«Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования»
«Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования»
В начальной и основной школе внедряется новый интегрированный предмет «Художественный труд», который разработан на основе содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение» в начальной школе и предмета «Технология» в основной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования»»
«Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.
Изменение ценностных ориентиров современного общества выдвигают к системе образования нашей страны ряд новых стратегических задач. Одной из таких задач является постоянное развитие и модернизация системы среднего образования.
На основе мирового опыта в качестве приоритетов вносимых изменений в систему среднего образования рассматривается формирование конкурентоспособной личности, готового к часто меняющимся социально-экономическим условиям. Данные изменения в системе среднего образования обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию, идеи и информацию для решения различных задач. Актуальными становятся такие личностные качества, как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
В рамках обновления содержания среднего образования пересмотрены не только требования к современному учителю и к личности обучающихся, но и полностью пересматриваются предметное содержание и педагогические подходы, реализуемые в процессе обучения, так как качество современного образования во многом зависит от эффективного отбора содержания образования.
В начальной и основной школе внедряется новый интегрированный предмет «Художественный труд», который разработан на основе содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение» в начальной школе и предмета «Технология» в основной школе.
Предмет «Художественный труд», внедряемый в начальной школе, направлен на формирование художественно-технологических знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности, способствующие формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей.
Учебная программа предмета, разработанная в рамках обновления содержания среднего образования, предусматривает активную познавательную и творческую деятельность. В процессе реализации учебной программы учащиеся освоят разные способы создания предметов художественного творчества и технику работы различными материалами и инструментами.
Одной из особенностей обновленных программ являются сформулированные ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. Содержание предмета направлено на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникаций, умение работать в группе и индивидуально, планирование процесса творческой деятельности, умение ориентироваться в информационном пространстве. Навыки широкого спектра являются залогом успешной деятельности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и за его пределами.
Система целей обучения учебного предмета «Художественный труд» распределена по трем разделам, которые направлены на формирование основных знаний и практических навыков в процессе творческой деятельности.
Раздел 1 «Исследование и развитие идей» направлен на развитие у учащихся исследовательских навыков и творческого воображения, в процессе которого они проводят исследование окружающего мира, различных материалов, изучают культуру и традиции казахского народа и других народов, разрабатывают собственные творческие идеи.
Раздел 2 «Создание и изготовление» направлен на развитие практических навыков изображения окружающей действительности, в процессе которого учащиеся экспериментируют различными материалами, осваивают разные техники работы и планируют свою деятельность.
Раздел 3 «Презентация, анализ и оценивание» направлен на развитие коммуникативных навыков и формирование академического языка учащихся.
Цели обучения учебной программы сформулированы таким образом, что не имеют непосредственной привязки к определенному контексту, и могут быть достигнуты при изучении разных тем, в зависимости от того, каким образом учитель построит свой урок. Данная особенность программы дает свободу для творческой деятельности, как учителю, так и учащимся.
Роль творческого учителя заключается в том, что он должен не только научить детей грамотно рисовать или создавать декоративные поделки, но и большое внимание уделять развитию творчества на уроках художественного труда, поощрять проявление самостоятельности в процессе обучения.
Деятельность педагога на уроках искусства не должна ограничиваться только созданием определенного творческого продукта, она должна реализовываться как многоступенчатое последовательное действие, где особый акцент делается не на конечный продукт, а на весь созидательный творческий процесс.
Педагогом большой акцент делается на развитие исследовательских навыков и познавательной деятельности учащихся. Как показывает педагогическая практика эффективные результаты в процессе обучения можно добиться, если ученики проявляют познавательную активность. Одной из основных форм поддержки познавательной активности – это разнообразие и вариативность предлагаемых видов деятельности на уроках. Неформальная обстановка, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и не дублирующие друг друга учебные задания, возможность выбора материала и техники подачи творческих идей обеспечивают познавательную активность и интерес учащихся.
Для реализации содержания учебной программы учителю необходимо привлекать каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность, проводимую в виде индивидуальной, парной и групповой работы. Необходимо проводить разнообразные формы работы в процессе урока, для того чтобы избежать однообразия и поддерживать интерес учащихся к художественному труду.
Информационно коммуникативные технологии создают большие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся. Применение различных средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, являются необходимым условием реализации учебной программы и развития навыков широкого спектра. Использование информационно-коммуникационных технологий и его огромных универсальных возможностей на уроках художественного труда включает использование:
- компьютерных программ и приложений при создании творческих работ;
- интернет ресурсов для проведения исследований, создания презентаций и проектов;
- безопасных социальных сетей и онлайн среды для общения, обмена опытом и развития сотрудничества;
- цифровых камер для записи и фиксации определенной информации.
Содержание программы предусматривает разные виды художественно-творческой деятельности. Учителя художественного труда имеют большой спектр самостоятельно выбирать и определять виды художественной деятельности, реализуемые на их уроках. Главное учителю необходимо равномерно распределить в учебном году и реализовать основные три вида художественной деятельности: конструктивный, изобразительный, декоративный. Данные виды художественной деятельности определяют основные направления визуально пространственных искусств, например:
- декоративные – разные жанры декоративно прикладного искусства.
На современном этапе развития среднего образования, много внимания уделяется социализации личности, воспитание граждан, способных эффективно общаться в различных социальных группах. Для достижения данной задачи необходимо на уроках художественного труда создавать необходимую среду и подбирать виды деятельности, где учащиеся развивают коммуникативные навыки и уверенно выражают свои мысли.
Для развития коммуникации учащихся учебной программой определены отдельные цели обучения, предусматривающие презентацию творческой работы, выступление перед определенной аудиторией, применяя академический язык предмета. Учащиеся в рамках предмета должны уметь не только презентовать определенный продукт своего творчества, но уметь комментировать, анализировать и грамотно оценивать результаты, методы работы и творческие идеи, заложенные в своих работах и работах других.
Содержание предмета «Художественный труд» решает задачи не только предметного характера, но и направлен на развитие личностных качеств учащихся, где особое внимание уделяется эстетическому воспитанию.
Эстетическое образование и воспитание, реализуемые в рамках данного предмета, эффективно влияют на процесс развития и формирование творческой личности и способны оказать развивающее, позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. На уроках искусства эстетическое образование и воспитание осуществляются в процессе творческой деятельности, на основе которого формируются предметные и межпредметные знания, творческие способности, которые дают большие возможности для самовыражения и самореализации учащихся.