ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы
управление образования АКИМАТА костанайской области
ТОРҒАЙ АГРАРЛЫҚ – ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
ТОРГАЙСКИЙ АГРАРНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Мәдениеттану» пәні бойынша
по дисциплине «Культурология»
мамандық 0515000 «Менеджмент (салалар мен қолдану
аясы бойынша)»
специалность 0515000 «Менеджмент (по отраслям и областям
применения)»
оқыту нысаны/топ күндізгі М – 11 тобы
форма обучениия/ группа очная группы М-11
Iкурсы/ курс 2 семестр/ семестр
Барлық сағат саны 38
Всего часов
Теориялық 22 практикалық 16
Теоретические практические
Зертханалық
Лабораторные
Емтихан
Экзамен
Сынақ 1
Зачет
Қурстық жоба
Курсовая работа
Арқалық 2015
Бекітемін
Колледж директоры
_________ А.Қ.Аубакирова
«____» __________2015 ж.
Бағдарлама құрастырған (аты- жөні) Мұратова М.К.
Составитель программы (Ф.И.О)
Бағдарлама 2015 жылы ҚР БҒМ ОӘК шешімімен бекітілген «Мәдениеттану» пәні бойынша үлгілік оқу бағдарламасы негізінде құрастырылған.24.08.2015ж №3 хаттама.
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Культурология», утвержденной в 2015 году решением УМС МОН РК, протокол № 3 от 24.08.2015 г
Бағдарлама "Жалпы білім беретін пәндер" циклдік комиссиясының отырысында қарастырылады және бекітуге ұсынылды.
Программа обсуждена и преставлена к утверждению на заседании ЦМК «Общеобразовательных дисциплин»
20___ ж «___»______ №______хаттама
ЦК төрайымы: _________ А.С.Нурманбетова
(қолы)
Бағдарлама колледждің әдістемелік кеңесінің отырысында қарастырылды және бекітілді.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
Настоящиая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионалного образавания (ПП РК №1080 от 23.08.2012г)
Учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и содержанию учебной программы по культурологии и является основной для разработки рабочей учебной программы учебными заведениями технического и профессианального образования.
Общий объем часов -38
Теории 22ч
Практических занятий 16 ч
Оснавная роль и значение дисциплины заключается в развитии, актуализации всех творческих способности обучающихся, гармоническом развитии их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи должно сыграть изучение цикла гуманитарных дисциплин. Ключевая роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культуроголии. В сооттветствии с общеобязательным стандартом обучающийся должен научится понимать и уметь объяснять явления культуры, знать историю миравой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении нацианального и мирового культурного наследия.
Выбирать различные техналогии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.
Распределять общий объем часов учебного времени по разделам и темам ( в пределах общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
Вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала.
Содержание учебной программы дисциплины
І. Раздел. Основние вопросы теории культуры
Введение. Культурология – науиа о культуре
Предмет культурологии, его функции.Культура-мир человека. Основная функция культуры в обществе. Основные системы культуры. Материальная и духовная культура, её роль в системе ценностей. Функция культуры в формировании человека и наследственности. Культура как сложенное общественное явление. Культурология - образовательная система науки, ее ценность. Соотношение понятий культуры и цивилизации. Концепции в культрологии. Культура и искусство.
Культрология как наука в разделе общественных наук. Концепции мыслителей о культурологи. Понятие искусства. Происхождение искусства. Тип исполнительского искусства. Искусство архитектуры. Художественное искусство. Кино.
ІІ Раздел. Мировые культуры и цивилизации
2.1 Архаическая культура. Миф – вид культуры
Первобытная культура и её характеристики. Миф - как вид культуры. Первобытные религии.
2.2. Культура Древнего Востока
Возникновение и особенности культуры Востока. Вавилонская культура – центр девней культуры человечества. Египетская культура: пирамиды, письменность, мировоззрение и вероисповедание. Значение культуры Древнего Китая: учени Конфуция, Дао. История Китайского иероглифа. Древнекитайское искусство. Основные направления в Индийской культуре и первые философские школы. Наука и искусство Древней Индии. Поэмы «Махабхарта» и «Рамаяна».
2.3. Античная культура
Значение греческой культуры. Девнегреческая философия и космология. Поэмы Гомера. Древнегреческая скульптура и архитектура. Спартанское воспитание. Афинская демократия и её значение. Новизна в культуре античного Рима. Формирование Римской историографии. Ораторское искусство Рима. Цицерон. Последовательность греко - римсккой культуры. Роль античной культуры в становлении современной Европейской цивилизации.
2.4. Арабско-персидская культура средневековья
Средневековая арабско-персидская культура и ислам. Духовные и материальные особенности культры стран, принимающие ислам. Особенности персидской культуры. Шедевры персидской культуры: поэмы Омар Хаяма, Сагди, Хафиза, Низами, Руми.
2.5. Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени.
Религиозные и худжественные каноны средневековой культуры. Период культуры в эпоху Возрождения. Культура Европы в эпоху реформации. Рационализм в культуры. Культура в эпоху Просвещения. Произведения Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и их место в мировой культуре. Контроль над способностями человека в эпоху Ренессанса. Культурные наследеия в эпоху Возрождения. Научные и технические открытия в эпоху Нового времени. Романтизм в искусстве.
2.6. Развитие культуры России.
Культра Древней Руси. Мировоззрение древных славян. Принятие христианства. Русскоелетописание. Искусство архитектуры и скульптуры XVII – XVIII в.в.Современная русская культура. Древнеславянское мировоззрение. Софийский собор. Москвы в развитии славянской культуры. Культура России в XX-XXI веках.
ІІІ Раздел Теория и история отчесвенной культуры.
3.1. Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской културы.
Архаическая культура номадов. Андроновская культура. Космогония и мирофологи древных кочевников. Искусство саков. Мировоззрение саков. Петроглифы. Великий Шелковый путь и развитие городской культуры.
3.2. Средневековая тюркская культура
Тюркская цевилизация и ее особенности. Орхоно-Енисейские рунические письмена памятики древнетюркской литературы. Поэмы Культегина, Тонукока, Бильге кагана. Памятники Кулечор, Мойынчор. Особенности Иртышской, Таласской письменности. Валияние арабско-персидской культуры. Аль-Фараби о пути к исине. Арабо-исламские истоки культуры казахов. Памятники средсневековья. «Книга ДадемКоркут» и «Огуз наме» «Дивани луга ат-тюрк» Махмуда Кашкари- исследование культуры тюркских племен. «Кутадугубилик» ЖусупаБаласагуна – энциклопедия средевековой тюрскской культуры. «Диванихикмет» - К.А. Иссауи. Книга «Кодекс Куманикус»
3.3. Ценности кочевой цивилизации
Номадизм как составная часть мировой цивилизации. Мировоззрение и верование кочевников. Особенности кочевой цивилизвции. Роль кочевого скотоводства в жизни номадов. Социальная типология казахской культуры. Материальная и духовная культура кочевников. Традиции и обряды кочевников. Казахские национальные игры. Ремесло казахского народа. Этнография казахского народа. Этнография казахов. Национальная одежда. Столярное и ювелирное искусство. Обработка кожи, изделия из кожи и предметы домашнего обихода. Ч.Валиханова- первый худжоник казахского народа. А.Кастеев – первый профессиональный художник казахского народа.
3.4. Традиционная култура казахов. Устное народное творчества и искусство.
Особенности традиционнай казахской культуры. Устное народное творчество. Образ батыров в жанре устного народного творчества. Лирические поэмы устного народного творчества «Козы Корпеш – Баян Сулу», «КызЖибек». Институт биев и ораторское искусство в казахской культуре. Айтыс- словесный шедевр казахского народа. Казахские традиционные песни, его жанры. Песни Абая. Национальнаые инструменты, народные песни кюй. Творчество народных певцов-композиторов.
3.5. Культура Казахстана в советский период
Возрождение национальная культуры. Развитие сфера образования в перид 20- 30х годов. Развитие литературы и искусства. Подговка национальная кадров для развития народного хояйства. Развитие казахской науки. С.А.Асфендияров, А.Байтурсунов, К.Жубанов, .И. Сатпаев. Новый период казахской литературы: С.Сейфуллин, И.Жансугуров, Ж.Аймауытов, М.Ауэзов и т.д Казахстанская культурв в перид Великой Отчественной войны. Развитие культуры Казахстана в 70-90гг. ХХ века.
3.6.Современный период казахской культуры.
Основные ценности падаигмы и противоречия культуры ХХ века, Моногонациональная культура Казахстана. Типы современной казахской культуры. Либерализация духовной жизни. Модрен:его особенности, социальная и художественная направленность. Авангард как социокультурное явление. Современная казахская литература. Современное искусство: художество, ткатр и кино. Достижения казахстанской культуры. Место культуры Казахстана в мировой цивилизвции.
3.7.Культура отнешений
Культура семьи. Семейные ценности. Семейные, брачные отношения. Культура современного отношения. Телефон и интернет. Культура в общественных местах. Культурв питания «Вы» и «Ты»
IVРаздел. Роль мировых религий в развитии культуры
4.1. Культура Буддизм
Роль религии в Индийской культуре. Ведь, упанишады, Брахманы и Атманы Философские учения возиикшие на основе Вед: джайнизм, буддизм, чарвака – локаята и др. Буддизм, Направление буддизма: Хинаяма, Махаяма, Индуизм – новое направление буддизма. История распространения культуры Будды, Индуизм.
4.2.Цивилизация христиан
Социанольно – культурные предпосылки возникновения религии христианства. Идея христианства. Роль христианства и развитии Европейской культуры. Гуманность в религин христианства. Католическая церковь и Папа Римский, Русская церковь. Протестанты и христианское. Место христианской религии в мировой цивилизации
4.3. Ислам
История возникновения и распространения исламской культуры. Коран – священная книга ислама. Исламские направления. Обряды и традиции современной исламской цивилизации. Теория и практика ислама. Художественная литература в исламском мире. Религиозно – культуные традиции ислама. Цивилизация и ислам. Религиозный экстремизм в Казахстане.
Тематический план дисциплины
№
Наименование разделов и тем
Всего
(часов)
Из них
теоритическое
практическое
1
2
3
4
5
І Раздел Основные вопросы теории культурологии
1
Введение. Культурология – наука о культуре
2
2
2
Культура и искусство
2
2
ІІ Раздел. Мировые культуры и цивилизации
3
2.1. архаическая культура. Миф-вид культуры
2
2
4
2.2.Культура Древнего Востока
2
2
5
2.3. Античная культура
2
2
6
2.4. Арабско – персидская культура средиевсковья
2
2
7
2.5. Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени
2
2
8
2.6. Развития культуры России
2
2
ІІІ Раздел. Теория и история отечественной культуры
9
3.1. Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры
2
2
10
3.2. средневековая тюркская культура
2
2
11
3.3. ценности кочевой циаилизации
2
2
12
3.4. традиционная культура казахов. Устное народное творчество и музыкальное искусство
2
2
13
3.5. Развитие культуры Казахстана в советский период
2
2
14
3.6. Современной период казахской культуры
2
2
15
3.7. Культура отнашения
2
2
IV Раздел Роль мировых религий в развитии культуры