвуют в играх.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Коммуникативные: умеют договариваться и проходить к общему решению в совместной игровой деятельности.
Осуществление само-контроля по образцу.
Выполнение действий по инструкции.
IV Перви-чное осмы-сление и закрепле-ние.
Подвижная игра «Бояре». (см. Приложение № 3)
Поясняет правила игры, контролирует их выполнение.
Участвуют в игре
Фрон-тальная.
Индивидуальная.
Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Выполнение действий по инструкции
V Итоги урока.
Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения.
Проводит беседу по вопросам;
- Какие игры вы знаете?
- Какие спортивные игры можно использовать при проведении эстафет и подвижных игр?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Фрон-тальная.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
Приложение 1.
Вводная часть урока:
Под музыку лицеисты входят в спортивный зал и, пройдя за учителем «змейкой», располагаются около стенда, на котором размещена карта России.
Учитель: «Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей родине. Россия – государство, обладающее самыми обширными пространствами. Раскинувшись на 16,5 млн. квадратных километров, Российская Федерация лежит в северном полушарии и занимает около 12,5% земной суши. Страна находится на территории и Европы, и Азии.. Столицей нашей страны является Москва. Наша страна очень красивая, живут гостеприимные люди. И я предлагаю вам совершить путешествие по нашей стране, познакомиться поближе с обычаями и традициями русского народа, Ну как путешественники, готовы? Тогда в путь!
Уже в самом начале нашего пути я вижу препятствие, придется пробираться через высокие и густые кустарники».
Задание 1. (Перестроение) По сигналу ученики строятся в одну шеренгу.
Учитель: «На 1-4 рассчитайсь. Под музыкальное сопровождение выполняем построение в колонны, встаем в обручи.
Выполняем упражнения с обручами под песню «Родина моя». (приложение 1).
Задание 2 Подвижная игра «Чехарда»
Учитель: Ребята сейчас мы поиграем в «Чехарду».
Задание 3. «Петушиные бои»
Учитель: «Вот мы и вышли из пещеры. Теперь нам нужно вместе сбежать с горы вниз. Встать парами в обручи и поиграть в игру «Петушиные бои».
Задание 4. Играющие встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Играем в «Жмурки».
Учитель: «Ребята, мы находимся на зеленом лугу. А луговой воздух богат эфирными маслами душистых растений, которые благотворно влияют на органы дыхания, укрепляя организм». Игра «Жмурки».
Учитель: «А сейчас я поведу вас по незнакомой тропинке».
Задание 7. Разучиваем игру «Бояре»
Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому, что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Педагогическая ценность еще и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора. Народные игра не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.
Задание 8.Дети становятся в круг. Садятся на коврики.
Учитель: «Трудный был переход. Давайте сделаем привал. А чтобы не было скучно, я вам расскажу, как на Руси варили жвачку из березовой коры.
Заключительная часть урока:
Учитель: «Наше путешествие подошло к концу. Давайте остановимся на зеленом лугу, немного отдохнем и с удовольствием послушаем голоса природы. Я вам предлагаю лечь на коврики». (Дети ложатся на коврики – релаксационная пауза).
Звучит приятная музыка.
Учитель: Теперь откройте глаза, медленно – медленно оглянитесь вокруг и возьмите мой подарок. Уважаемые коллеги, дети я вам сейчас даю «Дартс» вы должны взять заготовленные листочки с иголочкой и написать пожелания и прикрепить к любой цифре. На этом наш урок закончен, всего вам доброго.
Приложение № 2.
Упражнения с обручами
На песню «Я, ты, он, она вместе дружная семья»
1.Дети выстраиваются в 3 колонны.
2.Звучит песня, дети бегут к обручам, садятся в обруч.
3.1-4 встают по очереди (волной), машут руками,
4.1-4 – садятся по очереди (волной), 1-4 встают, машут руками.
5. На счет 1-4 поднимают обруч вверх, маршируют, 1-4 опускают на середину, маршируют. (2 раза повторить).
