kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Теоретические аспекты проблемы физического воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю физической культуры на уроке с младшими школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты проблемы физического воспитания младших школьников»

Амасов Алихан, УралГУФК, Челябинск


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Актуальность. В настоящее время состояние здоровья школьников продолжает ухудшаться. Увеличивается число хронических заболеваний, психоневрологических отклонений функционального характера, возрастает дефицит массы тела, прогрессируют низкорослость и другие проявления нездоровья школьников. В структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания и эндокринной системы. Школа с рядом факторов риска для здоровья способствует нарастанию отклонений по органам и системам организма детей.

Наибольшими факторами риска для здоровья детей, являются превышение объема дневной и недельной суммарной учебной нагрузки, сокращение необходимого объема суточной двигательной активности, в том числе организованной, недостаточность пребывания на свежем воздухе и ночного сна, не только физические нагрузки, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру обучения.

Цель исследования - определить эффективность организации и проведения спортивного часа на воздухе с детьми младшего школьного возраста.

Теоретический анализ проблемы исследования. Специалисты физического воспитания в последние годы склоняются к увеличению объема обязательных школьных занятий по физическому воспитанию до 4-5 раз в неделю. В наше время особенно строго встает вопрос о повышении качества уроков по физической культуре, так как снижение интереса школьников к стандартным урокам, их шаблонность приводит к тому, что только 16% времени урока имеет тренирующий характер, то есть, является разновидностью активного отдыха.

Физическое воспитание школьников должно отвечать разностороннему физическому воспитанию в интересах формирования здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, 2013). Воспитать у школьников потребность в двигательной активности на всю жизнь (М.А. Годин, 2009). В современных условиях существования население России, в том числе и дети испытывают состояние гиподинамии (Н. Н. Гуровский, 2003; С.Н. Кучкин, 2009, Н. В. Седых, 2013, а организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют 32% от общей суточной потребности ребенка в движении (Н. Т. Лебедева, 2014). При усиленном двигательном режиме дети быстро повышают функциональный уровень и физическое развитие. Есть только единичные работы об оздоровительной направленности уроков физического воспитания.

В настоящее время наиболее предпочтительным является индивидуальный подход к занятиям с детьми с учетом их физического и биологического развития, уровня здоровья и функционального профиля. Активная физкультурно-оздоровительная деятельность дает человеку возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить

Изменения не обошли стороной и систему физического воспитания. Однако ее совершенствование на основе старых концептуальных положений, в которых преобладала ориентация на телесное развитие, без существенного влияния на интеллектуальную и духовную сферы, не приносит оптимальных результатов в формировании физической культуры учащихся общеобразовательных школ. По мнению М. Я. Виленского (2010), В.К. Бальсевича (2013), Л.И. Лубышевой (2014), это является следствием не разработанности культурологического аспекта физического воспитания.

Традиционно сложившаяся система строгой регламентации про­цесса физического воспитания, направления на освоение единых госу­дарственных программ, заставляет обращаться не столько к индивиду­альности занимающихся, сколько к средствам, формам и методам их подготовки, к сдаче контрольных нормативов. Новые подходы, не от­вергая значимости воспитания физических качеств, требуют от препо­давателя развития самостоятельности учащихся, поддержания их пози­тивных инициатив, воспитания привычки заботиться о своем здоровье в процессе физического самообразования, начиная с младшего школь­ного возраста.

В настоящее время проблема формирования физической культуры человека привлекает внимание ведущих специалистов в области теории и методики физического воспитания. Между тем, научно-педагогические основы обновления процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста, не получили глубокой научной проработки, способствующей активации учебно-воспитательного про­цесса, направленного на решение проблемы формирования физической культуры школьников данного возраста.

Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества, преобразование многих сторон жизнедеятельности человека в России не изменили цель физического воспитания в школе: укрепление здоровья и развитие физиче­ских способностей учащихся, содействие все­стороннему развитию личности. Физическое воспитание детей и подростков является неотъемле­мой частью учебно-воспитательной и оздоровительной работы в школе. Многочисленные социологические и педагогические исследования показывают, что для значительной части детей характерно пассивное отношение к занятиям физической культуры и спорта (Л. И. Лубышева, 20091; Е. В. Степанкова, 2008 и др.).

В настоящее время большое внимание специалистов привлекает проблема совершенствования физического воспитания, особенно на его начальном этапе, то есть в младших классах. Это связано с тем, что именно в этом возрасте должен закладываться фундамент развития многих физических качеств, необходимых детям и подросткам в их дальнейшей жизни.

Основной формой организации процесса физического воспита­ния в школе является урок физической культуры. Вместе с тем, два урока в неделю не удовлетворяют двигательную потребность детей младшего школьного возраста и не могут обеспечить достижения должного уровня развития основных умений и навыков, необходимых для успешного решения конкретных двигательных задач в разнообраз­ных условиях практической деятельности. Следовательно, возникает необходимость повы­шения объема двигательной активности школьников во внеурочное время и совершенствование организации процесса физического воспи­тания в рамках школьной программы физической культуры.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни страны отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. В соответствии с этим, перед учебными заведениями возник целый комплекс новых задач, требующих конкретных незамедлительных решений. Важнейшей из них является разработка методических подходов к формированию у детей, в частности у младших школьников, привычек здорового образа жизни.

Выводы. Обучение в школе в целом представляет собой многогранный процесс умственного, физического и социального развития ребенка, подготовки детей и полноценной самостоятельной жизни. В свою оче­редь, поиск и обоснование эффективных форм и методов обучения, особенно в начальной школе, является важной проблемой в теории и методике физического воспитания.

Заявка

на участие в конференции «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии», посвященной 45-летию Уральского государственного университета физической культуры»,

Фамилия - Амасов

Имя - Аликхан

Отчество – Радикович

Город - Челябинск

Название вуза - Уральский государственный университет физической культуры

Научный руководитель - Пигалова Лариса Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор, зав. Кафедрой теории и методики физического воспитания

Почтовый адрес (с индексом)

Контактый телефон (с кодом города), e-mail

Форма участия: заочная (только публикация в сборнике)

Название доклада «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»



Научное направление конференции «Педагогические аспекты физической культуры, спорта и туризма»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Теоретические аспекты проблемы физического воспитания младших школьников

Автор: Амасов Алихан Радикович

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Родительское собрание "Стили семейного воспитания" "
    ["seo_title"] => string(55) "roditiel-skoie-sobraniie-stili-siemieinogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "231621"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442571170"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
1498 руб.
2140 руб.
1554 руб.
2220 руб.
1344 руб.
1920 руб.
1344 руб.
1920 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства