Просмотр содержимого документа
«Использование упражнений с мячами, для повышения мотивации и двигательной активности учащихся на уроках физической культуры.»
13
Министерство образования Республики Саха /Якутия/МКУ Управление образования «Усть-Майского улуса (района)» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эжанская средняя общеобразовательная школа»
Использование упражнений с мячами, для повышения мотивации и двигательной активности учащихся на уроках физической культуры.
(Автореферат)
Выполнил: Попов Джулустан Васильевич
Учитель физической культуры
Эжанцы - 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Использование упражнений с мячами, для повышения мотивации и двигательной активности учащихся на уроках физической культуры………………………………………………………………………………………….4
Объект исследования – система физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – использование различных упражнений с мячами на уроках физической культуры для повышения двигательной активности учащихся
Цель – выявить влияние использования упражнений с мячами для развития двигательной способности и физических качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность введения различных упражнений с мячами на уроках;
Выявить влияние упражнений с мячами на мотивацию к самосовершенству.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, научно методической литературы, материалов, периодической печати по проблеме исследования;
педагогические наблюдения, беседа;
методы оценки физического развития, двигательной подготовленности, методы математической статистики.
Актуальность: В условиях отрицательного демографического развития общества, когда происходит старение нации, проблема формирования здоровья и сохранения подрастающего поколения остается острой и весьма актуальной. Исходя из этого, актуальность нашей работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается дефицит двигательной активности детей в школе, что тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Игры и упражнения с мячами проводимые на уроках физической культуры, способствуют как всестороннему физическому воспитанию школьников, самосовершенствованию, повышает уровень двигательной активности школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий и возможностей использовать на уроках различные приемы, упражнения с мячами в физическом воспитании, разработке и проверке на практике наиболее эффективных форм и методов физического воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные пути и методы физического развития школьников, диагностический материал, приемы и методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, будут внедряться в практику работы сельских общеобразовательных школ.
Тема:Использование упражнений с мячами для повышения мотивации и двигательной активности учащихся на уроках физической культуры.
Когда одного из древних философов спросили: «Что ценнее - богатство или слава?»,- он ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!» Эти слова формируют важную мысль: настоящее богатство человеческой жизни - это здоровье.
Анализируя двигательную активность подростков, ученые обнаружили, что только 25% школьников придерживаются оптимальной двигательной активности – 3,5-4,5 часа в сутки. Примерный режим дня двигательной активности школьников сельской местности: Утренняя гимнастика, дорога в школу, подвижные игры на переменах, на уроках, работа в доме (колоть дрова, помогать по хозяйству), посещение спортивной секции, активный отдых.
Двигательная активность человека имеет большое значение. Именно в период становления организма наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и ограниченной двигательной активности, что приводит к возникновению гипокинезии (недостатка движения) и гиподинамии (недостатка нагрузок).
Недостаток движения в определенной степени обусловлен современным образом жизни: снижение интереса к спорту, длительным пребыванием на учебном месте в одной и той же позе, сидением за компьютером или просмотром телепередач.
Поэтому и возникает необходимость в изыскании наиболее рациональных физиологических методов борьбы с недостатком двигательной активности. Одним из таких средств являются уроки физической культуры, где ребята большей времени проводят в контакте с мячами. В сельской местности в зимнее время детям удается играть с мячом только в спортзале школы, так, как на улице холодно, в домах неудобно, да и площадь не позволяет. Поэтому в моем уроке не только по баскетболу и волейболу, но и в других разделах, таких как гимнастика, легкая атлетика в подготовительной части, я больше даю детям упражнения для владения с мячом. Начиная с применения подобранных для этой цели специальных и простых упражнений постепенно усложняя приемы владения с мячом. Различные общеобразовательные упражнения с большими, с средними, с малыми, с набивными мячами стоя на месте, в движении, индивидуальные, парные, групповые. Например, передача над собой и ловля с различными упражнениями (хлопки, повороты, махи, прыжки и др.) Парные: передачи и ведения с разными способами стоя на месте, в движении. Групповые: передачи по кругу с двумя, с тремя и более мячами изменяя направления, стоя на месте, в движении и др.
Наша школа малокомплектная, в этом учебном году всего 67 учеников, в прошлом году было 70, в классе по 6-7 детей. Мои классы - в прошлый год 1,3,5,7,9,11 классы, в этом году 2,4,6,8,10 классы. И так с первого класса до выпуска со школы по физическому воспитанию: как правильно двигаться, какие физические данные, способности зависит только от учителя физкультуры. Исходя из этого, для достижения положительных результатов я использую приемы и упражнения с мячами на уроках физической культуры.
Практическая часть.
1. Для определения физических способностей по основной физической подготовленности школьников в начале учебного года и в конце проводятся контрольные испытания:
1. Прыжки в длину с места
2. Челночный бег 3х10м.
3. Подтягивание на высокой перекладине (мальчики), поднимание и опускание туловища (девочки).
4. Тест на гибкость, сидя на полу.
5. Бег на короткую дистанцию с 5-9кл. 60м. 10-11кл. 100м.
6. Бег на длинную дистанцию с 5-9кл. 1000м. 10-11кл. 1500м.
7. Национальные прыжки: кылыы м.-7раз, д-5раз.
Ыстанга м-7р. д-5р.
Куобах м-7р. д-5р.
8. Метания гранаты на дальность: м-700гр. д-500гр.
2. По разделу баскетбол определяю физические способности по контрольным испытаниям:
1. Броски мяча со штрафной линии 5 бросков по кольцу
2. Броски мяча с 3-х очковой зоны, старшие 8-11классы, по 5 бросков.
3. Челночный бег с ведением (старт со средней линии площадки с ведением до щита, бросок в корзину, ведение в противоположный щит бросок в корзину, финиш в центре площадки за время)
4. Броски в корзину с ведением мяча из различных точек площадки, схема показано на рисунке.
1. Первая попытка выполняется с правой линии - ведение 2 шага бросок в корзину, если игрок попадает в кольцо, идет, дальше в другую точку ожидая своей очереди.
2. И так должен пройти по всем станциям броска.
3. Последний бросок выполняется со средней дистанции, для старших классов с 3-х очковой зоны.
Результаты тестирования показали, что с каждым разом, качество владения мячом при ведении, передачи, бросков в корзину с различных дистанций возросло, а так же выросли коэффициент попадания на время в кольцо. Во время учебных играх на уроке, соревнованиях по классам, улучшилась качества игры перемещения, передачи, броски по кольцам более стали точными, быстрыми.
На внутришкольных соревнованиях по баскетболу мои ученики занимают призовые места: в 2012-13 уч. году среди 5-7 классов 1 место- 7 класс. Среди старших классов 1м.-11кл. 2м.-9кл. В 2013-14 у.г. среди 5-7классов 1м.-6кл. Среди старших классов с 8-11кл. 1м.-10кл. 2м.-8кл.
По уровням физической подготовленности в начале и в конце учебного года прирост показателей в отдельных двигательных действиях чуть выросло, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных, силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей: быстроты, силовых, выносливости, скоростно-силовых качеств, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося ( восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.)
Заключение
Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся. Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования. Важность оптимизации физического воспитания в школе трудно переоценить, поскольку закладывается фундамент всего дальнейшего образования. Дальнейшее физическое развитие учащихся представляется возможным, если сформирована положительная мотивация к занятиям физической культурой, т.е. только в том случае, когда дети со школьного возраста будут с желанием и целеустремленно заниматься физкультурой и спортом.
Исходя из данной проблемы, была поставлена цель - доказать эффективность использования различных упражнений с мячами от начала до конца урока в формировании мотивации и повышение двигательной активности учеников на занятиях физической культурой.
В ходе проведенной работы сделаны следующие выводы:
1. Повышается интерес учащихся к урокам физической культуры и занятию спортом.
2. Выявлено положительное влияние использование упражнений с мячами в процессе формирования мотивации и повышения двигательной активности учащихся.
4. В моем опыте работы показано, что использования упражнений эффективно влияют на развитие физических качеств учащихся, таких, как быстрота, координационные способности, скоростно-силовая подготовленность, быстрота мышления, ловкость.
Использование мячей на различных частях урока физической культуры является оптимальным условием формирования мотивации и двигательной активности учащихся в условиях школ нашей республики, а также для решения основных задач физического воспитания, так как это максимально отвечает особенностям нашей местности и национальным традициям.
Полученные данные свидетельствуют о том, что данные исследования имеют практическое значение для работы учителей физической культуры в сельских школах нашей республики.
Использованная литература
Агапова Н.С. Народные игры для детей. - М.,1995
Алаас К. Основные направления народных игр саха. - Якутск, 1999
Захаров С.И., Варламов М.И., Максимова Н. Е. Региональная комплексная программа физического воспитания – Якутск,1999
Бакшина А.И., ПЛатонов д.н. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - Якутск, 1998.
