Ценности физической культуры современного студента
Ценности физической культуры современного студента
Ценности физической культуры – явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ценности физической культуры современного студента»
Ценности физической культуры современного студента.
Ценности физической культуры – явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.
Ценности формируются в процессе усвоения студентами социального опыта и отражают в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах и отражают представления о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности молодого поколения, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
- материальные: условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы, условия со стороны общества;
- физические: здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества и подготовленность;
- социально-психологические: отдых, развлечения, удовольствия, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувство долга, совести, благородства, традиции, черты характера, свойства и качества личности и т.д.;
- социокультурные: спортивная информация, разнообразные виды спорта, игры, этические нормы, регулирующие поведение студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как дифференцированные объекты физической культуры по их значимости. В физкультурной деятельности, ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми сторонами, т.е. один объект вызывает эмоциональную (чувственную), другой – познавательную, третьи – поведенческую активность.
Круг ориентаций и мотивов приобщения студентов к занятиям физической культурой и спортом достаточно широк и разнообразен. Это может быть:
- главная ценность человека – здоровье, профилактика и лечение заболеваний;
- здоровый образ жизни;
- получение положительных эмоций и приятное времяпрепровождение;
- развитие физических качеств и красивое телосложение;
- возможность личных достижений и закалку характера;
- желание постоять за себя и других;
- избавиться от вредных привычек и многое другое. Естественно, что приоритеты в приведенных ценностных ориентациях и мотивах могут меняться со временем и зависят в первую очередь от возраста. пола, социального положения, условий жизни и т.д..
По многочисленным опросам для студенток в настоящее время приоритетным является: желание сформировать красивую фигуру и устранить ее дефекты, скорректировать физическое развитие.
Для студентов в большей степени интересны: силовая подготовка и формирование красивой фигуры, укрепление и коррекция физического развития, спортивная деятельность.
На первых этапах ведущее место играет роль борьба с усталостью от напряженного учебного труда, с перестройкой жизненного стереотипа, отсутствия свободного времени, особенно в период сессии. В таких случаях продолжительные занятия физическими упражнениями и спортом помогают справиться с умственной усталостью, напряжением и восстановлением душевного равновесия.
Говоря о ценностном потенциале физического развития и совершенствования, необходимо иметь в виду два уровня ценностей:
общественные – ценности двигательного характера, интеллектуальные, мобилизационные и педагогические;
личностные - освоение знаниями в области физической культуры, совершенствование двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, ориентация на занятия физкультурно-спортивную деятельность
В основе современной системы освоения ценностей физической культурой и спортом лежат теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии:
физкультурное воспитание – процесс физического воспитания, который сводится к физическому развитию, подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, становится акцентом на биологическом и двигательном аспекте;
валеологическое воспитание – направленное на формирование здорового образа жизни и сохранение здоровья;
олимпийское воспитание - освоение исторического и гуманистического потенциала, который позволяет обогатить процесс физического воспитания и спортивной деятельности и привести в сбалансированное единение достоинства тела, воли и разума.
Исторически физическая культура всегда складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в достижении полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду и становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Лучшим доказательством значимости физической культуры – всестороннее развитие человека.