Метание – это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Метение гранаты делится на фазы: разбег, финальное усилие (бросок), торможение. Примерные упражнения, используемые для овладения техникой метания гранаты 1. Метание гранаты из фронтальной стойки вперед и вперед-вверх за счет движения предплечья и кисти. Акцентировать внимание на правильности положения метающей руки при замахе и в конце броска. 2. Метание фанаты из фронтальной стойки в зону 2x2 м с расстояния 8-10 м (девушки) и 10-12 м (юноши). При выполнении замаха (отведение руки и наклон назад) сохранять устойчивое положение и натяжение мышц метающей руки. 3. Метание гранаты из положения левая нога впереди. Добиваться катапультирующего разгибания правой ноги, туловища и хлестообразного движения руки. В конце броска масса тела на прямой левой ноге, правая сзади на носке. 4. Метание гранаты из положения стоя левым боком в сторону метания, левая рука впереди, ноги прямые. Бросок гранаты за счет хлестообразного движения руки и энергичного поворотно-разгибательного движения правой ноги. 5. В парах. Первый имитирует начало финального усилия при метании гранаты, второй, стоя сзади него, захватив одноименную руку партнера, осуществляет силовую протяжку по движению метающей руки первого партнера. Обратить особое внимание на р аботу ног (рисунок 5). Рисунок 5. Подводящие упражнения для изучения финального усилия при метании гранаты. 6. Метание гранаты вперед-вверх после постановки левой ноги как можно дальше перед собой, стоя на согнутой правой ноге и сохраняя на ней вес тела. 7. Метание гранаты с места в сочетании с имитацией начала финального усилия. 8. Метание фанаты с места в зону 2 х 2 м с расстояния 10-12 (девушки) и 12-15 м (юноши). 9. Метание гранаты с одного шага, стоя левым боком в сторону метания, руки в сторону. 10. Метание гранаты со скрестного шага, стоя левым боком в сторону метания, руки в сторону. 11. Метание гранаты с двух бросковых шагов. 12. Бег левым боком скрестными шагами. 13. Выполнение бросковых шагов без выпуска снаряда. 14. Метание гранаты с выполнением бросковых шагов. 15. Отведение гранаты в ходьбе и в медленном беге. 16. Бег с гранатой в согнутой руке. 17. Бег, но разбегу с выполнением бросковых шагов без выпуска гранаты. 18. Метание гранаты с разбега. 19. Метание гранаты с разбега в коридор шириной 10 м на результат. 20. Метание гранаты в горизонтальную цель 2 х 2 м с расстояния 10-12 (девушки) и 12-15 м (юноши). Техника метания гранаты. Держание снаряда. Существует две разновидности хватов: с высоким расположением центра тяжести - снаряд берётся атлетом за рукоятку четырьмя пальцами такими образом, чтобы опор снаряда приходился на мизинец (согнут и прижат к ладони); в кулак - снаряд сжимается всеми пальцами руки, при этом его ось направляется перпендикулярно руке. Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец может располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рисунок 6). Рисунок 6. Держание гранаты. Разбег. Во время разбега спортсмен достигает определённой скорости, которая крайне важна для придания грузу необходимой инерции для благополучного полёта. На этом этапе граната должна обязательно находиться на уровне плеча, так как только в этом случае возможен её удачный бросок. Кроме того, только на уровне плеча спортсмен может наиболее эффективно контролировать положение веса при толчке. Разделяют разбег на две основные части. От старта до контрольной отметки. Длительность этого пути составляет около 10-15 м (8-10 беговых шагов). На этом этапе атлет набирает ту скорость, которая ему потребуется для эффективного броска. Такой бег должен быть ускоряющимся, ритмичным, прямолинейно направленным, без резких скачков. От контрольной отметки до планки броска. Заключительная часть. Дорожка - длиной не более 5-10 м (около 4-5 бросковых шагов). Дойдя до контрольной отметки, атлет начинает подготовку к броску снаряда. Отсчёт времени для финального броска зачастую начинают с левой ноги, таким образом, во время метания гранате удастся придать наибольшую силу толчка. С шагом правой ноги до броска атлету нужно придать направлению метающей руки оптимальное положение, которое поможет грузу приобрести правильную траекторию. Финальное усилие. Данный этап начинается после достижения спортсменом вертикали, опущенной через основание правой ноги до упора на левую ногу во время четвёртого шага после контрольной отметки. Начинают финальное усилие после принудительного поворота положения тела, таким образом, чтобы плечи и таз находились максимально параллельно друг к другу, а рука с гранатой была перпендикулярна тазу. Данное положение должно занимать не более одного движения и выполняться атлетом мгновенно, в противном случае бросок может не получиться. Одним из наиболее важных элементов финального усилия можно назвать работу левой ноги. Она не должна: сгибаться, так как этого гасит набранную во время разбега скорость; принимать наклон более 60° к проекции ОЦМТ (общий центр массы тела), так как это приводит к резкому уменьшению силы будущего толчка; идти в разнобой с правой ногой, так как это резко снижает силу метания и дальность полёта. Заключительным этапом финального усилия является толчок груза. К этому времени спортсмен максимально близко подходит к планке броска. При этом его тело максимально растягивается и принимает позу «метателя лука». В таком положении мускулатура плечевого пояса максимально разгибается, что придаёт грузу при метании дополнительную инерцию. При правильном положении тела достигается совместная работа мускулатуры рук, спины и ног, поэтому результативное метание включает в себя только комплексную работу всех отделов тела. Рывок оказывает на гранату максимальное воздействие. На этом этапе атлет резко направляет руку вперёд, что и помогает вытолкнуть гранату в полёт. При этом достаточно важным является и положение гранаты при толчке. При правильной технике броска локоть должен максимально выйти вперёд на уровне плеч, а сам снаряд - наклониться под углом к горизонту около 40° (рисунок 7). Сохранение равновесия после броска Сохранение вертикального положения атлета после толчка относится к не менее важным этапам, нежели прочие. Потеря равновесия часто приводит к падению спортсменов, что нередко заканчивается травмами. Р исунок 7. Техника броска гранаты. Кроме того, в мире лёгкой атлетики потеря баланса тела считается техническим поражением, которое приводит к непризнанию достигнутых результатов. После метания у атлета сохраняется общая инерция тела, поэтому ему достаточно тяжело устоять на ногах после броска. Резко снизить движение поможет быстрый переход с левой ноги на правую. При этом нужно обязательно слегка направить носок в левую сторону - таким образом, создаётся мощный тормозящий эффект, который помогает мгновенно остановиться в пределах одного шага. Наиболее часто атлетам для торможения даётся не более 1-1,5 м, при превышении границ данного отрезка результаты зачастую не засчитываются. Поэтому лучше всего приготовиться к торможению заблаговременно, для этого бросок делают на расстоянии в 2-2,5 м от финальной точки торможения. В противном случае у атлета при торможении может возникнуть потеря равновесия, которую часто компенсируют махами рук. В спортивном мире это недопустимо и всегда приводит к техническому поражению. Факторы, влияющие на результаты метания От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях? Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат. Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полёта влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать. В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда. При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки: при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч; неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку); высокий прыжок при крестном шаге; резкая остановка перед броском; метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса; отклонение спортсмена при броске в одну из сторон; опускание локтя ниже уровня плеча; сгибание коленей при толчке снаряда. Устранить основные ошибки помогут следующие рекомендации: Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра - разводить в стороны. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение. Если атлет сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы). Эстафета в приседе Цель: развитие силы ног, прыгучести, равновесия. Инвентарь: три стойки для обозначения поворотов. Организация: преподаватель разбивает группу на команды по 5-6 человек. В каждой команде назначается капитан. Затем капитаны выстраивают свои команде по одному у линии старта. В 15 м от старта против каждой команды должны быть поставлены стойки, обозначающие поворот. В зале стойки нужно ставить не ближе чем в 5-6 м от стены. Проведение: по команде: «На старт!» капитаны команд принимают положение приседа, держа эстафетные палочки наготове в правой руке, и кладут руки на колени. По команде: «Марш!» капитаны команд начинают быстро передвигаться вперед скачками, сохраняя положение приседа и держа руки на коленях. Выпрямляться не разрешается. Игроки продвигаются до поворотных пунктов, делают поворот, возвращаются и передают эстафетные палочки стоящим на старте игрокам своих команд, находящимся в положении приседа - одна их рука вытянута вперед для принятия эстафеты, другая упирается в колено. После передачи эстафеты капитаны становятся замыкающими в своей команде. Передача эстафеты повторяется без перерыва, 3-4 раза всеми игроками команды. После этого объявляется команда, выигравшая эстафету. По мере повышения тренированности занимающихся постепенно увеличивается расстояние до стоек или количество повторений. |