Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии как путь сохранения здоровья школьника»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
О.Е. Платыгина
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия,
Знания по сохранению и укреплению здоровья школьников является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Педагог должен знать основные здоровьесберегающие образовательные технологии, чтобы обеспечить комфортную среду обучения ребенка и иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в конкретных условиях успех обучения и учащегося.
Главной мыслью закона РФ "Об образовании" является тезис о разностороннем развитии ребенка, а значит о личностно-ценном образовании. Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Множество нормативных документов говорит о том, что основной задачей школы является: воспитание здоровой личности, личности ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью школьника; использование школой доступных средств охраны здоровья и его полноценное развитие [5].
Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка [2].
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектовобразования (учащихся, педагогов и др.) [6].
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является, обеспечение возможности сохранения здоровья за время обучения в общеобразовательной школе, возможности сформировать необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, активному участию в профилактических мероприятиях, использованию полученных знаний в повседневной жизни [4].
Условиями, значительно влияющими на здоровье школьника, являются:
• гиподинамия;
• учебная нагрузка;
• неправильное питание;
• нарушение режима сна и отдыха;
• недостаток знаний по физической культуре [3].
Сохранение здоровья обучающихся в общеобразовательной школе возможно за счет:
- организации мониторинга состояния здоровья школьников;
- обеспечение реальной нагрузки содержания общего и профессионального образования;
- использование наиболее эффективных методов и средств обучения;
- улучшения качества занятий физической культурой;
- рационализация досуговой деятельности учащегося [1].
В образовательном процессе можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
- здоровьеформирующие - профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания;
- обучения здоровью - включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла;
- воспитания культуры здоровья - факультативные занятия по развитию личности учащегося [7].
В настоящее время проблема состоит в том, что задумываются о своем здоровье лишь единицы обучающихся, что определяется их ценностными ориентациями и недостаточно высоким уровнем развития сознания и культуры. В связи с этим учебное учреждение на протяжении всего периода обучения содействует созданию благоприятной здоровьесберегающей среды, воспитывает правильное отношение к сохранности своего здоровья.
Для оценки уровня удовлетворенности школьников здоровьесберегающей среды и здоровьесберегающей деятельности, было организовано и проведено анкетирование учащихся 10-11 класса в количестве 50 человек (из них 68% -девушки; 32% - юноши).
Для исследования была составлена анкета, которая включала в себя 21 вопрос по здоровьесбережению.
В ходе исследования было выявлено, что 98% опрошенных заботится о своем здоровье. Среди причин, побуждающих заботиться о своем здоровье, 54% учащихся называют перспективу родить и воспитать здоровое потомство, 21% - привлекательный внешний вид, 20% - дорогое лечение и всего 5% школьников, чтобы не обременять своими проблемами близких.
Для улучшения собственного здоровья эффективным средством 28% школьников считают лекарственные препараты, 42% - рациональное питание. 30% респондентов считает, что основным средством улучшения здоровья является утренняя гимнастика и спорт.
Все учащиеся считают, что с помощью занятий физической культуры можно изменить состояние здоровья, но, в то же время, 31% девушек и юношей утверждают, что активно заниматься своим оздоровлением с помощью физической культуры препятствует лень. Таким образом, большинство школьников осознает важность занятий физической культуры, но в повседневной жизни не занимаются физическими упражнениями.
Большее количество респондентов – 64%, считают, что им нужны дополнительные занятия по вопросам сохранения и укрепления здоровья, 26% - не нуждаются в дополнительных знаниях и 10% учащихся затрудняются при ответе на данный вопрос.
Наиболее важными условиями для сохранения здоровья 63% опрошенных считают наследственность, 21% - состояние окружающей среды, 9% - соблюдение правил ЗОЖ и всего 7% учащихся считают, что важным условием являются знания о том, как заботиться о своем здоровье. По мнению 57% - опрошенных образовательное учреждение оказывает положительное влияние на здоровье, 29% - полагает, что образовательное учреждение не оказывает влияния на здоровье и 17% учащихся никогда не задумывались над данным вопросом.
Также по результатам анкетирования было выявлено, что 43% школьников получают информацию о том, как заботиться о своем здоровье из средств массовой информации, 16% - из научно-методической литературы, 5% - от друзей, знакомых, 19% - от преподавателей, 12% - от родителей и 5% - из других источников.
Из всех опрошенных 73% ответили, что не имеют вредных привычек и соответственно 27% ответило, что имеет вредные привычки. Из них 15% студентов любят сытно поесть и 12% - употребляют много кофеинсодержащих продуктов.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что большинство учащихся общеобразовательной школы удовлетвореныздоровьесберегающей средой, но учителям стоит больше уделять внимания вопросам по здоровому образу жизни и формированию правильного отношения к своему собственному здоровью.
Библиографический список
Акилов, М.Б. Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования/М. Б. Акилов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9-10. С. 10-11.
Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада - фарм. 2002.- 346 с.
Витун, Е.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания студентов/ Е. В. Витун., В. Г. Витун // Приложение "Здорвьесберегающие технологии в образовании": Вестник ОГУ № 11.- 2015 г. - С 111-114.
Лопатин, С.А. Здоровьесберегающие технологии - эффективные меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вуза // С. А. Лопатин., Л. А. Байченко., В. И. Терентьев // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". - № 1. - 2014 г. С 34-38.
Министерство образования РФ. Практические рекомендации по организации системно-комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде: Письмо МО РФ от 24.07.2003 № 15-52-522/15-01-21// ОВД. Межведомственный информационный бюллетень.-2003. № 26. - С. 93-96; Вестник образования России. - 2004. - № 1.-С. 68-71.
Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 1.
Сорокина, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала/ Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова// Здоровьесберегающие технологии. - 2013. - № 1(29). С. 111-114.