kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учет физиологических особенностей в преподавании и оценивании на уроке физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый урок физической культуры имеет свою специфику и используется с определенной целью. Немаловажное место в структуре урока занимает подготовительная часть урока, она определяет эффективность следующего этапа урока.

К основным требованиям урока относятся: наличие оздоровительного и воспитательного эффекта, обеспечение условий активного участия ученика в уроке, тесная связь урока с предыдущими уроками, присутствие на уроке самообучения и самовоспитания, оптимизация двигательной активности.

Структура занятий по физической культуре предусматривает их общую педагогическую направленность и специфический смысл, который обеспечивает решение задач физического воспитания.

Оптимизация нагрузки на уроке, особенно в подготовительной части, имеет важное значение и влияет на качество выполнения упражнений на протяжении всего урока.

Ведущую роль в развитии двигательных качеств и биомеханической адекватности играет адаптация организма, которая проявляется в его приспособленной реакции на неоднократно примененный раздражитель. Процесс адаптации позволяет достичь не только высокого уровня развития физических качеств, но и расширяет физические и психические возможности переносить нагрузки. Предыдущие нагрузки преодолеваются легче, чем раньше и вызывают меньшую усталость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учет физиологических особенностей в преподавании и оценивании на уроке физической культуры»

11


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ донецкий республиканский институт последипломного педагогического образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Учет физиологических особенностей в преподавании и оценивании на уроке физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил:

учитель физической культуры

МОУ «Школа № 18 г. Тореза»

Вайнилов В.Д.

 

 


 


Донецк - 2017 год

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура - составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей с целью гармоничного формирования его личности и развития активной жизнедеятельности.

В системе различных организационных форм физического воспитания, тесно связанных между собой, особое место занимает урок физической культуры, который является основной формой физического воспитания школьника.

Главными задачами уроков физической культуры является формирование основ рациональной техники движений в гимнастических упражнениях, легкой атлетике, передвижении на лыжах, игре в ручной мяч, баскетбол, развитие ловкости, силы, скорости и выносливости, подготовка учеников к сдаче контрольно-учебных нормативов и тестовых упражнений. Надо также совершенствовать и закреплять навыки правильной осанки, дыхания.

Ученики должны усвоить навыки самостоятельных занятий и получить знания о влиянии упражнений на физическое развитие и здоровье. На уроках нужно достичь, чтобы интерес обучающихся к физическим упражнениям перешел в необходимость и привычку регулярно заниматься ими.

Важно также развивать у учащихся организаторские способности на уроках физической культуры.

Какие же задачи нужно решать на уроках физической культуры?

1. Укрепление здоровья, содействие правильному развитию  и закаливанию школьников.

2. Привитие обучающимся жизненно важных двигательных умений и навыков.

3. Воспитание основных двигательных качеств - быстроты, ловкости, силы и выносливости.

4. Сообщение необходимых сведений по физической культуре и спорту, гигиене физических упражнении, о закалке, режиме дня, правильном дыхании, осанке.

5. Привитие навыков личной и общей гигиены, необходимых в быту и во время занятий физическими упражнениями.

6. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, навыков культурного поведения, коллективизма, чувства дружбы и товарищества.

7. Содействие развитию умственных способностей учащихся.

Осуществление указанных задач достигается целенаправленным содержанием, правильной организацией и проведением уроков физической культуры. Все эти задачи тесно связаны между собой и решаются в едином процессе, но в то же время решение каждой из них имеет и свои пути. Так, в решении оздоровительных задач основным является подбор и дозирование физических упражнений с учетом состояния здоровья, физического развития, возрастных и половых особенностей обучающихся, а также выполнение гигиенических требований к уроку физической культуры (проведение занятий на свежем воздухе - площадке, стадионе, на местности).

Укрепления здоровья обучающихся требует строгой регламентации физической нагрузки на организм школьника в течение всего урока. Необходимо постепенно вводить организм обучающихся в работу, а также после выполнения посильной физической нагрузки приводить его в относительно спокойное состояние.

Учебные задачи решаются на основе освоения комплексов двигательных умений и навыков, которые есть в программе. В процессе обучения у обучающихся воспитываются основные двигательные качества: скорость, ловкость, а также в пределах возможностей организма детей определенного возраста - сила и выносливость.

Во время занятий ученики приобретают знания по физической культуре и спорту. На уроках они знакомятся с вопросами гигиены физических упражнений, гигиеническими требованиями к спортивной одежде, с приемами самоконтроля и понятием спортивной тренировки.

 

 

1. Особенности и содержание урока.

Физическая культура как учебный предмет предусмотрена во всех классах общеобразовательной и профессиональной школе. В условиях, когда образование становится все более профессионально ориентированным, физическая культура относится к обязательным предметам наряду с родным языком и литературой, естествознанием, математикой, историей. Содержание предмета регламентируется программой, практическая реализация которой осуществляется на уроках физической культуры. Посещение уроков является обязательным для всех обучающихся школы. В основную группу входят практически здоровые дети, а те, что имеют отклонения в состоянии здоровья, относятся к специальной медицинской группе и учатся по специальной программе.

1 .1. Особенности урока

Особенностями урока, отличающими его от других форм физического воспитания, является то, что:

  • на уроках физической культуры учитель создает лучшие условия для решения всех задач физического воспитания и направляет самостоятельную работу обучающихся;

  • уроки определяют основное содержание других форм физического воспитания школьников;

  • на уроках ярко выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач;

  • руководящая роль принадлежит учителю, который преподает предмет и осуществляет воспитание обучающихся;

  • деятельность обучающихся четко регламентируется, а нагрузка строго дозируется в соответствии с их индивидуальными возможностями;

  • на уроках присутствует постоянный состав обучающихся одного возраста;

Эти черты ставят урок физической культуры на уровень основной формы занятий и создают благоприятные условия для достижения цели обучения в школе - подготовки всех обучающихся к самостоятельной жизни, труду, формирование у них потребности и умения регулярно заниматься физическими упражнениями, укреплять здоровье и поддерживать надлежащий уровень физической подготовки в течение всей жизни.

Это требует такого построения учебного процесса, когда обучающиеся под руководством педагога овладевают системой знаний и способами деятельности, воспитываются и развиваются.

Итак, урок физической культуры можно рассматривать как своеобразный системообразующий фактор. В нем, с одной стороны, в диалектическом единстве выступают цель, задачи, средства и методы обучения, а с другой - урок объединяет в единое целое все формы физического воспитания школьников.

Достижению высокой эффективности каждого занятия способствует глубокое знание учителем теории и методики физического воспитания. Творческое осмысление теории и существующей практики физического воспитания позволит учителю четко определить задачи физического воспитания и условия их достижения, использовать все богатство физических упражнений, широкий круг методов обучения и воспитания, прогрессивные формы организации занятий в соответствии с конкретными условиями, задач и реальных двигательных возможностей учащихся.

Помимо предотвращения негативного влияния сидячего образа жизни на развитие организма, занятия физическими упражнениями должны способствовать решению следующих задач:

  • растить здоровую, всесторонне развитую молодежь, учить ее преодолевать леность души и тела;

  • обучать юношей и девушек жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

  • воспитывать смелость, силу воли, выносливость, дисциплинированность и солидарность;

  • развивать любовь к родному краю, природе;

  • отвлечь молодежь от вредных привычек . 







1 .2. Содержание урока

Содержание уроков физической культуры - не только набор физических упражнений, как это часто трактуется. Школьникам надо привить гигиенические навыки, научить их правильно строить режим труда и отдыха, свободно ходить, правильно дышать, закаляться и многое другое, что касается здорового образа жизни. О важности такой позиции свидетельствует тот факт, что некоторые учителя школ и научные работники предлагают ввести в школе третий теоретический урок физической культуры. Содержанием таких уроков может быть учебный материал по физиологии, педагогического контроля, спортивной медицине, психологии, гигиене. Тогда, по мнению специалистов, школьники будут получать глубокие знания о правилах закаливания, вредности курения, употребления алкоголя и наркотиков и тому подобное. То есть это должны быть уроки познания человека, его возможностей, пути совершенствования. Отдавая должное авторам этой идеи, думаем, что эти вопросы сегодня можно решать за счет оптимизации межпредметных связей и методики самих уроков физической культуры, а также других форм физического воспитания молодежи.

Главным для достижения желаемого результата в содержании урока является выполнение обучающимися запланированных упражнений и связанная с этим всесторонняя учебная работа обучающихся, которая включает следующее:

  • интеллектуальные, проявляющихся в наблюдении, восприятии и осмыслении полученной информации, запоминании, поиска собственных путей решения задач и проектирование собственных действий;

  • двигательные, которые заключаются в выполнении спроектированных действий, разучивании, закреплении и совершенствовании физических упражнений в благоприятных и неблагоприятных условиях, направленном развитии физических качеств;

  • контрольно-оценочные действия, предусматривающие организацию самоконтроля и самооценки, выявление и устранение ошибок, обсуждение вопросов, возникающих в процессе обучения, с учителем и товарищами, регулирование эмоциональных проявлений.

От этих элементов деятельности обучающихся зависит конечный результат урока. Следовательно, они являются ведущими в содержании занятий.

Однако конкретные действия обучающихся и класса в целом является следствием определенной деятельности учителя. Речь идет о выдвижении задач на определенный урок, определение направлений их решения и создании условий для выполнения.

Учитель наблюдает за деятельностью обучающихся, оценивает и корректирует их действия, дозирует нагрузку, управляет поведением, налаживает отношения между детьми и тому подобное. Вся эта деятельность педагога определяет и направляет действия учеников имеет огромное значение.

Результатом деятельности детей, направленной учителем, есть изменения в физическом и психическом состоянии обучающихся, в их знаниях, умениях, навыках и поведении. Эти внутренние процессы и изменения, вызванные организованным выполнением физических упражнений и других видов деятельности, составляют еще одну сторону урока физической культуры, его содержания.

Итак, содержание урока физической культуры - сложное явление. Это определенный набор физических упражнений и связанных с ними знаний, деятельность обучающихся и работа учителя, а также результаты - следствие этой работы.

2. Физиологические особенности и оценивание на уроке физической культуры

На всех уровнях физическое воспитание осуществляется комплексно. Ученики получают необходимые знания, развивают физические способности, усваивают технику двигательных действий, приобретают умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Но на каждом уровне на первый план выдвигаются те или иные задачи, соответствующие биологическим и психологическим возможностям детей определенного возраста. Так сегодня работает много учителей, достигая должных результатов.

2.1. Особенности содержания и методики проведения уроков с детьми разного возраста и состояния здоровья.

В школе можно выделить три уровня (этапы) физического воспитания:

  • начальное обучение или базовый этап,

  • образовательный этап,

  • результативный этап специальной направленности.

На начальном этапе среди образовательных задач большое значение приобретает обогащение двигательного опыта детей и совершенствование их психомоторных способностей, что облегчает процесс овладения сложными упражнениями в будущем. Система условных связей, сформированная в этом возрасте, отличается прочностью, и это является основанием для формирования у детей стремления к самостоятельным занятиям. Надо также приучать детей соблюдать правила личной гигиены.

Среди оздоровительных задач на первый план выдвигаются: формирование осанки, содействие развитию организма, воспитание ловкости и скорости.

Начальная школа - ответственный этап в формировании человеческой личности. Дети младшего школьного возраста преимущественно откровенные, открытые, большое влияние на них оказывает авторитет учителя. Физические упражнения могут быть эффективным средством формирования навыков поведения, взаимоотношений, патриотических чувств, если в процессе их выполнения привлекать к активной деятельности детей в качестве помощников, готовить их как субъектов процесса физического воспитания, воспитывать в них чувство ответственности за свое физическое состояние.

В работе с обучающимися младших классов применяют различные средства, но главными из них являются упражнения основной гимнастики, акробатические упражнения, различные варианты ходьбы и бега с преодолением препятствий, челночный бег, упражнения с мячами, танцевальные движения, подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах. Поощряйте учеников к применению во внеурочное время нетрадиционных для уроков средств, а именно: "классики" и скакалки, игры с мячами, катание на велосипедах и самокатах и тому подобное.

Касаясь особенностей методики, стоит обратить внимание на необходимость:

  • разнообразить выполнение упражнений во время их многократного повторения;

  • отдавать предпочтение целостному методу разучивания;

  • использовать подводящие упражнения, помощь и проводку;

  • не допускать больших перерывов во время обучения;

  • многократно использовать различные способы показа;

  • практиковать короткие паузы между показом и непосредственным выполнением упражнения детьми;

  • предлагать показ упражнения учеником и другие способы демонстрации;

  • подавать различные сигналы во время усвоения темпа и ритма упражнений;

  • рекомендовать приемы сочетания упражнений с речитативами, прежде всего при коллективных действиях;

  • широко использовать оценку деятельности учащихся и тестирование;

  • короткие нагрузки чередовать с достаточными для отдыха паузами;

  • менять характер работы (бег, прыжки, игровая деятельность, гимнастика);

  • на начальных фазах обучения физическим упражнениям следует больше времени отводить на медленное их выполнение и выполнение в облегченных условиях;

  • использовать большое количество разнообразных двигательных действий и их частое чередование;

  • практиковать короткие интервалы между предварительной и исполнительной командами во время обучения строевым приемам;

  • отдавать предпочтение фронтальному методу организации занятий.  На этом этапе следует избегать:

  • больших нагрузок на позвоночник, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжение суставно-связочного аппарата и мышц;

  • упражнений с чрезмерным отягощением;

  • завышенных, слишком уплотненных нагрузок на сердечно-сосудистую систему.

Цель образовательного этапа - формировать представление о природе, обществе, человеке, искать сферу применения природных способностей ребенка, способствовать профессиональной ориентации. Решению этих задач способствует и наш предмет. Решающий аспект физического воспитания школьника на этом этапе - целенаправленное формирование и закрепление (на почве глубоких знаний и убеждений) мотивации заботы о собственном здоровье, работоспособность, выработка навыков организации режима повседневной физической активности. Ученики должны осознать, что культура отношения к собственному здоровью и уровню физической подготовленности является составной частью общей культуры личности и в значительной степени определяет ее социальный и моральный статус.

Для девушек и парней возможные отклонения. В эти периоды по-разному решаются образовательные задачи. Если на 5 - 7 классы ложится основная нагрузка по усвоению новых, сложных (преимущественно прикладных) физических упражнений, то на 8 - 9 классы приходится совершенствование движений и расширение диапазона их применения. Почему у некоторых учителей девушки 7 - 8 классов без интереса посещают уроки физической культуры? Ответ однозначен: они стесняются своих неумелых, неловких движений. Если в это время начать разучивать новые упражнения, то это еще больше будет сковывать их.

В этом возрасте закладываются основы сознательного отношения обучающихся к собственной физической подготовленности, развитию и воспитанию физических качеств, происходит постепенный, планомерный переход от усовершенствования на уроке к применению во внеурочное время.

Ученики получают широкий ассортимент знаний, умений и навыков для их применения в самостоятельных занятиях, усиливается практическая направленность обучения (правила самоконтроля, предотвращения травм), уроки имеют ярко выраженный обучающий характер. Ученики готовятся к выполнению обязанностей инструктора, судьи, помощника учителя на уроках.

В организации занятий предпочтение отдается групповому и индивидуальному методам.

Оздоровительные задачи направлены на обеспечение гармоничного развития организма путем сглаживания негативных явлений, связанных с периодом полового созревания и акселерации. Актуальным становится вопрос борьбы с лишним весом.

В учебно-тренировочном процессе учитель терпеливо и настойчиво воспитывает у обучающихся выдержку, умение владеть своими эмоциями. Лучше всего это достигается в процессе игры. На этом этапе на смену групповым приходят командные и спортивные игры, которые требуют соблюдения сознательной дисциплины, выполнения определенных правил, положительно влияют на формирование волевых и моральных качеств. В случае нарушения дисциплины и правил не стоит спешить с наказаниями. Надо также иметь чувство меры в использовании поощрений .

На последнем этапе (10 - 11 классы) школьники готовятся к вступлению во взрослую жизнь, практического использования в ней приобретенных в школе знаний, умений и навыков (для воспитания физических качеств, укрепления здоровья, организации досуга, регулирования двигательной активности).

Старшеклассники завершают курс физкультурного всеобуча. Учитель становится для них наставником в решении вопросов организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Уроки физической культуры для старшеклассников только обусловливают задачи, которые надо решить. Здесь им оказывается помощь в достижении максимального результата в изученных ранее упражнениях, повышении функциональных возможностей, уровня физического развития и физической подготовленности.

В занятиях с юношами-старшеклассниками упражнения являются также средством подготовки к военной службе (гимнастика, борьба, легкоатлетический бег, прыжки, метание, преодоление препятствий и т.д.).

Девушкам более отвечают ритмическая и элементы художественной гимнастики, упражнения в равновесии, танцевальные движения.

Большое значение в воспитании девушек, будущих женщин и матерей, имеют гимнастические упражнения. Они, как средство физического воспитания, должны, по мнению Руссо, обеспечить девушкам прекрасное телосложение, развить грацию и силу, подготовить к легким родам и рождению здорового потомства. Ведь здоровье матерей является одним из решающих факторов, обусловливающих здоровье рожденных ими детей. В свою очередь, здоровье женщин детородного возраста формируется в течение всего предыдущего периода жизни и, особенно, в подростковом возрасте. Однако в предыдущие годы внимание подростковой медицинской службы сосредоточено на мальчиках-подростках. Этот приоритет был обусловлен их будущей военной службой. И только в последнее время начали осознавать важность сохранения здоровья девочек как будущих матерей, сместились акценты на сохранение их соматического и репродуктивного здоровья. Прекрасными средствами физического воспитания старшеклассников есть спорт и туризм.

Наиболее характерные черты методики работы со старшеклассниками - широкая самостоятельность как в подборе средств, так и в организации занятий. Уроки приобретают инструктивные функции.

После определения задач самостоятельной работы ученика инструктируют. В отличие от задач, в которых изложено то, что надо сделать, чего достичь, во время инструктирования обучающихся знакомят со способами деятельности, направленными на решение поставленных задач.

Инструктирование - это система рекомендаций и указаний, которые раскрывают порядок и способ достижения цели, решения задач.

В ходе или по окончании упражнения используют текущую инструкцию для дополнительных указаний, учитывая состояние выполнения упражнения и допущенные ошибки. Например, говоря об угле вылета после отталкивания, рекомендуют попрыгать "высоко-далеко" через препятствие и тому подобное.

Нацеливая учеников на самостоятельную работу, делают заключительное инструктирование, в ходе которого демонстрируют правильное выполнение отдельных движений, анализируют индивидуальные и типичные ошибки, их причины и способы устранения. Для отдельных обучающихся инструктирование проводят после уроков в форме индивидуальных консультаций. В ходе усвоения упражнения лучшим ученикам поручают инструктировать своих товарищей.

Для части подростков задачи физического воспитания на заключительном, третьем этапе, будут решаться в условиях специальных средних учебных заведений. Это предъявляет дополнительные требования к их подготовке. Прежде всего речь идет об обеспечении обучающихся знаниями о роли тех или иных физических упражнений в зависимости от выбранной профессии, двигательного арсенала учеников, который ускорит процесс овладения профессиональными двигательными действиями. Имеют значение также знания об использовании упражнений для снижения негативного влияния профессиональной деятельности на организм обучающихся, направленная подготовка функциональных систем и органов для обеспечения высокой производительности профессиональной деятельности.

2.2. Рациональное нормирование нагрузки.

Главным фактором влияния на развитие физических качеств является физическая нагрузка.

Физическая нагрузка - это определенная мера влияния двигательной активности человека на организм, сопровождается повышением (относительно состояния покоя) уровнем его функционирования.

Понятие "физическая нагрузка" отражает тот факт, что выполнение физических упражнений вызывает переход энергообеспечения жизнедеятельности организма человека на более высокий, чем в состоянии покоя, уровень. Например, уже медленная ходьба (скорость 3 км / ч) вызывает увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с околопредельной скоростью - в 10 и более раз. И разница, возникающая в энергозатратах между состоянием физической активности и состоянием покоя, характеризует уровень физической нагрузки .

Интенсивность нагрузки - это количество проделанной работы за единицу времени. Она характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм.

Объем нагрузки определяется продолжительностью работы и общим количеством упражнений, выполненных на занятии: например, в силовой тренировке объем нагрузок определяется количество повторений и общей массой поднятого груза; в спортивных играх и поединках - время двигательной активности.

Достичь эффективности при совершенствовании физических качеств можно лишь при условии четкого дозирования нагрузки. То есть, в каждом конкретном случае необходимо обеспечить такой его объем и интенсивность, которые дадут наилучший прирост качества, которое развивается.  Интенсивность можно регулировать, изменяя:

  • скорость передвижения;

  • величину ускорения;

  • координационную сложность упражнений;

  • темп выполнения упражнений, количество их повторений за единицу времени;

  • величину напряжения, в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении;

  • амплитуду движений (чем она больше, тем больше интенсивность нагрузки);

  • сопротивление окружающей среды (рельеф местности, ветер, течение воды и т.п.);

Если интенсивность находится на нижней границе влиятельной зоны то соответствующие физические качества развиваются медленно, но достигают высокого уровня прочности. Влияние высокой интенсивности дают относительно быстрый прирост двигательных качеств, но достигнутые адаптации не так стабильны. Между интенсивностью и объемом нагрузки существует обратно-пропорциональная связь.

Чем выше сила воздействия на организм высоко интенсивного упражнения, тем скорее человек устанет и вынужден будет прекратить его выполнение. Поэтому никогда не удается совместить максимальное или близкое к нему по интенсивности усилие, с большим объемом работы.

Учитель должен также учитывать, что физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью становится действенной только тогда, когда она имеет необходимый объем.

Для установления оптимального соотношения интенсивности и объема тренировочной нагрузки необходимо руководствоваться целью, с которой выполняется то или иное упражнение, а также учитывать возрастные и половые особенности и уровень физической подготовленности тех, кому она предлагается.

После выполнения физических упражнений в организме разворачиваются разные реакции восстановления. При этом скорость восстановления работоспособности на разных этапах последействия нагрузки не одинакова. Сначала восстановление протекает быстро, затем замедляется, а дальше затягивается и протекает волнообразно. Наряду с этим существует и другая закономерность: различные функции имеют собственные динамики восстановления (гетерохронность восстановительных процессов). У детей и подростков наблюдается большая несогласованность восстановления отдельных функций.

Продолжительность восстановления зависит от величины и характера нагрузки. При этом восстановление утраченных на обеспечение работы энергетических ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком ( "суперкомпенсация»). Явление суперкомпенсации возникает тогда, когда тренировочные воздействия соответствуют потенциальным возможностям организма. Вследствие суперкомпенсации растет тренированность. Если тренировочные воздействия систематически превышают потенциальные возможности организма, то потраченные энергоресурсы не успевают обновляться, и наступает истощение организма. Как следствие, тренированность значительно снижается и наконец, если тренировочные воздействия значительно ниже потенциальных возможностей, то рост тренированности не наблюдаются.

2.3. Адаптационные процессы при совершенствовании физических качеств.

Ведущую роль в развитии двигательных качеств играет адаптация организма, которая проявляется в его приспособленной реакции на неоднократно примененный раздражитель. Процесс адаптации позволяет достичь не только высокого уровня развития физических качеств, но и расширяет физические и психические возможности переносить нагрузки. Предыдущие нагрузки преодолеваются легче, чем раньше и вызывают меньшую усталость. Их тренировочное влияние сначала уменьшается. Снижается и дальнейшее развитие двигательных качеств, а затем и вовсе прекращается. Чем однообразнее тренировочная нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще применяется, тем быстрее организм привыкает к ней и тем меньше будет эффективность развития двигательных качеств, поэтому даже самая эффективная тренировочная программа не должна продолжаться более полутора месяца .

Закономерный процесс адаптации предъявляет требования по систематическому повышению нагрузки и обновлению средств и методов совершенствования физических качеств, которые заключаются в: росте объема упражнений и интенсивности их выполнения; применении новых упражнений; изменении соотношения интенсивности и объема работы и отдыха и тому подобное.

В подростковом и юношеском возрасте адаптационные изменения протекают быстрее, чем у взрослых людей.

Учитель должен также учитывать, что адаптация организма проходит всегда в направлении, определяемом структурой нагрузки. Так, например, тренировочные воздействия большого объема и малой или средней интенсивности способствуют развитию, прежде всего, общей выносливости. Нагрузки относительно малого объема, но субмаксимальной и максимальной интенсивностью способствуют развитию преимущественно силовых и скоростных качеств.

У лиц с низким уровнем физической подготовленности каждая нагрузка комплексно влияет на адаптационные процессы.

Понятие "методика" по совершенствованию физических качеств означает рациональное применение соответствующих физических упражнений и адекватных методов их выполнения с целью эффективного решения конкретной педагогической задачи в отдельном занятии и системе занятий.

Принципиальная схема построения алгоритма методики развития двигательных качеств должна включать следующие операции:

1. Постановка педагогической задачи, которая заключается в анализе состояния физической подготовленности конкретных учеников и определении на этой основе двигательного качества, которое следует развивать и до какого уровня.

2. Подбор эффективных для решения поставленной задачи (с конкретным контингентом обучающихся) физических упражнений.

3. Подбор адекватных методов выполнения упражнений относительно подготовленности обучающихся и качества, подлежащего совершенствованию.

4. Определение места упражнений в отдельном занятии и системе смежных занятий в соответствии с закономерностями переноса двигательных качеств.

5.Определение продолжительности влияния на развитие конкретного качества и необходимого количества тренировочных занятий.

6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их динамики в соответствии с закономерностями адаптации к тренировочным воздействиям.

2.4. Оценка деятельности обучающихся на уроках.

 

Сегодня успеваемость по физической культуре определяется по четырем критериям:

  •       - уровнем усвоения и практической реализации знаний;

  •       - качеством выполнения двигательных действий, что является показателем уровня освоения техники предусмотренных программой упражнений;

  •       - выполнение нормативов по школьной программе;

  •       -умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями и реализацией его в практической деятельности ученика.

      Основным принципом оценки должен быть принцип взаимоуважения и сотрудничества.

      При выставлении ученику оценки по физической культуре нужно учитывать:

  •       - уровень развития физических качеств, который определяется в конце каждой четверти (семестра), в начале и в конце года;

  •       - оценка качества (техники) выполнения упражнений проводится согласно требованиям к аналогичным упражнений в соответствующих видах спорта.

  •       - знания оцениваются через их практическое проявление при организации самостоятельных занятий, усвоении техники и физических качеств.

 

Стремясь к полной успеваемости, учитель должен знать причины, которые мешают усвоению соответствующих требований. Основными из них являются: недостаточный двигательный опыт обучающихся; низкий уровень физического развития и подготовленности; отставание в интеллектуальном развитии; недостаточное развитие волевых качеств; низкий уровень активности учащихся.

 

ВЫВОДЫ

Каждый урок физической культуры имеет свою специфику и используется с определенной целью. Немаловажное место в структуре урока занимает подготовительная часть урока, она определяет эффективность следующего этапа урока.

К основным требованиям урока относятся: наличие оздоровительного и воспитательного эффекта, обеспечение условий активного участия ученика в уроке, тесная связь урока с предыдущими уроками, присутствие на уроке самообучения и самовоспитания, оптимизация двигательной активности.

Структура занятий по физической культуре предусматривает их общую педагогическую направленность и специфический смысл, который обеспечивает решение задач физического воспитания.

Оптимизация нагрузки на уроке, особенно в подготовительной части, имеет важное значение и влияет на качество выполнения упражнений на протяжении всего урока.

Ведущую роль в развитии двигательных качеств и биомеханической адекватности играет адаптация организма, которая проявляется в его приспособленной реакции на неоднократно примененный раздражитель. Процесс адаптации позволяет достичь не только высокого уровня развития физических качеств, но и расширяет физические и психические возможности переносить нагрузки. Предыдущие нагрузки преодолеваются легче, чем раньше и вызывают меньшую усталость.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Васьков Ю.В., Пашков И.М. Уроки физкультуры в общеобразовательной школе. 10-11 классы. - М .: Торсинг

  2. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся. - М., 1988.

  3. Крестовников. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М .: ФиС




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вайнилов Василий Демьянович

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Справка « Реализация программы  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни , экологической культуры в 1-3 классах». "
    ["seo_title"] => string(135) "spravka-riealizatsiia-proghrammy-formirovaniia-tsiennosti-zdorov-ia-i-zdorovogho-obraza-zhizni-ekologhichieskoi-kul-tury-v-1-3-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125822"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415056212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Изменения в учебной программе предшкольной подготовки по обновлению содержания образования."
    ["seo_title"] => string(80) "izmienieniia_v_uchiebnoi_proghrammie_priedshkol_noi_podghotovki_po_obnovlieniiu_"
    ["file_id"] => string(6) "383859"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485366988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства