Просмотр содержимого документа
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физической культуры»
Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках физической культуры
Одними из главных факторов, определяющих направление развития общества, является развитие информационных технологий. За последние годы произошло значительное изменение роли и места информационных технологий в образовательном процессе. Без них сложно и даже невозможно представить современного человека. Развитие информационных технологий обусловило появление такой новой формы образования, как электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Информационные технологии используются в различных учебных дисциплинах, в том числе и в дисциплине «Физическая культура». Применение современных технологий в образовательном процессе стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, тем самым способствуя повышению качества образования в целом. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на занятиях по физической культуре - процесс объективный и закономерный.
Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения информации по дисциплине, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом образовательного процесса. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции.
Информационно-компьютерные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне и обеспечивают более полное усвоение учебного материала. В настоящее время существуют различные разработки, позволяющие использовать компьютерные технологии: создание банка данных показателей здоровья и физических качеств, мониторинг уровня физического и функционального состояния, проектный метод и многое другое.
Можно сделать вывод, что компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок физической культуры на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний обучающихся.
Выделяют определённые формы использования ИКТ на уроках физкультуры: наглядные пособия, электронные презентации, электронное тестирование, мультимедийные интерактивные упражнения. В образовательном процессе можно использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при планировании учебных и внеурочных занятий, для закрепления усвоенных знаний, а также для организации самостоятельного изучения дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагог физической культуры и спорта для подготовки к уроку может пользоваться такими интернет-ресурсами, как «Растим здоровое поколение». Сайт построен на взаимопомощи педагогов, где выложены материалы, презентации, методические разработки и конспекты, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной деятельности. - Российская электронная школа. Это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. На данном ресурсе педагог может воспользоваться видео материалами, презентациями для преподнесения той или иной тематической информации ученикам на уроках - «Инфоурок». Благодаря данному ресурсу учитель может воспользоваться материалами тестов, агитационных газет, мультфильмами, в которых отражается пропаганда здорового образа жизни и др.
Таким образом, для того чтобы построить не просто урок, а урок, который способен заинтересовать детей для достижения поставленных физических, оздоровительных и других целей, существует огромное количество интернет-ресурсов которыми учитель может воспользоваться и включить в план урока. Так же следует отметить, что не только интернет-ресурс является образовательным средством, но существуют и многие другие, к ним относятся:
1) электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники; 2) обучающие компьютерные программы, информационные системы, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; 3) электронная почта, электронные телеконференции, поисковые системы, 4) электронные учебники и пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии и т.д.; 5) видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели и т.д.
Проблема усвоения теоретического материала может быть решена за счет онлайн-тестов и онлайн-справочников. В таком случае, учитель сможет дать ссылку на электронный ресурс, где изложен теоретический материал, и составить онлайн-тест для учеников, результат которого поможет оценить успешность усвоения данного материала. Но не нужно внедрять ИКТ в образовательный процесс бездумно. Применение компьютерных технологий должно соответствовать основным задачам, выдвигаемым к ним в процессе преподавания. Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к физической культуре. Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат.
Список источников
Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г.И.Попов. - Текст: непосредственный // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - №1. - С. 22-23.
Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л.Г.Бабенко и др.]; под общ. ред. Л.Г.Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 753 c. - Текст: непосредственный.
Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А.Воронов. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - 140 с. - Текст: непосредственный.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - Текст: непосредственный.