Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые ууд |
Организационный 20 с | У: «Добрый день, уважаемые десятиклассницы! Меня зовут Дмитрий Николаевич. Я рад встрече с вами на конкурсном уроке физической культуры. Конкурс - это экзамен и соревнование. Элемент состязания будет и у нас на уроке, вы уже разделились на 3 команды. А Маша попробует оценить ваши взаимодействия в команде. Волнуетесь немного?» | Ученики при входе в зал получают напульсники 3 цветов, и им объясняется, что это и есть деление на 3 команды. | |
Мотивационно – целевой 4 мин 20с (4мин 40с) | Учебная ситуация: выбор темы, целеполагание. У: «Какие эмоции и чувства вызывает у вас эта картинка? Важно ли для вас сдать экзамен?(10с.) (Слайд№2) У: «Что кроме знаний по предмету способствует успешной сдаче экзамена?» (5с) У: «Вы назвали некоторые показатели общего развития человека. Хотели бы вы обладать в совершенстве всем перечисленным?»(10с.) У: «Каждый учебный предмет предоставляет такую возможность, развивая своими средствами. На нашем уроке это - физические упражнения. Нам сегодня физические упражнения интересны в разрезе пути к успеху на экзамене. Как бы мы могли тогда сформулировать тему урока? (25с.) У. выводит слайд №3 Значение общеразвивающих физических упражнений. Подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость). Воздействие на совершенствование опорно-двигательного аппарата | Предполагаемый ответ: да (5 с) Школьники перечисляют, а освобожденный записывает на доске (1 мин 30с) Предполагаемый ответ: да (5с) Формулируют тему, освобожденный записывает на доске (30с) | Личностные ууд (смыслообразование) |
| У: Обратите внимание на слайд, думаю, что вы согласны с таким значением физических упражнений? То есть вы согласны с тем, что упражнения нужны для развития физических качеств, для подготовки к занятиям физкультурой и спортом. Так? Получается, что они никак не готовят вас к очень важному событию в вашей жизни – сдаче экзаменов. То есть то, что для вас важно, вы на уроке физкультуры не получите. Обидно? Как же нам сформулировать цель урока по общеразвивающим физическим упражнениям так, чтобы она была важна для вас? | Если ответ - да. Формулируют цель, освобожденный записывает (30с) | коммуникативные ууд (умение точно выражать свои мысли) Познавательные ууд (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Поисково – исследовательский (20 мин 50с.) | Учебная ситуация – планирование («волнение»). (5мин 35 с) У: « Вы (не) упомянули, что необходимым условием успеха на экзамене, является отсутствие чрезмерного волнения, но так или иначе мы волнуемся в стрессовых ситуациях. » (15с) У: А могут ли физические упражнения помочь снять волнение?» Проверим?(10с) Учитель проводит упражнения на месте на 6 счетов. - Ходьба на носках, пятках с тем же заданием в подсчете на 6 - Бег с остановками в разные исходные положения (один свисток – остановка в упор присев) - Дается задание придумать другое исходное положение при остановке на 2 и 3 свистка. - Дается задание предложить другой способ сигнала (как вариант зрительный), по которому собираются в установленном месте в общий круг. (двигательное задание длится 3 мин) У: «Уменьшилось у вас волнение? У меня – да! (5с). Подумайте, почему при выполнении физических упражнений получается такой эффект?» (10с) У: «Физические упражнения, возбуждая двигательные анализаторы, способствуют ослаблению возбуждения в других центрах, тем самым снижают излишнее волнение» (15с) У: «Помог ли анализ выполненных заданий дополнить список значений общеразвивающих упражнений? Обратите внимание, Ира вывешивает таблички со значениями упражнений Значит, мы сделали первый шаг к достижению нашей цели! (15с.) Общее время: 10 мин 15с. | Высказывают свои версии (30с) Выполняют без показа. Предлагают варианты действий и сигналов Освобожденный оценивает активность и качество выполнения задания (их действия расписаны в выданных им инструкциях). Да.(5с.) Высказывают свои версии(40с.), освобожденный оценивает. Вывешивается «преодоление волнения», «анализ действий» Предполагаемый ответ: да (5с.) | Личностные ууд (выбор способа действия), мотивирование. Познавательные ууд (рефлексия способов действия, контроль и оценка процессов и результатов действия) |
| Учебная ситуация «Внимание»(2 мин.35с.) У: « Продолжим наши общеразвивающие упражнения в комплексе под музыку. Постарайтесь выполнять точно за мной»(7с) Комплекс упражнений (1мин 30с) (слайд№4) У: « Благодаря чему вы практически не ошибались и в беговых заданиях и в упражнениях под музыку?» (7с) У: « То есть вы считаете, что физические упражнения развивают внимание. А оно помогает восприятию, пониманию и контролю выполняемых действий. А важно ли это на экзамене? И это второй шаг к достижению нашей цели. (15с.) Общее время:13 минут. | Выполняют предложенные учителем упражнения. Предполагаемый ответ: благодаря вниманию Вывешивается «Развитие внимания» и «Контроль выполняемых действий»(15с.) | Познавательные ууд (рефлексия процесса действия) |
| Учебная ситуация: «Разминка» (8мин.30с.) У: «В упражнениях под музыку мы действовали по принципу «Делай как я» и точно не опровергли распространённое мнение о физкультуре: «Сила есть – ума не надо». А необходимы ли на экзамене мышление и воображение? Могут ли эти качества развиваться при выполнении физических упражнений? Проверим? Для этого придумайте и проведите с классом одно необычное и интересное упражнение и обоснуйте его выбор. Перестройтесь в круги к конусам по цвету своей команды. Под конусом лежит карточка с заданием. (40с.) Задания в карточках: Группа№1: Обосновать смысл упражнения. Группа№2:Обосновать чем нравится упражнение. Группа№3:Обосновать практическое применение в жизни. У: адресует вопросы другим группам: 1.Как вы поняли смысл упражнения? 2. Чем вам понравилось это упражнение? 3.Где может пригодиться в жизни? (10с.) У: Пришлось ли вам в этом задании фантазировать и творчески мыслить? А это два уверенных шага к нашей цели. (10с.) Общее время:19мин.30сек. У: А не может ли эффект от физических упражнений мешать дальнейшей умственной работе? Хотите проверить это в небольшом эксперименте? (10с.) (слайд№5) У: Не получится ли так, что 20-30 минут похожих интенсивных движений приведут к физической усталости, и вы на следующих после физкультуры уроках будете просто отдыхать? Каково ваше мнение? (15с.) У: Чередование умственной и интеллектуальной деятельности увеличивает работоспособность нервной системы. Важно ли это для вас? То есть результаты нашего эксперимента приближают нас к решению цели урока.(15с.) Общее время:21мин.30с. | Школьники перестраиваются, получают карточки с заданием и придумывают упражнение.(45с.) Школьники проводят упражнение(3 по 30с.) Команды отвечают, освобождённый оценивает(3по45с.) Вывешивается «развитие воображения», «развитие мышления» Школьники выполняют прыжки под музыку.(45с.) Школьники высказывают свои версии. Вывешивается «повышение работоспособности нервной системы». | Коммуникативные ууд (сотрудничество с партнёрами) Познавательные ууд (самостоятельное создание алгоритма деятельности) Познавательные ууд (установление причинно-следственных связей), регулятивные ууд. Познавательные ууд. |
| Учебная ситуация: «Шаги»(4мин.) У: А можно ли найти полезные для вас значения упражнений в самых простых движениях, например в ходьбе? Что для этого надо сделать? (10с.) Видеофрагмент(40с.) (слайд№4) У: Определите на глаз расстояние до конуса в шагах, при условии, что они одинаковой длины. (7с.) У: Попытайтесь своей группой найти, что в этом задании важное мы можем взять для решения нашей цели. (10с.) У: Замечательно, ваши версии позволили нам сделать решающие шаги к нашей цели. Кстати, я так и назвал это упражнение «Шаги». Не смогли бы вы дать ему яркое имя, помня тему и цель нашего урока? (20с.) Общее время: (26мин.30с.) | Школьники прогнозируют результат и пробуют.(1,5мин.) Школьники обсуждают, высказывают версии(30с.) Записываются версии команд. Школьники придумывают имя упражнению и перестраиваются в одну шеренгу.(30с.) | Регулятивные ууд (прогнозирование, контроль) Познавательные ууд (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, анализ объектов). |
Рефлексивно-оценочный этап(3мин.15с.) | У: Вы дали прекрасные названия, я обязательно запомню их. Также как и вариант одного из вологодских ребят: «Семь шагов к совершенству!» Физическое упражнение – путь к совершенству. И очень важно, чтобы шаги на этом пути были осмысленными. У: Я восхищён тем как вы работали и рад, что конкурс подарил встречу с вами! Взаимодействие, в какой команде понравилось больше Маше и почему? А что удивило или показалось необычным вам в вашей работе на уроке физической культуры? Удалось ли достичь цели урока? Почему так считаете? (40с.) У: Вам понравился урок? (Выводится слайд№5) Тогда обратите внимание на этот портрет. Как ни странно, но во многом благодаря этому человеку вам было интересно на занятии. Это – великий врач, анатом, педагог, основоположник российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт. Его идеи легли в основу нашего урока. Мне хотелось, чтобы вы, поняли: физические упражнения – это и основа поддержания работоспособности, это и огромный ресурс для любой деятельности человека и, конечно, это - прежде всего действия ума. И, если, после нашей встречи, вы задумаетесь об этом, тогда не столь важно, будете завтра стартовать в эстафете, метать гранату или бежать кросс. Главное, помнить, что всегда можно сделать ещё один шаг - шаг к своему личному успеху! Спасибо за урок!(1мин.) | Школьники перестраиваются в 1 шеренгу. Школьники рефлексируют.(1мин30с.) | Регулятивные ууд (самооценка своей деятельности) |