Рабочая программа по "Физической культуре" 4 класс.
Рабочая программа по "Физической культуре" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. На основе учебной предметной программы В.И. Ляха Физическая культура 1-4 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Физической культуре" 4 класс. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лозовская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Рассмотрено
на заседании МО
учителей-предметников
МБОУ «Лозовская основная общеобразовательная школа»
Протокол № _6 от
«__» июня 2014 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ «Лозовская основная общеобразовательная школа»
__________ Данькова Н.С.
«__» июня 2014 г.
Утверждено
приказом по МБОУ «Лозовская основная общеобразовательная школа» № ___
от «__» августа 2014 г.
Рабочая программа по
физической культуре
для 4 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Векленко Сергей Николаевич,
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 4 класса разработана на основе:
на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на основе учебной предметной программы В.И. Ляха Физическая культура 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г;
с учётом рекомендаций
инструктивно - методических писем департамента образования Белгородской области, БелИРО «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области»;
инструктивно - методических писем департамента образования Белгородской области, БелИРО «О преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Изучение программного материала раздела «Основы знаний о физической культуре» предполагается осуществлять в процессе урока в пределах 10-15 минут.
В связи с отсутствием условий раздел «Плавание» не изучается.
Освободившиеся часы распределены в раздел подвижные игры по 5 часов.
Рабочей программой предусмотрено снижение дозировки физической нагрузки и количества заданий для учащихся, отнесенных к подготовительной и специальным медицинским группам (приложение).
При реализации программы используются ресурсы информационно – образовательного портала «Сетевой класс Белогорья».
Общая характеристика учебного курса
Цельюшкольного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Данная программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
«приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 4 классе выделяется 3 учебных часа в неделю. В связи с тем, что учебный план школы рассчитан на 34 недели в 4 классе, то общее число часов за год обучения составляет – 102 .
В связи с учебным графиком и праздничными днями в 2014-2015 учебном году для выполнения программы по физкультуре в 4 классе в календарно-тематическое планирование внесены изменения.
Объединены следующие уроки:
1.№ 25-26 «Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Контроль выполнения поднимания туловища из положения лёжа за 30 сек. Бег. Строевые упражнения. Подвижная игра «Мы – весёлые ребята!». Тест: наклон вперёд из положения сидя. Подвижная игра «Передача мячей в колоннах». Бег. Упражнения для развития гибкости. Различные виды ходьбы и бега.
2. №49-50 «Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Обучение попеременному двухшажному ходу без палок. Закрепление попеременного двухшажного хода без палок. Обучение попеременному двухшажному ходу с палками».
3. №67-68 «Учёт спуска в низкой стойке. Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью. Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью». 4. №73-74 «Закрепление ловле и передачи мяча в треугольниках и квадратах. Ведение мяча с изменением направления (скорости). Закрепление ловле и передачи мяча в треугольниках и квадратах. Ведение мяча с изменением направления (скорости)».
5. №92-93 «Учёт контрольных нормативов: шестиминутный бег. Игра «Внимание, класс!» ». Подвижные игры по выбору учащихся».
6. №101-102 «Подвижные игры. «Быстрее, выше, сильнее!». Подвижные игры. Мини-футбол».
Для реализации данной программы используется УМК рекомендованный Министерством образования и науки РФ:
Лях В.И., Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2012 г.
Календарно- тематическое планирование в 4 классе
№п/п
Наименование раздела и тем
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
Характеристика деятельности обучающихся
Использование электронных образовательных ресурсов
План
Факт
I Четверть
Лёгкая атлетика
11
1
Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики.
Разучивание основных строевых упражнений.
1
02.09
Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры.
Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках л/атлетики
2
Разучивание основных строевых упражнений.
Основные понятия строя, (строй, шеренга, колонна); команды: «Становись, равняйся, смирно!» и др.
«Быстро по местам!»
1
04.09
Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы
3
Урок-игра. Игра «Быстро по местам» Эстафета с кубиками.
1
05.09
Обосновывать положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья.
4
Совершенствование техники выполнения прыжка в длину с места.
. Строевые упражнения. Техника выполнения прыжка в длину с места. Прыжки в длину с места .«Запрещённое движение».. Подвижная игра «Горелки».
1
08.09
Описывать и осваивать технику выполнения прыжка в длину с места.
5
Совершенствование техники выполнения прыжка в длину с места.
Прыжки в длину с места . Различные виды ходьбы, бега. «Лошадки»
1
11.09
Описывать и осваивать технику выполнения прыжка в длину с места.
6
Урок-игра. Подвижные игры «Горелки», эстафеты.
1
12.09
Осваивать технику выполнения беговых упражнений.
7
Т.п. «Пища и питательные вещества»
Тест: прыжки в длину с места . Повторение техники челночного бега 3Х10 м. Бег 2 мин. Челночный бег 3х10м Эстафета с элементами челночного бега.
1
15.09
Выполнять нормативы физической подготовки.
8
Совершенствование выполнения упражнений ходьбы и челночного бега 3Х10 м.
Челночный бег 3х10м . Упражнения с разновидностями ходьбы и бега в медленном и размеренном темпе. Бег 5-8 мин.
1
18.09
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
9
Урок-игра. Подвижная игра «Вызов номеров», эстафеты.
1
19.09
Обосновывать положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья.
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
10
Тест: челночный бег 3Х10 м. Совершенствование выполнения упражнений ходьбы и бега.
Строевые упражнения и перестроения. Игра «Цепи-цепи»
1
22.09
Выполнять нормативы физической подготовки.
11
Обучение технике бега 60 м. Повторение техники высокого старта.
Бег 4 мин. Бег на дистанцию 60 м. Игра «Третий лишний». Эстафеты с прыжками.
1
25.09
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
Подвижные игры
13
12
Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр.
Урок-соревнование. Эстафеты с заданиями.
1
26.09
Применять беговые упражнения для развития физических качеств
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
13
Тесты: бег 60 м. Техника выполнения подтягивания из виса лёжа.
Бег. Различные виды ходьбы. Подтягивание из виса лежа.
Игра «Летучий мяч».
1
29.09
Осваивать технику выполнения подтягивания, предупреждая появление ошибок и соблюдая Т/Б
14
Т.п. «Как правильно выполнять ходьбу и бег».
Упражнения на развитие гибкости. Тест: шестиминутный бег.
Бег. Различные виды ходьбы. Прыжки вверх с доставанием рукой подвешенных предметов.
Игра по выбору учащихся.
1
02.10
Выполнять нормативы физической подготовки.
15
Урок-соревнование.
Эстафета с различными видами прыжков.
1
03.10
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
16
Контрольный норматив: подтягивание из положения лёжа. Упражнения на развитие двигательных качеств: силы, гибкости, ловкости, координации.
Бег. Различные виды ходьбы. Строевые упражнения. «Зеркало»
1
06.10
Выполнять нормативы физической подготовки.
Описывать технику выполнения физических упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
17
Обучение технике метания из-за спины через плечо на дальность с места.
. Бег. Теория. Беседа по профилактике простудных заболеваний.
1
09.10
Описывать технику метания с предупреждением, выявлением типичных ошибок.
18
Урок-соревнование.
«Прыжки по кочкам».Эстафеты с мячом.
1
10.10
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
19
Совершенствование техники метания из-за спины через плечо на дальность с места.
Комплекс общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками. Метание мяча в цель по горизонтальной мишени с расстояния 5 -6 метров.
1
13.10
Демонстрировать технику метания с предупреждением, выявлением типичных ошибок.
20
Контроль выполнения метания мяча из-за спины на дальность. Совершенствование техники метания мяча в цель по горизонтальной мишени (с расстояния 5-6 метров.) Бег..
Подвижная игра «Вызов номеров».
1
16.10
Выполнять нормативы физической подготовки.
21
Т.п. «Вода и питьевой режим».
Урок – игра. Подвижная игра «Мяч – капитану». Линейные эстафеты с предметами.
1
17.10
Применять беговые упражнения для развития физических качеств
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
22
Контроль выполнения строевых упражнений и перестроений. Метание мяча по горизонтальной мишени.
Бег. Повороты на месте. Метание мяча с расстояния 5-6 м.
1
20.10
Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы.
23
Контроль выполнения метания мяча в цель по горизонтальной мишени. Подвижная игра «Охотники и утки» .
Упражнения с разновидностями ходьбы и бега в медленном темпе.
1
23.10
Выполнять нормативы физической подготовки.
24
Урок-соревнование. «Быстрее, выше, сильнее» игры по выбору учащихся.
1
24.10
Применять специфические упражнения для развития физических качеств
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
II Четверть
Гимнастика
18
25
Контроль выполнения поднимания туловища из положения лёжа за 30 сек.
Бег. Строевые упражнения. Подвижная игра «Мы – весёлые ребята!»
1
06.11
Выполнять нормативы физической подготовки.
26
Тест: наклон вперёд из положения сидя. Подвижная игра «Передача мячей в колоннах».
Бег. Общеразвивающие упражнения для развития гибкости. Различные виды ходьбы и бега.
1
06.11
Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития.
27
Урок-игра. Эстафеты с предметами и без предметов. Игра «Передача мячей в колоннах»
1
07.11
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдать правила Т/Б
28
Техника безопасности и правила поведения на уроках гимнастики. Лазание и перелазание.
1
10.11
Знать органы дыхания, пищеварения человека
Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках гимнастики.
29
Лазания и перелазания.
Бег 2 мин. Разучивание комплекса общеразвивающие упражнения с резиновыми кольцами. Овладение техникой лазания по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, на четвереньках и подтягиванием
1
13.11
Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы
30
Урок—соревнование. Эстафета с лазанием и перелезанием. Подвижные игры «Бег сороконожек».
Тест: прыжки в длину с места.
1
14.11
Обосновывать положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья.
31
Т.п. «Как правильно выполнять метание».
Бег 3 мин. Смыкание к середине приставными шагами. Совершенствование техники лазания по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, на четвереньках и подтягиванием
1
17.11
Описывать и осваивать технику выполнения прыжка в длину с места.
32
Бег 4 мин Комплекс общеразвивающие упражнения без предметов.
Лазания по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, на четвереньках и подтягиванием (зачёт).
Подвижная игра «Поезд», «Салки-ноги от земли»
1
20.11
Описывать и осваивать технику выполнения прыжка в длину с места.
33
Урок – соревнование.
Различные виды ходьбы и бега.
Игры «Замри», «Салки-ноги от земли», «Пятнашки».
Тест: челночный бег 3х10м .
1
21.11
Осваивать технику выполнения беговых упражнений.
34
Бег 5 мин. Упражнения с разновидностями ходьбы и бега. Овладение техникой прыжка с отталкиванием от гимнастического мостика в упор присев. Эстафеты с различными предметами
1
24.11
Выполнять нормативы физической подготовки.
35
Строевые упражнения – построение в шеренгу. Совершенствование техники прыжка в упор присев на горку матов, отталкиваясь от гимнастического мостика обеими ногами с 3-5 шагов разбега. Игра «Замри»
1
27.11
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
36
Урок – соревнование.
Бег. Эстафета с лазанием и перелезанием. Игра «Мяч на полу».
Тесты: поднимание туловища за 30 сек
1
28.11
Обосновывать положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья.
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
37
Бег Комплекс общеразвивающих упражнений. Строевые упражнения. Прыжок в упор присев на горку матов, отталкиваясь от мостика обеими ногами с 3-5 шагов разбега(зачёт) Игра «Быстро шагай».
1
01.12
Выполнять нормативы физической подготовки.
38
Т.п. «Основные правила выполнения зарядки».
Упражнения в равновесии.
Бег. Строевые упражнения, построение в две шеренги. Овладение техникой ходьбы по гимнастической скамейке с различным положением рук на носках прямо и боком. Игра «Кочки».
1
04.12
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
39
Урок – игра.
Игры и упражнения с различными видами ходьбы по скамейке и грузом на голове. Игра «Запрещённое движение»
1
05.12
Применять беговые упражнения для развития физических качеств
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
40
Бег. Строевые упражнения, повороты на месте (с) Ходьба по перекладине скамейки на носках, выпадами, с грузом на голове . Совершенствование техники ходьбы по перекладине скамейки с махом вперёд ногой, поворотом на 90, 180 гр. Эстафеты с предметами
1
08.12
Осваивать технику выполнения подтягивания, предупреждая появление ошибок и соблюдая Т/Б
41
Бег. Обучение технике переката в группировке вперёд и назад. Подвижные игры
1
11.12
Выполнять нормативы физической подготовки.
42
Урок – соревнование.
Бег. Строевые упражнения.
Подвижные игры «Бег на трёх ногах»
1
12.12
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать
Подвижные игры
6
правила Т/Б
43
Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр.
Бег. Строевые упражнения-повороты на месте . Совершенствование техники переката в группировке вперёд и назад. «Бездомный заяц» .
1
15.12
Выполнять нормативы физической подготовки.
Описывать технику выполнения физических упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
44
Бег. Обучение технике кувырка вперёд в группировке. Игра «Запрещённое движение».
1
18.12
Описывать технику метания с предупреждением, выявлением типичных ошибок.
45
Т.п. «Тренировка ума и характера».
Урок – соревнование.
Совершенствование техники кувырка в группировке вперёд.
Игра «Волейбол с воздушными шарами».
1
19.12
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
46
Подвижные игры. Игры по выбору учащихся. Кувырок вперёд. (зачёт)
1
22.12
Демонстрировать технику метания с предупреждением, выявлением типичных ошибок.
47
Подвижные игры. Игры по выбору учащихся
1
25.12
Выполнять нормативы физической подготовки.
48
Подвижные игры. Игры по выбору учащихся
1
26.12
Выполнять нормативы физической подготовки.
III Четверть
Лыжная подготовка
21
49
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.
Обучение попеременному двухшажному ходу без палок.
1
15.01
Объяснять значения понятий и терминов относящихся к ходьбе на лыжах.
50
Закрепление попеременного двухшажного хода без палок.Обучение попеременному двухшажному ходу с палками.
1
15.01
Объяснять значения понятий и терминов относящихся к ходьбе на лыжах.
51
Проскользни на лыжах.
Кто быстрее?
1
16.01
Уметь выполнять построения с лыжами; овладеть техникой подвижных игр на снегу.
52
Совершенствование попеременного двухшажного хода без палок. Закрепление попеременного двухшажного хода с палками.
1
19.01
Уметь выполнять передвижения на лыжах.
53
Совершенствование попеременного двухшажного хода с палками.
Обучение подъёма «лесенкой».
1
22.01
Уметь выполнять передвижения на лыжах
54
Чья «лесенка» лучше? (техника подъёма на склон «лесенкой»)
Торможение «плугом»
1
23.01
Уметь выполнять скользящий шаг без палок.
55
Т.п. «Спортивная одежда и обувь».
Закрепление подъёма «лесенкой».
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
26.01
Уметь выполнять скользящий шаг без палок.
56
Совершенствование подъёма «лесенкой».
Обучение спуска в высокой стойке.
1
29.01
Уметь выполнять скользящий шаг с палками. Уметь использовать лыжный инвентарь при игре.
57
Лыжная эстафета 4х30м
1
30.01
Уметь выполнять скользящий шаг с палками. Уметь использовать лыжный инвентарь при игре.
58
Закрепление спуска в высокой стойке.
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
02.02
Уметь выполнять ступающий шаг на лыжах без палок; передвигаться на лыжах.
59
Совершенствование спуска в высокой стойке.
Обучение спуска в низкой стойке.
1
05.02
Уметь выполнять ступающий шаг на лыжах без палок; передвигаться на лыжах.
60
«Стреляющий лыжник»,
«Кто дальше уедет после спуска».
1
06.02
Уметь выполнять ступающий шаг на лыжах с палками; передвигаться на лыжах.
61
Т.п. «Как правильно выполнить упражнения».
Закрепление спуска в низкой стойке.
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
09.02
Уметь выполнять повороты переступанием.
62
Учёт попеременного двухшажного хода без палок.
Совершенствование спуска в низкой стойке.
1
12.02
Уметь выполнять повороты переступанием. Соблюдать правила во время игры на лыжах.
63
«Метание снежков в цель на дальность»,
«Вызов номеров».
1
13.02
Уметь выполнять повороты переступанием. Соблюдать правила во время игры на лыжах.
64
Учёт попеременного двухшажного хода с палками.
Учёт подъёма лесенкой.
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
16.02
Уметь преодолевать подъёмы и спуски на лыжах; передвигаться на лыжах на дистанции до 2 км.
65
Учёт спуска в высокой стойке.
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
19.02
Уметь преодолевать подъёмы и спуски на лыжах; передвигаться на лыжах на дистанции до 2 км.
66
«Стреляющий лыжник»,
«Кто дальше уедет после спуска»
1
20.02
Уметь преодолевать подъёмы и спуски на лыжах; передвигаться на лыжах на дистанции до 2 км.
67
Учёт спуска в низкой стойке.
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
26.02
Уметь преодолевать подъёмы и спуски на лыжах; передвигаться на лыжах на дистанции до 2 км.
68
Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью.
1
26.02
Уметь преодолевать подъёмы и спуски на лыжах; передвигаться на лыжах на дистанции до 2 км.
69
«Быстрый лыжник»
1
27.02
Знать технику передвижения ступающим и скользящим шагом; преодолевать дистанцию на лыжах до 2 км.
Подвижные игры
9
70
Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр.
Обучение ловле и передачи мяча на месте, в движении.
1
02.03
Знать технику передвижения ступающим и скользящим шагом; преодолевать дистанцию на лыжах до 2 км.
71
Т.п. «Самоконтроль».
Закрепление ловле и передачи мяча на месте, в движении. Обучение ловле и передачи мяча в треугольниках и квадратах. Ведение мяча с изменением направления (скорости).
1
05.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
72
«Стремительные передачи»,
«Мяч среднему».
1
06.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
73
Закрепление ловле и передачи мяча в треугольниках и квадратах. Ведение мяча с изменением направления (скорости).
1
12.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
74
Обучение броску в цель (в ходьбе и медленном беге).
1
12.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
75
«Броски в корзину с места».
«Передача мяча в шеренге».
1
13.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
76
Закрепление бросков в цель (в ходьбе и медленном беге).
Обучение удару по воротам в футболе.
1
16.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
77
Закрепление ударов по воротам в футболе.
Броски в цель (в ходьбе и медленном беге).
1
19.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
78
«Мяч капитану».
«Броски в корзину на бегу».
1
20.03
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
IV Четверть
Лёгкая атлетика
11
79
Техника безопасности и правила поведения на уроках лёгкой атлетики. Перестроения в колонну по два, по три.
Повторение техники высокого старта .
1
02.04
Знать понятия терминов скелет, мышцы, осанка. Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках лёгкой атлетики.
80
Бег. Строевые упражнения. Перестроения в колонну по два, по три.
Повторение техники высокого старта .
1
03.04
Выполнять строевые упражнения, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
81
Подвижные игры. Линейные эстафеты с предметами и без предметов.
1
06.04
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
82
Различные виды бега, ходьбы. Совершенствование техники прыжка в длину с места .Подвижная игра «Быстро по местам!» .
1
09.04
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
83
Бег с ускорениями.
Тест: прыжки в длину с места .
1
10.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
84
Подвижные игры. Эстафеты с различными видами бега. Подвижная игра «Пустое место».
1
13.04
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
85
Т.п. «Первая помощь при травмах».
Различные виды бега. Прыжки через верёвочку на высоте 30-60 см. Игра «Передал -садись».
1
16.04
Обосновывать положительное влияние занятий физической культуры на укрепление здоровья.
Описывать технику выполнения беговых упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
86
Бег. Различные виды ходьбы.
Разучивание техники метания мяча из-за спины через плечо с места на дальность. Игра «Охотники и утки».
1
17.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
87
Урок-конкурс «Кто больше придумает игр?»
Тест: поднимание туловища из положения, лёжа за 30 сек.
1
20.04
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения игровых упражнений, соблюдая технику безопасности.
88
Бег. Учёт контрольных нормативов: метание мяча из-за спины через плечо с места на дальность . Игра «Передал -садись».
1
23.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
89
Бег. Различные виды ходьбы. Тест: бег 30 м .
1
24.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
Подвижные игры
13
90
Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр.
Игра «Пустое место».
Тест: челночный бег 3х10 м.
1
27.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила Т/Б
91
Сдача контрольных нормативов: бег 1000 м без учёта времени Игра «Внимание, класс!» ».
1
30.04
Выполнять нормативы физической подготовки.
Описывать технику выполнения физических упражнений, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
92
Т.п. «Правила соревнования в беге, прыжках и метаниях».
Учёт контрольных нормативов: шестиминутный бег. Игра «Внимание, класс!» ».
1
04.05
Выполнять нормативы физической подготовки.
93
Подвижные игры по выбору учащихся.
1
04.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
94
Подвижные игры. Инструктаж по ТБ. Теория. Подвижные игры «Быстрее, выше, сильнее!».
1
07.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
95
Подвижные игры с элементами Русской лапты, игра «База»
1
08.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
96
Подвижные игры с элементами Русской лапты, игра «База»
1
11.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
97
Подвижные игры с элементами Русской лапты, игра «База»
1
14.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
99
Т.п. «Твои физические способности».
Подвижные игры. «Салки от земли», «Третий лишний».
Учёт контрольных нормативов: повороты на месте.
1
18.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
100
Подвижные игры по выбору учащихся.
1
21.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
101
Подвижные игры. «Быстрее, выше, сильнее!».
1
22.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила Т/Б
102
Подвижные игры. Мини-футбол.
1
22.05
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдать правила Т/Б
Формы и средства контроля
Фронтальный опрос, фиксирование результатов (тестирование), контроль над правильностью исполнения упражнений, визуальная оценка действий, оценка практических умений, учёт результата, оценка результата.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
1. Лях В.И., Рабочие программы. Физическая культура. Предметная линия учебников
2. Лях В.И., Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений / В.И.Лях. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2011
Дополнительная литература
1.Журнал «Физическая культура в школе».
2.Волошина Л.Н. Игра «Городки» в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Белгород: ИПЦ «Полимера», 2010, 90с.
Оборудование:
Раздел
программы
(тема практического
занятия)
Оборудование
Примерный перечень необходимого оборудования
Количество
Комплект для занятий
по общей физической
подготовке
Стенки гимнастические пролет 0,8 м
100%.
Маты гимнастические
100%.
Скамейки гимнастические
100%.
Канаты для лазания 1-6м
100%.
Оборудование для
контроля и оценки
действий
Рулетки (25 и 10 м) 1 шт.
50%
Свистки судейские
100%
Секундомеры
100%
Устройство для подъема флага
100%.
Комплект для занятий
по гимнастике
Жерди гимнастических брусьев школьных
- параллельные
100%.
Корпусы коня гимнастического школьного
100%.
Корпусы козла гимнастического школьного
100%.
Мостики гимнастические
100%.
Обручи гимнастические диаметром 90-95см.
100%.
Скакалки гимнастические
100%.
Гири весом
100%.
Комплект для занятий
по легкой атлетике
Эстафетные палочки
100%.
Оборудование полосы препятствий
90%.
Комплект школьный для прыжков в высоту.