6.1-4 – поднимают обруч перед собой вверх, маршируют на месте по кругу. 1-4 – опустить обруч вниз, маршируют.
7.Поднимают на середину обруч, поворачиваются в право, в лево, подняли обруч вверх.
8. Наклон в право, в лево, обруч держат вверху, делают поворот вокруг себя.
9. 1-4 поворачиваются шеренги лицом друг к другу, обруч держат перед собой. Идут на встречу друг другу. Касаются обручами, Делают круг встают на свои места (1 –й пошел, второй и т.д.), маршируют.
10.Встают на свои места, маршируют, обруч перед собой.
11. Поднимают обруч в верх, бегут, образовывают 2 круга.
12. Двигаются с поднятыми обручами по кругу.
13. Образуют 3 круга маленьких.
14. Останавливаются, обручи кладут на пол, садятся на правое колено.
15. Выбегают 4 девочки с лентами, выполняют упражнения с лентами. У первой девочки 2 ленты.
16.1-4 дети берут обручи в левую руку, маршируют на месте, 1-8 идут по кругу, образовывают 2 больших круга .
17.Девочки с лентами вбегают в центр 2 круга, выполняют упражнения с лентами.
18. Дети в кругах садятся волной, с начало центровой круг, затем второй круг. Затем на оборот. Девочки с лентами выполняют упражнения.
19. Дети выполняющие круги поворачиваются к зрителям, встают на правое колено, обруч держат перед собой.
20. С лентами делают упражнения.
21. В центр входят два юноши, поднимают девочку на руки, она встает на одну ногу, вторую поднимает в верх, делает касание ногой головы, руки опускает в низ.
22.1-8 – заканчивается песня, все встают, кланяются, уходят со сцены.
Приложение № 3.
Русские народные игры
«Чехарда»
Задача: развитие прыгучести, ловкости, точности выполняемых движений.
Инвентарь: не требуется.
Содержание: Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 5—6 шагах друг от друга. Все игроки, кроме стоящего сзади, выставляют ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины стоящего впереди игрока и, разведя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т. д. Затем он выбегает вперед на 5—6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие.После этого начинает перепрыгивать через всех следующий участник, оказавшийся последним.
Правила: Игра начинается по сигналу преподавателя.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
ОМУ: Необходимо следить за правильностью выполнения задания.
Петушиный бой
«Петушиные бои»
Задача: развитие основных физических качеств, обеспечивающих овладение мастерством борьбы: силы, ловкости, выносливости, чувства равновесия в соревновательной обстановке.
Инвентарь: не требуется.
Содержание: Играющие парами стоят в круге диаметром 2 - 4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.
Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера, потерять равновесие и стать на вторую ногу.
Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.
Правила: Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к ковру второй ногой.Прыгать можно только в пределах круга.
Игроки должны толкать друг друга только плечом.
Команда-победительница определяется по сумме побед участников.
ОМУ: Игроки могут чередовать прыжки на правой или левой ноге самостоятельно.
«Жмурки»
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне».— «Что в квашне?» — «Квас».— «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила 1. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
4. Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Указания к проведению игры
Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».
Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»
«Бояре».
Играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга. Во время исполнения песенных куплетов каждая шеренга мерным шагом подходит к другой и возвращается на прежнее место.
Правила:
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
Бояре, вам которая мила,
Молодые, вам которая мила?
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
А мы ее выучим, выучим,
Молодые, выучим, выучим.
А как ее выучить, выучить,
Молодые, выучить, выучить?
Бояре, а мы плеточкой ее,
Молодые, а мы плеточкой ее.
Бояре она будет плакати, плакати,
Молодые, плакати, плакати.
Бояре, а мы пряничка дадим,
Молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту на века!
При этих словах шеренга «женихов» раздвигается, крепко держась за руки, а выбранная «невеста» разбегается и пытается прорвать шеренгу «женихов». Если ей это удается, то она возвращается в свою шеренгу, и ее шеренга становится «женихами».
А если нет, то она переходит в шеренгу «женихов», и те снова выступают в качестве «женихов». Побеждает та команда, в которой к концу игры будет больше играющих.