Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы»»
Доклад
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитатель и учителя-логопеда и т.д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе «Организация режима пребывания детей в ДОУ» обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.
Особое внимание заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Рекомендуется использовать следующие формы двигательной активности:
Утренняя гимнастика;
Занятие физической культурой в помещении на воздухе;
Физкультурные минутки;
Подвижные игры;
Спортивные упражнения;
Ритмическая гимнастика;
Занятия на тренажёрах;
Плавание и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящие время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если В ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольника и организацию соответствующих занятий или досугов.
И так, вспомним, чем воспитатель может быть полезен в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Активное взаимодействие с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Проводимое мероприятие должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор должен ознакомить его с содержанием занятия или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя – помогать инструктору, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Рассмотрим пример, в ходе вводной части занятия воспитатель может вместе с детьми под руководством инструктора выполнять запланированные виды ходьбы и бега.
В водной части занятия во время выполнения ОРУ, дошкольники должны усвоить показанное инструктором движение и действовать в соответствии с образом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе – оказание индивидуальной помощи ребёнку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильно И.П. или исправить неверное выполнение движения.
Если дети выполняют упражнения в колоннах, то инструктор контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.
Как известно, существует разные способы организации детей во время проведения занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждой из них функции педагогов также могут быть распределены.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения сразу всеми детьми. Специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет своё задание. При этом инструктор занимается с одной подгруппой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребёнка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя – помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки на занятиях воспитатель и инструктор делят «станции» между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребёнка, воспитателю необходимо расположить так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор должен знать игру, заранее усвоить её правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В заключительной части занятия при проведении специалистом итогов воспитатель также может выразить своё мнение о том, как прошло мероприятие или занятие, кто из детей справился с заданием, что им удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора и воспитателя может быть следующим:
Специалист занимается ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
Специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот)
Специалист проводит с каждым ребёнком образовательную деятельность по ФИЗО в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.
После совместного проведения занятия деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работе (в течение дня в часы игр и прогулок).
Следуя рекомендациям инструктора, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
В свою очередь инструктор должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников; подбирает упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.