100%
Мячи малые теннисные
100%
Флажки разные
100%
Гранаты
100%.
Комплект для занятий
по спортивным играм
Мячи футбольные
100%.
Мячи волейбольные
100%.
Мячи баскетбольные
100%.
Мячи для игры в ручной мяч
50%.
Насосы с иглами для надувания мячей
100%.
Сетка волейбольная
100%
Стойки волейбольные
100%
Щиты баскетбольные
100%
Щиты баскетбольные тренировочные (дополнительные
100%.
Канат для перетягивания
100%
Измеритель высоты сетки
100%
Биты для лапты
100%
Комплект для занятий
по лыжной подготовке
Лыжи с креплениями, ботинки лыжные
90%
Палки лыжные
90%
Интернет-ресурсы
Электронный адрес
Название сайта
http://www.beluno.ru:
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области
http://ipkps.bsu.edu.ru/:
Белгородский региональный институт ПКППС
http://www.apkro.ru:
Академия повышения квалификации работников образования
http://www.school.edu.ru:
Федеральный российский общеобразовательный портал
http://www.edu.ru:
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no
сеть творческих учителей/сообщество учителей физ.культуры
http://spo.1september.ru/ -»
газета "Спорт в школе
http://festival.1september.ru/
Фестиваль пед.идей «Открытый урок »
Приложение
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.
1. И.п.- полуприсед, руки вперед-вниз, вымпелы скрестно.
1- выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны-вверх; 2- и.п.; 3-4- то же с правой; 5-7- поворот переступанием на носках на 360 вправо, руки в стороны; 8- и.п.
2. И.п.- о.с. 1-4- стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутренней части колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5-8- наклон вперед, левую ногу назад - равновесие, дугами назад 4 малых круга наружу; 9-10- и.п.
3. И.п.- лежа на спине, руки в стороны. 1-4- медленно поднять ноги и выполнить 4 маховых движения руками вперед - скрестно (лопатки от пола не отрывать); 5-8- медленно опуская ноги, повторить движение руками.
4. И.п.- сед на пятках, руки назад. 1-4- встать на колени, прогнуться в грудном отделе позвоночника, дугами вперед руки вверх; 5-8- наклон вперед, упор руками на вертикально стоящие вымпелы (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 9-12- слегка наклонив вымпелы вперед, потянуться за ними; 13-16- и.п.
5. И.п.- стойка на коленях, наклон вперед, упор руками вертикально стоящие вымпелы. 1-4- слегка наклонить вымпелы вперед, потянуться за ними (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 5-8- левую руку назад, потянуться за вымпелом; 9-10- держать; 11-12- и.п.
6. И.п.- о.с., руки, руки вверх. 1-2- дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости; 3-4- дугами внутрь 2 средних круга; 5-6- шаг правой в сторону и, сгибая ее, левую ногу на пятку, носок на себя, сложить вымпелы, руки вверх, наклон влево; 7-8- и.п.
7. И.п.- о.с., правая рука вверх, левая назад. 1-2- шаг левой вперед, встать на носок, правую полусогнутую вперед, махом вниз левую руку вперед, правую назад; 3-4- шаг правой вперед, четко приставить левую на носке к ступне правой, поворот туловища влево, махом правую руку вверх, левую в сторону; 5-6- то же левой ногой, поворот туловища вправо, махом левую руку вверх, правую в сторону; 7-8- и.п.
8. И.п.- стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо - вверх. 1- слегка сгибая и разгибая ноги, перенести массу тела на левую ногу, правую в сторону, дугами вниз руки влево - вверх; 2- шаг правой в сторону, пружиня обеими ногами, левую в сторону, дугами вниз мах вправо; 3- повторить счет с прыжком; 4- повторить счет 2 с прыжком вправо.
9. И.п. - лежа на животе, правая рука вверх, левая вдоль туловища. 1-2- прогнуться, подбородком потянуться вперед, поднять левую руку вверх, правую назад; 3-4- поменять положение руки; 5-6- поворотом налево лечь на спину, руки вверх; 7-8- сед с опорой сзади на вертикально стоящие вымпелы; 9-12- угол; 13-16- лечь на спину, руки вверх; 17-18- и.п.
10. И.п.- стойка на носках, руки к плечам, вымпелы на лопатках, плечи симметричны. 1- встать на всю ступню, наклон вперед, руки вверх; 2- и.п.; 3-4- левую ногу скрестно перед правой, скрестный поворот на носках вправо на 360*, руки в стороны (руки и вымпелы составляют прямую линию); 5-6- то же влево; 7-8- и.п.
11. И.п.- о.с., руки сзади. 1-4- встать на носки, дугами вперед руками 4 больших круга в боковой плоскости; 5-8- сгибая левую ногу, равновесие с опорой на вертикально стоящие вымпелы; 9-10- стоять; 11-12- и.п.
