kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Легкая атлетика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Просмотр содержимого документа
«Легкая атлетика»

Тема: «Легкая атлетика. Инструктаж при проведении занятий по ЛА. Бег: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Развитие скорости».


Теоретический материал для самостоятельного изучения



Ох, непростая «королева» Нам повстречалась на пути. Бежишь направо иль налево, Но от судьбы нам не уйти. Трудись, учись и тело строй,

С вершины не спускайся ниже.

А стадион не за горой, Он с каждым днём роднее, ближе.

Твои победы, твой успех

И очень редко неудачи. А чаще и восторг, и смех,

Победный финиш много значит!

еркач Ю.)


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


Слово «атлетика» происходит от греческого слова «athletikos», что означает

«Свойственный борцам». Атлетами в Древней Греции называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. Многие виды упражнений лёгкой атлетики используются в других видах спорта для развития физических способностей спортсменов. Легкая атлетика берет начало в

глубокой древности. Сведения о легкоатлетических соревнованиях встречаются еще в описаниях древнегреческих Олимпийских игр.

Лёгкая атлетика – королева спорта, объединяет более 40 соревновательных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.

В нашей Республике легкая атлетика

составляет базовую часть программы по физической культуре. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Система легкоатлетических упражнений имеет оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно-сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.




Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.


Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер. Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.

Правила соревнований



Бег

Соревнования по бегу проводятся на стадионе по беговой дорожке, состоящей из двух прямых и двух поворотов, в направлении против часовой стрелки. На беговой дорожке размечаются линиями места старта и финиша. Каждая дорожка имеет свой номер (счёт ведётся от внутренней бровки). На старте бега, проводимого по раздельным дорожкам, используются стартовые колодки. Участник, стартующий раньше команды

(фальстарт), получает предупреждение, после второго нарушения дисквалифицируется. При забегах на средние и длинные дистанции участники стартуют группой с высокого старта. Каждый спортсмен должен бежать, не мешая другим участникам и не сокращая дистанцию.

В эстафетном беге на каждом этапе размечаются зоны длиной 20 м для передачи эстафетной палочки. Если

передача эстафеты происходит вне зоны, то команда дисквалифицируется. При падении эстафетной палочки поднять её должен тот, кто уронил. Каждый участник команды в эстафетном беге имеет право бежать только один этап.

В беговых видах судейская коллегия состоит из стартёра, секундометристов, судей на финише, определяющих порядок финиширования, секретаря для ведения протоколов и его помощника.

Запомни и всегда выполняй!


Занятия по лёгкой атлетике в целях безопасности следует проводить, соблюдая следующие требования.


Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале. Обучающиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований и норм.


Бег:

бежать по своей дорожке;

на финише пробегать 5–15 м;

возвращаться по крайней дорожке;

не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

обгонять бегущих с правой стороны.


Правила обращения со спортивным инвентарем и оборудованием


Учащийся должен:

заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения преподавателя;

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию;

не использовать его не по назначению;

под руководством учителя подготовить необходимый инвентарь и оборудование для проведения занятий;

выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии.


Это интересно!


Мы все привыкли считать легкоатлетические дисциплины летними видами спорта и смотреть состязания либо летом, либо из каких-нибудь теплых стран. Но в легкоатлетическом году есть летний (апрельоктябрь) и зимний (январь–март) сезоны. Соревнования бывают летнего сезона и проводятся на открытых стадионах и зимнего в закрытых помещениях.



Дай ответ!

1. Какие виды упражнений входят в лёгкую атлетику?

2. Какие правила безопасности жизнедеятельности следует выполнять на занятиях лёгкой атлетикой?



ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Бег

Бег – не только прекрасное укрепляющее упражнение и замечательный вид спорта. Он как неотъемлемая составная часть входит во многие спортивные дисциплины. Без умения бегать не прыгнешь в длину или высоту, не поиграешь в футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, теннис...

Бег – естественное движение, привычное для тебя с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать поможет тебе успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных соревнованиях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности.

Спортивный бег может быть «гладким», с искусственными препятствиями

(барьерный бег), с природными препятствиями (кроссовый бег), эстафетным.

Различают бег на короткие дистанции (спринт) (30, 60, 100, 200, 400 м), средние (от 800 до 3000 м), длинные (стайерский) (более 3000 м), марафонский (42 км195 м).


Бег на короткие дистанции (спринт) 30, 60 м – условно разделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.

Высокий старт. По команде: «На старт!» подойди к стартовой линии, поставь сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставь назад, упираясь носком в грунт.

Плечо и рука, разноименная, выставленной вперед ноге, вынеси вперед, другую руку отведи назад.

По команде: «Внимание!» сгибай обе ноги таким образом, чтобы

вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги

(туловище наклонено вперед).

По команде: «Марш!» отталкивайся от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

Стартовый разгон. Стартовым разгоном называется бег с быстро нарастающей скоростью от линии старта до того места, откуда бегун начинает бежать с относительно постоянной высшей скоростью. Стартовый разгон характеризуется постепенным увеличением длины шагов, уменьшением наклона туловища и приближением стоп к средней линии. Чем короче будет стартовый разгон, тем лучше будет спортивный результат спринтера.

С момента старта старайся наращивать скорость, уменьшая наклон туловища, увеличивай длину шага и уже на 2-м метре начинай бежать. Другими словами, переход на маховой шаг начинается уже со второго шага. Затем постепенно увеличивай длину шагов. Одновременно с постепенным увеличением шагов старайся выпрямить туловище.

Советы

Во время стартового разгона не надо обращать внимание на противников, а надо лишь стремиться скорее закончить разгон. Ведь победит не тот, кто идет впереди вначале, а тот, кто первым коснется финишной ленты

Обучение технике бега по дистанции (прямой).

Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобно, постепенно выпрямляй туловище и беги по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, без напряжения.

Правильная постановка стопы: передняя часть стопы – носок.










Вначале нужно научиться свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60–100 м. Обращай особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.

В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность.

С удлинением шагов постепенно выпрямляй туловище, и набирай максимальную скорость, которую ты поддерживаешь до конца бега.

Бег по дистанции должен быть ритмичным и свободным, с небольшим наклоном туловища вперёд (взгляд устремлен вперёд), нога касается дорожки передней частью стопы.

Финиширование. Заключительным усилием для сохранения скорости бега является финиширование. Умение финишировать очень важно для бегуна. Для сохранения максимальной скорости на последних метрах дистанции необходимы определённые усилия. Успех во многом зависит от финишного броска. Приближаясь к финишу, резко наклони грудь вперёд в тот момент, когда нога находится на беговой дорожке, старайся быстрее дотронуться финишной ленты.

Финишировать нельзя прыжком. После финиша постепенно, замедляя бег,

переходи на ходьбу.


Выполняй самостоятельно!

Упражнения

для улучшения техники бега на короткие дистанции

1. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра с последующим переходом на свободный бег.

2. Бег прыжками с ноги на ногу с постепенным увеличением темпа и переходом на свободный бег (20–30 м).

3. Сменяющий бег мелкими, но быстрыми и свободными

шагами.

4. Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).

5. Бег с ходу на 10–20 м с заданиями:

а) выполнять беговые шаги как можно чаще;

б) выполнять бег с наименьшим количеством шагов (на длину шага).

6. «Челночный» бег 4x9 м.





Советы



С каждым последующим занятием повышай скорость бега. Но как только почувствуешь напряженность, закрепощение мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снизить. В результате совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, ты будешь достигать все большей скорости бега, выполняя движения легко и свободно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Легкая атлетика

Автор: Кудряшова Наталья Сергеевна

Дата: 04.05.2020

Номер свидетельства: 548705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) ""Легкая атлетика""
    ["seo_title"] => string(19) "lieghkaia_atlietika"
    ["file_id"] => string(6) "470470"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526912414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Интегрированная проверочная работа. Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура» "
    ["seo_title"] => string(162) "intieghrirovannaia-provierochnaia-rabota-kompliekt-produktivnykh-zadanii-dlia-5-klassa-po-tiemie-lieghkaia-atlietika-uchiebnogho-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "109303"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404315974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "История легкой атлетики"
    ["seo_title"] => string(27) "istoriia-lieghkoi-atlietiki"
    ["file_id"] => string(6) "250474"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447083597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация на тему "Легкая атлетика""
    ["seo_title"] => string(40) "prezentatsiia_na_temu_legkaia_atletika_1"
    ["file_id"] => string(6) "487523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1543168497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Презентация "Легкая атлетика""
    ["seo_title"] => string(30) "prezentatsiia_legkaia_atletika"
    ["file_id"] => string(6) "493293"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1546037741"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства