kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение физической культуры в школьный период в жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение физической культуры в школьный период в жизни человека»

Проект

Значение физической культуры в школьный период в жизни человека


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….

3

1 Теоретические аспекты физического воспитания школьников


1.1 Значение физической культуры в школьный период жизни человека………

4

1.2 Закономерности физического развития детей школьного возраста………

4

2 Практическая часть


2.1 Средства физического воспитания детей школьного возраста.……….........

7

2.2 Физическая культура в школьной жизни человека………………………….

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

13




















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования: значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Это помогает всестороннему развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение.

Цель исследования: выявить значение физической культуры в школьный период жизни человека.

Гипотезой исследования стало предположение, что важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья.

Объект исследования – физическая культура в 6 классе.

Предмет исследования – интерес школьников к занятиям физическими упражнениями и физическая культура школьников.

Для решения вышеуказанной проблемы были поставлены следующие задачи:

1.Изучить значение физической культуры в школьный период жизни человека;

2. Выявить закономерности физического развития детей школьного возраста;

3. Рассмотреть средства физического воспитания детей школьного возраста;

4. Провести анкетирование среди учащихся 6-класса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, анкетирование и обработка данных.

Практическая значимость. Полученные данные нашего исследования будут интересны администрации образовательных учреждений и могут быть использованы в рамках учебного процесса учителями средних классов, учителями физической культуры и родителями.

1 Теоретические аспекты физического воспитания школьников


1.1 Значение физической культуры в школьный период жизни человека


Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения. Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.). И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).


1.2 Закономерности физического развития детей школьного возраста.


Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирование физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности возможно при условии строгого учета возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определенных этапов развития детей.

В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма и не рассматривать ребенка как копию взрослого в миниатюре.

Процесс развития ребенка подчинен следующим общим закономерностям:

- неравномерность темпов роста и развития;

- гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма;

- обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;

- биологическая надежность функциональных систем;

- обусловленность процессов роста и развития генетическими средовыми факторами;

- акселерация физического и физиологического развития организма.

Неравномерность темпов роста и развития организма проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и, прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активизации двигательной деятельности. В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания 11–14 лет.

На фоне общей неравномерности темпов роста и развития отдельные дети опережают или отстают от своих сверстников. Опережающие (акселераты) встречаются реже, чем «отстающие». Обычно к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.

Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Они зачисляются в подготовительные группы, группы здоровья. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.

Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5–2 лет, считается нормой.

Следует различать внутригрупповую акселерацию от эпохальной. Внутригрупповая акселерация представляет собой ускоренное развитие по сравнению с современными детьми, а эпохальная по сравнению со сверстниками прошлых лет.

Наиболее ярко эпохальная акселерация проявляется в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций.

Таким образом, окончательное формирование различных органов и систем организма происходит не одновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13–14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16–17 годам.

















2 Практическая часть


2.1 Средства физического воспитания детей школьного возраста.


Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво.

2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма – функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности.

4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание.

5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов­ные функции человека одновременно. Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры подбираются с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.

Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.). В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.


2.2 Физическая культура в школьной жизни человека


В нашем исследовании на тему «Значение физической культуры в школьный период жизни человека» мы ставили перед собой задачу выявления значения физической культуры в школе. Для этого мы использовали метод анкетирования.

В исследовании участвовали учащиеся 6 класса, в количестве 10 человек.

Анкетирование проводилось в начальных классах после уроков. Анкета состояла из 9 вопросов, которые были направлены на выявление значения физической культуры в школе и на изучение интереса школьников к занятиям физкультурой и спортом.

1) Сколько времени в течение дня уделяете занятиям физической культурой?

2) Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?

3) Привлекают ли Вас к занятиям физической культуры?

4) Вы посещаете все уроки физической культуры?

5) Ждете ли Вы урока физической культуры?

6) Хотели ли Вы, чтобы уроков физкультуры было больше?

7) Ждете ли Вы окончания урока физической культуры?

8) Некоторые считают, что уроки физкультуры не нужны. Согласны ли Вы с этим?

Таблица 9. Как вы оцениваете значение физической культуры в школе?


Таблица 1. Сколько времени в течение дня уделяете занятиям физической культурой?


Из результатов видно, что 11 человек (55 %) занимается физкультурой не более 20 минут в день; от 20 до 40 минут ежедневно в школе занимается 6 человек (30 %); более одного часа занимаются в школе - 3 человека (15 %).


Таблица 2. Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?


Ответы показали, что в школе утреннюю гимнастику делают нерегулярно 45 % (9 человек), регулярно 20 % (4 человека) и 25 % (5 человек) затрудняются ответить на поставленный вопрос.


Таблица 3. Привлекают ли Вас к занятиям физической культуры?


Результаты показывают, что в школе большинство детей (80 %) привлекают к физкультуре учителя.


Таблица 4. Вы посещаете все уроки физической культуры?


Посещаемость уроков физкультуры в школе очень высокая, все школьники посещают урок.


Таблица 5. Ждете ли вы урок физической культуры?


Из результатов видно, что из 20 детей школы - 18, что составляет 90%, ждут урока физкультуры.


Таблица 6. Хотели ли Вы, чтобы уроков физкультуры было больше?

Исследуя желание детей заниматься физической культурой, мы получили следующие результаты. 18 детей, что составляет 90 % в школе дали положительный ответ.

Таблица 7. Ждете ли вы окончания урока физической культуры?


90 % школьников ответили, что не ждут окончания урока физической культуры.


Таблица 8. Некоторые считают, что уроки физической культуры не нужны. Согласны ли Вы с этим?


Результаты говорят о том, что школьники считают нужным уроки физической культуры.


Таблица 9. Как вы оцениваете значение физической культуры в школе?


Из результатов видно, что все школьники оценили очень высоко значение физической культуры в школе.

Эти результаты помогли выяснить, что учащиеся 6 класса очень высоко оценили значение физической культуры в школе, и они охотно посещают уроки физической культуры.

Уровень интереса школьников к урокам физической культуры достаточно высокий.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во мно­гом определяет поведение человека в учебе, на производ­стве, в быту, в общении, способствует решению социаль­но-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Научно-техническая революция ко­ренным образом изменяет условия труда: значительно сокращают­ся физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная де­ятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность, способствует развитию заболеваний. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления не­соответствия между потребностью в мышечной активности и усло­виями жизни.

Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.














СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авохин С.И. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры: - М: Новая школа, 2010.

  2. Агеевец В.У. Организация физической культуры и спорта: - М: ФКиС, 2006.

  3. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2010

  4. Богданова Б.П. методика уроков физической культуры 1 -8 классов: - М: просвещение, 2011.

  5. Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: - М: ФиС, 2010.

  6. Буянов, В.Н., Переверзев И.В. Физическая культура и спорт./ В.Н. Буянов, И.В. Переверзев – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

  7. Водоложский Г.Г., Мегометов Р.Т. Формирование положительного отношения детей к занятиям физическими упражнениями // В кн. Физическая культура и спорт в системе коммунистического воспитания молодежи: - М: ФиС, 2011.

  8. Гейцин К.А. Ни дня без физкультуры: - М: Физкультура в школе, 2008.

  9. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. –6-е изд., доп. и испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

  10. Зимкин Н.В. Физиология человека: - М: ФиС, 2007.

  11. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие / В. Ю. Волков, Ю. С. Ланев, В. П. Петленко и др.; под общей ред. Д. Н. Давиденко. – СПб. : СПбГТУ, БПА, 2012.

  12. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М, Мозаика-Синтез, 2015

  13. Степанова Г.А. Воспитание интереса к физическим упражнениям у школьников// Учебно-методическое пособие: ШГПИ, 2004 - 84 с.

  14. Степанова Г.А. Средства воспитания у школьников интереса двигательной активности: Автореф. Дис. Конд. Пед. Наук: - Екатеринбург: УГПУ, 2005 - 21 с.

  15. Шаров В.Г. исследование влияния внеклассных занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и работоспособности учащихся: Автореф. Дис. Конд. Пед. Наук: 2013.

  16. Шиян Б.В. Теория и методика физического воспитания: - М: Просвещение

  17. Щукина Г.И. педагогика школы: - М: Просвещение, 2007.



14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение физической культуры в школьный период в жизни человека

Автор: Кравченко Евгений Иванович

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 372913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Индивидуальные особенности физического и психического развития школьников среднего и старшего школьного возрастов "
    ["seo_title"] => string(132) "individual-nyie-osobiennosti-fizichieskogho-i-psikhichieskogho-razvitiia-shkol-nikov-sriedniegho-i-starshiegho-shkol-nogho-vozrastov"
    ["file_id"] => string(6) "235122"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443612502"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Задачи физического воспитания и особенности развития физических качеств детей"
    ["seo_title"] => string(80) "zadachi_fizicheskogo_vospitaniia_i_osobennosti_razvitiia_fizicheskikh_kachestv_d"
    ["file_id"] => string(6) "491309"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545068556"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Статья. "Двигательная активность и ее значение в формировании здоровья обучающихся"."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_dvighatiel_naia_aktivnost_i_ieie_znachieniie_v_formirovanii_zdorov_ia_ob"
    ["file_id"] => string(6) "351849"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477323808"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»."
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_ispolzovaniia_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_ku"
    ["file_id"] => string(6) "535615"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578943520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства