Рабочая программа разработана на основе рабочей программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5–9 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2008 г).
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Виленский, М. Я. Физическая культура 5–7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2015.
Лях, В. И. Физическая культура 8–9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2017.
В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждой четверти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«__»_________2020 г «__»_________2020 г. «__»___________2020г.
_____________/Васильева М.В./
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Физическая культура»
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
Составила: Васильев К.Л. учитель физкультуры
Количество часов в неделю: 2 часа;
Количество часов по программе: 70 часов;
Составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Илимнирская ООШ», по программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Учебник : «Физическая культура» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций В.И.Лях – М, «Просвещение» 2017 г.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего часов по программе
Фактически проведено
Выполнено
с Илимниир 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5–9 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2008 г).
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Виленский, М. Я. Физическая культура 5–7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2015.
Лях, В. И. Физическая культура 8–9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2017.
В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждой четверти.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Задачи физического воспитания:
- содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
углублённое представление об основных видах спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре.
Требование к уровню подготовки выпускников 8 кл.
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных знаний по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включение занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Годовой план по физической культуре
для 5-9 классов
Основы знаний
5кл.
6 кл.
7кл.
8кл.
9 кл
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
24
24
24
24
24
3
Спортивные игры
16
16
16
16
16
4
Гимнастика
14
14
14
14
14
5
Лыжная подготовка
14
14
14
14
14
6
Физическая подготовленность (сдача нормативово)
2
2
2
2
2
Итого
70
70
70
70
70
Перечень учебно-методическогообеспечения
№
Спортивный инвентарь, оборудование
1
Мячи волейбольные
2
Мячи баскетбольные
3
Мячи набивные
4
Мячи футбольные
5
Скакалки
6
Лыжи на ботинках
7
Лыжи на мягких креплениях
8
Лыжные ботинки
9
Маты
10
Гранаты
11
Мячи для метания
12
Щиты и кольца баскетбольные
13
Стенка гимнастическая
14
Гантели - 0,3 и 0,5 кг
15
Волейбольная сетка
16
Рулетка измерительная
Календарно – тематическое планирование.
№
урока
Тема
урока
Планируемые результаты
Дата проведения
По плану
По факту
Лёгкая атлетика.
1.
Инструктаж по охране труда. Спринтерский бег, эстафетный бег.
Знать требования инструкций.
2
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон.
Уметь демонстрировать
стартовый разгон в беге на короткие дистанции.
3
Высокий старт.
Уметь демонстрировать технику низкого старта
4
Финальное усилие. Эстафеты.
Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.
5
Учёт бега 60 метров.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 метров с низкого старта.
Проявлять качества координации при выполнении упражнений прикладной направленности.
20
Учет техники выполнения упражнения на бревне (девочки); упражнения на низкой перекладине (мальчики).
Осваиватьтехнику выполнения упражнений на гимнастических снарядах.
21
Акробатика. Кувырок назад в стойку ноги врозь. Мост и поворот в упор на одном колене.
Описывать и демонстрировать технику кувырка назад. Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях.
22
Кувырок вперед и назад, длинный кувырок.
Совершенствовать кувырок вперёд и назад.
23
Длинный кувырок, стойка на голове.
Совершенствовать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
24
Развитие силовых способностей.
Уметь выполнять строевые команды, акробатические упражнения раздельно и слитно. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения.
25
Комбинация из освоенных акробатических
элементов.
Уметь составлять и демонстрировать простейшие комбинации
26
Контрольный урок. Акробатическая комбинация.
Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации.
27
Опорный прыжок через козла.
Проявлять качества силы, координации и ловкости. Осваивать технику прыжка через козла.
28
Опорный прыжок. Развитие гибкости, скоростно-силовых способностей.
Анализировать технику движений и предупреждать
появление ошибок в процессе их усвоения
29
Прыжки через козла согнув ноги, ноги врозь.
Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
30
Учет техники опорного прыжка.
Выполнять опорный прыжок на результат. Анализировать
двигательные действия, устранять ошибки.
Лыжная подготовка. Баскетбол.
31
Охрана труда на уроках лыжной подготовки. Температурный режим.
Знать технику безопасности на уроках по лыжной подготовке, температурный режим для занятий на лыжах.
Техника выполнения попеременного двухшажного хода.
32-33
Попеременный и одновременный лыжные ходы.
Совершенствовать технику попеременного и одновременного лыжных ходов, подъемов и спусков на склонах. Пробегать эстафеты с передачей палок (по кругу) с дистанцией до 200 м.
Техника выполнения одновременного одношажного хода
34
Подъемы и спуски на склонах. Торможение плугом.
Совершенствовать технику по переменного двухшажного хода и одновременных ходов во время прохождения дистанции 2 км. Совершенствовать технику спусков и подъемов на склонах до 60'. Торможение плугом
Техника выполнения торможения плугом
35
Подъемы и спуски на склонах. Поворот плугом.
Совершенствовать технику по переменного двухшажного хода и одновременных ходов во время прохождения дистанции 2 км. Совершенствовать технику спусков и подъемов на склонах до 60'. Поворот плугом.
Техника выполнения поворота плугом
36
Прохождения дистанции 2 км.
Совершенствовать технику по переменного двухшажного хода и одновременных ходов во время прохождения дистанции 2 км. Совершенствовать технику спусков и подъемов на склонах до 60'.
Техника выполнения спусков с поворотами
37
Контрольная гонка 2 км
На учебном круге и на горках повторить ранее пройденные ходы, спуски и подъемы. Контрольная гонка 2 км
Лыжные гонки на 2 км мальчики: 12,00 – 12,30 – 13,30; девочки: 13,00 – 13,30 – 14,30
38
Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью по пересеченной местности
Развивать скоростную выносливость повторные отрезки 2—3 раза по 300 м.
Пройти дистанцию 3 км со средней скоростью по пересеченной местности.
39
Дистанция 3 км со средней скоростью со сменой ходов по рельефу местности
Оценить технику поворотов при спуске. Пройти 3 км со средней скоростью со сменой ходов по рельефу местности. Пройти дистанцию 3 км в медленном темпе.
40-41
Коньковый ход.
Совершенствовать технику конькового хода. Пройти 3 км на время
42
Контрольный урок на дистанцию 3 км
Контрольный урок на дистанцию 3 км
Лыжные гонки на 3 км мальчики: 16,00 – 17,00 – 18,00; девочки:18,00 – 19,00 – 20,00
43-44
Подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.
Совершенствовать навыки катания с горок. Пройти дистанцию до 3,5 км со средней скоростью.
45
Инструктаж по ОТ. Стойки и передвижения, повороты, остановки.
Уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты)
46
Ловля и передача мяча, ведение мяча.
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. Уметь выполнять ведение мяча в движении с разной высотой отскока.
47
Индивидуальная техника защиты
Демонстрировать технику вырывания и выбивания мяча. Вырывание и выбивание мяча у игрока, сделавшего остановку после ведения. Вырывание и выбивание мяча у игрока, двигающегося с ведением. Перехват мяча.
48
Бросок мяча на месте и в движении.
Выполнять правильно технические действия, технику броска двумя руками от головы с места с сопротивлением.
49
Штрафной бросок.
Совершенствовать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
50
Развитие координационных способностей.
Уметь владеть мячом в игре.
Волейбол. Лёгкая атлетика.
51
Инструктаж по ОТ. Стойки и передвижения, повороты, остановки.
Выполнять стойки и передвижения.
52-53
Прием и передача мяча.
Демонстрировать технику передачи мяча в тройках после перемещения.
54-55
Нижняя подача мяча.
Демонстрировать технику выполнения нижней прямой подачи.
56-57
Нападающий удар (н/у.).
Совершенствовать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
58
Развитие координационных способностей.
Совершенствовать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
59-60
Тактика игры.
Выполнять правильно тактические действия.
61
Инструктаж по О.Т. Спринтерский бег, эстафетный бег.
Уметь демонстрировать
стартовый разгон в беге на короткие дистанции.
62
Спринтерский бег, эстафетный бег.
Уметь демонстрировать
стартовый разгон в беге на короткие дистанции
63
Учёт бега на 60 метров.
Пробегать дистанцию с максимальной скоростью.
64
Метание мяча на дальность.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении метания.
65
Учёт техники метания мяча.
Демонстрировать технику в целом.
66-67
Прыжок в длину с разбега.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении прыжка.
68
Учет техники прыжка в длину с разбега.
Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с разбега.