«Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности и здоровье учащихся»
«Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности и здоровье учащихся»
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Сегодня нормальный день у ученика - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности и здоровье учащихся»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4 Красноармейского района Волгограда»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по физической культуре на тему:
«Влияние занятий физической культурой
на уровень физической подготовленности
и здоровье учащихся»
Работу выполнили: ученицы 11 класса Алышева Елена Латышова АлександраРуководитель: учитель физической культуры Игнатов Сергей Николаевич
Волгоград 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Обзор литературы по выбранной теме……………………………6-7
Глава 2. Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников……………………………………………….7-9
Глава 3. Возрастно-половые особенности девочек
11-12 лет……………….……………………………………………………...10-11
Глава 4. Исследование-тестирование физической подготовленности и состояния здоровья девочек 11-12 лет, анализ анкет «Физкультура и спорт»…………………………………………………………….…………...11-38
Выводы и предложения ……………………………………………………...38-39
Заключение …………………………………………………………………...40
Использованная литература…………………………………………………41
Приложения №1……………………………………………………………...42
Приложения №2……………………………………………………………...44
ВВЕДЕНИЕ
Если не бегаешь, пока здоров,
придется побегать, когда заболеешь.
Квинт Гораций Флакк.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Сегодня нормальный день у ученика - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность.
По данным Минздрава России здоровье учащихся школ следующее: 14% здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, более 35% хронически больны. В настоящее время 70% детей страдают гиподинамией. Двигательная активность с первых лет обучения снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате около 60 % призывников не достигают необходимого уровня физического развития. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и дополнительно физическими упражнениями существенно влияет на оптимизацию их физической подготовленности, что содействует укреплению здоровья. Под уровнем физической подготовленности в рамках школьной программы подразумевают показатели сдачи контрольных нормативов обучающихся: прыжок в длину с места, челночный бег, наклон из положения сидя и т.д.
Исходя из этого, необходимо более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе развития школьников среднего возраста и влияние занятий физической культурой на здоровье учащихся.
Педагогический контроль является одним из важных факторов повышения эффективности управления процессом физического воспитания и развития учащихся общеобразовательной школы. Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развития двигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания и развития детей школьного возраста.
Так как понятие «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Тестирование двигательных возможностей ученика является одной из наиболее важных областей деятельности учителя физической культуры. Тестирование физических качеств учащихся направленно на решение следующих задач:
1. Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности;
2. Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния;
3. Знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенное время.
Однако очевидно, что традиционный подход к тестированию, когда данные стандартных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом вызывает у многих учеников, особенно с низким и средним уровнями физической подготовленности, негативное отношение.
Тестирование должно способствовать повышению интереса у школьников к занятиям физическими упражнениями, приносить им радость, а не вести к развитию комплекса неполноценности.
К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо функциональные свойства организма.
Контрольные упражнения помогают выявить уровень развития различных двигательных качеств, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых классов. Учитывая стабильность теста, т.е. воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях можно видеть динамику физической подготовки.
Цель работы: изучить влияние занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье и уровень физической подготовленности девочек 11-12 лет муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №4 Красноармейского района Волгограда».
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;
Изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности и здоровье школьников;
Изучить возрастно-половые особенности данного возраста;
Провести и проанализировать анкетирование среди учащихся 6-х классов МОУ лицей №4 «Физкультура и спорт в моей жизни» и мониторинг % пропусков учебных занятий респондентами по причине болезни за 2 года;
Провести тестирование уровня физической подготовленности и проанализировать.
Проблема: влияют ли занятия физической культурой на здоровье и уровень физической подготовленности девочек 11-12 лет, занимающихся дополнительно физическими упражнениями, имеют ли они более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств.
Объект исследования: девочки 11-12 лет. Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10 метров, наклон вперед, бег 30метров) и % пропущенных уроков по причине болезни за 2 года
Методы исследования: анализ литературы, сравнительный, исследовательский, тестирование показателей физической подготовленности.
Глава 1
Обзор литературы по выбранной теме
На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.
Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников, так считают В.И. Лях и А.П. Матвеев.
Многие авторы отмечают, что физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин; А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер; Ю.Н. Вавилов).
Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад (В.К. Бальсевич; Ш.Х. Бедретдинов; O.A. Богданов; С.И. Изаак; ЛА Семенов).
Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева).
Глава 2
Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности и здоровье школьников
В обществе утрачен культ физического здоровья, не считается приоритетной задача формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Неприоритетными в школьной среде являются знания о пользе постоянных физических нагрузок, постепенно в образе жизни приобретают вес пассивные формы отдыха, увеличивается тяга, к вредным привычкам.
Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Изучение влияния физических упражнений на организм человека говорит об огромном и разнообразном воздействии, которое они оказывают на повышение его работоспособности. Факты свидетельствуют о том, что из всех сдвигов в организме, большая часть не связана непосредственно с обеспечением двигательной функции. Сущность влияния физических упражнений на организм раскрывается только при оценке всех реакций, как обеспечивающих двигательную функцию, так и раскрывающих меняющуюся реактивность организма в его столкновениях с различными раздражителями внешней и внутренней среды.
Организм человека отвечает на физическую нагрузку не одной какой-либо реакцией, а целым рядом психических, физиологических, биохимических и морфологических процессов. Они связаны с изменениями в двигательной и вегетативной сфере. Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности.
Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.
Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация). Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого. Средством развития физических качеств являются физические упражнения.
Для физического совершенствования, увеличения уровня физической подготовленности учащимся необходимо заниматься дополнительно физическими упражнениями, так как в рамках урочной системы даже при трёхчасовой недельной нагрузке данного времени недостаточно.
Именно поэтому ученикам нашего лицея представляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.
В нашем лицее действует несколько спортивных секций: баскетбол для юношей и девушек, настольный теннис, волейбол, легкая атлетика. К занятиям в секции допускаются все желающие школьники. Данные занятия призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные учащимися на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения, развивать личностные качества.
Глава 3
Возрастно-половые особенности девочек 11-12 лет
Антропометрическое развитие
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система.
Половое развитие
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями.
Развитие дыхательной системы
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Развитие двигательных качеств
Движение является одним из основных условий жизнедеятельности растущего организма.
В среднем школьном возрасте у девочек эффективно развиваются такие способности (по В.Л.Муравьёву, Н.Н.Назаровой):
скоростно-силовые к 12 годам;
скорость движений к 12 годам;
выносливость в статическом и динамическом режиме к 12-13 годам.
Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики подростков.
Глава 4
Исследование – тестирование уровня физической подготовленности и
состояния здоровья девочек 11-12 лет, анализ анкет
«Физкультура и спорт»
В начале своего исследования мы перед собой поставили задачу найти ответ на следующий вопрос: влияют ли занятия физической культурой на здоровье и уровень физической подготовленности учащихся, занимающихся дополнительно физическими упражнениями, имеют ли они более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств. Своё исследование мы начали в сентябре 2015 года, в нём приняли участие девочки – учащиеся 5-х классов, которые относятся к основной медицинской группе. Наше исследование включает в себя 3 блока:
Мониторинг % пропущенных уроков по причине болезни за 2 года.
Анализ анкет «Физкультура и спорт» целью, которых является выявить количество респондентов, которые регулярно посещают спортивные секции.
Исследование-тестирование уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10 метров, наклон вперед, бег 30метров).
В нашем исследовании можно выделить 4 этапа:
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап №2: декабрь 2015 года
Анализ анкет «Физкультура и спорт»
Мониторинг % пропущенных уроков по причине болезни
Этап №1: сентябрь 2015 года
Анализ анкет «Физкультура и спорт»
Исследование-тестирование уровня физической подготовленности
Этап №3: май 2016 года
Анализ анкет «Физкультура и спорт»
Исследование-тестирование уровня физической подготовленности
Мониторинг % пропущенных уроков по причине болезни
Этап №4: сентябрь 2016 года
Анализ анкет «Физкультура и спорт»
Исследование-тестирование уровня физической подготовленности
Этап №5: декабрь 2016 года
Исследование-тестирование уровня физической подготовленности
Мониторинг % пропущенных уроков по причине болезни
Анализ анкет «Физкультура и спорт»
«Проба Серкина»
Своё исследование мы начали в сентябре 2015 года с проведения анкетирования «Физкультура и спорт» (Приложение№1), в результате которого получили следующие результаты:
Выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику? Да - 5 человек, нет – 3 человека, редко - 10 человек;
Сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе? До 1 часа - 2 человека, 1.5 -2 часа – 7 человек, 2 и более часа- 9 человек;
Выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 9 человек, нет – 1 человек, редко - 8 человек;
Какие игры ты предпочитаешь? Компьютерные -0 человек, дворовые -18 человек;
Во сколько ты ложишься спать? До 22 часов – 11 человек, до 23 часов - 6 человек, от 23 и более часов – 1человек;
Сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 11 человек, от 1 до 3 часов - 7 человек, от 3 и более часов –0 человек;
Как часто ты болеешь? 1 раз в год - 9 человек, 1 раз в триместр - 6 человек, каждый месяц – 3 человека;
Посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 5 человек, нет – 11 человек, редко - 2 человека;
Посещаешь ты уроки физкультуры (в спортивном зале)? Да - 14 человек, нет – 0 человек, редко - 4 человека;
Часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 4 человека, нет – 7 человек, редко - 7 человек;
Если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни – 13 человек, забыл форму – 3 человека, не хочу – 1 человек;
Нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 17 человек; нет – 1 человек;
Сколько времени в неделю занимаешься на секции? до 1часа – 2 человека, от 1 до 3 часов – 2 человека, от 3 и более часов – 3 человека;
Нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные и подвижные игры? Да – 17 человек; нет – 1 человек;
Продолжительность занятий спортом (спортивные секции)? 1 год – 2 человека, 2 года – 3 человека, только что записались – 2 человека;
Занимаются ли в твоей семье спортом? Да – 11 человек, нет – 7 человек;
Почему ты занимаешься в спортивных секциях? Респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, нравится принимать участие в соревнованиях.
Анализируя данное анкетирование, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают 7 человека. Посещают спортивные секции 1 год – 2 человека, 2 года – 3 человека, только что записались – 2 человека. Из 18 учениц, только у четырёх девочек недельная физическая нагрузка составляет около 10 часов, не считая прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики, у двух девочек порядка 6 часов, а у остальных - 3 часа физической активности на уроках физической культуры, не считая прогулок на свежем воздухе и утренней гимнастики.
Список девочек, посещающих секции:
До 1 года – Хромина Милана; Смыкалова Алла; 2 года и более – Сурина Елена, Тыщенко Алена, Ющенко Анастасия; Начали заниматься в сентябре – Григорьева Мария, Коммерческая Екатерина.
Многие респонденты ведут активный образ жизни: выполняют утреннюю гимнастику, много времени проводят на свежем воздухе и интересуют их больше дворовые игры, нежели компьютерные. За компьютером девочки проводят около 1 часа в день. 94% обучающихся посещают уроки физической культуры и практически всем она нравится. Только одна девочка очень часто пропускает уроки в связи с частыми заболеваниями. Все обучающиеся любят на уроках играть в спортивные игры. Многие девочки ответили, что их семье занимаются спортом, либо это братья и сёстры, либо родители. На вопрос, почему ты занимаешься в спортивных секциях, респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение и что им нравится принимать участие в соревнованиях.
Также на данном этапе нашего исследования нами было проведено исследование-тестирование уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10 метров, наклон вперед, бег 30метров)
При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей.
В школьной программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Были выбраны тесты для проверки скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости, быстроты – это челночный бег 3х10, прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения сидя, поднимание туловища за 30 секунд, бег 30м. Нормативы соответствуют уровню физической подготовленности обучающихся согласно авторской программы по физической культуре авторского коллектива В.И. Лях, А.А.Зданевич. (Приложение №2). Результаты тестирования мы отразили в таблице:
Фамилия, имя
Год рожд.
Физк. группа
Челночный бег 3х10
Уро-вень
Прыжок в длину с места
Уровень
Наклон вперед
Уровень
Поднимание туловища, 30 сек.
Уровень
30м.
Уровень
Уровень
1. Арюкова Алина
2004
II осн
9,2
Ниже средн
136
Ниже средн
2
Низкий
23
Высок
6,1
Ниже средн
Ниже средн
2. Коновалова Алёна
2004
I осн
10,0
Низкий
129
Низкий
4
Низкий
12
Ниже средн
6,5
Низкий
Низк
3. Завгороднева Анастасия
2004
II осн
8,8
Средн
140
Ниже средн
8
Средн
27
Высок
6,5
Низкий
Средн
4. Сибирева Ирина
2004
I осн
8,5
Выше средн
152
Ниже средн
5
Низкий
25
Высок
5,9
Средн
Средн
5. Хромина Милана
2004
I осн
8,3
Высок
160
Средн
12
Выше средн
29
Высок
5,7
Средн
Выше средн
6. Смыкалова Алла
2004
II осн
8,6
Выше средн
173
Выше средн
10
Средн
24
Высок
5,7
Средн
Выше средн
7.Тыщенко Ульяна
2004
II осн
7,9
Высок
197
Высок
18
Высок
26
Высок
5,2
Высок
Высок
8.Солдатова Дарья
2004
I осн
9,3
Ниже средн
140
Ниже средн
9
Средн
20
Высок
5,8
Средн
Средн
9.Черненко Александра
2004
II осн
9,2
Ниже средн
137
Ниже средн
7
Ниже средн
19
Высок
6,0
Средн
Средн
10.Ющенко Анастасия
2004
I осн
8,4
Высок
164
Средн
14
Высок
24
Высок
6,0
Средн
Высок
11.Тапилина Ольга
2004
II осн
9,2
Ниже средн
142
Ниже средн
15
Высок
20
Высок
6,2
Ниже средн
Средн
12.Гребенщикова Дарья
2004
II осн
9,9
Низкий
126
Низкий
3
Низкий
20
Высок
6,5
Ниже средн
Ниже средн
13.Сурина Елена
2004
I осн
8,3
Высок
168
Средн
13
Высок
23
Высок
5,5
Средн
Высок
14.Григорьева Мария
2004
II осн
9,3
Ниже средн
159
Средн
6
Ниже средн
20
Высок
5,7
Средн
Средн
15.Коммерческая Екатерина
2005
I осн
9,8
Средн
165
Средн
8
Ниже средн
20
Высок
5,8
Средн
Средн
16.Иванова Виктория
2004
II осн
9,2
Средн
169
Средн
10
Средн
19
Высок
6,0
Средн
Средн
17.Кузнецова Полина
2004
I осн
9,4
Средн
161
Средн
10
Средн
20
Высок
6,0
Средн
Средн
18. Омельченко Софья
2004
II осн
9,6
Средн
165
Средн
10
Средн
19
Высок
6,2
Ниже средн
Средн
Анализируя показания контрольных нормативов тренированных и нетренированных девочек, можно отметить:
Низкий уровень подготовленности у 1 ученицы (Коновалова А.), ниже среднего уровня у 2 девочек (Арюкова Ар., Гребеньщикова Д.), средний уровень у 10 учащихся (Завгороднева Ан., Сибирёва Ир., Солдатова Д., Черненко Ал., Тапилина Ол., Григорьева М., Коммерческая Ек., Иванова В., Кузнецова П., Омельченко С. ), выше среднего уровня у 2 учениц (Хромина М., Смыкалова Ал.) и высокий уровень у 3девочек (Тыщенко Ул., Ющенок Ан., Сурина Ел.);
Значительно разнятся показатели всех нормативов;
Среди тренированных девочек по всем показателям превзошла Тыщенко Ульяна;
Среди тренированных у Смыкаловой Аллы, Ющенко Анастасии, Хроминой Миланы, Суриной Елены есть показатели на среднем уровне от 1 до3;
У занимающихся девочек результаты намного выше.
Также на данном этапе исследования нами были проведены классные часы, беседы по привлечению к дополнительным занятиям физическими упражнениями и спортом в школьных спортивных кружках и спортивных секциях района.
Следующий этап нашего исследования начался в декабре 2015 года. На данном этапе нами было проведено повторное анкетирование «Физкультура и спорт» по сокращенной форме:
Посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 12 человек, нет – 11 человек, редко - 0 человека;
Посещаешь ты уроки физкультуры (в спортивном зале)? Да - 16 человек, нет – 0 человек, редко - 2 человека;
Часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 3 человека, нет – 9 человек, редко - 6 человек;
Если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни – 13 человек, забыл форму – 3 человека, не хочу – 1 человек;
Сравнительный анализ двух анкетирований (сентябрь, декабрь – 2015 г.) мы отразили в диаграмме, в данной диаграмме показаны только результаты ответов «Да»:
Вывод: возросло количество учащихся, которые занимаются в различных спортивных кружках и секциях.
На данном этапе исследования нами был проведен мониторинг пропущенных уроков респондентами по причине болезни:
Вывод: занимающиеся в спортивных кружках и секциях пропускают меньше.
Третий этап исследования – май 2016 года. Мы повторили анкетирование «Физкультура и спорт» по сокращенной форме и получили следующие результаты:
Посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 8 человек, нет – 10 человек, редко - 0 человека;
Посещаешь ты уроки физкультуры (в спортивном зале)? Да - 17 человек, нет – 0 человек, редко - 1 человек;
Часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 2 человека, нет – 11 человек, редко - 5 человек;
Если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни – 13 человек, забыл форму – 3 человека, не хочу – 1 человек;
Сравнительный анализ трех анкетирований (сентябрь, декабрь – 2015 г. и май 2016 г.) мы отразили в диаграмме, в данной диаграмме показаны только результаты ответов «Да»:
Вывод: из 18 респондентов 8 занимаются в спортивных кружках и секциях, четверо перестали заниматься по различным причинам.
Список девочек, посещающих секции:
До 1 года – Хромина Милана; Смыкалова Алла; 2 года и более – Сурина Елена, Тыщенко Алена, Ющенко Анастасия; Начали заниматься в сентябре – Григорьева Мария, Коммерческая Екатерина, Омельченко Софья.
Также нами было проведено исследование-тестирование уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10 метров, наклон вперед, бег 30метров). Результаты отражены в данной таблице:
Фамилия, имя
Год рожд.
Физк. группа
Челночный бег 3х10
Уро-вень
Прыжок в длину с места
Уровень
Наклон вперед
Уровень
Поднимание туловища, 30 сек.
Уровень
30м.
Уровень
Уровень
1. Арюкова Алина
2004
II осн
9,0
Средн
139
Ниже средн
1
Низкий
24
Высок
6,2
Средн
Ниже средн
2. Коновалова Алёна
2004
I осн
9,9
Низкий
130
Низкий
3
Низкий
14
Ниже средн
6,5
Низкий
Низк
3. Завгороднева Анастасия
2004
II осн
8,7
Средн
143
Ниже средн
8
Средн
25
Высок
6,6
Низкий
Средн
4. Сибирева Ирина
2004
I осн
8,4
Высок
150
Ниже средн
6
Низкий
24
Высок
5,8
Средн
Средн
5. Хромина Милана
2004
I осн
8,2
Высок
164
Средн
14
Выше средн
28
Высок
5,6
Средн
Выше средн
6. Смыкалова Алла
2004
II осн
8,4
Высок
176
Выше средн
12
Средн
26
Высок
5,5
Средн
Выше средн
7.Тыщенко Ульяна
2004
I осн
8,0
Высок
199
Высок
19
Высок
29
Высок
5,2
Высок
Высок
8.Солдатова Дарья
2004
II осн
9,1
Средн
147
Ниже средн
9
Средн
20
Высок
5,6
Средн
Средн
9.Черненко Александра
2004
II осн
9,0
Средн
141
Ниже средн
7
Ниже средн
21
Высок
6,0
Средн
Средн
10.Ющенко Анастасия
2004
I осн
8,3
Высок
170
Средн
16
Высок
25
Высок
5,9
Средн
Высок
11.Тапилина Ольга
2004
II осн
9,1
Средн
144
Ниже средн
15
Высок
20
Высок
6,1
Средн
Средн
12.Гребенщикова Дарья
2004
II осн
9,7
Низкий
127
Низкий
4
Низкий
20
Высок
6,7
Низкий
Ниже средн
13.Сурина Елена
2004
I осн
8,2
Высок
170
Средн
15
Высок
25
Высок
5,5
Высок
Высок
14.Григорьева Мария
2004
II осн
9,3
Ниже средн
163
Средн
17
Ниже средн
22
Высок
5,5
Высок
Средн
15.Коммерческая Екатерина
2005
I осн
9,7
Низкий
165
Средн
11
Средн
21
Высок
5,9
Средн
Средн
16.Иванова Виктория
2004
II осн
9,1
Средн
170
Средн
9
Средн
20
Высок
5,9
Средн
Средн
17.Кузнецова Полина
2004
I осн
9,4
Средн
165
Средн
11
Средн
21
Высок
5,8
Средн
Средн
18. Омельченко Софья
2004
II осн
9,4
Средн
167
Средн
9
Средн
22
Высок
6,1
Средн
Средн
Вывод: повторное тестирование и сравнение с результатами сентября месяца показало прирост показателей у занимающихся в процентном соотношении больше, чем у незанимающихся, хотя абсолютные величины у некоторых незанимающихся превосходят показатели занимающихся.
В мае 2016 года был проведен мониторинг пропусков учебных занятий по болезни за 2015-1016 учебный, результаты отражены в диаграмме:
Вывод: занимающиеся в спортивных кружках и секциях пропускают меньше.
Следующий этап нашего исследования начался в сентябре 2016 года. Респондентами являются те же 18 девочек, только теперь они шестиклассницы. Мы решили начать новый этап нашего исследования с анкетирования «Физкультура и спорт», проведя данное анкетирование мы получили следующие результаты:
Выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику? Да - 5 человек, нет – 3 человека, редко - 10 человек;
Сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе? До 1 часа - 2 человека, 1.5 -2 часа – 7 человек, 2 и более часа- 9 человек;
Выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 9 человек, нет – 1 человек, редко - 8 человек;
Какие игры ты предпочитаешь? Компьютерные -0 человек, дворовые -18 человек;
Во сколько ты ложишься спать? До 22 часов – 11 человек, до 23 часов - 6 человек, от 23 и более часов – 1человек;
Сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 11 человек, от 1 до 3 часов - 7 человек, от 3 и более часов –0 человек;
Как часто ты болеешь? 1 раз в год - 9 человек, 1 раз в триместр - 8 человек, каждый месяц – 1 человек;
Посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 8 человека, нет – 10 человек, редко - 0 человек;
Посещаешь ты уроки физкультуры (в спортивном зале)? Да - 18 человек, нет – 0 человек, редко - 0 человек;
Часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 0 человек, нет – 17 человек, редко - 1 человек;
Если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;
Нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 18 человек;
Сколько времени в неделю занимаешься на секции? до 1часа – 2 человек, от 1 до 3 часов – 2 человек, от 3 и более часов – 4 человека;
Нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные и подвижные игры? Да – 18 человек;
Продолжительность занятий спортом (спортивные секции)? 1 год – 3 человека, 2 года – 2 человека, 3 и более лет – 3 человека;
Занимаются ли в твоей семье спортом? Да – 11 человек, нет – 7 человек;
Почему ты занимаешься в спортивных секциях? Респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, нравится принимать участие в соревнованиях.
Анализируя данное анкетирование, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают 8 человек. Посещают спортивные секции более 3 лет-3 человека, 2 года- 2 человека, 1 год- 3 человека. Из 18 учениц, только у четверых девочек недельная физическая нагрузка составляет около 10 часов, не считая прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики, у двух девочек порядка 6 часов, а у остальных - 3 часа физической активности на уроках физической культуры, не считая прогулок на свежем воздухе и утренней гимнастики.
Список девочек, посещающих секции:
До 1 года – Григорьева Мария; Коммерческая Екатерина; Омельченко Софья; 2 года и более –Хромина Милана, Смыкалова Алла; 3 и более лет – Тыщенко Анастасия, Ющенко Анастасия; Сурина Елена.
Остальные респонденты не изъявили желание заниматься дополнительно.
Многие респонденты ведут активный образ жизни: выполняют утреннюю гимнастику, много времени проводят на свежем воздухе и интересуют их больше дворовые игры, нежели компьютерные. За компьютером девочки проводят около 1 часа в день. 100% обучающихся посещают уроки физической культуры и всем она нравится.
На данном этапе нами было проведено исследование-тестирование уровня физической подготовленности. Результаты отражены в таблице:
На следующем этапе, который начался в декабре 2016 года, нами было проведено повторное анкетирование «Физкультура и спорт» по сокращенной форме:
Посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 8 человека, нет – 10 человек, редко - 0 человек;
Посещаешь ты уроки физкультуры (в спортивном зале)? Да - 18 человек, нет – 0 человек, редко - 0 человек;
Часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 0 человек, нет – 17 человек, редко - 1 человек;
Если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;
Сравнительный анализ двух анкетирований (сентябрь и декабрь – 2016 г.) мы отразили в диаграмме, в данной диаграмме показаны только результаты ответов «Да»:
Вывод: количество занимающихся и незанимающихся в спортивных кружках и секциях не изменилось.
Список девочек, посещающих секции:
До 1 года – Григорьева Мария; Коммерческая Екатерина; Омельченко Софья; 2 года и более –Хромина Милана, Смыкалова Алла; 3 и более лет – Тыщенко Анастасия, Ющенко Анастасия; Сурина Елена.
На данном этапе исследования мы провели мониторинг пропущенных уроков респондентами по причине болезни:
Вывод: занимающиеся в спортивных кружках и секциях пропускают меньше.
В декабре 2016 года мы провели исследование-тестирование уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10 метров, наклон вперед, бег 30метров).
Результаты тестирования мы отразили в таблице:
Фамилия, имя
Год рожд.
Физк. группа
Челночный бег 3х10
Уро-вень
Прыжок в длину с места
Уровень
Наклон вперед
Уровень
Поднимание туловища, 30 сек.
Уровень
30м.
Уровень
Уровень
1. Арюкова Алина
2004
II осн
8.9
Средн
141
Ниже средн
4
Низкий
25
Высок
5.9
Средн
Ниже средн
2. Коновалова Алёна
2004
I осн
9.7
Низкий
132
Низкий
4
Низкий
12
Ниже средн
6.3
Низкий
Низк
3. Завгороднева Анастасия
2004
II осн
8.5
Средн
145
Ниже средн
10
Средн
30
Высок
6.3
Низкий
Средн
4. Сибирева Ирина
2004
I осн
8.2
Высок
157
Ниже средн
6
Низкий
27
Высок
5.6
Средн
Средн
5. Хромина Милана
2004
I осн
8.1
Высок
165
Средн
14
Выше средн
32
Высок
5.5
Средн
Выше средн
6. Смыкалова Алла
2004
II осн
8.3
Высок
178
Выше средн
12
Средн
27
Высок
5.4
Средн
Выше средн
7.Тыщенко Ульяна
2004
II осн
7.6
Высок
202
Высок
20
Высок
29
Высок
5.0
Высок
Высок
8.Солдатова Дарья
2004
II осн
9.0
Средн
145
Ниже средн
10
Средн
23
Высок
5.5
Средн
Средн
9.Черненко Александра
2004
II осн
8.9
Средн
142
Ниже средн
8
Ниже средн
21
Высок
5.8
Средн
Средн
10.Ющенко Анастасия
2004
II осн
8.1
Высок
169
Средн
18
Высок
28
Высок
6.0
Средн
Высок
11.Тапилина Ольга
2004
II осн
8.9
Средн
147
Ниже средн
18
Высок
23
Высок
6.0
Средн
Средн
12.Гребенщикова Дарья
2004
II осн
9.6
Низкий
131
Низкий
4
Низкий
21
Высок
6.5
Ниже средн
Ниже средн
13.Сурина Елена
2004
II осн
8.0
Высок
173
Средн
16
Высок
26
Высок
5.3
Высок
Высок
14.Григорьева Мария
2004
II осн
9.0
Средн
164
Средн
8
Ниже средн
22
Высок
5.4
Высок
Средн
15.Коммерческая Екатерина
2005
I осн
9.5
Ниже средн
170
Средн
14
Выше средн
23
Высок
5.6
Средн
Средн
16.Иванова Виктория
2004
II осн
8.9
Средн
174
Средн
11
Средн
22
Высок
5.8
Средн
Средн
17.Кузнецова Полина
2004
I осн
9.1
Средн
166
Средн
12
Средн
24
Высок
5.7
Средн
Средн
18. Омельченко Софья
2004
II осн
9.3
Ниже средн
170
Средн
10
Средн
21
Высок
6.0
Средн
Средн
Анализируя показания контрольных нормативов тренированных и нетренированных девочек, можно отметить: низкий уровень подготовленности у 1 ученицы (Коновалова А.), ниже среднего уровня у 2 девочек (Арюкова Ар., Гребеньщикова Д.), средний уровень у 10 учащихся (Завгороднева Ан., Сибирёва Ир., Солдатова Д., Черненко Ал., Тапилина Ол., Григорьева М., Коммерческая Ек., Иванова В., Кузнецова П., Омельченко С. ), выше среднего уровня у 2 учениц (Хромина М., Смыкалова Ал.) и высокий уровень у 3девочек (Тыщенко Ул., Ющенок Ан., Сурина Ел.); У занимающихся девочек в спортивных кружках и секциях результаты намного выше.
На заключительном этапе нашего исследования нами было принято решение о проведении дополнительного тестирования пробы Серкина. Цель данного тестирования: определение степени тренированности.
После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с. и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза). Оценка результатов пробы Серкина, сек.
Контингент обследуемых
Фазы пробы
1 фаза
2 фаза
3 фаза
Здоровые тренированные люди
60 и более
30 и более
Более 60
Здоровые нетренированные люди
40-55
15-25
35-55
Лица со скрытой недостаточностью крообращения
20-35
12 и менее
24 и менее
Пробу Серкина прошли все обследуемые, результаты в таблице.
№ п.п.
Фамилия, имя
Фазы пробы
1 фаза
2 фаза
3 фаза
1
Арюкова Алина
49
10
26
Лица со скрытой недостаточностью крообращения
2
Коновалова Алёна
38
7
26
Лица со скрытой недостаточностью крообращения
3
Завгороднева Анастасия
43
15
25
Здоровые не- тренированные люди
4
Сибирева Ирина
49
10
16
Лица со скрытой недостаточностью крообращения
5
Хромина Милана
68
32
61
Здоровые тренированные люди
6
Смыкалова Алла
63
34
67
Здоровые тренированные люди
7
Тыщенко Ульяна
63
33
65
Здоровые тренированные люди
8
Солдатова Дарья
52
24
26
Здоровые не -тренированные люди
9
Черненко Александра
55
26
55
Здоровые не -тренированные люди
10
Ющенко Анастасия
67
35
72
Здоровые тренированные люди
11
Тапилина Ольга
32
13
15
Здоровые не -тренированные люди
12
Гребенщикова Дарья
42
25
49
Здоровые не -тренированные люди
13
Сурина Елена
65
34
61
Здоровые тренированные люди
14
Григорьева Мария
64
30
66
Здоровые тренированные люди
15
Коммерческая Екатерина
44
18
40
Здоровые не -тренированные люди
16
Иванова Виктория
47
21
38
Здоровые не -тренированные люди
17
Кузнецова Полина
42
24
36
Здоровые не -тренированные люди
18
Омельченко Софья
46
17
35
Здоровые не -тренированные люди
Анализируя пробу можно сделать следующие выводы, что из 18 учениц 8 здоровые, но нетренированные, из них 2 девочки посещают спортивную секцию (Сурина Елена и Хромина Милана второй год). Лица со скрытой недостаточностью крообращения - 3 человека (Арюкова Алина, судя по анкетированию, очень часто пропускает уроки физической культуры из-за заболеваний, Коновалова Алёна и Сибирёва Ирина посещают уроки физической культуры, но судя по уровню физической подготовленности, прилагают минимальные усилия для улучшения своего физического развития).
Анализ показателей пробы Серкина показал, что среди тренирующихся девочек есть те, кто не подтверждает статус здорового тренированного (Коммерческая Е., Омельченко С.). На наш взгляд это можно объяснить небольшим периодом времени занятий в спортивной секции.
Выводы и предложения
Результаты исследовательской работы подтвердили, что девочки 11-12 лет, занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств;
Развитие физических качеств зависит от продолжительности занятий физической культурой и спортом;
Согласно мониторингу пропущенных уроков физической культуры респондентами по причине болезни был сделан вывод: занимающиеся в спортивных кружках и секциях пропускают меньше по сравнению с незанимающимися;
Не у всех тренированных девочек, согласно пробе Серкина, подтверждается статус «здорового тренированного»;
На низком и ниже среднего уровнях контрольный норматив по «Прыжку в длину с места», у 8 учениц. Для коррекции данного норматива рекомендуются определённые упражнения, вот некоторые из них:
- прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество;
- выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков;
- спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз;
- различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе и т.д.;
5. На низком и ниже среднего уровнях показатели норматива «Наклон вперёд из положения сидя» у 5 человек. Для коррекции данного норматива рекомендуется выполнение упражнений с повышенной амплитудой, например,
- из положения стоя или сидя наклоны вперёд, не сгибая ноги в коленях;
- «Мост»;
- из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, вытянуты вперед, производить вращение туловища поочередно в противоположные стороны и т.д.;
6. Для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объёма двигательной активности необходимо:
- регулярное выполнение утренней гимнастики;
- добросовестное отношение к урокам физической культуры;
- выполнение домашнего задания, направленного на развитие физических качеств;
- дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.
Заключение
И в заключении хотелось бы обратиться к словам команды известных ученых и врачей под руководством академиков Н.Г.Блохина, К.И.Чазова к нам – школьникам: «Не ждите, пока кто-то за руку вас приведёт на стадион, будьте инициативнее! Занимайтесь физкультурой сами, приобщайте к ней младших братишек и сестрёнок и даже родителей. Помогайте вашим мамам по дому, чтобы у них высвободилось время для прогулок, туристического похода!» Вот к чему они нас призывают.
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
Физи-
ческие способ-
ности
Контроль
Возраст,
Уровень
Данные требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классе проводится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели:
- уровень соответствующих знаний, - степень владения двигательными умениями и навыками, - знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - выполнение учебных нормативов.
Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат. В этой связи при оценке успеваемости необходимо ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.