Исходя из общих основ обучения и воспитания, принципов теории и методики физического воспитания, можно определить следующие требования к учебно-воспитательному процессу в целом и к каждому уроку физической культуры в отдельности.
Каждый урок должен решать конкретные, заранее намеченные задачи и представлять собой завершенное целое, логически и психологически связанное с предыдущими и последующими занятиями. Намечаемая в уроке учебно-воспитательная работа должна быть доступной, необходимой мере индивидуализированной и выполнимой в рамках 45 минут. Важно, чтобы она увлекала учеников, требовала определенных усилий и вызывала положительные эмоции. Необходимо также, чтобы результаты работы были осознаны занимающимися и вызывали у них радостное чувство удовлетворения.
Влияние каждого урока на детей должно быть достаточно разносторонним. Специфические воздействия складываются из элементов физического образования и физического развития. В зависимости от ведущих на данном этапе педагогических задач, типа урока один из них может акцентироваться и, следовательно, занимать главное место (но при всех условиях урок в целом должен непременно служить оздоровительным целям).
Процесс сообщения знаний и формирования умений и навыков строится так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств, укрепляя познавательные интересы и вырабатывая правильные взгляды, а в конечном счете и достаточно прочные убеждения. Для этого нужно добиваться понимания сути выполняемых действий и создавать условия проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу.
Каждый урок, независимо от решаемых на нем специфических задач физического воспитания, должен быть подчинен общим целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально создавая их). Аналогичным путем решаются также задачи эстетического воспитания.
Деятельность занимающихся на уроке должна быть достаточно разнообразной не только по содержанию, но и характеру. Физические, интеллектуальные и волевые усилия варьируются по напряжению так, чтобы на протяжении всего занятия обеспечивался оптимальный уровень работоспособности. Познавательные моменты и действия, требующие овладения сложной техникой движений, полезно перемежать с выполнением хорошо выясненных, привычных действий, творческую деятельность сочетать с исполнительской и т. п. Подобные контрастные переходы исключают притупляющее влияние однообразной деятельности и предупреждают преждевременные явления утомления. С другой стороны, при условии соблюдения достаточной постепенности в таких переключениях, они развивают способность к смене установок и налаженных действий иными, неожиданными, непривычными. Это имеет существенное значение в современной жизни. Мера внесения в уроки элементов разнообразия зависит от возраста детей, их особенностей и состояния во время занятий, типа урока и других факторов. Но нельзя упускать и задачу подготовки Школьников к определенным: видам продолжительной, притом нередко однообразной и весьма напряженной работы.
5. Время урока необходимо использовать наиболее целесообразно, так, чтобы обеспечить непрерывную деятельность учеников, возможно полную занятость каждого из них. Этим исключаются потери в рабочих установках и функциональной готовности организма к очередным усилиям, предупреждаются простои и часто связанные с ними нарушения дисциплины.
Требование непрерывности не отрицает отдыха для восстановления должной работоспособности, но активного отдыха – ученики выполняют предусмотренные на эти случаи задания, например: проделывают несколько упражнений (общеразвивающих, подводящих или успокаивающих), анализируют технические ошибки (или достижения) и количественные результаты, мысленно проектируют предстоящие повторные действия, наблюдают и оценивают действия товарищей и т. д.
6. Необходимо использовать разнообразные методы обучения и воспитания, в том числе современных информационных, здоровьесберегающих технологий в соответствии, с педагогическими задачами, особенностями занимающихся, природой применяемых упражнений, конкретными условиями проведения занятий и возможностями самого педагога. Совершенно недопустимо шаблонное применение лишь узкого круга избранных, ставших привычными для педагога, «удобных» методов работы, т. к. это приводит к удручающему однообразию учебной деятельности детей, снижает интерес к занятиям, а в конечном счете – к невосполнимым пробелам в развитии и образовании школьников.
Нельзя ограничиваться и некоторым разнообразием методов, но только тех, которые утвердились в практике как способы односторонней передачи педагогом своим воспитанникам готовых знаний и умений, усваиваемых памятью и механическим повторением действий.
В настоящее время особо важно применять методы, «повышающие интеллектуальную активность детей, побуждающие к самостоятельным поискам знаний и целесообразных вариантов освоения изучаемых действий, требующие элементов исследования, проявления творческих усилий. Только при этом условии момент обеспечить высококачественную образовательную работу и соответствующий современным требованиям жизни воспитывающий еехарактер.
Методика проведения урока должна способствовать выполнению перечисленных требований. Она, как совокупность способов и приемов управления учебной деятельностью занимающихся, является наиболее изменчивым, варьирующим и а то же время весьма ответственным звеном этого процесса.
Руководящая деятельность педагога включает следующие типичные элементы:
1) определение задач и практических заданий для решения намеченных задач;
2) разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы и требований к ее качеству и ожидаемым результатам;
3) контроль за деятельностью и поведением учеников;
4) определение и регулирование нагрузок;
5) оказание своевременной помощи занимающимся в работе, в частности в выявлении и устранении ошибок;
6) разбор действий и поведения занимающихся, определение выводов и выяснение задач дальнейшей деятельности, мобилизация к ней, стимулирование необходимых в ней усилий.
Наиболее трудно определить и раскрыть задачи урока и задания для их решения. Каждая задача, каждое задание должны быть предельно конкретно сформулированы, доступно обоснованы с учетом состояния и возможностей детей, а часто и их настроений, потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к предстоящей работе, целеустремленность в действиях, понимание их сути и необходимости, а в конечном счете — успешное решение намеченных задач.