Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок функциональной грамотности школьников»
Класс: 5
Раздел программы: Десятичные дроби. Проценты
Тема: «Действия с десятичными дробями. Проценты»
Учитель: Бачурина Татьяна Александровна учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ №27, Мороз Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ №27
Цель урока: создание условий формирования функциональной грамотности школьников для применения на предмете вне математического цикла с помощью решения задач на действия с десятичными дробями; развитие вычислительных навыков.
Тип урока: Интегрированный урок.
Используемые технологии: игровые технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
-ПредметныеУченик научится: понимать и правильно применять прикладную направленность математики, использовать арифметические действия с десятичными дробями на уроках физической культуры; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности .
Ученикполучит возможность связать два предмета (математику и физическую культуру) с конкретной практической деятельностью, расширить знания о разумное отношение к своему здоровью, физической форме.
ЛичностныеУ обучающегося будут сформированы: Интерес к математике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; разумное отношение к своему здоровью, физической форме. Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; умения правильно, четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия.
Ученик получит возможность:Формирования готовности к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности, в частности, при выполнении учебных заданий; строить логическую цепочку рассуждений. Формирования навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-Метапредметные-Ученик научится определять значимость математики и физической культуры в жизни человека, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни, умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки
Ученикполучит возможность сформировать определенный уровень знаний как выполнять действия с десятичными дробями, находить проценты, в человеческом обществе – (определить как правильно составить диету, без вреда здоровью), в информационном мире (информация), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).
Оборудование/ресурсное обеспечение урока:
Секундомер; рулетки; 5 столов.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику А.Г. Мерзляка. Урок проходит в спортзале.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Время (в мин)
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.
Создать благоприятный настрой на работу.
Дай человеку рыбу, — он будет сыт один день.
Научи человека ловить рыбу, — он будет сыт всю жизнь.
Китайская мудрость
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
5 мин
Актуализация знаний и способов действий. ТБ на уроке.
В наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики. Рабочий и моряк, инженер и полевод, лётчик и домашняя хозяйка выполняют различные вычисления. Основа хорошего понимания математики — умение считать, думать, рассуждать, находить удачные решения задач. Важно научиться правильно формулировать ситуацию на языке математики, рассуждать, использовать и оценивать математические результаты.
- Для чего необходимо проводить разминку в начале урока?... «Чтобы подготовить организм к предстоящей работе».
-Молодцы! Итак, начнем с разминки.
2..Медленный бег
3.Разновидности ходьбы:
-обычная;
-на носках;
-на пятках;
-спиной вперед;
-обычная.
4. СБУ в чередовании с ходьбой:
-с высоким подниманием бедра
-с захлестывание6м голени
-многоскоки
-ускорение
5. ОРУ
-И.п.-о.с. наклон головы вперед, назад, вправо, влево.
-И.п.- ст. ноги врозь, руки в стороны. 1-4 вращение в кистевом суставе; 5-8 вращение в локтевом суставе; 9-12 вращение в плечевом суставе
-И.п.-ст. ноги врозь, руки перед грудью. 1-2 отведение согнутых рук назад; 3-4 отведение прямых рук назад.
-И.п.- ст.ноги врозь, руки к плечам. 1- наклон к правой ноге; 2- наклон вперед; 3- наклон к левой ноге; 4- и.п.
-И.п.- ст. ноги врозь, руки вперед вверх. 1.скрестный мах левой;2.и.п. 3.скрестный мах правой;4.и.п.
-И.п.- выпад вперед на левой, руки на колене. 1-2 пружинистые приседания на левой; 3-4 пружинистые приседания на правой.
-И.п- ст. ноги врозь, руки за спину 1-4 прыжки на правой, левую в сторону; 5-8 прыжки на левой, правую в сторону.
-Дыхательные упр. Осуществить контроль за проведением ОРУ
Обращать внимание на правильное выполнение упр-й (положение рук, ног, обращать внимание на осанку)
Создать эмоциональный настрой к выполнению заданий.
-Мы подготовили организм к основной работе. Давайте вспомним чем мы будем заниматься.
Делятся на 5 групп, одна группа из детей освобожденных от физкультуры (примерно по 5-6 человек в группе)
Отвечают для чего это нужно.
Выполняют команды
Выполняют команды
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: выполнять команды учителя контролируют свои действия согласно инструкции учителя.
2. Формулирование темы урока, постановка цели.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Сегодня мы рассмотрим задачи в которых математика применяется на уроках физической культуры.
Каков ваш средний шаг?
Сколько шагов надо сделать, чтобы пробежать круг по залу?
Кто самый быстрый в классе?
Как помочь человеку правильно составить план похудения?
Цель урока
-Какая цель нашего урока?
Цель урока: мы будем на практике проверять данные и сверять их данными, полученными в результате вычислений.
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшей работы.
Организация обратной связи
Формирование умений решения задач, направленных на формирование математической грамотности и проверка в реальной жизненной ситуации.
Сейчас я попрошу вас разделиться в группы по 6 человек и выбрать капитана в каждой группе. Вы будете выполнять знакомые для вас упражнения по станциям. На каждой станции лежит карточка, на которой указано, что нужно делать и как. По моей команде вы будете начинать и заканчивать работу на каждой станции, а затем переходить по кругу на следующею станцию.
Первая задача
Пятиклассники играли после уроков на стадионе, они бегали наперегонки. Каждый из ребят считал, что он бегает лучше других. Дети начали спорить, кто быстрее успеет добежать от одного конца стадиона до другого. Но каждый раз забег выигрывал разный мальчик. Тогда они договорились, что лучшем будет тот, кто победит на уроке физкультуры. Ребята должны сдать зачет по бегу на 1000 метров. Один круг по спортзалу равен 50 метров. Средняя длина шага мальчиков 65 см... …см.приложение1
Четыре группы выполняют задания по очереди, проходя все четыре этапа.
Первая группа выполняет работу по вычислению среднего шага.
Вторая группа проводит замер уровня физической подготовки( два круга на время)
Третья группа сдает бег на 1000 метров
Четвертая группа вычисляет примерное количество шагов, которое надо сделать за один круг.
Пятая группа (освобожденные) получают полный текст задачи и решают её.
Выяснение качества и уровня овладения умениями, обеспечение коррекции
.
Все закончили свою работу, давайте сравним получившиеся данные с результатом решения задачи.
Почему данные получились разные?
Какой вывод можно сделать из услышанного?
Каждая группа озвучивает получившиеся результаты . Сравниваем их с решением задачи
Делают выводы
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
5. Закрепление полученных знаний при решении задач
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Решаем вторую задачу. См.приложение
Каждая группа рассчитывает правильность выбранной диеты с учетом следующих физических нагрузок человека:
Сидячий образ жизни без нагрузок -первая группа;
Тренировки 1-3 раза в неделю - вторая группа;
Занятия 3-5 дней в неделю – третья группа;
Интенсивные тренировки 6-7 раз в неделю – четвертая группа;
По условию задачи – пятая группа.
Получает текст задачи, читают её, разбирают таблицу. Решают задачу, делают выводы.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания
Формулировка и комментарии домашнего задания.
Д/З выполнение упражнений на развитие координационных способностей
6. Рефлексия
Подведение итогов.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Оценить отдельных учащихся
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Выбирать рисунок, соответствующий своему настроению и степени усвоения материала
Самооценка
Перед коллективным выходом из зала просьба к детям:
-Ребята, прежде чем вы покинете занятие я вас попрошу каждого на листочке нарисовать смайлик грустный или веселый.
С их помощью вы оцените свою работу на уроке Приготовить листки, фломастеры. Образцы смайликов. Спасибо за урок
Выбирают рисунок, который отражает самооценку выполненной работы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Приложение 1
Задача1
Пятиклассники играли после уроков на стадионе, они бегали наперегонки. Каждый из ребят считал, что он бегает лучше других. Дети начали спорить, кто быстрее успеет добежать от одного конца стадиона до другого. Но каждый раз забег выигрывал разный мальчик. Тогда они договорились, что лучшем будет тот, кто победит на уроке физкультуры. Ребята должны сдать зачет по бегу на 1000 метров. Один круг по спортзалу равен 50 метров. Средняя длина шага мальчиков 65 см.
Уровень физической подготовленности для мальчиков 5 классов
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
4,5 мин. и ниже
4,51-5,23 мин.
5,24-5,56 мин.
5,57-6,40
Вопрос 1
Какой уровень физической подготовки показали ребята, если
Вася пробежал 2 круга за 0,5 мин;
Петя пробежал 2 круга за 0,43 мин;
Саша пробежал 2 круга за 0,47мин;
Миша пробежал 2 круга за 0,54 мин;
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
В таблице укажите имена мальчиков.
Вопрос 2
Какое примерное количество шагов сделают мальчики при сдаче зачета? Ответ округлите до целых.
Вопрос 3
Чтобы улучшить свои результаты мальчики договорились тренироваться. Они тренировались несколько недель, занимаясь бегом в свободное от учебы время и в следующем забеге, показали следующие результаты:
Вася пробежал 1000м за 4,9 мин;
Петя пробежал 1000м за 4,41 мин;
Саша пробежал 1000м за 4,6 мин;
Миша пробежал 1000м за 4,59 мин;
Кому из ребят, постоянные тренировки, помогли улучшить результаты забега на 1000м? Кто из ребят, в следующем забеге, улучшил свой результат на 15%?
Система оценивания:
Вопрос 1
Балл
Содержание критерия
1
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Петя
Саша и Вася
Миша
-
0
Другие ответы или ответ отсутствует
Вопрос 2
Балл
Содержание критерия
2
Дан верный ответ 1538-1540 шагов и приведено полное объяснение, подтвержденное числовыми данными
Возможное объяснение:
50м = 5000см
5000/65 = 76,92307…͌ 77
1000/50 = 20
77*20 = 1540
1
Дан верный ответ, но не приведено объяснение, или получены другие числовые данные
0
Другие ответы или ответ отсутствует
Вопрос 3
Балл
Содержание критерия
2
Дан верный ответ и приведено полное объяснение, подтвержденное числовыми данными
Возможное объяснение: Тренировки помогли Васи, Саши и Миши улучшить свой результат.
Вася: 4,9*100/5=98; результат улучшен на 2%
Петя:4,41*100/4,3=102,6; результат ухудшен на 2,6%
Саша:4,6*100/4,7=97,87; результат улучшен на 2,13%
Миша:4,59*100/5,4=85; результат улучшен на 15%
Вывод, на 15% свой результат улучшил Миша.
1
Дан верный ответ, но не приведено объяснение, или получены другие числовые данные
0
Другие ответы или ответ отсутствует
Задача 2
Ключ к идеальной фигуре – правильный расчет необходимого количества калорий. Норма калорий рассчитывается индивидуально и зависит от пола, веса, возраста, образа жизни и от физической активности в течении дня. Татьяна решила привести свою фигуру в порядок перед пляжным сезоном. Для этого она, с помощью формулы, определила базовый уровень калорий, необходимых для правильного функционирования организма.
447,6 + (9,2 * вес в кг) + (3,1 * рост в см) – (4,3 * возраст в годах)
Татьяне 25 лет, её вес 57 кг, рост 172 см.
С помощью данной формулы можно определить лишь базовый уровень калорий. Но потребности организма зависят и от физической нагрузки человека:
Сидячий образ жизни без нагрузок - формула умножается на 1,2
Тренировки 1-3 раза в неделю – умножить на 1,375
Занятия 3-5 дней в неделю – умножить на 1,55
Интенсивные тренировки 6-7 раз в неделю – умножить на 1,725
Татьяна стала заниматься в спортзале 2 раза в неделю.
Вопрос 1
Рассчитайте, какое количество калорий необходимо употреблять Татьяне для правильного функционирования организма, с учетом физической нагрузки.
Вопрос 2
Татьяна составила два варианта меню на день и питалась так в течение недели. Достаточно ли калорий потребляла Татьяна. Сможет ли похудеть Татьяна без вреда здоровью. Сделайте вывод.
Просчитаны калории по каждой таблице; сравнены с базовым значением; сделан вывод, что калорий употреблялось меньше, недостаточно для правильного функционирования организма. Татьяна похудеет, но нанесет вред своему организму.
0
Другие ответы или ответ отсутствует
Задания по группам:
Первая группа
1. выполняет работу по вычислению среднего шага.
2. проводит замер уровня физической подготовки ( два круга на время)
3. сдает бег на 1000 метров
4. вычисляет примерное количество шагов, которое надо сделать за один круг.
Вторая группа
1. проводит замер уровня физической подготовки ( два круга на время)
2. сдает бег на 1000 метров
3. вычисляет примерное количество шагов, которое надо сделать за один круг.
4. выполняет работу по вычислению среднего шага.
Третья группа
1. сдает бег на 1000 метров
2. вычисляет примерное количество шагов, которое надо сделать за один круг.
3. выполняет работу по вычислению среднего шага.
4. проводит замер уровня физической подготовки ( два круга на время)
Четвертая группа
1. вычисляет примерное количество шагов, которое надо сделать за один круг.
2. выполняет работу по вычислению среднего шага.
3. проводит замер уровня физической подготовки ( два круга на время)
4. сдает бег на 1000 метров
Пятая группа (освобожденные) получают полный текст задачи и решают её.