5. Бандеров С.А. «Использование национальных компонентов в физическом воспитании младших школьников»: Сборник тезисов докладов на республиканской НПК «Физическое воспитание детей и молодежи в Республике СахаЯкутия» . - Якутск, 1998.
6. Белякова Р.Н., Овчаров В.С. Современное состояние физического воспитания учащихся //Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Кн. Первая.-СПб.,993.-С.79-81.
7. Березин Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека в условиях Севера. Владивосток, 1980. - С.4-43.
8. Богданов Г. П.Уроки физической культуры в IV-VI классах-М., 1984.
9. Бойко В.В.Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.-М., 1986.
План-конспект урока №12 по баскетболу 8 класс (юноши)
Задачи урока:
1. Закрепления ведения мяча с передачами в движении.
2. Совершенствование ведения мяча с бросками в корзину из различных точек нападения
Построение, рапорт дежурного, сообщение задач урока
Повороты на месте прыжком, разминая вращением кисти пальцы рук.
Упражнения с мячами на ходу: мяч перед собой вращения локтевыми суставами вперед-назад.
Ходьба на носках мяч вверх
Ходьба на пятках мяч за голову.
Прыжки на двух ногах с ведением.
Прыжки на одной ноге с ведением
Ведение мяча правой рукой, приставными шагами левым боком и наоборот.
Бег с ведением мяча с изменением направления.
ОРУ с мячами при ходьбе:
Вращения мяча вокруг туловища влево - вправо
Подбрасывание мяча над собой- хлопок руками вперед-назад, ловля. Подбрасывание мяча над собой- хлопок 2 раза назад за спину- ловля.
Подбрасывание мяча над собой, махи ногой - хлопок под голени - ловля
Мяч за голову повороты влево- вправо
Наклоны вперед на каждом шагу вращения мяча вокруг голени
Выпады вперед, мяч перед собой
Подбрасывание мяча над собой- приседания- ловля
Подбрасывание мяча двумя ногами в прыжке вперед - ловля.
Отжимание в упоре лежа с мячом
30*
30*
10-12
Наличие спортивной формы, выявление больных и освобожденных.
Смотреть прямо, прямая осанка.
Каждый ученик берет по мячу
Держать дистанцию 1,5-2 шага
По сигналу свистка меняем положение ног, рук (ведение левой, прыжки на правой )
По сигналу свистка меняем положение.
По линиям площадки
По четыре раза
Подбрасываем только над собой.
На каждый шаг- мах
Повороты противоположны к шагу
Глубокие выпады
Ловля мяча после стойки
Стоя на месте
Мальчики на одной руке в упоре с мячом по3 раза на правой- на левой
Содержание урока
Дозировка
ОМУ
Основная часть:
Передачи мяча в движении по парам
По парам игроки стоят друг против друга за боковой линии, игрок с мячом ведя мяч перебегая партнера возвращаясь и.п. передает в прыжке с правого плеча.
То же, но ведение спиной вперед- передача мяча в положении спиной к партнеру.
То же, но ведение приставными левым боком- передача из-за спины правой рукой.
Совершенствование ведения мяча с бросками в корзину из под щита: С центра площадки ведение мяча поворот на 360 гр. бросок в корзину
Ведение мяча из разных точек броски в корзину из под щита.
Можно использовать по половине площадки разделив на две команды.
Старт с правого угла центра площадки если игрок попадает в корзину переходит на среднюю точку старта, затем на левый угол, таких точек старта 7.
4-ая точка левый угол площадки, 5-ая правый угол, 6-ая из-под щита и 7-ая точка с центра площадки, только бросок выполняется со средней дистанции.
Игрок первый удачно проходивший все станции становится победителем, остальные игроки читают станции, если осталось 3 станции, то бежит 3 круга, можно с ведением.
Одна станция- 1 круг бега вокруг волейбольной площадки.
6
2
2
2
6
10
3
Передачи выполнять после ведения, возвращаясь в и. п.
Ведение выполняется правой рукой, передача с правого бока
Выполнять по очереди. Поворот выполняется в прыжке при двух шагах.
Соревновательный метод
Броски выполняются после поворота на 360 и поочередно по 1 попытке.
Из этих точек броски выполняются без поворота, кроме 6 точки, где бросок выполняется после поворота на 180.