Программа по общей физической подготовке(ОФП)для учащихся 8-17 лет
Программа по общей физической подготовке(ОФП)для учащихся 8-17 лет
~~
Пояснительная записка
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного об-щества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы - целью физи-ческого вос¬питания в учреждении образования является содействие всестороннему физическому развитию личности и формировании физической культуры личности и компетентности в области физической культуры учащихся школьного возраста. Уста-новка на всестороннее развитие личности пред¬полагает овладение учащимися осно-вами физической культу¬ры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хоро-шее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осу-ществлять физкуль¬турно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие оптимальному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания современной школы должна создавать макси-мально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принци-пов дальнейшего развития системы физического воспитания в учреждении образова-ния должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и дея-тельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Решая задачи физического воспитания, в современных условиях необходимо ориен-тировать образовательную, учебно-тренировочную, оздоровительную и воспитатель-ную деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориента-ции на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребно-стей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобре-тение опыта общения. Учащихся необходимо учить способам творческого примене-нии полученных званий, умений и навыков для поддержания высокого уровня физи-ческой и умственной работоспособности, состояния здоровья, в условиях самостоя-тельных занятий.
Особенностью программы по общей физической подготовки (ОФП) является направ-ленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка).
Организационно-методические рекомендации по реализации программы
Занятия по программе ОФП рассчитана от 1 до 5 лет работы с детьми школьного возраста. Продолжение занятий в группе ОФП и перевод учащихся на следующий год обучения осуществляется решением педагогического совета школы по представлению учителя физической культуры или тренера - преподавателя ведущего занятия с этими группами.
Режим работы спортивной секции групп ОФП составляет 4 академических часа в неделю; максимальная наполняемостью учебно-тренировочных составляет до 15 человек; занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом. Начальный возраст для за-числения учащегося в группу от 8 лет.
Тематическое планирование содержания учебно-тренировочной деятельности группы ОФП
Средства подготовки 1 год обу-чения 2 год
обуче-ния 3 год
обуче-ния 4-5 года
обуче-ния
Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности) (час) 110 ч
Примерное распределение видов спорта в годовом плане - графике
Виды спорта сен-тябрь ок-тябрь но-ябрь де-кабрь ян-варь фев-раль март ап-рель май
Гимнастические упраж-нения, акробатика + + + + + + +
Подвижные игры
+ + + + + + + + +
Легкоатлетические упражнения + + + +
Спортивные игры
+ + + + + + + + +
Лыжная подготовка
+ + + +
В данной таблице указан временной период наиболее удобного применения того или иного вида спорта в общефизической подготовке учащихся с учетом имеющихся условий.
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие должно иметь ясную целевую направ-ленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержа-ние занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных за-дач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и вос-питательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся. Кроме этого необходимо помнить что, учебно-тренировочные занятия в группе общей физической подготовки должны выступать в тесной логической взаимосвязи с основной формой организации физического воспи-тания в школе - уроком.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Учебно-тренировочные занятия группы ОФП должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми, педагог должен обеспечить каждому учащемуся одинаковый доступ к ос-новам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обу-чения для развития детей с разным уровнем их двигатель¬ных и психических способ-ностей.
Важным условием успешной работы педагога является грамотное планирование учебного материала. От правильного планирования и определения соотношение вре-мени на различные разделы программы зависит качество всего учебно-воспитательного процесса. Основой для планирования учебных занятий является ма-териал по овладению двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и раз-витию соответствующих кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими. Планируя материал прохождения программы, следует учитывать климато-географические особенности региона, состояние материально-технической спортивной базы учреждения образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по общей физической подготовке(ОФП)для учащихся 8-17 лет »
Министерство образования Ульяновской области
МБОУ СОШ № 31
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 31
____________
«_____» _____________ 2014 г.
Программа
по общей физической подготовке (ОФП)
для учащихся
групп (ОФП): 8 -17 лет.
Срок реализации программы 5 лет.
Согласовано:
Заведующий кафедрой
Физической культуры и безопасности
жизнедеятельности УИПК ПРО
кандидат педагогических наук, профессор
_________________ Ю.А. Гордеев
Протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Разработал: учитель физической культуры первой квалификационной категории
Буянова Наталья Анатольевна.
г..Ульяновск
Пояснительная записка
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы - целью физического воспитания в учреждении образования является содействие всестороннему физическому развитию личности и формировании физической культуры личности и компетентности в области физической культуры учащихся школьного возраста. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания современной школы должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в учреждении образования должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Решая задачи физического воспитания, в современных условиях необходимо ориентировать образовательную, учебно-тренировочную, оздоровительную и воспитательную деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учащихся необходимо учить способам творческого применении полученных званий, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, в условиях самостоятельных занятий.
Особенностью программы по общей физической подготовки (ОФП) является направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка).
Организационно-методические рекомендации по реализации программы
Занятия по программе ОФП рассчитана от 1 до 5 лет работы с детьми школьного возраста. Продолжение занятий в группе ОФП и перевод учащихся на следующий год обучения осуществляется решением педагогического совета школы по представлению учителя физической культуры или тренера - преподавателя ведущего занятия с этими группами.
Режим работы спортивной секции групп ОФП составляет 4 академических часа в неделю; максимальная наполняемостью учебно-тренировочных составляет до 15 человек; занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом. Начальный возраст для зачисления учащегося в группу от 8 лет.
Тематическое планирование содержания учебно-тренировочной деятельности группы ОФП
Средства подготовки
1 год обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4-5 года
обучения
Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности) (час)
Примерное распределение видов спорта в годовом плане - графике
Виды спорта
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Гимнастические упражнения, акробатика
+
+
+
+
+
+
+
Подвижные игры
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Легкоатлетические упражнения
+
+
+
+
Спортивные игры
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Лыжная подготовка
+
+
+
+
В данной таблице указан временной период наиболее удобного применения того или иного вида спорта в общефизической подготовке учащихся с учетом имеющихся условий.
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся. Кроме этого необходимо помнить что, учебно-тренировочные занятия в группе общей физической подготовки должны выступать в тесной логической взаимосвязи с основной формой организации физического воспитания в школе - уроком.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Учебно-тренировочные занятия группы ОФП должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми, педагог должен обеспечить каждому учащемуся одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.
Важным условием успешной работы педагога является грамотное планирование учебного материала. От правильного планирования и определения соотношение времени на различные разделы программы зависит качество всего учебно-воспитательного процесса. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими. Планируя материал прохождения программы, следует учитывать климато-географические особенности региона, состояние материально-технической спортивной базы учреждения образования.
Распределение программного материала по годам обучения
Содержание
Основная направленность
Группа
ОФП-1
Группы
ОФП-2-3
Группы
ОФП-4-5
Легкоатлетические упражнения
На развитие коорди-национных способностей
На развитие скоростных и координа-ционных способностей
На развитие выносливости
На скоростно-силовых способностей
Ходьба на носках, прогнув-шись, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, коротким, средним, длинным шагом, с высоки подниманием бедра, с преодолением препятствий.
Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешегиванием через препятствия, в различном темпе под звуко-вые сигналы.
Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешегиванием через препятствия, в различном темпе под звуко-вые сигналы.
Бег обычный, с изменением направления,с ускорением, коротким, средним, длинным шагом, в чередовании с ходь-бой, челночный бег, эстафеты с бегом на скорость
Бег коротким, средним, длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами, с захлестыванием голени назад, из различных И.П. с изменением скорости, эстафеты.
Эстафеты, старты из различ-ных положений, бег с ускоре-нием, с максимальной скорос-тью.
Равномерный, медленный бег, кросс по слабопересеченной местности с увеличением продолжительности до 10-12 минут
Бег с препятствиями и на мес-тности, эстафеты.
Прыжки на одной, двух ногах на месте, с поворотом, с продвижением; прыжки с места, разбега, через мячи, веревочку. Метание малого мяча по горизонтальной мишени, в цель, на дальность.
Прыжки с места и разбега, с доставанием подвешенных предметов, на скакалке, мно-горазовые (тройной, пятерной, десятерной), в высоту с прямого разбега, в длину. Эстафеты с прыжками. Метания большого и малого мяча по вертикальной и горизонтальной цели. Набивного мяча от груди, снизу двум руками, в парах.
Всевозможные прыжки и мно-госкоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толчки и броски набивных мячей.
Содержание
программного материала
год обучения
Способы двигатель-ной деятельности
основная направленность
ОФП-1
ОФП-2-3
ОФП-4-5
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения с предметами и без, на месте и движении
Акробатические упражнения
Висы и упоры
Лазанье и перелезания
На освоение навыков равновесия
На развитие координационных способностей
На развитие сило-вых способностей и силовой выносливости
На развитие скоростно-силовых способностей
На развитие гибкости
Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, флажками.
Сочетание различных положе-ний рук, ног, туловища в движении и на месте. Упражнения в парах. Упражнения с мячами, палками, гантелями, эспандера-ми.
Группировка: перекаты в группировке, лежа на животе, стоя на коленях.
Кувырок вперед, в сторону, с шага; стойка на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.
Кувырок вперед, назад, в сторону, перекатом стойка на лопатках, «мост» с помощью и самостоятельно, стойка на лопатках. Комбинации из освоенных элемен-тов.
Кувырок в стойку на лопатках, кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, длинный кувырок вперед с разбега, стойка на голове.
Упражнения в висе стоя и лежа; вис на согнутых руках, подтягивание в висе лежа.
Вис согнув ноги, вис прогнувшись подтягивание в ви-се, поднимание ног в висе.
Висы согнувшись, прогнув-шись. Подтягивание в висе, поднимание прямых ног в висе.
Лазание по гимнастической стенке, канату, наклонной скамейке. Перелезание через гимнастические предметы.
Лазание по канату в три приема. Перелезание через препятствия.
То же
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и скамейке), ходьба по рейке гимнасти-ческой скамейке, повороты, стоя на скамейке, перешаги-вания через мячи.
Стойка на двух одной ноге с закрытыми глазами на полу, бревне, скамейке, повороты на носках и одной но-ге, приседание и переход в упор присев.
То же
Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на бревне, стенке, снарядах. Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и оборудования.
Лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; лазание на скорость. Подтягивание, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами, штангой, гирей.
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча.
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночников. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами.
основная направленность
ОФП-1
ОФП-2-3
ОФП-4-5
Подвижные игры
На развитие скоростных и координационных способностей
Вызов номеров.
День и ночь.
Пятнашки – «вызов номеров».
Пустое место.
Третий лишний.
Быстро по местам.
Цапля.
Запятнай притоптывающего.
Бесшумный мяч.
Падающая палка.
Мяч навстречу мячу.
Второй конь.
Передал-садись.
Десять передач.
К своим флажкам.
Два мороза.
Подвижная цель.
Мяч капитану.
Убегай-догоняй.
Голова и хвост.
Без промаха.
Мяч в воздухе.
Полный ящик.
Подбрось-поймай.
Стрела.
Смена мест.
Горелки.
Пятнашки мячом.
Пустое место.
Белые медведи.
Не давай мяч водящему.
Воробьи и вороны.
Конвейер.
Не пропускай игрока.
Скрытый пас.
Снайперы.
Охотники и утки.
Футбольные салки.
Проведи мяч.
Угловой удар.
Два огня.
Четыре мяча.
Перестрелка.
Защита укрепления.
На развитие скоростно-силовых способностей
Перетягивание в парах.
Вытолкни из круга.
Соревнования тачек.
Челнок.
Точно в цель.
Тяни в круг.
Петушиный бой.
Сильная рука.
Толкачи.
Удочка.
Прыгающие воробушки.
Зайцы в огороде
Кто сильнее.
Прыжковая эстафета.
Волк во рву.
Удержись за кругом.
Отними мяч.
Опасный круг.
Гонка паровозов.
Волна.
Точный расчет.
Лиса и куры.
Метко в цель.
Борьба всадников.
Борьба за мяч.
Чехарда.
Борьба с теснениями.
Поборемся ногами.
Перестань скамейку.
Прыжки по полосам.
Удочка.
Кто дальше бросит.
На развитие выносливости
Борьба за мяч в квадрате.
Посадка и сбор картофеля.
Салки спиной вперед.
Цепочка.
Черные и белые.
Болото.
Поезда.
Белые медведи.
Гонка тачек.
Мяч своему
Пограничный мяч
Невод
В горку, с горки.
Борьба всадников.
основная направленность
ОФП-1
ОФП-2-3
ОФП-4-5
Спортивные игры
Баскетбол
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте. Броски одной и двумя руками с места. Подвижные игры на ловлю и передачу мяча.
Стойки и перемещения игрока. Ловля и передача мяча в движении. Броски мяча в цель. Подвижные игры.
Стойки, перемещения, остановки, повороты. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски на месте и в движении. Ведение мяча. Комбинации из освоенных элементов.
Русская лапта
Ловля и передача мяча двумя руками на месте. Броски мяча из разных положений. Удары по мячу битой. Игра лапта
Стойки и перемещения игрока. Ловля и передача мяча в движении. Броски мяча в опорном положении и в прыжке. Удары по мячу битой. Игра лапта.
Стойки, перемещения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски мяча снизу, сверху, сбоку согнутой и прямой рукой. Удары по мячу битой. Комбинации из освоенных элементов. Игра лапта.
Футбол
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения. Старты из разных положений.
Стойки, перемещения игрока. Освоение ударов по мячу и остановок мяча. Подвижные игры.
Удары по мячу и остановка мяча, удар по воротам. Освоение техники ведения мяча.
Стойки, перемещения. Передача мяча сверху двумя руками на месте, над собой.
основная направленность
ОФП-1
ОФП-2
ОФП-3
ОФП-4-5
Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов
Скользящий шаг с палками. Подъемы, спуски с небольших склонов, передвижение на лыжах
Попеременный двухшажный ход. Подъемы, спуски, торможение плугом. Передвижение на лыжах с равномерной скоростью.
Попеременный двухшажный, одновременно бесшажный ход. Подъемы. спуски, торможения, повороты. Передвижение на лыжах.
Закрепление техники лыжных ходов. Освоение одновременного одношажного, конькового хода. Преодоление бугров, впадин при спуске. Переход с хода на ход. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. прохождение дистанций.
Примерное содержание программы
для групп 1, 2, 3 годов обучения
Задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений: формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также кондиционных способностей;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В процессе занятий педагог должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом занятии тренер-преподаватель должен уделять воспитанию у детей таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Организация и методика проведения занятий в группах 1, 2 ,3 годов обучения во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей учащихся данного возраста тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на занятии развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
На занятиях должна быть четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений тренера, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Примерное содержание программы
групп 4 - 5 годов обучения
Задачи:
- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- углубление представления об избранном виде спорта, изучение технических и тактических действий.
Одна из главнейших задач занятий на данном этапе обучения — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Обучение сложной технике основных видов спорта, основывается на приобретенных в группах ОФП-4,5 годов обучения простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
На занятиях должны постоянно применяться обще и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности. В отличие от предыдущих годов обучения в этот период расширяется арсенал методических приемов строго и не строго регламентированного варьирования.
Способы двигательной деятельности
(содержание программного материала)
Гимнастические упражнения.
Гимнастические упражнения, включенные в программу групп ОФП направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. В дальнейшем обучение гимнастическим упражнениям обогащается, расширяется и углубляется. Более сложными становятся акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое значение принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Подвижные игры.
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности учащегося, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественно порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В результате обучения учащиеся должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений педагога; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактичёских принципов. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Легкоатлетические упражнения.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве, чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для обеспечения прикладности и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на умения или способности определяется только методической направленностью.
Спортивные игры.
В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол, волейбол, футбол, лапта. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности. Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учащихся. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Лыжная подготовка.
В учреждениях, имеющих лыжный инвентарь, в программу по ОФП необходимо включать лыжную подготовку. Целый ряд особенностей лыжного спорта, в первую очередь, лыжных гонок, обуславливает их большое оздоровительное и воспитательное значение. Оздоровительное значение заключается в том, что лыжники выполняют большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях, благотворно влияющих на организм, закаливающих его и улучшающих общее состояние. Воспитательное значение заключается в том, что занятия лыжным спортом воспитывают и совершенствуют ряд жизненно важных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств: выносливость, силу, быстроту, ловкость, смелость, решительность, настойчивость, выдержку.
Лыжи доступны людям обоего пола, различных возрастов, начиная с дошкольного. Для обычных прогулок и занятий на лыжах не требуется специальных сооружений, дорогого оборудования и сложного снаряжения.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся
групп ОФП
В результате реализации программы общей физической подготовки учащийся должен уметь:
В циклических и ациклических движениях
- правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках;
- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия;
- проходить на лыжах контрольные отрезки разными ходами; уметь выполнять
подъемы, спуски, торможения, повороты;
- проплывать дистанцию освоенными способами уметь выполнять старты,
повороты;
- метать предметы на дальность и меткость из разных исходных положений;
- выполнять броски набивного мяча из разных исходных положений.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
- принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами с соблюдением правильной осанки;
- выполнять кувырки вперед назад, в сторону; стоики на руках, на лопатках, мост с помощью и самостоятельно, висы, комбинации из освоенных элементов;
- лазать по канату, шесту; подтягивание;
- выполнять опорные прыжки, прыжки через скакалку.
В подвижных играх:
- уметь играть в подвижные игры на развитие двигательных качеств.
В спортивных играх:
- уметь выполнять ловлю, передачу, броски мяча, удары по мячу;
- уметь выполнять стойки и перемещения с мячом и без мяча;
- демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия;
- выполнять игровые задания, играть по правилам.
Физическая подготовленность:
- показывать соответствующий уровень основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся (таб. 1).
- самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, закаливающие процедуры;
- применять физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности;
- соблюдать правила контроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности:
- владеть техникой выполнения движений избранного вида спорта;
- осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Доложен выполнять:
примерные требования к уровням физической подготовленности учащихся
Физические способности
Контрольные упражнения (тесты)
Возраст, лет
мальчики
девочки
средний
высокий
средний
высокий
Скоростные
Бег 30 м, сек
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
7,0-6,2
6,7-5,7
6,5-5,6
6,1-5,5
5.8-5,4
5,6-5,2
5.5-5,1
5,3-4,9
5,1-4,6
5,0-4,7
5,6 и ниже
5,4
5,1
5,1
5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
4,4 и выше
4,3
7,5-6,4
7,2-6,2
6,9-6,0
6,5-5,6
6,3-5,7
6,0-5,4
6,2-5,5
5,9-5,4
5,8-5,3
5,9-5,3
5,9-5,3
5,8 и ниже
5,6
5,3
5,2
5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
4,8 и выше
4,8
Координационные
Челночный бег 3 * 10 м, сек
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
10,8-10,3
10,0-9,5
9,9-9,3
9,5-9,0
9,3-8,8
9,0-8,6
9,0-8,6
8,7-8,3
8,4-8,0
8,0-7,6
7,9-7,5
9,9 и ниже
9,1
8.8
8,6
8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
7,3 и выше
7,2
11.3-10,6
10,7-10,1
10,3-9,7
10,0-9,5
9,7-9,3
9,6-9,1
9,5-9,0
9,4-9,0
9,3-8,8
9,3-8,7
9,3-8,7
10,2 и ниже
9,7
9,3
9,1
8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
8,4 и выше
8,4
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
115-135
125-145
130-150
140-160
160-180
165-180
170-190
180-195
190-205
195-210
205-220
155 и выше
165
175
185
195 и выше
200
205
210
220
230 и выше
240
110-130
125-140
135-150
140-150
150-175
155-175
160-180
160-180
165-185
170-190
170-190
150 и выше
155
160
170
185 и выше
190
200
200
205
210 и выше
210
Выносливость
6-минутный бег, м
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
750-900
800-950
850-1000
900-1050
1000-1100
1100-1200
1150-1250
1200-1300
1250-1350
1300-1400
1300-1400
1100 и выше
1150 –«-
1200 –«-
1250 –«-
1300 и выше
1350
1400
1450
1500
1500 и выше
1500
600-800
650-850
700-900
750-950
850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200
1050-1200
1050-1200
900 и выше
950 –«-
1000 –«-
1050 –«-
1100 и выше
1150
1200
1250
1300
1300 и выше
1300
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
Наклон вперед из положения стоя, см
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
3-5
3-5
3-5
4-6
6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
9-12
9-12
+9 и выше
+7,5 –«-
7,5 –«-
8,5 –«-
10 и выше
10
9
11
12
15 и выше
15
6-9
5-8
6-9
7-10
8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
12-14
12-14
12,5 и выше
11,5 –«-
13,0 –«-
14,0 –«-
15 и выше
16
18
20
20
20 и выше
20
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, мальчики (раз)
На низкой перекладине из виса лежа, девочки (раз)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2-3
2-3
3-4
3-4
4-5
4-6
5-6
6-7
7-8
8-9
9-10
4 и выше
4 –«-
5 –«-
5 –«-
6 и выше
7
8
9
10
11 и выше
12
4-8
6-10
7-11
8-13
10-14
11-15
12-15
13-15
12-13
13-15
13-15
12 и выше
14 –«-
16 –«-
18 –«-
19 и выше
20
19
17
16
18 и выше
18
Список рекомендуемой литературы:
1. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. пособие/ Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 529, (2) с. - (настольная книга).
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.