Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия»
Универсальные учебные действия у старшеклассников на уроках физической культуры
Аннотация
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с универсальными учебными действиями. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках физической культуры.
На сегодняшний день актуальной проблемой выступает создание определенных стандартов учебных действий в школьных учреждениях. Это обусловлено тем, что уровень данных стандартов способен оказывать значительное влияние на результативность обучения школьников, а также на их социализацию и развитие индивидуальных черт характера.
Основная цель школьного образования заключается не просто в передачи преподавателем определенных знаний, навыком и умений, а в становлении и развитии способностей учеников. Важным является формирование таких навыков, как способность самостоятельной постановки учебных целей, проектирование путей их реализации, контроль и оценка результатов. Все эти навыки в совокупности представляют собой формирование умения учиться. [1]
Для достижения указанных целей необходимо сформировать эффективную систему универсальных учебных действий (УУД). Умение владеть УУД позволяет старшеклассникам успешно и эффективно осваивать новые знания, навыки и умения. Это обусловлено тем, что универсальные учебные действия выступают обобщенными действиями, которые порождают мотивацию учеников к процессу обучения. Они позволяют школьникам хорошо ориентироваться в разных предметных областях. Отличительная особенность нового федерального государственного образовательного стандарта заключается в его деятельностном характере.
При этом его основная цель — развитие личности школьника. Положения стандарта подразумевают определенные виды деятельности, которыми школьники должны овладеть в полной мере по результатам обучения. Требованиями к итогам обучения являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Важной составляющей основы нового стандарта выступают УУД. Универсальные учебные действия понимаются в качестве «общеучебных умений», «метапредметных действий», а также «общих способов деятельности». [2]
Стоит уделить внимание вопросу, который заключается в формировании универсальных учебных действий для такого предмета, как физкультура. Специалистами в данной области - М.Я. Виленским, В.П Лукьяненко, Ю.А. Копыловым, отмечается, что урок физкультуры должен решать несколько важных задач. К данным задачам относят оздоровление и тренировки. Важной составляющей в области модернизации физкультурного образования по мнению специалистов выступает увеличение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура».
На современном этапе времени выявляется недостаточный уровень внимания к решению задач урока физкультуры. В результате складывается ситуация, при которой результативность физкультуры в школьном учреждении значительно снижается. Образовательная практика практически всегда предусматривает определенные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе проведения уроков физкультуры. Основной проблемой выступает недостаточное развитие у школьников универсальных учебных действий.
Данная ситуация проявляется в нежелании выслушать задание, непонимании целей его выполнения, неумении осуществлять командную или групповую работу. Результатом этого является неточное выполнение движений и заданий, игнорирование деталей техники и снижение качества образования в данной предметной области в целом.
Следовательно, очень важным выступает организация работы по формированию универсальных учебных действий на уроках физкультуры. Данная работа должна обуславливаться несколькими качественными обстоятельствами: педагогическая наука, образовательная практика, образовательные стандарты второго поколения.
К основным функция УУД относят:
- формирование способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, осуществлять контроль и оценку результатов;
- формирование условий, которые позволят гармонично развивать личность школьника посредством непрерывного образования;
- обеспечение условий, позволяющих успешно усваивать знания, формировать умения и навыки в различных предметных областях. [3]
Для того чтобы модернизировать систему физического воспитания школьников необходимо сформулировать важные задачи, которые объединяют в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей школьника и формирование условий для их эффективного самосовершенствования посредством физкультуры.
2. Обучение самостоятельному поиску необходимых данных, а также освоению новых двигательных упражнений.
Урок физкультуры всегда предполагает высокий уровень моторной плотности и применение материалов по формированию универсальных учебных действий. Важным является выявление методов и приемов, посредством которых возможно осуществить формирование УУД у учеников.
Выделим несколько главных рекомендаций по разработке методики УУД:
1. Нет необходимость в изобретении и разработке новейших средств физического воспитания школьников. требуется такая организация урока, которая обращалась бы к разуму учеников и их ощущениям. Важным приоритетом является самостоятельность школьника. Это необходимо для того, чтобы они не просто изучали готовый материал, а самостоятельно решали те или иные двигательные задачи.
2. Упражнения и различного рода задания урока физической культуры должны быть в соответствии с возрастом школьников.
3. Различные стадии обучения двигательным действиям позволяют выявить основные преимущества формирования УУД.
На начальной стадии обучения стоит уделять особое внимание предполагаемым итогам обучения и работе со школьниками в области изучаемого двигательного действия.
Учащиеся самостоятельно должны выполнять те или иные двигательные действия так, как, по их мнению, является правильным. Это позволит выявить основные ошибки и своевременно их устранить. [4]
Углубленное изучение предполагает групповую или командную работу по выполнении упражнений согласно таблицам, рисункам и схемам. Важно на данном этапе и сконцентрировать внимание учеников на основных характеристиках и особенностях двигательного действия (временные, динамические, пространственные).
Следующая стадия - этап совершенствования. на данном этапе выявляются детали техники двигательного действия, основываясь на собственный опыт и опыт одноклассников.
4. Каждое положение учебных программ должны включать разнообразный потенциал в области формирования универсальных учебных действий.
Преподавателю в своей работе необходимо учитывать уровень сформированности УУД с такими показателями, как:
- состояние здоровья учащихся;
- навыки и умения понимать задания преподавателя;
- умение эффективно решать учебные задачи;
- выработка навыков общения с одноклассниками;
- умения осуществлять контроль за собственными действиями.
Формирование УУД (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные) должно осуществляться на основе возможности усвоения различных предметных областей. Для определения эффективности образовательного процесса (усвоений знаний, формирований умений, образ мира) важно учитывать основные свойства и качества УУД.
При анализе научной и методической литературы было выявлено, что для формирования УУД старшеклассников, основываясь на Федеральные государственные стандарты, необходимо применять специализированные методы, способы и приемы обучения. Посредством указанных приемов формируются необходимые умения. В современной литературе представлен накопленный методический и научный опыт, который является для педагога довольно ценным материалом.
Список литературы
1. Пустовалова Е.Е. Матричная модель плана воспитательной работы классного руководителя. URL: http://festival.lseptember.ru// -2016 г.
2. Саволайнен Г.С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, практика // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 12-22.
3. Фатеева O.A. Способ обучения тренеров моделированию тренировочного процесса. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: матер. XVI Междунар. симпозиума; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sibsau.ru//
4. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76-80.