Методическая разработка "Ручные осколочные гранаты РГД5, Ф1, РГО, РГН"
Методическая разработка "Ручные осколочные гранаты РГД5, Ф1, РГО, РГН"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Предмет: НВП
Раздел: «Огневая подготовка»
Тема: «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»
Цель: рассказать об устройстве и боевых свойствах ручных осколочных гранат
(РГД-5, Ф-1, РГО, РГН),научить учащихся приемам и способам метания гранат.
Наглядные пособия и литература: программа НВП, «Учебное пособие по начальной военной подготовке» издание 2-е г. Алматы, «Мектеп» 2010г «Учебник НВП издание 3-е г. Алматы, «Мектеп» 2014г. Плакаты по военной подготовке. Методические указания: при организации и проведении занятия предусмотреть следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат.
Перед проведением занятия провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа- юноши; 2 группа- девушки).
Организация занятия 7 мин.
1 Построение взвода, проверка внешнего вида.
2 Доклад командира взвода о готовности к занятиям.
3 Подготовка учебных мест.
4Объявляю тему, цель учебные вопросы.
Ход занятия -35мин.
Разделить взвод на 2 группы.
Направить первую группу на учебное место №1, вторую группу - на учебное место №2. Смена групп на учебных местах произвести через 15 минут по команде преподавателя-организатора начальной военной подготовки.
Место № 1.
Цель: рассказать учащимся о назначении, боевых свойствах ручных осколочных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН); изучить устройство и принцип действия гранат и запалов, меры безопасности при обращении с гранатами.
Учебные вопросы:
Назначение и классификация ручных осколочных гранат. Боевые свойства ручных осколочных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН).
Устройство гранат (РГД-5, Ф-1, РГН, РГО) и УЗРГМ.
Принцип действия УЗРГМ. Меры безопасности при обращении с гранатами.
1-й учебный вопрос—5 мин. Преподаватель-организатор НВП должен рассказать обучаемым о наступательных (РГД-5, РГН) и оборонительных (Ф-1, РГО) ручных осколочных гранатах, находящихся на вооружении армии РК, и об их боевых свойствах.
2-й учебный вопрос—5 мин. Используя имеющиеся учебные гранаты и наглядные пособия, следует показать школьникам составные части гранат и рассказать об их назначении.
Далее учеников знакомят с назначением и устройством модернизированного унифицированного запала ручной гранаты (УЗРГМ). Он состоит из ударного механизма и собственно запала. Следует обратить внимание учащихся на то, что запалы всегда находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять работу ударного механизма категорически запрещается.
Для проверки усвоения надо опросить двух-трех учеников.
Вопросы для закрепления
1. Каково назначение и каковы боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1?
2. Каково устройство ручной осколочной гранаты Ф-1?
3. Каково устройство запала УЗРГМ?
3-й учебный вопрос — 5 мин.
Изучение вопроса необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Руководитель занятия объясняет, что при броске гранаты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачивается и освобождает ударник; ударник под действием боевой пружины энергично продвигается вперед и накалывает капсюль воспламенителя. Следует подчеркнуть, что капсюль запала воспламеняется в момент броска гранаты, а взрыв происходит только через 3,2—4,2 с после броска. Здесь уместно напомнить учащимся о мерах безопасности во время броска как наступательной, так и оборонительной гранаты, так как при взрыве гранат образуется большое количество осколков и поражается живая сила в радиусе до 25 м—РГД-5 и до 200 м Ф-1.
Закрепляю.
Место № 2
Цель: привить практические навыки учащимся по заряжанию и способам применения ручных осколочных гранат.
Учебные вопросы:
Тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. (Выполнение команды: «Подготовить гранаты»)
1-й учебный вопрос — 7 мин. Вначале учащимся сообщают, что, для того чтобы подготовить гранату к броску, ее необходимо зарядить. Затем руководитель занятия показывает практически, как это надо сделать: вынуть гранату из гранатной сумки, вывинтить пробку из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.
Для закрепления изученного целесообразно опросить двух-трех учащихся.
Вопрос для закрепления. Какова последовательность подготовки ручной осколочной гранаты к броску?
2-й учебный вопрос — 13 мин.
Метание гранаты производится по команде «Гранатой - ОГОНЬ», а в бою, кроме того, и самостоятельно.
Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, т.е. чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.
Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты, продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).
Провести тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. Выполнение команды: «Подготовить гранаты» и тренировки учащихся по способам метания ручных гранат. Выполнение команды: «Гранатой- ОГОНЬ»
Заключительная часть.3 минут.
Напоминаю тему, цель, учебные вопросы.
Проверка материального обеспечения учебных мест.
Объявляю степень достижения учебной цели.
Отмечаю положительные и отрицательные стороны занятия.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Ручные осколочные гранаты РГД5, Ф1, РГО, РГН"»
ГУ «Школа-лицей № 16 г. Павлодара»
Методическая разработка
по предмету Начальная военная подготовка
Тема: «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»
Преподаватель-организатор НВП Дорденко Ю.П.
г. Павлодар. 2016г.
ВВЕДЕНИЕ
Огневая подготовка- обучение личного состава применению штатного оружия для поражения различных целей в бою. Она предусматривает изучение материальной части оружия, основ, приемов и правил стрельбы, приемов и правил метания ручных гранат, способов разведки целей и определение дальностей до них, а также проведение стрельб.
Огневая подготовка проводится в неразрывной связи с тактической подготовкой и совершенствуется на тактических занятиях и учениях с боевой стрельбой. Критерием высокой огневой подготовки воинов является умение поражать противника в бою с первого выстрела.
В современном бою стрелковые подразделения решают поставленные им задачи искусным маневром и огнем. Ведению меткого огня они обучаются в основном на занятиях по огневой подготовке. Организация и методика проведения этих занятий довольно сложны, так как необходимо в тесной увязке с тактической подготовкой и другими предметами научить личный состав самостоятельному решению различных огневых задач. Для решения этих огневых задач надо иметь необходимый запас теоретических знаний(основ и правил стрельбы и метания, материальной части оружия и боеприпасов) и практические навыки применения оружия и боеприпасов в разнообразных условиях. При изучении кратких сведений по основам стрельбы или материальной части оружия и боеприпасов обучаемому приходится встречаться с такими вопросами и понятиями, которые подчас невозможно не только осязать, но и видеть. Для успешного усвоения таких понятий служат различные учебные приборы, пособия и макеты.
Твердые навыки владения оружием вырабатываются в результате длительных тренировок(упражнений). При этом должны соблюдаться следующие условия :
упражнения должны проводиться систематически и быть разнообразными, обучаемые должны знать результаты выполнения ими каждого упражнения.
Руководитель занятий не сможет выполнить этих условий, если при обучении личного состава он не будет пользоваться различными учебными приборами и пособиями.
При обучению метания ручных гранат применяются учебно-имитационные ручная наступательная граната (УРГН) и ручная оборонительная граната (УРГ), которые по своей форме и по весу соответствуют боевым гранатам. Эти гранаты при падении имитируют эффект взрыва, что значительно активизирует занятие и повышает заинтересованность, а также ответственность обучаемых. Имитационные гранаты с успехом могут применяться также на боевых стрельбах и на тактических учениях вместо боевых гранат. При выполнении программы начальной военной подготовки молодежи в школах по метанию ручных осколочных гранат на меткость и дальность применяются болванки ручных осколочных гранат.
Разрезные ручные гранаты служат наглядным пособием при изучении их устройства, взаимодействия частей и подготовки гранат к метанию.
По устройству разрезные ручные гранаты представляют собой охолощенные боевые гранаты и запалы к ним. Часть стенок корпуса у гранат и запалов вырезается для изучения их внутреннего устройства.
На разрезных гранатах руководителю можно показать устройство гранаты и ее запала, положение частей и механизмов гранаты до заряжания, в момент броска, в полете, при взрыве, сборку гранаты, осмотр и проверку исправности частей гранаты, заряжание и разряжание гранаты.
При изучении устройства, назначения и положения частей и механизмов ручной гранаты до заряжания обучаемым можно показать:
на корпусе – толщину стенки корпуса, помещение разрывного заряда и положение холостой пробки;
на запале – расположение воспламеняющего механизма, капсюля-воспламенителя, порохового замедлителя и капсюля-детонатора.
При показе расположения частей воспламеняющего механизма надо обратить внимание обучаемых на взаимное расположение ударника и боевой пружины со спусковым рычагом у запала УЗРГМ. Положение всех указанных частей хорошо наблюдается в вырезе запала.
Для показа работы частей воспламеняющего механизма в момент броска следует показать выдергивание за кольцо предохранительной чеки, затем при замедленном освобождении спускового рычага показать на запале УЗРГМ соскакивание ударника с вилки спускового рычага и движение его под действием боевой пружины в сторону запала (капсюля-воспламенителя).
Согласно программе начальной военной подготовки учащиеся по разделу «Огневая подготовка» должны:
знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;
иметь навыки в действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и в метании ручных гранат;
ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия;
получить практику в стрельбе из пневматического оружия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Предмет: НВП
Раздел: «Огневая подготовка»
Тема: «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»
Цель: рассказать об устройстве и боевых свойствах ручных осколочных гранат
(РГД-5, Ф-1, РГО, РГН),научить учащихся приемам и способам метания гранат.
Наглядные пособия и литература: программа НВП, «Учебное пособие по начальной военной подготовке» издание 2-е г. Алматы, «Мектеп» 2010г «Учебник НВП издание 3-е г. Алматы, «Мектеп» 2014г. Плакаты по военной подготовке. Методические указания: при организации и проведении занятия предусмотреть следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат.
Перед проведением занятия провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа- юноши; 2 группа- девушки).
Организация занятия 7 мин.
1 Построение взвода, проверка внешнего вида.
2 Доклад командира взвода о готовности к занятиям.
3 Подготовка учебных мест.
4Объявляю тему, цель учебные вопросы.
Ход занятия -35мин.
Разделить взвод на 2 группы.
Направить первую группу на учебное место №1, вторую группу - на учебное место №2. Смена групп на учебных местах произвести через 15 минут по команде преподавателя-организатора начальной военной подготовки.
Место № 1.
Цель: рассказать учащимся о назначении, боевых свойствах ручных осколочных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН); изучить устройство и принцип действия гранат и запалов, меры безопасности при обращении с гранатами.
Учебные вопросы:
Назначение и классификация ручных осколочных гранат. Боевые свойства ручных осколочных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН).
Устройство гранат (РГД-5, Ф-1, РГН, РГО) и УЗРГМ.
Принцип действия УЗРГМ. Меры безопасности при обращении с гранатами.
1-й учебный вопрос—5 мин. Преподаватель-организатор НВП должен рассказать обучаемым о наступательных (РГД-5, РГН) и оборонительных (Ф-1, РГО) ручных осколочных гранатах, находящихся на вооружении армии РК, и об их боевых свойствах.
2-й учебный вопрос—5 мин. Используя имеющиеся учебные гранаты и наглядные пособия, следует показать школьникам составные части гранат и рассказать об их назначении.
Далее учеников знакомят с назначением и устройством модернизированного унифицированного запала ручной гранаты (УЗРГМ). Он состоит из ударного механизма и собственно запала. Следует обратить внимание учащихся на то, что запалы всегда находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять работу ударного механизма категорически запрещается.
Для проверки усвоения надо опросить двух-трех учеников.
Вопросы для закрепления
1. Каково назначение и каковы боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1?
2. Каково устройство ручной осколочной гранаты Ф-1?
3. Каково устройство запала УЗРГМ?
3-й учебный вопрос — 5 мин.
Изучение вопроса необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Руководитель занятия объясняет, что при броске гранаты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачивается и освобождает ударник; ударник под действием боевой пружины энергично продвигается вперед и накалывает капсюль воспламенителя. Следует подчеркнуть, что капсюль запала воспламеняется в момент броска гранаты, а взрыв происходит только через 3,2—4,2 с после броска. Здесь уместно напомнить учащимся о мерах безопасности во время броска как наступательной, так и оборонительной гранаты, так как при взрыве гранат образуется большое количество осколков и поражается живая сила в радиусе до 25 м—РГД-5 и до 200 м Ф-1.
Закрепляю.
Место № 2
Цель: привить практические навыки учащимся по заряжанию и способам применения ручных осколочных гранат.
Учебные вопросы:
Тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. (Выполнение команды: «Подготовить гранаты»)
1-й учебный вопрос — 7 мин. Вначале учащимся сообщают, что, для того чтобы подготовить гранату к броску, ее необходимо зарядить. Затем руководитель занятия показывает практически, как это надо сделать: вынуть гранату из гранатной сумки, вывинтить пробку из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.
Для закрепления изученного целесообразно опросить двух-трех учащихся.
Вопрос для закрепления. Какова последовательность подготовки ручной осколочной гранаты к броску?
2-й учебный вопрос — 13 мин.
Метание гранаты производится по команде «Гранатой - ОГОНЬ», а в бою, кроме того, и самостоятельно.
Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, т.е. чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.
Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты , продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).
Провести тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. Выполнение команды: «Подготовить гранаты» и тренировки учащихся по способам метания ручных гранат. Выполнение команды: «Гранатой- ОГОНЬ»
Заключительная часть.3 минут.
Напоминаю тему, цель, учебные вопросы.
Проверка материального обеспечения учебных мест.
Объявляю степень достижения учебной цели.
Отмечаю положительные и отрицательные стороны занятия.
«Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.»
Специфика данного занятия заключается в том, что учащиеся усваивают как теоритические знания о ручных осколочных гранатах, так и приобретают практические навыки при обращении с гранатами. Это занятие является важной составной частью темы № 1 “Материальная часть автомата и ручных осколочных гранат” программы начальной военной подготовки молодежи, и связано с как предыдущими занятиями (меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами), так и последующими (действия солдата в наступательном и оборонительном бою, метание ручных осколочных гранат на дальность и меткость).
При организации и проведении занятия я предусмотрел следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами. Руководитель- преподаватель-организатор НВП.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Руководитель- командир взвода.
Перед проведением занятия необходимо было провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа-юноши; 2 группа- девушки). Юноши на учебном месте № 1 занимаются 15 минут, а на учебном месте № 2- 20 минут, а девушки- наоборот. Таким образом, юношам было дано больше времени на отработку практических навыков по обращению с гранатами, чем девушкам.
На этом занятии я ставил следующие задачи: повышение уровня дисциплины и строевой выправки, ответственности за себя и других, получение учащимися а) твердых знаний по материальной части ручных осколочных гранат, мерам безопасности при обращении с ними; б) практических навыков при применении гранат.
При проведении занятий я пользуюсь технологией Фирсова “Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов”, особенности которой являются:
- блочная подача материала ;
работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения ;
наличие учебно-методического комплекса : банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был проведен на последующих занятиях.
Занятие проводилось в учебном кабинете начальной военной подготовки и стадионе, где использовалось материальное обеспечение для 1-го учебного места: РГД-5 разрезная (1шт.), Ф-1 разрезная (1шт.), гранатная сумка (1шт.), РГД-5 учебная (1шт.), УЗРГМ учебный (1шт.), холостая пробка (1шт.), бумага или ветошь, плакат по теме «Ручные осколочные гранаты», стол (1шт.); материальное обеспечение для 2-го учебного места: подстилка (3шт.), гранатные сумки (3шт.), РГД-5 учебная (3шт.), УЗРГМ учебный (3шт.), холостая пробка (3шт,), бумага или ветошь, стол (3шт.).
Хорошая психологическая атмосфера и высокая работоспособность учащихся поддерживались на протяжении всего занятия благодаря тематически подобранной наглядности и проведении комбинированной формы занятия (теоретическая в сочетании с практической) с разделением учащихся на группы. Поэтому все поставленные задачи были реализованы полностью.