Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
Знания о физической культуре. Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рас-считайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Легкая атлетика. Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег Зх 10 м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Лыжная подготовка. Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками, и без них, спуск под уклон
в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совуш-ка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу», «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны», «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки», «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», «Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки», «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики», «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»; выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).
Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.
Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы.
Программа состоит из взаимодействия частей: уроки физической культуры, физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно – массовые мероприятия.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
физическое совершенствование
физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1, 2 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Народные подвижные игры разных народов.
Гандбол: ловля и передача мяча двумя руками, ведение, броски по воротам с заданного расстояния, подвижные игры на материале гандбола. Игры по упрощённым правилам.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ №19 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Физическая культура» отводится 96 часов (32 недели по 3 часа). Резервное время 3 часа предусмотренное на случай возникновения не благоприятных условий.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения | |
План | Факт | Примечание |
1 | Объяснение понятия «физическая культура». Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Обучение построению в шеренгу, колонну. Обучение понятиям «основная стойка», «смирно», «вольно». Подвижная игра «Займи свое место» | 1 | | | |
2 | Обучение построению в шеренгу, в колонну. Обучение понятию «низкий старт». Разучивание игры «Ловишка» | 1 | | | |
3 | Совершенствование выполнение строевых упражнений. Развитие двигательных качеств: бег 30м. обучение понятию «высокий старт». Разучивание игры «Салки с домом» | 1 | | | |
4 | Обучение челночному бегу. Контроль двигательных качеств: челночный бег 3х10м. Подвижная игра « Гуси – лебеди» | 1 | | | |
5 | Обучение прыжкам вверх и в длину с места. Обучение понятию «расчет по порядку». Контроль пульса. Разучивание игры «Удочка». | 1 | | | |
6 | Объяснение значения физической культуры в жизни человека. Совершенствование выполнения строевых упражнений. Разучивание игры «Жмурки» | 1 | | | |
7 | Ознакомление с историей возникновения физической культуры в Древнем мире. Обучение метанию предмета на дальность. Подвижная игра «Пятнашки» | 1 | | | |
8 | Объяснение правил контроля двигательных качеств по видам учебных действий. Развитие двигательных качеств: метание. Развитие координации, ловкости, скоростных качеств в эстафете «За мячом противника» | 1 | | | |
9 | Ознакомление со способами передвижения человека. Обучение прыжку в длину с места. Контроль двигательных качеств: прыжок в длину с места | 1 | | | |
10 | Объяснение значения режима дня и личной гигиены для здоровья человека. Разучивание игры: Запрещенное движение, «Два мороза» | 1 | | | |
11 | Ознакомление со способами развития выносливости. Объяснение понятия «физические качества человека». Разучивание игры «Два Мороза». Игра «Удочка». | 1 | | | |
12 | Обучение чувства ритма при выполнении бега. Выполнение наиболее эффективного темпа бега. Разучивание подвижной игры «Воробушки попрыгунчики» | 1 | | | |
13 | Ознакомление с различными видами народных игр. Разучивание русской народной игры «Горелки» | 1 | | | |
14 | Объяснение правил поведения и техники безопасности в спортивном зале. Обучение метанию предмета в цель. Разучивание игры «Охотники и зайцы» | 1 | | | |
15 | Обучение перестроение в две шеренги. Обучение подъему туловища. Развитие двигательных качеств: подъем туловища за 30 секунд. Разучивание игры «Кто быстрее схватит?» | 1 | | | |
16 | Обучение упражнению «вис на гимнастической стенке на время». Разучивание игры «Совушка». | 1 | | | |
17 | Объяснение особенностей выполнения упражнений гимнастики с элементами акробатики. Обучение технике выполнения перекатов. Разучивание подвижной игры «Передача мяча в тоннеле». | 1 | | | |
18 | Обучение технике выполнения кувырка вперед. Объяснение принципов проведения круговой тренировки. | 1 | | | |
19 | Обучение технике выполнения упражнения « стойка на лопатках». Разучивание игры «Займи свое место» | 1 | | | |
20 | Обучение технике выполнения упражнения «мост». Совершенствование выполнения упражнений акробатики в различных сочетаниях и передвижениях. | 1 | | | |
21 | Развитие двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя. Разучивание ходьбы на носках по линии, по гимнастической скамейке. | 1 | | | |
22 | Обучение правилам выполнения лазания по наклонной лестнице, скамейке. Объяснение правил игры на внимание «Класс, смирно!» | 1 | | | |
23 | Развитие двигательных качеств: подтягивание из виса лежа. Разучивание подвижной игры «Правильный номер» | 1 | | | |
24 | Совершенствование выполнения упражнений в равновесии «цапля», «ласточка». Разучивание игры «Волк во рву» | 1 | | | |
25 | Обучение технике выполнения виса на перекладине и гимнастической стенке. Разучивание подвижной игры «Тараканчики» | 1 | | | |
26 | Объяснение значения физкультминуток и принцип их построения. Обучение кувырка вперед поточным методом | 1 | | | |
27 | Совершенствование упражнение акробатики: наклон вперед, сидя на полу; «мост», полушпагат. Обучение перекату назад в группировке. | 1 | | | |
28 | Обучение упражнениям с гимнастическими палками. Совершенствование строевых упражнений. Разучивание игры «Непослушные стрелки часов» | 1 | | | |
29 | Объяснение значения закаливания для укрепления здоровья. Ознакомление со способами закаливания. Обучение упражнениям в паре. Игра «Удочка» | 1 | | | |
30 | Развитие координационных способностей: упражнения в равновесии. Разучивание игры «Змейка» | 1 | | | |
31 | Обучение прыжкам со скакалкой. Разучивание игры «солнышко» | 1 | | | |
32 | Разучивание новых эстафет с обручем и скакалкой. Развитие координационных способностей в эстафетах. Совершенствование кувырков вперед. | 1 | | | |
33 | Совершенствование навыков лазанья и перелезания по гимнастической стенке. Обучение упражнениям, направленным на формирование правильной осанки. | 1 | | | |
34 | Обучение упражнениям полосы препятствий. Совершенствование упражнений «стойка на лопатках», «мост», «лодочка», «рыбка» | 1 | | | |
35 | Обучение размыканию и смыканию приставным шагом в шеренге. Развитие ловкости в перемещении по гимнастическим стенкам. Совершенствование техники выполнения кувырка вперед. Разучивание игры «Ноги на весу» | 1 | | | |
36 | Совершенствование упражнений с гимнастическими палками. Игра «Ноги на весу» | 1 | | | |
37 | Обучение вращению обруча и упражнениям разминки с обручами. Развитие выносливости в круговой тренировке | 1 | | | |
38 | Развитие гибкости в упражнении «шпагат». Совершенствование лазанья по гимнастической стенке | 1 | | | |
39 | Обучение лазанью и перелезанию по гимнастической стенке различными способами. | 1 | | | |
40 | Обучение упражнениям для развития равновесия и координации: упоры и равновесия на руках и голове на одной ноге. Разучивание игры «третий лишний» | 1 | | | |
41 | Обучение упражнениям на гимнастических скамейках. Совершенствование лазанья и перелезания по гимнастической стенке. Разучивание игры «Бездомный заяц». Игра «Удочка» | 1 | | | |
42 | Развитие ловкости и координации в упражнениях полосы препятствий. Совершенствование безопасного выполнения акробатических упражнений | 1 | | | |
43 | Обучение новым парным упражнениям. Совершенствование выученных упражнений в парах. Разучивание игры «Чехарда» | 1 | | | |
44 | Совершенствование и усложнения полосы препятствий. Совершенствование акробатических упражнений и ОРУ на гимнастической стенке. | 1 | | | |
45 | Совершенствование прыжков на двух ногах разными способами. Обучение прыжкам на одной ноге. Разучивание игры «День и ночь» | 1 | | | |
46 | Совершенствование разученных ранее общеразвивающих упражнений. Объяснение и разучивание игровых действий эстафет «Веселые старты» | 1 | | | |
47 | Развитие двигательных качеств, выносливости и быстроты в эстафетах «Веселые старты» | 1 | | | |
48 | Обучение правилам безопасности в лыжной подготовке. Обучение правилам подготовки спортинвентаря для занятий на лыжах | 1 | | | |
49 | Объяснение значения занятий лыжным спортом для укрепления здоровья. Обучение ступающему шагу на лыжах в колонне с соблюдением дистанции. | 1 | | | |
50 | Обучение технике поворота лыж переступанием, движению на лыжах в колонне. | 1 | | | |
51 | Развитие умения двигаться на лыжах скользящим шагом. | 1 | | | |
52 | Развитие выносливости в движении на лыжах без палок. Обучение спуску на лыжах без палок. | 1 | | | |
53 | Обучение подъему на лыжах разными способами на склоне от 5 – 8 % | 1 | | | |
54 | Обучение торможению на лыжах | 1 | | | |
55 | Объяснение правил надевания лыж ных палок и техники работы рук. Обучение движению на лыжах с помощью палок. | 1 | | | |
56 | Обучение скользящему шагу на лыжах с палками. | 1 | | | |
57 | Обучение подъему на лыжах с помощью палок. Развитие скоростно – силовых качеств во время движения на лыжах. | 1 | | | |
58 | Обучение движению на лыжах «змейкой» и ступающим шагом в подъем от 5 – 8 % с палками | 1 | | | |
59 | Развитие выносливости во время прохождения на лыжах 500 м в медленном темпе. | 1 | | | |
60 | Развитие координации в общеразвивающих упражнениях с малыми мячами. Обучение броскам и ловле малого мяча. Разучивание подвижной игры «Вышибалы» | 1 | | | |
61 | Обучение броскам и ловле мяча в паре. Разучивание игры «Антивы – шибалы» | 1 | | | |
62 | Обучение броскам мяча одной рукой. Разучивание игры «Снежки» | 1 | | | |
63 | Обучение упражнениям с мячом у стены. Разучивание игры «Охотники и утки» | 1 | | | |
64 | Обучение ведению мяча на месте и в продвижении. Разучивание игры «Мяч из круга» | 1 | | | |
65 | Обучение броскам мяча в кольцо способом «снизу». Разучивание игры «Мяч соседу» | 1 | | | |
66 | Обучение броскам мяча в кольцо способом «сверху». Разучивание игры «Горячая картошка» | 1 | | | |
67 | Развитие скоростных качеств, ловкости, внимание в баскетбольных упражнениях с мячом в парах. Разучивание игры «Гонки мячей в колоннах» | 1 | | | |
68 | Обучение броскам и ловле мяча через сетку. Разучивание игры «Перекинь мяч» | 1 | | | |
69 | Обучение броскам набивного мяча из – за головы. Разучивание игры «Вышибалы маленькими мячами» | 1 | | | |
70 | Развитие двигательных качеств: броски набивного мяча из – за головы. Игра «Удочка» | 1 | | | |
71 | Развитие двигательных качеств: броски малого мяча в горизонтальную цель. Разучивание игры «Быстрая подача» | 1 | | | |
72 | Развитие координации в перекатах в группировке. Разучивание кувырка в назад. Игра «Охотники и утки» | 1 | | | |
73 | Обучение стойке на голове. Разучивание серии акробатических упражнений. Игра «Тараканчики» | 1 | | | |
74 | Разучивание координации в упражнениях с гимнастическими палками. Игра – эстафета с гимнастическими палками. | 1 | | | |
75 | Обучение упражнениям акробатики у стены. Разучивание игры с мячами «Передал садись» | 1 | | | |
76 | Разучивание комбинации из акробатических элементов. Развитие скоростно- силовых качеств во время круговой тренировки. | 1 | | | |
77 | Развитие координации посредством упоров на руках. Разучивание игры «Пустое место» | 1 | | | |
78 | Совершенствование прыжка в длину с места. Разучивание игры. | 1 | | | |
79 | Совершенствование упражнений акробатики | 1 | | | |
80 | Развитие двигательных качеств: подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. Игра «Коньки – горбунки» | 1 | | | |
81 | Развитие равновесия посредством акробатических упражнений. Игра «Охотники и утки». | 1 | | | |
82 | Обучение упражнениям с гантелями. Разучивание игры «Пустое место» | 1 | | | |
83 | Развитие двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя. Игра «Правильный номер» | 1 | | | |
84 | Развитие двигательных качеств: поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд. Игра «Правильный номер с мячом» | 1 | | | |
85 | Разучивание игровых действий эстафет с акробатическими упражнениями. Игра «Перетяжки» | 1 | | | |
86 | Развитие выносливости различными способами. Игра «День ночь» | 1 | | | |
87 | Совершенствование техники низкого старта. Обучение понятию «стартовое ускорение». Развитие скоростных качеств. | 1 | | | |
88 | Обучение технике прыжка в длину с разбега. Совершенствование прыжка в длину с места. Развитие прыгучести в эстафете «Кто дальше прыгнет?». | 1 | | | |
89 | Развитие двигательных качеств: прыжки в длину с места. Обучение прыжкам через низкие барьеры | 1 | | | |
90 | Совершенствование бега на 30 м низкого старта. Разучивание упражнений полосы препятствий. | 1 | | | |
91 | Развитие двигательных качеств: бег на 30 м. | 1 | | | |
92 | Метание теннисного мяча в цель на дальность, развитие выносливости | 1 | | | |
93 | Развитие двигательных качеств: метание мешочка на дальность. Игра «Вороны и воробьи» | 1 | | | |
94 | Контроль пульса. Строевые упражнения. | 1 | | | |
95 | Развитие двигательных качеств: челночный бег 3 х10м. разучивание игры с элементами пионербола. | 1 | | | |
96 | Совершенствование бросков и ловли мяча. Разучивание игры в пионербол. | 1 | | | |