Комплекс упражнений при начальной стадии
бокового искривления позвоночника.
1. И.п.- о.с. Принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.
2. Ходьба с правильной осанкой.(1 мин).
3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 с).
4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 с).
5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на носках, легкий бег на носках.
6. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая на животе. Дыхательные упражнения. 3-4 раза.
7. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера. 6-8 раз.
8. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища. 6-8 раз.
9. И.п.- стоя ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу. 6-8 раз.
10. И.п.- стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и разводя руками в стороны - назад. Вернуться в и.п. 6-8 раз.
11. Дыхательные упражнения. Поднять руки вверх, потянуться, глубоко вздохнуть, опустить руки, выдох. 3-4 раза.
12. И.п.- ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 6-8 раз.
13. И.п.- о.с., кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх. 6-8 раз.
14. И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались. Вернуться в и.п. 6-8 раз.
15. И.п.- лежа на спине, руки под головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в
стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и.п. 8-10 раз.
16. И.п.- лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнять дыхательные упражнения. 3-4 раза.
Чтобы ослабленный организм ребенка развивался гармонично, необходимо создать
достаточно интенсивный двигательный режим, но ни в коем случае не перегружать его.
Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика и др.), должны быть исключены.
Комплекс упражнений для профилактики и лечения
начальных форм плоскостопия.
1. И.п.- сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), правую ногу вперед. Поворот
стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз каждой ногой. Вернуться в и.п.
2. То же стоя.
3. И.п.- стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в и.п. 6-8 раз.
4. И.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 6-8 раз.
5. И.п.- руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30-60 с).
6. И.п.- о.с. с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вернуться в и.п. 10-15 раз.
7. И.п.- стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. 10 раз.
8. И.п.- стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне.
Вернуться в и.п. 6-8 раз.
9. И.п.- стоя правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на носки. Вернуться в и.п. 8-10 раз.
10. И.п.- стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельны). Покачиваться в
голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь. 8-10 раз.
11. И.п.- стоя на носках, повернуть пятки кнаружи. Вернуться в и.п. 8-10 раз.
12. И.п.- стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы. 8-10 раз.
13. И.п.- стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях. Вернуться в и.п. 6-8 раз.
14. И.п.- упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (30-40 с). То же прыжками «зайчиком».
Упражнения для учащихся СМГ с заболеваниями сердечно-сосудистой,
дыхательной систем и миопией
Особенностью занятий в этой группе является значительное увеличение дыхательных упражнений, которые необходимо включать в программу уроков регулярно. При этом упражнения, рекомендованные непосредственно при заболеваниях дыхательной системы, также оправданы и при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и миопией.
Упражнение «Дыхание по кругу» (лежа на спине)
Устраняет поверхностное дыхание, согласует процессы дыхания и работу сердца.
Закрыть глаза, дышать с закрытым ртом через обе ноздри. Представить, что вдох и выдох делается как бы через точку между бровями. Подышать, мысленно произнося счет: на 1, 2, 3, 4 - вдох и на 1, 2, 3, 4 - выдох. При этом постараться представить, что вдох делается по позвоночнику вверх, а выдох - от бровей вниз до пупка.
Затем с закрытыми глазами сделать вдох медленно и бесшумно как бы от большого пальца правой ноги до бровей и выдох - как бы от бровей по правой стороне тела до пальцев правой ноги. Повторить вдох - выдох 6-8 раз. обратив внимание на выдох, вы
почувствуете, как расслабляются мышцы ей, туловища, рук и ног. Повторить с левой стороны.
Диафрагмальное дыхание (лежа на спине)
При втягивании и выпячивании живота диафрагма массирует солнечное сплетение, что оказывает успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца.
Дышать диафрагмой, постоянно ускоряя темп. Повторять по 10-20 раз. После вдоха диафрагмой выдыхать рывками (резкими сокращениями брюшного пресса): на один выдох - несколько рывков подряд. Повторить 5-8 раз.
Попеременное дыхание диафрагмой. На первом вдохе живот выпячивать, на следующем - втягивать. Повторить 6-8 раз.
Нижнереберное дыхание. При вдохе расширять нижние ребра и немного выпячивать живот. Повторить 10—20 раз.
При одышке. Диафрагмальное дыхание (с выдохом как бы покашливая). Неглубокий вдох диафрагмой и короткий, почти беззвучный выдох через рот, при котором втягивается низ живота. При возникновении одышки - 2-3 полных дыхания.
При кардиопульмональной недостаточности. Встать на колени, сесть на пятки и
Дыхание успокаивает. Сидя, медленно вдохнуть, представляя, как свежий воздух
наполняет легкие. Задержать дыхание на счет 1-2. Медленно выдохнуть через рот узкой струйкой, расслабляя мышцы. Повторить 2-6 раз.
Дыхание улучшает кровообращение мозга. Сидя, медленный вдох через нос. Во время задержки дыхания (2-3 сек.) 2-3 раза подряд выпятить
Упражнения, рекомендуемые при гипертонии I степени
Перед началом занятия и после его окончания подсчитывайте пульс.
В упражнениях №№ 1-13 и.п. - сидя; в упражнениях №№ 14—18 и.п. - стоя.
1. Ноги на ширине плеч, ступни на полу, расслабленные руки опущены. Поднять руки вверх над головой - вдох, опустить - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
2. Ноги на ширине плеч, ступни на полу, расслабленные руки опущены. Повернуть голову направо, вернуться в и.п.; то же налево. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. Руки на поясе. Наклонить туловище вперед, поднять подбородок вверх - вернуться в и.п.; опустить руки, расслабиться и выполнить маятникообразные движения руками вперед-назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
5. Опустить голову вниз - поднять, наклонить голову назад - вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
6. Руки вдоль туловища. Наклоняя туловище влево, одновременно скользить правой рукой вверх, к подмышечной впадине, а левой - вниз; выпрямляясь, скользить руками в обратном направлении. То же с наклоном вправо. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
7. Поднять руки вверх над головой - вдох; опустить и, наклоняясь вперед, положить их на колени, скользя кистями по голеням к носкам ног и подняв подбородок, - выдох. Повторить 2 раза. Темп медленный.
8. Наклониться вправо и покачивать расслабленной правой рукой вперед и назад. То же левой рукой, наклонившись влево. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
9. Сцепить кисти в «замок» под правым коленом и поднять ими согнутую ногу;
расслабленно раскачивать голень вперед-назад. То же левой ногой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
10. Руки на коленях. Расслабиться - свободный вдох и удлиненный выдох со звуком «фу-у». Повторить 3 раза. Темп медленный.
11. Руки па коленях. Круговые движения расслабленным туловищем по часовой стрелке и против нее. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
12. Руки па коленях. Выгнув спину, опустить плечи, расслабиться и покачать руками вперед и назад. Повторить 10-20 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
13. Руки на коленях. Кисти сцепить в «замок», поднять руки вверх над головой - вдох; рывком опустить руки вниз со звуком «ух» - выдох. Расслабиться на несколько секунд. Повторить 3 раза. Темп ускоренный.
14. Ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед. Согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах под прямым углом и фиксировать позу 10-15 сек., удерживая равновесие. То же левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп медленный. Дыхание равномерное.
15. Ноги на ширине плеч, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх -вдох, опустить - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
16. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Пройти 4-6 шагов вперед, повернуться кругом и вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
17. Руки па поясе, глаза закрыты. Маятникообразные покачивания расслабленной правой
ногой вперед-назад. То же левой ногой. Повторить 6-10 раз. Темп медленный, дыхание
свободное.
18. Руки согнуты перед грудью, ладони соединены. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
11 Упражнения, рекомендуемые при близорукости
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить упражнение 6-8 раз.
2. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки перед лицом на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести глаза на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз.
3. Нарисовать на оконном стекле точку (либо приклеить кусочек бумаги, жвачки). Сесть на расстоянии 30-35 см от окна. Наметить за окном воображаемую точку или предмет (ветку дерева, телевизионную антенну и т.д.).
Это упражнение снижает утомление и облегчает зрительную работу на близком
расстоянии. Смотреть на этот предмет 3-5 сек. Перевести взгляд на точку на окне. Смотреть 3-5 сек. Повторить 8-10 раз
4. Быстро моргать на протяжении 1-2 мин. (для улучшения кровообращения).
5. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец к лицу, не сводя с него глаз, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Это упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. Смотреть на конец пальца полусогнутой руки. Не сводя глаз с пальца и не поворачивая головы, перемещать руку слева направо до тех пор, пока палец не исчезнет из поля зрения. Повторить 10-12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия, совершенствует их
координацию. 7. Закрыв веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
8. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.
Поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
9. Смотреть прямо перед собой. Медленно водить глазами справа налево и слева направо. Повторять в течение 20-30 сек.
10. Медленно перевести взгляд влево, вверх, вправо, вниз, снова влево... (по кругу), напрягая глазные мышцы. Повторять в течение 20-30 сек.
11. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
13. Большие, указательные и безымянные пальцы рук расположить так, чтобы
указательные пальцы находились у наружных углов глаз, средние - на середине верхнего края орбиты, а безымянные - у внутренних углов глаз. Медленно закрывать глаза. Пальцы оказывают этому движению небольшое сопротивление. Повторить 8-10 раз.