kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии как путь сохранения здоровья школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания по сохранению и укреплению здоровья школьника является наиболее важной состовляющей профессиональной компетентности педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии как путь сохранения здоровья школьника»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА



О.Е. Платыгина

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия,



Знания по сохранению и укреплению здоровья школьников является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Педагог должен знать основные здоровьесберегающие образовательные технологии, чтобы обеспечить комфортную среду обучения ребенка и иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в конкретных условиях успех обучения и учащегося.

Главной мыслью закона РФ "Об образовании" является тезис о разностороннем развитии ребенка, а значит о личностно-ценном образовании. Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Множество нормативных документов говорит о том, что основной задачей школы является: воспитание здоровой личности, личности ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью школьника; использование школой доступных средств охраны здоровья и его полноценное развитие [5].

Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка [2].

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектовобразования (учащихся, педагогов и др.) [6].

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является, обеспечение возможности сохранения здоровья за время обучения в общеобразовательной школе, возможности сформировать необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, активному участию в профилактических мероприятиях, использованию полученных знаний в повседневной жизни [4].

Условиями, значительно влияющими на здоровье школьника, являются:

• гиподинамия;

• учебная нагрузка;

• неправильное питание;

• нарушение режима сна и отдыха;

• недостаток знаний по физической культуре [3].

Сохранение здоровья обучающихся в общеобразовательной школе возможно за счет:

- организации мониторинга состояния здоровья школьников;

- обеспечение реальной нагрузки содержания общего и профессионального образования;

- использование наиболее эффективных методов и средств обучения;

- улучшения качества занятий физической культурой;

- рационализация досуговой деятельности учащегося [1].

В образовательном процессе можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

- здоровьеформирующие - профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания;

- оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, арттерапия, массаж и.т.д.

- обучения здоровью - включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла;

- воспитания культуры здоровья - факультативные занятия по развитию личности учащегося [7].

В настоящее время проблема состоит в том, что задумываются о своем здоровье лишь единицы обучающихся, что определяется их ценностными ориентациями и недостаточно высоким уровнем развития сознания и культуры. В связи с этим учебное учреждение на протяжении всего периода обучения содействует созданию благоприятной здоровьесберегающей среды, воспитывает правильное отношение к сохранности своего здоровья.

Для оценки уровня удовлетворенности школьников здоровьесберегающей среды и здоровьесберегающей деятельности, было организовано и проведено анкетирование учащихся 10-11 класса в количестве 50 человек (из них 68% -девушки; 32% - юноши).

Для исследования была составлена анкета, которая включала в себя 21 вопрос по здоровьесбережению.

В ходе исследования было выявлено, что 98% опрошенных заботится о своем здоровье. Среди причин, побуждающих заботиться о своем здоровье, 54% учащихся называют перспективу родить и воспитать здоровое потомство, 21% - привлекательный внешний вид, 20% - дорогое лечение и всего 5% школьников, чтобы не обременять своими проблемами близких.

Для улучшения собственного здоровья эффективным средством 28% школьников считают лекарственные препараты, 42% - рациональное питание. 30% респондентов считает, что основным средством улучшения здоровья является утренняя гимнастика и спорт.

Все учащиеся считают, что с помощью занятий физической культуры можно изменить состояние здоровья, но, в то же время, 31% девушек и юношей утверждают, что активно заниматься своим оздоровлением с помощью физической культуры препятствует лень. Таким образом, большинство школьников осознает важность занятий физической культуры, но в повседневной жизни не занимаются физическими упражнениями.

Большее количество респондентов – 64%, считают, что им нужны дополнительные занятия по вопросам сохранения и укрепления здоровья, 26% - не нуждаются в дополнительных знаниях и 10% учащихся затрудняются при ответе на данный вопрос.

Наиболее важными условиями для сохранения здоровья 63% опрошенных считают наследственность, 21% - состояние окружающей среды, 9% - соблюдение правил ЗОЖ и всего 7% учащихся считают, что важным условием являются знания о том, как заботиться о своем здоровье. По мнению 57% - опрошенных образовательное учреждение оказывает положительное влияние на здоровье, 29% - полагает, что образовательное учреждение не оказывает влияния на здоровье и 17% учащихся никогда не задумывались над данным вопросом.

Также по результатам анкетирования было выявлено, что 43% школьников получают информацию о том, как заботиться о своем здоровье из средств массовой информации, 16% - из научно-методической литературы, 5% - от друзей, знакомых, 19% - от преподавателей, 12% - от родителей и 5% - из других источников.

Из всех опрошенных 73% ответили, что не имеют вредных привычек и соответственно 27% ответило, что имеет вредные привычки. Из них 15% студентов любят сытно поесть и 12% - употребляют много кофеинсодержащих продуктов.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что большинство учащихся общеобразовательной школы удовлетвореныздоровьесберегающей средой, но учителям стоит больше уделять внимания вопросам по здоровому образу жизни и формированию правильного отношения к своему собственному здоровью.


Библиографический список

  1. Акилов, М.Б. Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования/М. Б. Акилов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9-10. С. 10-11.

  2. Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада - фарм. 2002.- 346 с.

  3. Витун, Е.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания студентов/ Е. В. Витун., В. Г. Витун // Приложение "Здорвьесберегающие технологии в образовании": Вестник ОГУ № 11.- 2015 г. - С 111-114.

  4. Лопатин, С.А. Здоровьесберегающие технологии - эффективные меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вуза // С. А. Лопатин., Л. А. Байченко., В. И. Терентьев // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". - № 1. - 2014 г. С 34-38.

  5. Министерство образования РФ. Практические рекомендации по организации системно-комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде: Письмо МО РФ от 24.07.2003 № 15-52-522/15-01-21// ОВД. Межведомственный информационный бюллетень.-2003. № 26. - С. 93-96; Вестник образования России. - 2004. - № 1.-С. 68-71.

  6. Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 1.

  7. Сорокина, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала/ Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова// Здоровьесберегающие технологии. - 2013. - № 1(29). С. 111-114.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии как путь сохранения здоровья школьника

Автор: Платыгина Ольга Евгеньевна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья"Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiapovyshieniiekachiestvaurokachieriezispolzovaniiezdoroviesbierieghaiushchikhtiekhnologhiivprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "296255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455964247"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-obuchieniia-ghramotie-so-zdorov-iesbierieghaiushchimi-tiekhnologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "223327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437551800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства