Просмотр содержимого документа
«Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования»
« Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования».
Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):
сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.
Объект — процесс обучения и воспитания.
Предмет – особенности формирования цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.
Гипотеза- принято положение о том, что применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.
Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и успешной социализации обучающихся.
Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:
— использование цифровых технологий в учебном и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации обучающихся;
— внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;
-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся информационной активности и медиаграмотности.
Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Концепция изменений
Актуальность представленной работы: изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.
Новизна представленного опыта: Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.
Целесообразность применения цифровых технологий обуславливается рядом причин: оптимизацией учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.
Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.
Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)
Условия реализации изменений.
Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.
Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).
Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.
Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:
повышению эффективности работы образовательной организации;
повышению качества образования обучающихся школы;
повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.
VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.
Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).
По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:
-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки, методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;
-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.
Предполагаемые продукты:
Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
Проекты и презентации учащихся, педагогов.
Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.
Экспертная оценка проекта: критерии и показатели эффективности проекта:
Уровень качества знаний учащихся.
Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.
Срок реализации: 2019-2022 г.
Проблемная ситуация, противоречие, затруднение.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Можно увидеть противоречия в массовой практике:
между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования;
между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.
Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.
Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.
Идея, авторская позиция.
Идея проекта заключается:
в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.
Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:
новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;
разнообразных форм учебной деятельности;
требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.
Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.
Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
8.Этапы работы над проектом.
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
1. Диагностический
Изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка проекта. Сбор, изучение и обработка необходимой информации.
Планирование проектной деятельности. Составление технологической документации.
2019 – 2020 уч.год
Формирование цифровой базы школы, планирование и рациональное использование всех ресурсов.
2. Организационный
Инновационная работа и формирование методического банка и интерактивных пособий; участие в конкурсах, обобщение и распространение опыта.
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
2020 – 2021 уч.год
Разработка и совершенствование фондов медиатеки за счет создания собственных электронных образовательных контентов.
3.Практический
Проверка и корректировка, совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.
2021 – 2022 уч.год
Организация просветительской работы, формирование общего сетевого взаимодействия школы в новом информационном образовательном пространстве.
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.
Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Преимущества использования цифровых технологий:
позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
способствуют повышению мотивации обучения;
повышают активность обучаемых;
повышают эффективность процесса обучения;
дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
Новизна проекта.
Использование цифровых технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.
Условия реализации.
Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
Использование цифровых технологий реализует такие принципы:
Принцип наглядности.
Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности.
Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности.
Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности:
использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности
Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
План сопровождения инновационной деятельности в 2019-2020 уч.году.
-Семинар «Использование цифровых технологий как средства повышения эффективности и качества образования»- март 2020 года.