5-11 классы: календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе.
      | 1. Организационный момент:  Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке. Задачи: 1.Начальная организация учащихся 2. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности. 3.Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и учащихся. 4. Психологическая настройка на предстоящую работу 
 | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  | Строятся в одну шеренгу. Внимательно слушают, задают вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 Анализируют, задают вопросы. 
 
 
 
 
 Находят и определяют пульс за 10 сек. | Организую построение, проверяю готовность учащихся к уроку ( соответствующая форма одежды), ставлю задачи, раскрываю содержание урока. 
 
 
 
 Сообщаю о правилах техники безопасности на уроках баскетбола, правилах игры в баскетбол. Засекаю 10 сек. Результаты записываю | Строевая стойка: пятки вместе, носки врозь, подбородок приподнят, видеть грудь 4 человека, правое ухо чуть-чуть выше левого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 Разминка Цель: Подготовить организм учащихся к упражнениям основной части. Задачи:   организовать постепенное включение в работу органов и систем, общий разогрев опорно – двигательного аппарата; использовать упражнения, способствующее подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной части; подготовка тех мышечных групп, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока; формирование умений и навыков   Методы:   словесные - описание, указания, распоряжения, подсчет, команды; наглядные – показ; практические - метод строго регламентированного упражнения 
 
 | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  |  выполняют команды
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют ОРУ: ходьба, бег, разминка стопы.  Бег семенящий, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, прыжками. упражнения на кисти рук: сгибание, круговые движения Круговые движения рук  | Организую выполнение строевых команд. 
 
 
 
 
 
 
 
 Провожу разминку | Команды «становись», «равняйсь», «смирно», «налево», «направо»,»кругом», «шагом марш». 
 В ходьбе выполняются упражнения фронтально, беговые поочередно. Во время проведения упражнений следить за осанкой 
 
 
 
 | 
  | 
 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися. Задача: оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания. 
 | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  | Предъявляют свои результаты на публичную оценку класса. Несколько учеников сообщают полученные цифры 
 
 Анализируют свои показатели по сравнению с прошлым годом. | Организую сообщения учащихся, указываю на ошибки. 
 Провожу устный опрос. 
 
 Сообщаю, что в конце учебного года проводится ещё одно измерение. 
 
 |  Домашнее задание:  с помощью родителей измерить длину и массу тела, записать в тетрадь. Сравнить с прошлым годом. Выполняется дважды: в начале года и в конце.  
 | 
  | 3. Изучение нового учебного материала. Цель: обеспечение активной учебной работы учащихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы В.И. Ляха «Физическая культура 5-11 кл.» в процессе урока Задачи: 1. Продемонстрировать ведение мяча правой и левой рукой на месте с изменением высоты отскока с дальнейшим ускорением на 15 -20 метров 2.Разъяснить правила игры в баскетбол 3.Выполнить пробное действие: ведение мяча левой ( правой ) рукой на месте и в движении. 4.Развитие физических качеств(быстрота и выносливость) Критерии результативности: 1.Активные действия учащихся и овладения способами действий. 2.Правильность и точность описания выполнения упражнения, умение выполнять ведение мяча левой ( правой) рукой от в быстром темпе. Использовать разнообразные методы оценки – одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта. Провести беседу на тему: «Правильное ведение и передача мяча – залог успешной игры». | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  | Слушают, анализируют 
 
 
 
 
 Рассчитываются на 1 и 2 номера. Строятся в две шеренги 
 
 
 Слушают и выполняют 
 Каждый учащийся берет мяч  
 Исправляют ошибки, сообщают о самочувствии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Беседуют с учителем. 
 
 
 
 Высказывают мнения предложения | Напоминаю учащимся правила «Техника безопасности во время проведения спортивных игр». 
 Перестраиваю учащихся в две шеренги 
 
 
 
 Показываю упражнения и объясняет технику выполнения ведения мяча левой и правой рукой Контролирую правильность выполнения, корректирует ошибочные (неточные), действия учащихся исправляю индивидуальные ошибки учащихся, дозирую нагрузку Упражнение №1 Построение в 2 шеренги. Из стойки на сильно согнутых ногах имитация ведения. Движение вниз начинать локтем и предплечьем и заканчивать кистью. Упражнение №2 Ведение на месте с изменением высоты отскока мяча. Упражнение №3 ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой, ноги вместе, слегка согнуты в коленях. Упражнение выполнять в обе стороны. Упражнение №4 Вести мяч правой (левой) рукой, выполняя семенящий бег и меняя скорость бега и частоту удара мяча о пол. Упражнение №5 Вести мяч правой (левой) рукой, забрасывая голень назад. Упражнение №6 Вести мяч правой (левой) рукой, выполняя бег с высоким подниманием бедра. 
  Фиксирует достижения учащихся, организует дискуссию по выявлению качеств необходимых баскетболисту.
 Поощряю высказывания и выслушиваю мнения учащихся. | 
 
 
 
 
 
 Расстояние в колонне между учащимися с одноименными номерами должно быть таким, чтобы при потере мяча не мешать другим учащимся. 
 
 Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой или поочередно правой и левой вниз вперед, несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняет локтевой и лучезапястный сустав. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед, плечо и рука, свободная от мяча, должны не подпускать соперника к мячу, но не отталкивать его. 
 
 
 
 | 
  | Цель: постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1.снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц; 2.снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы; 3.регулирование эмоционального состояния; 4.подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся; 5.краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся; 6.подготовка учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.). 7.организованное завершение занятия  Средства 1.различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа; 2.строевые упражнения,  3.упражнения на восстановление дыхания  
 
 
 | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  | Выполняют построение 
 
 
 
 
 
 Находят пульс, подсчитывают за 10 секунд 
 Выполняют 2-3 упражнения для восстановления дыхания:  И.п. – о.с., руки с в стороны - вверх.1–3 – полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз – выдох;
 4–5 – пауза;
 6–8 – вдох. Вернуться в и.п.
 2. И.п. – о.с., руки на пояс.
 1–2 – голову вниз, локти вперед – выдох;
 3–4 – поднять голову, отвести локти назад – вдох.
 Выполнить 3–4 раза.
 3. И.п. – о.с., руки вверх.
 1 – наклон вправо, выдох;
 2 – и.п., вдох;
 3–4 – то же влево.
 
 
 Снова находят пульс, подсчитывают за 10 сек. | Даёт команду, для построения в шеренгу. 
 
 
 
 
 
 Учу находить и определять пульс. Провожу упражнения на расслабления. 
 
 | Построение по росту, следить за осанкой, руки вдоль туловища. Пятки вместе, носки врозь. 
 Результат записывают 
 Строго соблюдать методические рекомендации по выполнению упражнений на восстановление дыхания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Если пульс превышает ЧСС в начале урока ( не более 80 уд/мин.) делает- шаг вперед. Отдых несколько минут и снова подсчет за 10 сек. 
 | 
  | 
 5. Задание на дом: Цель домашних заданий - способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств, выполнению требований учебной программы. Задачи:   1. сообщение и объяснение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями 2. установка на следующий урок; 
 | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | 
  | Слушают, анализируют Слушают, запоминают. Организованно покидают спортивный зал | Подвожу итоги урока, оцениваю работу класса в целом Даю домашнее задание: Провести тестирование и тренировку осанки у стенки: стоя спиной к стене, касаясь затылком, лопатками, ягодицами, пятками в течение двух минут; 3 подхода по 2 мин + 3 раза в день. Благодарю учащихся за урок. | 
 |