Экспресс-тестирование
В течение учебного года необходимо 2-4 раза проводить экспресс-тестирование, не нарушая при этом ход учебного процесса. Его следует включать непосредственно в содержание уроков, наряду с решением других задач. Оценивать учащихся следует не по абсолютному результату выполнения упражнений, а по величине сдвигов (по улучшению результатов).
Учебные нормативы физической подготовленности учащихся основной школы ориентированы на показатели развития двигательных способностей, предложенных временным государственным образовательным стандартом.
Задачи экспресс-тестирования:
- проверить уровень физической подготовленности учащихся;
- проконтролировать динамику роста физических качеств, развитие скорости, координационных способностей, выносливости, силы; осуществить контроль за эффективностью педагогического процесса;
- ориентировать на выполнение нормативов.
Экспресс-тесты проводятся в обязательном порядке в начале и конце учебного года. Сроки тестирования обязательно согласуются с требованиями школьной программы. Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей позволяет учителю вносить в процесс физического воспитания конкретных учащихся необходимые коррективы.
Особенно важно соблюдать максимально одинаковые условия при проведении тестов.
Экспресс-тесты
Класс
Оценка
Мальчики
Девочки
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1. Бег на 30 м с высокого старта
5
5,1 с
5,8 с
6,4 с
5,2 с
6,0 с
6,5 с
6
5,0 с
5,6 с
6,1 с
5,1 с
5,8 с
6,2 с
7
4,9 с
5,4 с
5,9 с
5,0 с
5,7 с
6,1 с
8
4,8 с
5,2 с
5,8 с
5,0 с
5,7 с
6,0 с
9
4,6 с
5,0 с
5,6 с
4,9 с
5,7 с
6,0 с
2. Бег 1000 м
5
4 мин 30 с
5 мин
5 мин 35 с
5 мин
5 мин 30 с
6 мин
6
4 мин 20 с
4 мин 50 с
5 мин 30 с
4 мин 40 с
5 мин 25 с
5 мин 50 с
7
4 мин 20 с
4 мин 45 с
5 мин 25 с
4 мин 40 с
5 мин 20 с
5 мин 45 с
8
4 мин 15 с
4 мин 40 с
5 мин 20 с
4 мин 35 с
5 мин 20 с
5 мин 40 с
9
4 мин 10 с
4 мин 35 с
5 мин 15 с
4 мин 30 с
5 мин 15 с
5 мин 35 с
3. Челночный бег 310 м
5
8,6 с
9,1 с
9,6 с
8,9 с
9,5 с
10,0 с
6
8,4 с
8,9 с
9,4 с
8,8 с
9,4 с
10,0 с
7
8,3 с
8,8 с
9,3 с
8,7 с
9,3 с
10,0 с
8
8,0 с
8,6 с
9,1 с
8,6 с
9,2 с
9,9 с
9
7,8 с
8,4 с
9,0 с
8,5 с
9,0 с
9,7 с
4. Прыжок в длину с места
5
180 см
160 см
150 см
175 см
155 см
140 см
6
185 см
165 см
155 см
180 см
160 см
145 см
7
190 см
175 см
160 см
185 см
165 см
150 см
8
200 см
185 см
165 см
185 см
170 см
150 см
9
210 см
190 см
170см
190 см
170 см
155 см
5. Поднимание ту-ловища из положе-ния лежа ноги согнуты в коленях (на 90°) и опускание его в исход-ное положение, руки за головой, в течение 1 минуты
5
33 раза
30 раз
23 раза
30 раз
25 раз
20 раз
6
35 раз
30 раз
25 раз
32 раза
27 раз
22 раза
7
35 раз
31 раз
26 раз
32 раза
27 раз
23 раза
8
36 раз
32 раза
27 раз
33 раза
28 раз
23 раза
9
38 раз
33 раза
28 раз
34 раза
28 раз
24 раза
6. Подтягивание
Мальчики – из виса на высокой перекладине.
Девочки – из виса лёжа на низкой (1 м) перекладине.
5
6 раз
4 раза
2 раза
16 раз
10 раз
6 раз
6
7 раз
5 раз
3 раза
19 раз
15 раз
9 раз
7
8 раз
6 раз
4 раза
19 раз
15 раз
9 раз
8
9 раз
7 раз
5 раз
17 раз
14 раз
8 раз
9
10 раз
8 раз
6 раз
16 раз
14 раз
6 раз
Тесты 1-4 проводятся во вторую неделю учебного года, тесты 5 и 6 – и первых занятиях в спортивном зале.
Тест 5 проводится в парах (один выполняет, другой держит ноги) на скорость. Следить за точностью выполнения (касанием спиной мата и грудью согнутых колен), положением рук. В прыжках, подъеме туловища, подтягивании возможен самоконтроль или взаимоконтроль при выполнении экспресс-тестирования фронтальным или групповым способом. Результаты записываются в тетрадь контроля за динамикой физического развития учащихся.
Учитель вправе проводить и более частое тестирование как форму оперативного контроля с целью определения вариантов изменения уровня скоростных, силовых способностей или выносливости учащихся. Частота проведения тестирования определяется возрастными особенностями школьников.
Бег 30 м с высокого старта
Данный тест используется для определения скорости преодоления дистанции испытуемым.
Бег 1000 м
Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке. Количество участников – один, два и более, если секундомер может фиксировать время несколько раз. Испытуемый (или испытуемые) должен бежать, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время. Результат – время бега (абсолютный показатель выносливости), дает учителю ценную информацию о степени развития у учащегося потенциальных возможностей в плане дальнейшей тренировки выносливости.
Челночный бег 310 м
Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.
По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем. После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Результат – время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды; время челночного бега (310 м) с точностью до десятой доли секунды. Время челночного бега (310 м) является абсолютным показателем КС в циклических локомоциях (беге).
Относительньтй (латентный) показатель КС определяется по разности: время челночного бега (310 м) – время бега на 30м (показатель скорости). Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель КС.
В беге на 30 м разрешаются 1-2 попытки. В челночном беге испытуемый имеет 2 попытки. В протокол заносятся лучшие результаты. В забеге могут участвовать двое испытуемых. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии.
Учащиеся выполняют задание в резиновых кедах или полукедах. Челночный бег можно проводить в зале.
IIоднимание туловища аз положения лежа
Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.
Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями. Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении), В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.
В исходном положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки скрестить перед грудью, кистями схватится за середину анатомического плеча. Поднимая туловище, локтями коснуться колен, опустится в исходное положение.
Прыжок в длину с места
На полу рисуется линия, на расстоянии 80 см идет отсчет через каждый сантиметр до 260 см. В исходном положении ноги ставятся на ширине плеч, приседая сделать замах руками, активно разогнуть ноги и выполнить толчок. Приземление идет на две ноги, по ближнему следу к стартовой линии измеряется результат.
Подтягивание
Мальчики – из виса на высокой перекладине. Девочки – из виса лежа на низкой (1 м) перекладине
Данный тест позволяет оценить относительную силу мышц рук и плечевого пояса. Подтягивание осуществляется на высокой перекладине в инее с хватом сверху. Подтягивание выполняется до перехода подбородком перекладины, без пауз отдыха, раскачиваний, сгибаний ног в коленях. Тело прямое, ноги сомкнуты. При нарушении требований, тест прекращается. Засчитывается Максимальное количество полных подтягиваний. Показатель силы – количество подтягиваний. По упражнениям экспресс-тестов можно проводить общешкольные соревнования.