Самоконтроль при самостоятельных занятиях физической культурой
Самоконтроль при самостоятельных занятиях физической культурой
Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, туристические походы и т.д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоконтроль при самостоятельных занятиях физической культурой»
Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями.
Оценка состояния тренированности.
В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся.
Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, туристические походы и т.д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Самоконтроль предполагает знание учащимися влияния физических упражнений на организм человека, главными образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, Ч.С.С. и т.д.), закономерностей физического развития.
Регулярные и правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15-16 летних студентов средняя Ч.С.С. в покое колеблется в пределах 70-76 уд/мин. У 15-20% юношей наблюдается замедленный пульс- 50-60 уд/мин. При значительных нагрузках Ч.С.С. может достигать 180-200уд/мин.
В подготовительной части урока (построение) пульс выше, чем в условиях относительного покоя(82-85 уд/мин), что объясняется условнорефлекторной настроенностью организма на предстоящую нагрузку. В процессе урока, по мере увеличения мощности нагрузки Ч.С.С. возрастает до 170 уд/мин. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию Ч.С.С., но приводит к быстрому снижению работоспособности организма. Поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие колебания пульса от исходного до 170 уд/мин. Средний показатель Ч.С.С. у юношей за урок должен быть в пределах 130-140 уд/мин.
Артериальное давление (АД) у юношей ниже, чем у взрослых,-110-115 мм рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140-160 мм рт.ст. (в покое) может явиться неправильная тренировка.
Ч.С.С.и А.Д одинаково важны для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы. Произведение этих величин иногда используют ка критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей оно может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся-8000-10000, у тренированных-6000-7000.
Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес тела, обхваты талии, плеча, бедра и т.д., степень жироотложения и ряд ощущений: самочувствие, сон, аппетит и т.д. Ухудшение этих показателей- симптом переутомления вследствие большой нагрузки.
В практике самоконтроля доступен целый ряд простых проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определённой мере сердечно-сосудистой систем:
- Проба Штанге.
После обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма (для 15-17лет. юношей не должна превышать 30-40 сек.).
- Методика Серкина состоит из трех проб:
1) определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя;
2) определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек.;
3) определить время задержки дыхания на вдохе после 1мин. отдыха.
Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после6-8 мин. спокойного отдыха.
Оценка проб Серкина у подростков.
Контингент обследуемых
Пробы
первая
вторая
третья
Здоровые, тренированные
45-60 сек.
Более 50% от первой
Более 100% от первой пробы
Здоровые, нетренированные
35-45 сек.
30-50% от первой
70%-100% от первой пробы
Правила самоконтроля:
Все измерения проводить в одно и тоже время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях.
Данные заносить в дневник
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. За урок необходимо не менее трех раз (в начале и в конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, эстафет и т.д.) подсчитывать пульс за 6 сек. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в первые 30-40 сек., поэтому задержка начало подсчета исказит результат контроля
ЧСС менее12-14 уд. За 6сек. После скоростно-силовых упражнений свидетельствует о слабой нагрузке или нежелании учащихся заниматься. ЧСС 18-20уд.за 6сек.- показатель высоких функциональных возможностей . но при условии быстрого снижения ( за 4-6 сек.) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходима консультация врача.
Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью учащихся со стороны преподавателя и учет этих данных в повседневной работе.
Практика показывает, что юноши не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования ребят, худшие по отношению к результатам их товарищей. Являются эффективным стимулятором активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задача учителя- организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течении всего учебного года и, сообщить юношам комплекс тестов для самостоятельного контроля дома.