kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технология личностно – ориентированного обучения в процессе физического воспитания младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, в связи с чем, традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технология личностно – ориентированного обучения в процессе физического воспитания младших школьников».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50 г. Иркутска

664080, г. Иркутск, м-н Топкинский, 42

тел/факс: (3952) 33-89-44


Соколова Мария Леонидовна, учитель физической культуры


Номинация № 3. «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов /методических рекомендаций».

Тема: «Технология личностно – ориентированного обучения в процессе физического воспитания младших школьников».



Методическая разработка

Актуальность темы обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, в связи с чем, традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности обучающихся.

В последние годы в России стало популярным ведение здорового образа жизни. В связи с этим стала усиливаться роль физической культуры в образе жизни человека. Улучшение системы физического воспитания в учебных заведениях требует рационального использование личностно - ориентированного обучения, разнообразных средств и методов физического воспитания, главной задачей которого является сохранение здоровья обучающихся и его укрепление, а также повышение эффективности уроков физической культуры и использование личностно-ориентированного обучения.

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения, направленные на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, рассматриваются в работах Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Г.М. Соловьева.

Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых В.А. Тураева, В.Н. Усакова, А.П. Федотова, Д.А. Фильченкова, В.С. Якимовича.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время уровень физической подготовленности обучающихся России понизился, что подтверждается множеством научных данных и практических работ, связанных с проблемами физической подготовленности. Причинами этому служат частые стрессы, ухудшение экологических условий и условий гигиены, социальные и экономические факторы, снижения двигательной активности.

Одним из основных критериев физического здоровья обучающихся является физическая подготовленность. Важной задачей является развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно -оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности. Для повышения этих возможностей организма необходимо совершенствование методических подходов и рационализации путей решения данной задачи.

Именно младшая школа, как начальное звено обучения, является основной базой для осознания школьниками своей личности, определения собственной позиции в учебном процессе как субъекта, деятельностного участника, способного определенным образом влиять на процесс обучения.

Цель личностно-ориентированной системы образования заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного общественно значимого личного опыта.

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.

Государственным образовательным стандартом по физической культуре определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, об их истории и современном развитии, об их значении в формировании здорового образа жизни.

Период младшего школьного возраста является сенситивным, в это время появляется особая пластичность нервной системы ребенка к педагогическому воздействию. Также это важнейший период укрепления здоровья школьника, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических качеств. Поэтому важно, чтобы такое воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей младших школьников. В этом возрасте в большей мере ученику необходимы педагогическая поддержка и содействие. Эффективность участия педагога в становлении личности младшего школьника обусловливается знанием природных предпосылок развития личности обучающихся начальных классов.

Учитывая рекомендации к проведению личностно-ориентированного урока, были разработаны вариативные карточки по разделам программы, которые представляли собой специально продуманный состав разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий. Целью проведения педагогического эксперимента было отслеживание динамики развития самосознания младшего школьного возраста в созданных личностно-ориентированных условиях. Каждый ребенок, в соответствии со своими индивидуальными интересами и предпочтениями, сам выбирал себе соответствующую вариативную карточку с желаемым заданием, а также коллектив для выполнения задания (индивидуальное выполнение, в паре или группе). На основании этого с изменением интересов и растущих возможностей, учащихся выбирались средства и методы, подбирался подходящий материал, инвентарь и т.д.

Были разработаны вариативные карточки, которые представляют собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально.

Карточки дают возможность обучающимся самим выбрать необходимые ему средства и материалы из предложенных вариантов, а также добавить к ним другие по своему усмотрению. По степени сложности также было предложено три варианта: зеленый цвет – задание сложное, синий цвет – соответствует возрасту, желтый цвет – простое задание.

На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию оправдано использование вариативных карточек.

Эти карточки подготавливаются и используются таким образом, что не учитель, а сам ученик принимает решение, что делать. Он осуществляет персональный, свободный и ответственный выбор из всех предлагаемых ему учителем вариантов.

Были разработаны вариативные карточки, которые представляли собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально. Карточки дают возможность обучающемуся самому выбрать необходимые ему средства и материалы из предложенных вариантов, а также добавить к ним другие по своему усмотрению.

Вариативные карточки были квалифицированы по степени сложности, развития и индивидуальных особенностей обучающихся. Нами были предложены

три варианта:

зеленый цвет –сложное задание;

синий цвет – соответствует возрасту;

желтый цвет– простое задание.

О – индивидуальная форма выполнения, ОО – в паре, ООО – в группе.

Карточки были за ламинированы, так, чтобы школьники могли их использовать ни один раз. На самостоятельное занятие по вариативным карточкам на каждом уроке отводилось от 5 до 8 минут.

Так ученик проявляет свою индивидуальность, делая самостоятельный, осознанный, свободный выбор. Таким образом, индивидуальные различия детей не только не являются препятствием, но, напротив, выступают необходимым условием достижения поставленной цели. Следовательно, личностно-ориентированное обучение исходит из принципа, что все дети в классе равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим, и индивидуальный подход в данном случае осуществляется по отношению к каждому ребенку. Личностно- ориентированный подход строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика.

На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию каждый ученик в классе оказывается в ситуации выбора задания для себя. Каждый ребенок, исходя из своих индивидуальных интересов и предпочтений, сам выбирает себе соответствующую вариативную карточку, а карточка выполняет три основных функции:

- вариативные карточки являются материалом учебных задач по овладению школьниками программными знаниями, умениями и навыками;

- вариативные карточки и методика их использования на уроке позволяет достигать развивающих целей, а также дети учатся принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, сотрудничать со сверстниками в процессе решения общих задач;

- использование на уроке вариативных карточек позволяет учителю на уроке не только обучать, но и изучать детей, выявлять их индивидуальные способности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус.

Однако использование на уроке вариативных карточек требует от учителя перехода от привычной роли воспитателя и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно. При этом он наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать.

Наблюдая за выбором детей, варьируя условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Например, один ребенок часто избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Следовательно, используя на уроке вариативные карточки, педагог может отследить:

- изменения в индивидуальном выборе обучающихся;

- устойчивое предпочтение в выборе задания каждого вида;

- устойчивое предпочтение в выборе задания каждого уровня сложности;

- временное изменение состава партнеров ребенка;

- социальный статус ребенка в группе сверстников и его активность в учебном процессе;

- как успешно ребенок справляется со своей ролью в подгруппе;

- использование учащимися на уроке учебных средств и вспомогательных материалов.

Все эти сведения делают урок по-настоящему эффективным, то есть отвечающим меняющимся индивидуальным интересам и возможностям учеников.

Вариативные карточки являются важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях обучающихся. На основе карточки учитель подбирает подходящий материал, выбирает средства и методы, планирует количество подгрупп и т.д., следовательно, материал должен постоянно изменяться, по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей обучающихся.

По результатам современных исследований можно говорить о связи между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение уровня тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. У детей с различными видами агрессивности внутреннее напряжение может вызвать повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины, а также наблюдаются трудности при ответах у доски, на контрольных занятиях, другие же учащиеся вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Возникают трудности в проведении уроков.

Обучающиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

Смысл педагогической поддержки, по мнению М.В. Николаевой, состоит не только в том, чтобы помочь обучающемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:

- согласие ученика на помощь и поддержку;

- приоритет ребенка в решении собственных проблем;

- соблюдение принципа конфиденциальности;

- доброжелательность и безоценочность;

- защита прав и интересов ученика.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Создание благоприятного психологического климата на занятии, формирует у ребёнка чувство защищённости, уверенности в себе, адекватной самооценки. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера, должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, радость восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций. У ребенка, выросшего в счастливой семье, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым. Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящей и в будущей жизни.


Вариативные карточки:

Вариативные карточки (зеленые – высокий уровень сложности)
О – индивидуальная форма выполнения, ОО – в паре, ООО – в группе.

Дети с высоким уровнем самосознания характеризуются следующими особенностями:

  • осознанный выбор заданий;

  • выбирают разные задания, исходя из состава партнеров, настроения, интересов в данный момент;

  • уровень сложности заданий соответствует возрасту;

  • дети с высоким уровнем самосознания имеют достаточно высокий социальный статус;

  • по отношению к своим партнерам проявляют доброжелательность, стремятся им помочь;

  • используют вспомогательные средства без боязни, стремятся экспериментировать.

О – Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны перед прыжковой ямой и выполняют следующие прыжки по очереди друг за другом:

а) через обозначенное препятствие гимнастическую скамейку;

б) через двойные и тройные препятствия гимнастическую скамейку;

в) с контрольной линии на результат.

Правила и ОМУ

Участники должны делать задание по очереди не нарушая ТБ.




ООО - Групповые задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающиеся располагаются по краям площадки лицом друг к другу.

По сигналу обучающиеся прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии.

После прыжка первого номера отмечается линия его приземления.

Игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления к средней линии прыгает очередной игрок этой команды.

Вариант прыжка: тройной прыжок с места.

Правила, ОМУ

Линию приземления следует отмечать по пяткам.

Техника прыжка толкаемся двумя ногами и приземляемся на две ноги.




ОО - Парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны парами напротив баскетбольного щита.

- Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он попал в б\б кольцо.

Варианты броска: с трех, пяти метров.

Правила, ОМУ

Обучающиеся располагаются в колонну по два человека напротив щита.

Мяч бросают в щит таким образом, по очереди, кто больше попадет в б\б кольцо.

Один бросает мячи (5штук), второй считает и собирает мячи. Кто больше попадет в б\б кольцо.







О - Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающиеся строятся в колонну по одному.

Игроки метают теннисный мяч в вертикальную стену на дальность отскока, но с попаданием в цель, нарисованную на стене.

Расстояние 5 – 7 метров от стены.

В этом случае важна не столько сила, сколько точность броска.

Правила

ОМУ

По мере освоения обучающимися задания можно требовать повышения точности броска и добиваться более сильного отскока мяча, для чего необходимо использовать разбег из 3—5 шагов.




ОО - парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающие толкают набивной мяч в заданном направлении на максимальный результат, стараясь при этом не заступить за черту.

Варианты метания:

3) из положения сидя (мяч от груди, из-за головы)

Правила, ОМУ

Один толкает мячи (5штук), второй смотрит, считает очки и собирает мячи, затем меняются.

Для простоты подсчета очков сбоку, напротив размеченных линий, ставят флажки с указанием количества очков, которые можно получить за тот или иной результат.



О - Индивидуальные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Обучающиеся строятся в две шеренги сбоку возле щитов.

Каждый ученик по очереди после ведения бросает мяч о щит так, чтобы, отскочив, он попал в кольцо, затем ловит мяч и делает ведение мяча и встает в конец колонны.

Варианты бросков:

1) броски выполняются до тех пор, пока мяч не попадет в кольцо;

2) броски мяча с боку от щита с места до попадания

Правила, ОМУ

Броски в кольцо выполнять по очереди, не мешая друг другу, соблюдая Т.Б. Необходимо следить за техникой выполняемых движений и точностью попадания в квадрат.













ОО - парные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Обучающиеся образуют пары, которые выполняют передачи мяча:

- передача от груди расстояние 3-4 метра (по 10 раз каждый);

- передача из-за головы расстояние 3-4 метра (по 10 раз каждый);

- передача одной рукой 3-4 метра (левой, правой) по 10 раз на каждую руку;

- передача от груди с ударом об пол расстояние 3-4 метра (по 10 раз каждый);

- передача из-за головы с ударом об пол расстояние 3-4 метра (по 10 раз каждый);

Правила, ОМУ

Передачи мяча выполнять, соблюдая Т.Б. Необходимо следить за техникой выполняемых движений и точностью попадания в руки партнеру.




ООО - Групповые задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Занимающиеся делятся на 2—3 команды и располагаются во встречных колоннах.

Игрок одной колонны передает мяч игроку другой и быстро занимает место в конце противоположной колонны.

Партнер, стоящий напротив, которому была адресована передача, выполняет то же задание, и так до тех пор, пока все участники не сделают передачи.

Варианты передачи мяча:

1) от груди;

2) из-за головы;

3) одной рукой от плеча;

4) с отскоком от пола.

Правила, ОМУ

Мяч следует передавать только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику.




О - Индивидуальные задания (гимнастика)

Задание:

Лазанье по гимнастической стенке:

1.лазанье произвольным способом вверх и вниз без помощи ног (2-3 раза);

Лазанье по гимнастической скамейке:

1.Лазанье по гимнастической скамейке лежа на спине (2-3 раза):

- ноги прямые;

- ноги согнув;

2. Лазанье по канату (1-2 раза).

Перелезание:

1.перелезание через препятствие (бревно высотой 60¬70 см) «перевалом» (2-3 раза);

2. перелезание с прыжком в упор на руки и перенесением ног (2-3 раза).

Подлезание:

1. Подлезание под расставленные барьеры высотой от 50 до 30 см (2-3 раза);

2.подлезание под низкую горизонтальную доску с установленной на ней кеглей (2-3 раза).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты на каждом виде, упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться).





ОО - парные задания (гимнастика)

Содержание

В парах: один выполняет страховку, второй выполняет длинный кувырок вперед:

1) с места, из положения «старт пловца», (3-5 раз);

2) с трех шагов разбега и толчком за 1 м от края мата, (3-5 раз).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты, упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться). Страховка обязательна.




О - Индивидуальные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся выполняют следующие элементы техники плавания.

1.Скольжение на спине с движением ног кролем при различных положениях рук:

а) вытянуты вверх 3-5 раз;

б) одна вытянута вверх, другая - у бедра 3-5 раз;

в) вытянуты вдоль бедер 3-5 раз.

Правила, ОМУ

Соблюдаем ТБ в плавательном бассейне. Расстояние определяется за ранее фишками на бортике (от 10 - 20 м).

Движения ногами обучающиеся должны выполнять часто и легко, чтобы на поверхности воды оставался пенный след от носков. Колени не поднимать из воды.











ОО - парные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся стоят парами напротив друг друга на разных дорожках бассейна.

По сигналу преподавателя или освобожденного ребенка, начинают плыть (как плыть, говорит тот, кто подает сигнал):

- кроль на груди в полной координации (15м) 1-2 раза;

- кроль на спине в полной координации (15м) 1-2 раза;

- брассом в полной координации (15м) 1-2 раза;

Правила, ОМУ

Соблюдаем ТБ в плавательном бассейне. Фишки поставить на расстояние 15м. Движения ногами обучающиеся должны выполнять часто и легко, чтобы на поверхности воды оставался пенный след от носков. Колени не поднимать из воды.




Подвижные игры

«ЛЕНТЫ – ВЫМПЕЛЫ – МЯЧИ»

Задачи: закрепление навыка пользования гимнастическим инвентарем; воспитание чувства ритма, координации и точности движений в игровых условиях.

Инвентарь: мячи, вымпелы, ленты.

Место: гимнастический зал.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ
























Мячи Ленты

Команды Учитель

Водящий


Участники команд выполняют под музыку или без нее несложные упражнения. С одной стороны зала на скамейке лежат мячи, а с другой – вымпелы (ленты). По сигналу преподавателя игроки должны подбежать к скамейке, взять мячи и выполнить с ними заранее обусловленные упражнения. По следующему сигналу игроки меняют мячи на ленты.

Необходимо соблюдать точную последовательность выполнения упражнений. Выполнять только установленные комбинации. За каждое нарушение назначается 1 штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.




Вместо сигнала можно использовать смену музыки, например с польки на галоп. Следует отметить игроков, которые хорошо выполняют упражнение и быстро реагируют на смену музыки или сигнала преподавателя.








Вариативные карточки (синие - средний уровень сложности)
О – индивидуальная форма выполнения, ОО – в паре, ООО – в группе.

Для детей со средним уровнем развития самосознания характерно:

  • выбор заданий чаще обусловлен желанием сверстников, имеющих более высокий статус в группе;

  • нестабильность в выборе заданий определенной сложности;

  • состав партнеров непостоянный;

  • социальный статус детей достаточно высокий;

  • в подгруппе ребенок ориентируется на мнения окружающих;

  • инициативы в выборе учебных и вспомогательных средств не проявляют.

О – Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны перед прыжковой ямой и выполняют следующие прыжки по очереди друг за другом:

а) через обозначенное препятствие конус;

б) через двойные препятствия конус;

в) с контрольной линии на результат.

Правила и ОМУ

Участники должны делать задание по очереди не нарушая ТБ.





ООО - Групповые задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающиеся располагаются по краям площадки лицом друг к другу.

По сигналу обучающиеся прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии.

После прыжка первого номера отмечается линия его приземления.

Игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления к средней линии прыгает очередной игрок этой команды.

Вариант прыжка: двойной прыжок с места.

Правила, ОМУ

Линию приземления следует отмечать по пяткам.

Техника прыжка толкаемся двумя ногами и приземляемся на две ноги.




ОО - Парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны парами напротив баскетбольного щита.

- Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше.

Варианты броска: с трех, пяти шагов разбега.

Правила, ОМУ

Обучающиеся располагаются в колонну по два человека напротив щита.

Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше. Один бросает мячи (5штук), второй смотрит какой мяч дальше отскочил и собирает мячи. Чей мяч отскочил дальше.





О - Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающиеся строятся в колонну по одному.

Метают теннисный мяч в вертикальную стену с попаданием в цель, нарисованную на стене.

Расстояние 5м от стены.

Правила, ОМУ

В этом случае важна не столько сила, сколько точность броска.

По мере освоения обучающимися задания можно требовать повышения точности броска.



ОО - парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающие толкают набивной мяч в заданном направлении на максимальный результат, стараясь при этом не заступить за черту.

Варианты метания:

1) стоя боком, с места;

Правила, ОМУ

Один толкает мячи (5штук), второй смотрит, считает очки и собирает мячи, затем меняются.

Для простоты подсчета очков сбоку, напротив размеченных линий, ставят флажки с указанием количества очков, которые можно получить за тот или иной результат.



О - Индивидуальные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Обучающиеся стоят напротив своих щитов или переносных корзин, с боку, расстояние небольшое от щита.

Варианты бросков мяча:

а) с места;

б) после двух прыжковых шагов;

в) после ведения мяча и двух прыжковых шагов.

Правила, ОМУ

Броски в кольцо выполнять по очереди, не мешая друг другу, соблюдая Т.Б.



ОО - парные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

В парах располагаются по кругу.

Стоящие внутри круга обучающиеся выполняют ведение мяча ближней рукой в 1 м от стоящих за кругом. Игроки за кругом, пытаясь овладеть мячом, делают по очереди выпады и стараются выбить мяч движением руки снизу-вверх или сбоку по направлению движения и ведения.

Если выбили мяч, считается ошибка и продолжает его ведение. Ведение в одну сторону до отметки, потом разворачивается и ведение мяча по кругу в другую сторону (при этом меняя руки).

Правила, ОМУ

Игроки меняются после выполнения ведения мяча правой и левой рукой (в одну и другую сторону). Между собой делая соревнования, кто сделает ведение мяча без ошибок или с наименьшим количеством ошибок, тот и победил.



ООО - Групповые задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются одна напротив другой.

Ведущий команды стоит, а 4—4,5 м от своей колонны и держит обруч перпендикулярно к полу.

Первый в строю игрок бросает мяч, стараясь, чтобы он пролетел через обруч.

Ведущий должен подать обруч навстречу мячу.

Затем он передает обруч игроку, бросившему мяч, а сам становится в конец противоположной колонны.

Те же действия совершает игрок, стоящий, напротив.

Правила, ОМУ

Игрок, попавший мячом в обруч, получает очко.

Броски лучше выполнять снизу одной-двумя руками, как с отскоком от пола, так и без него.




О - Индивидуальные задания (гимнастика)

Задание:

Лазанье по гимнастической стенке:

  1. лазанье произвольным способом по диагонали снизу

вверх и сверху вниз (2-3 раза);

2. лазанье по диагонали приставными и с крестными ша­гами (2-3 раза).

Лазанье по гимнастической скамейке:

Лазанье по гимнастической скамейке, стоящей под углом 10-15:

1. Лазанье по гимнастической скамейке с переходом на

гимнастическую стенку и слезание по ней (2-3 раза).

2. Лазанье по канату (1-2 раза).

Перелезание:

1.перелезание через препятствие (бревно высотой 60­-70 см) «перевалом» (2-3 раза);

2. перелезание с прыжком в упор на руки и перенесени­ем ног (2-3 раза);

3. перелезание с опорой руками и ногами (2-3 раза).

Подлезание:

1. Подлезание под расставленные барьеры высотой от 50 до 30 см (2-3 раза);

2.подлезание под низкую горизонтальную доску с установленной на ней кеглей (2-3 раза).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты на каждом виде, упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться).













ОО - парные задания (гимнастика)

Содержание

Обучающиеся парами выполняют кувырки из различных положений:

а) стоя спиной друг к другу и взявшись за руки вверху, выполнить кувырок через спину партнера (3-5 раз);

б) стоя лицом друг к другу, первый партнер выполняет кувырок вперед, а второй перепрыгивает через первого ноги врозь (3-5 раз);

в) взявшись за голени ног, партнеры выполняют совместный кувырок вперед и назад (3-5 раз).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты, упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться). Страховка обязательна.




О - Индивидуальные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся выполняют следующие элементы техники плавания.

1.Скольжение на груди с движением ног кролем при различных положениях рук:

а) вытянуты вперед 3-5 раз;

б) одна вытянута вперед, другая - у бедра 3-5 раз;

в) вытянуты вдоль бедер 3-5 раз.

Правила, ОМУ

Соблюдаем ТБ в плавательном бассейне. Расстояние определяется за ранее фишками на бортике (от 10 - 20 м).

Движения ногами обучающиеся должны выполнять часто и легко, чтобы на поверхности воды оставался пенный след от носков. Колени не поднимать из воды.





ОО - парные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся стоят парами напротив друг друга на разных сторонах бассейна.

По сигналу преподаватель или освобожденный ребенок, выбрасывает мяч на середину бассейна, обучающиеся быстро плывут к нему, стараясь завладеть мячом (как плыть, говорит тот кто бросает мяч):

- скольжением на груди 1-2 раза;

- скольжением на спине1-2 раза;

- вольным стилем1-2 раза;

- любым ранее изученным способом1-2 раза.

Правила, ОМУ

Соблюдаем ТБ в плавательном бассейне. Движения ногами обучающиеся должны выполнять часто и легко, чтобы на поверхности воды оставался пенный след от носков. Колени не поднимать из воды.





Подвижные игры

СОРЕВНОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДОВ.

Задачи: закрепление навыков выполнения упражнений на брусьях, перекладине и других снарядах в соревновательных условиях.

Инвентарь: специализированный гимнастический городок, полоса препятствий. Место: гимнастический зал.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

























Команды Учитель

Водящий


Две команды соревнуются на качество, быстроту и кол-во выполняемых упражнений или комбинации:

1) проползти по скамейке (лицом, спиной); 2) передвижение в висе по шведской лестнице;

3) подтягивание на перекладине;

4)кувырки;

5)отжимание на скамейке или пресс.

Вариант соревнования: 1) одновременное выполнение всей командой, например, наклонов туловища или отжимания в упоре на гимнастической скамейке (на большее кол-во раз);

2)выполнение упражнений на снарядах как на полосе препятствия на время


Соблюдать последовательность выполнения упражнений на снарядах. Выполнять на снаряде только установленное заранее упражнение (или комбинацию).

Побеждает участник, лучше, быстрее (или большее кол-во раз) выполнивший задания. За победу он получает 1 очко. Команда победительница определяется по набранной сумме очков.


По мере освоения снарядов и улучшения техники выполнения упражнений на них можно увеличивать кол-во снарядов




Вариативные карточки (желтые – низкий уровень сложности)
О – индивидуальная форма выполнения, ОО – в паре, ООО – в группе.

Дети с низким уровнем самосознания характеризуются:

  • предпочтением либо простых, либо сложных заданий;

  • индивидуальной формой выполнения заданий, так их либо не берут в подгруппы из-за их агрессивности, раздражительности, либо они сами избегают групповых форм работы, так как стесняются и не уверены в себе;

  • партнеры детей по игре случайные, непостоянные;

  • социальный статус таких детей низкий, так как свои неудачи они приписывают окружающим, агрессивны, стеснительны;

  • при взаимодействии с другими детьми во время выполнения упражнений они не умеют оказать помощь, не замечают, когда она необходима;

  • вспомогательные материалы либо не используют, так как боятся, что не смогут их использовать, либо возьмут большое количество и не знают, какие операции с ними выполнять.

О – Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны перед прыжковой ямой и выполняют следующие прыжки по очереди друг за другом:

а) через обозначенное препятствие брусок 10 см;

б) через двойные препятствия брусок 10 см;

в) с контрольной линии на результат.

Правила и ОМУ

Участники должны делать задание по очереди не нарушая ТБ.




ОО - Парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Выстраиваются в колонны парами напротив баскетбольного щита.

- Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он попал в щит

Варианты броска: с трех, пяти метров от щита.

Правила, ОМУ

Обучающиеся располагаются в колонну по два человека напротив щита.

Мяч бросают в щит таким образом, по очереди, кто больше попадет в щит.

Один бросает мячи (5штук), второй считает и собирает мячи. Кто больше попадет в щит.



О - Индивидуальные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающиеся строятся в колонну по одному.

Метают теннисный мяч в вертикальную стену с попаданием в цель, нарисованную на стене.

Расстояние 3м от стены.

Правила, ОМУ

В этом случае важна не столько сила, сколько точность броска.

По мере освоения обучающимися задания можно требовать повышения точности броска.



ОО - парные задания (легкая атлетика)

Содержание

Обучающие толкают набивной мяч в заданном направлении на максимальный результат, стараясь при этом не заступить за черту.

Варианты метания:

1) стоя (от груди, из-за головы) с места;

Правила, ОМУ

Один толкает мячи (5штук), второй смотрит, считает очки и собирает мячи, затем меняются.

Для простоты подсчета очков сбоку, напротив размеченных линий, ставят флажки с указанием количества очков, которые можно получить за тот или иной результат.



О - Индивидуальные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Освобожденный обучающийся (учитель) с мячом стоит под щитом, а учащиеся — вокруг щита в 4—4,5 м от него по линии штрафной площадки.

Первый обучающийся бросает мяч, стараясь попасть в кольцо.

Освобожденный обучающийся (учитель) подбирает мяч и передает его очередному игроку.

Правила, ОМУ

Стараться попасть в кольцо, можно подойти ближе и с каждым разом отходить назад до штрафной линии.



ОО - парные задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

В парах располагаются по кругу.

Стоящие внутри круга обучающиеся выполняют ведение мяча на месте правой и левой рукой по переменке (по 10 раз на каждую руку) в 1 м от стоящих за кругом. Игроки за кругом, пытаясь овладеть мячом, стараются выбить мяч движением руки снизу-вверх или сбоку по направлению ведения.

Правила, ОМУ

Игроки меняются после выполнения ведения мяча правой и левой рукой (по 10 раз на каждую руку). Между собой делая соревнования, кто сделает ведение мяча без ошибок или с наименьшим количеством ошибок, тот и победил.



ООО - Групповые задания (подвижные игры с элементами б\б)

Содержание

Игроки двух команд образуют круг.

Водящий (из одной команды) бежит за кругом, «пятнает» игрока другой команды и продолжает бег в ту же сторону.

Запятнанный игрок бежит в противоположную сторону внутри круга.

Каждый из двух бегущих в разные стороны старается быстрее обежать круг и раньше стать на освободившееся место.

Правила

Игрок, не успевший занять место, становится водящим, и игра продолжается.

Если игроки добежали одновременно, преимущество имеет водящий.

Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.

ОМУ

Для быстрой остановки игроки должны предпоследний шаг выполнять прыжковый, а последний — стопорящий.




О - Индивидуальные задания (гимнастика)

Задание:

Лазанье по гимнастической стенке:

1. произвольное лазанье вверх до определенной высоты

и вниз (1-2 раза);

2. лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно обеими ногами с поочередным перехватыванием руками за следующую рейку (1-2 раза);

Лазанье по гимнастической скамейке:

1. Лазанье по гимнастической скамейке, стоящей на полу:

а) в упоре на коленях (1-2 раза);

б) на четвереньках (1-2 раза);

в) лежа на спине (1-2 раза).

Перелезание:

1. перелезание через гимнастическую скамейку, сто­ящую на полу (1-2 раза);

2. перелезание произвольным способом через две скамей­ки, стоящие на полу параллельно на расстоянии 30-50 см (1-2 раза).

Подлезание:

1. подлезание под гимнастическое бревно (1-2 раза);

2. подлезание под расставленные барьеры высотой от 50 до 30 см (1-2 раза).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты на каждом виде, упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться).





ОО - парные задания (гимнастика)

Задание:

Перед обучающимися приготовлен инвентарь, в 8—10 шагах ставят мостик и «коня», г\маты.

Обучающиеся образуют пары, один стоит на страховке, а второй выполняет задание, потом меняются (выполняя по очереди)

- выполняют разбег и отталкиваясь от мостика, приземляются на «коня» на колени (3-5 раз);

- выполняют разбег и отталкиваясь от мостика, садятся на коня как можно дальше от края (3-5 раз).

Правила, ОМУ

Соблюдать Т.Б. по гимнастике, (г/маты возле «коня», упражнения выполнять по одному на снаряде, не торопиться). Страховка обязательна.



О - Индивидуальные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся располагаются в воде свободно друг от друга.

Варианты проплыванием с работой ног:

  1. скольжение на груди с досточкой (голова в воду) 3- 5 раз, обратно свободно;

2) скольжение на спине с досточкой (руки прямые) 3- 5 раз, обратно свободно;

3) повторение: «поплавок», «звездочка на груди», «звездочка на спине», (по 3-5 раз).

Правила, ОМУ

Соблюдаем ТБ в плавательном бассейне. Расстояние определяется за ранее фишками на бортике (от 10 - 20 м).




ОО - парные задания (плавание)

Содержание

Обучающиеся стоят парами вдоль бортика лицом друг к другу, можно взявшись за руки.

Выдохи в воду:

- выдох в воду держась за бортик 3-5 раз;

- посчитать квадратики в воде (сверху вниз), 3-5 раз;

- выдох в воду держась за руки друг с другом (кто дольше продержится под водой) 3-5 раз;

Правила, ОМУ

По очереди выполняя, погружаясь с головой под воду или опуская лицо в воду, участники делают выдох в воду указанное количество раз.







Подвижные игры

«СМЕНА МЕСТ»

Задачи: формирование навыка быстрого и четкого построения; воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.

Инвентарь: любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка. Стенка и др).

Место: спортивный гимнастический зала, гимнастический городок. Тренажерный класс или приспособленное помещение.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ






















Учитель команды





Во время выполнения любых гимнастических упражнений, при любом построении по указанному сигналу учащиеся меняются местами и принимают стойку «смирно». Например, можно выполнить упражнения стоя в кругах, на гимнастических скамейках с предметом и т. д.


При наличии несколько колонн заранее оговаривается, кто с кем меняется местами. При использовании станций круговой тренировки соревнуются нечетные номера с четными. За каждую выигранную смену команда получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков.


Следует оценивать не только быстроту смены, но и качество выполнения упражнений.





Представленная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения обучающихся начальных классов включает в себя:

1. Вариативные карточки, которые представляли собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально. Карточки давали возможность обучающемуся самому выбрать из предложенных ему необходимые средства и материалы, а также добавить к ним другие по своему усмотрению. Вариативные карточки являлись для нас важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях обучающихся. На основе выбранной обучающимся карточки подбирался подходящий материал, выбирались средства и методы, планировалось количество подгрупп и т.д.

2.Педагогическая поддержка являлась важным моментом в учебно -

воспитательном процессе, так как реализация педагогических приемов основана на помощи обучающимся в процессе более глубокого познания своих возможностей и максимального их использования. Это давало детям возможность чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Данные приемы помогают преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и способствуют продуктивному развитию личности.

3.Представлены те результаты нашего исследования, которые можно выразить в объективных показателях – выделены диагностические параметры самосознания и критерии уровня сформированности самосознания обучающихся младших классов: высокий, средний, низкий. Используя выявленные критерии уровня самосознания и разработанные вариативные карточки, зафиксированы позитивные изменения по уровням самосознания в экспериментальном классе. Низкий уровень самосознания на стал меньше, высокий уровень с каждым годом увеличивался. Очевидно, что динамика развития самосознания младших школьников за два года серьезно изменилась в положительную сторону, что непосредственно сказалось на физической подготовленности обучающихся.

Задача учителя найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного обучения к обучающимся на уроке физкультуры.

Разработанная нами педагогическая технология реализации личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании на примере вариативных карточек и применение их на уроках в младших классах является актуальной и соответствует современным требованиям к программам по физической культуре. Она является доступной, интересной, способствует повышению физической подготовленности; вносит разнообразие в форму правоведения уроков, тем самым, повышая качество уроков физической культуры.





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абрамова, Р. С. Психолог в начальной школе: учеб. -практ. пособие / Р. С. Абрамова, Т. П. Андрушенко. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.

  2. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006. – 216 с.

  3. Алексеев, Н. И. Понятие личностно-ориентированного обучения/ Н. И. Алексеев // Завуч. – 2006. - № 3. – С. 18-24.

  4. Ананьев, Б. Г. Постановка проблемы развития детского самосознания/ Б. Г. Ананьев // Психология развития / Общ. ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2010. – 215 с.

  5. Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно-ориенти-рованной технологии физкультурного образования школьников: дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / С. В. Барбашов. – Омск, 2000. – 389 с.

  6. Васекин, Ю. И. Система личностно-ориентированного сопровождения учащихся подросткового возраста (на материале физической культуры): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. И. Васекин. – Саратов, 2002. – 135 с.

  7. Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко / Л. И. Гриценко // Советская педагогика. – Волгоград: Перемена, 1997. – 263 с.

  8. Дженников А. Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умению оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Дженников. – М., 1977. – 22 с.

  9. Дробинская, А. О. Личностно-ориентированный подход в коррекции трудностей в обучении младших школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. О. Дробинская. – М., 1999. – 124 с.

  10. Зайцев, С. В. Личностно-ориентированное обучение младших школьников/ С. В. Зайцев // Директор школы. – 2005. - №3. – С. 56.

  11. Зайчиков, А.А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста / А.А. Зайчиков// Вестник БГУ – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009, серия 17, выпуск 8. – 150-152 с.

  12. Комков, А. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников/ А. Г. Комков, Е. Г. Кирилова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - № 1. – С. 2-4.

  13. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание/ И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

  14. Коновалова, И. В. Эффективность игрового метода в занятиях пловцов групп начальной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. В. Коновалова. – М., 1990. – 22 с.

  15. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2006-2015 годы»: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 15. 09. 2005. № 1433-Р].

  16. Куклина, Л. В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательные технологий в условиях воспитательной системы школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Куклина. – Смоленск, 2003. – 164 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Мария Леонидовна

Дата: 05.11.2023

Номер свидетельства: 639379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Эссе на тему:"Инновационная стратегия в образовательном процессе начальной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "essie_na_tiemu_innovatsionnaia_stratieghiia_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_nacha"
    ["file_id"] => string(6) "443190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512834389"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) ""Игровые технологии" "
    ["seo_title"] => string(23) "ighrovyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "163539"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422509855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства