У каждого ребенка есть любимые и нелюбимые уроки в школе, почему некоторые дети пользуются нелюбовью к урокам физкультуры.В чем причина такой нелюбви? Как определить, что такая проблема уже появилась?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Если ребенок не любит уроки физкультуры"»
Красикова Наталья Борисовна
Если ребенок не любит уроки физкультуры
У каждого ребенка есть любимые и нелюбимые уроки в школе, почему некоторые дети пользуется нелюбовью к физкультуре, причем чаще всего у детей, которые по другим предметам имеют, вполне хорошие оценки. Наверняка и в вашем классе, и в классе вашего ребенка была ситуация, когда классный руководитель уговаривал учителя физической культуры «нарисовать» хотя бы четверку круглой отличнице, чтобы не портить оценки. Могу сказать, что с большей охотой некоторые ученики идут на нелюбимую физику, чем на физкультуру, и всячески стараются найти причину, чтобы пропустить урок. Хотя за стенами спортзала они вполне активны. В чем причина такой нелюбви?
Как можно определить, что проблема уже появилась? Самый главный признак – ребенок не хочет ходить на физкультуру. Он «забывает» спортивную форму; рассказывает, как ему тяжело на физкультуре, как у него ничего не получается и что лучше этого урока никогда не было бы. В физкультурный день он уходит в школу мрачный, недовольный, обиженный. Он радуется, когда, получается, пропускать уроки физкультуры, старается и сам найти для этого повод.
На самом деле причин нелюбви школьников к физкультуре всего несколько. Обычно такое бывает, если:
▪учитель и ученик не нашли общий язык (или скорее, учитель, который не умеет находить общий язык с детьми);
▪насмешки одноклассников, у ребенка что-то не получается, а одноклассники над этим смеются;
▪учитель мало обращает внимание на слабых учеников, ориентируется на более сильных детей;
▪ребенку физически тяжело заниматься, даже если требования учителя не завышены;
▪ребенок просто не любит двигаться.
1. Будьте осторожнее с критикой (и оценками) — никаких «Петрова, у тебя попа большая для этого упражнения»
В принципе, это важное правило относится не только к физкультуре, и соблюдать его стоит и родителям, и учителям. Дети и особенно подростки болезненно реагируют на любую критику, тем более, когда она касается физических данных. Избегайте комментариев в стиле: «В твои годы я такие расстояния за пять минут пробегал, а ты еле двигаешься!», «Сколько-сколько ты подтягиваешься? Мда, спорт — не твоё». Постарайтесь наоборот подбодрить ребёнка: «Сегодня ты отжался три раза, а завтра сможешь четыре». Помните героев фильма «Знакомство с Факерами», которые гордятся наградой сына за девятое место в соревнованиях? Иногда хвалить нужно даже за маленькие достижения.
Труднее, если постоянную критику ребёнок слышит в школе. Возможно, в таком случае стоит обсудить с родителями других учеников, как детям ставят оценки на уроках физкультуры. Всё-таки «неудовлетворительно» по этому предмету — весьма спорное определение, согласитесь?
Оценки за сдачу нормативов — то, что отбивает у ребёнка желание заниматься физкультурой. Все дети разные, и по-разному физически развиты в одном и том же возрасте. Гораздо важнее не нормативы, а прогресс, который показывает ребёнок. Например, у нас в школе 100-балльная шкала, которая складывается из многих факторов. Один балл мы ставим просто за посещение. Ещё один — за то, что не забыл форму. Можем начислять или снимать баллы за поведение во время занятия».
2. Помните, все дети разные — к каждому нужен свой подход
Одни пишут сочинения за полчаса, но ночами не спят из-за задач по алгебре, другие, напротив, льют слёзы из-за работы над ошибками по русскому языку. В физкультуре то же самое: даже спортивный ребёнок не всегда одинаково хорош в беге, плавании и лыжах. К сожалению, на уроках часто всё вновь упирается в страшное слово «норматив», который должны сдать все. «У нас достаточно спортивный ребёнок: он с радостью гоняет на велосипеде, играет с папой в футбол и волейбол. В какой-то момент мне позвонила классная руководительница и сказала, что он прогуливает физкультуру, а чтобы получить хотя бы тройку в четверти, учитель заставил его написать сочинение о любимом виде спорте и ответить на какие-то вопросы о правилах игры в баскетбол. Оказалось, что ребёнка почему-то записали в „лузеры“ и не брали в команду. Несколько уроков он просидел на скамейке запасных, а учитель вместо того, чтобы предложить ему какую-то интересную альтернативу, заставлял подтягиваться и бегать по кругу. Естественно, ребёнку стало обидно, и он решил на этих уроках не появляться, — рассказывает Надежда, мама пятиклассника Димы.
Владимир Долгий - Рапопорт:
«Индивидуализация важна во всём, в том числе в спорте. Вопрос лишь в том, хватит ли нам, учителям, желания и смелости на такой подход? В одном я уверен — любят и хотят играть все дети. Как правило, им нравятся командные игры. Другой вопрос — как они проходят на уроках. Если ребёнок от природы не особо спортивный, или просто никогда не занимался спортом, он может чувствовать себя некомфортно по сравнению с одноклассниками. В таком случае учитель может, например, разделить детей по их интересам. Одни будут играть в футбол, другие — заниматься гимнастикой, третьи — ещё чем-нибудь. Важно, конечно, чтобы благодаря физкультуре все части тела развивались гармонично, поэтому лучше эти занятия чередовать».
3. Подайте пример
Делать это лучше, когда дети ещё маленькие и во всём хотят подражать маме и папе. Если родители чем-то увлечены и не навязывают ребёнку свои хобби, а именно прививают к ним интерес, то, скорее всего, он сам охотно выйдет с папой на футбол или с мамой на фитнес.
Наташа, мама 15-летней Леи: «Увлечение большим теннисом началось в нашей семье ещё с дедушки и бабушки. Когда у меня родилась дочь Лея, не было никаких сомнений, на какой спорт её отдать. С раннего детства мы смотрели вместе Уимблдон и чемпионат Ролан Гаррос. Честно говоря, когда она была маленькой, я даже с некой опаской думала: „А вдруг Лее не понравится теннис?“. Но потом успокаивала себя: „Ну ничего, значит придётся всем вместе ходить на баскетбол или в бассейн“. Когда Лее исполнилось семь лет, мы подарили ей первую теннисную ракетку — фиолетовую, с красивыми блёстками. С тех пор прошло уже восемь лет, а вторник и четверг для неё по-прежнему — дни тенниса».
4. Купите ребёнку удобную форму (и красивую, да) Во-первых, хорошая и правильная форма — это не только красиво, но и важно для здоровья: дети должны чувствовать себя комфортно во время занятий спортом. А ещё часто яркая спортивная одежда для ребёнка — это важный стимул для занятий физкультурой. «У меня близнецы — сын и дочь. И, честно говоря, я мыслила стереотипно: девочке нужно два красивых спортивных костюма, а парню — достаточно удобных штанов, нормальной обуви и пары футболок. Потом я поняла, что кроссовки даже у 11-летних ребят — это такой фетиш, они в школе их обсуждают. Теперь у сына четыре пары кроссовок — на физкультуру, бутсы на футбол, на каждый день и ещё одни яркие, которые я разрешаю носить только на каникулах. С одной стороны, я знаю, что моё поведение — просто хрестоматийный пример избыточного потребления, с другой — ребёнку это важно», — рассказывает 5. Найдите спорт, который подходит именно вашему ребёнку
Найти школу, в которой ребёнку будет комфортно во всех отношениях, тяжело. Вряд ли родители согласятся менять учебное заведение, если проблемы возникают только на уроках физкультуры, а со всеми остальными предметами всё в порядке. Обсудите с ребёнком, какой вид спорта ему интересен. Если ему не нравится бег по кругу в спортзале и приседания, вовсе не значит, что ему не интересен спорт в принципе. Мыслите шире, чем «мальчика — на футбол, девочку — на фигурное катание». Сегодня есть достаточно опций — может, ребёнку с детства нравится йога, пилатес или что-то более экстремальное, например, скалолазание. В большинстве спортивных клубов и студий первое занятие можно посетить бесплатно, чтобы проверить, действительно ли ребёнку нравится на этих занятиях. Помогите ему найти «свой» спорт, и тогда есть шанс, что и ненавистная физкультура перестанет быть для него кошмаром. на.
Что делать родителям, если ребенок не хочет ходить на физкультуру?
В очередной раз услышав от ребенка, что он не хочет идти на физкультуру, или от учителя, что у вашей девочки, оказывается, нет формы или что она болеет каждый раз, когда в расписании физкультура, нужно, прежде всего, выяснить причину такой нелюбви. Ругать и заставлять бесполезно, это только усугубит ситуацию. Постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, какая из причин (или все 4 сразу) имеет место быть.
Если причина в учителе, возможно, стоит поговорить с учителем или классным руководителем, но прежде все-таки выяснить – а действительно ли есть какая-то вина учителя или ваше чадо получает заслуженное за свое поведение?
Гораздо сложнее бороться с насмешками одноклассников. В какой-то степени здесь может помочь учитель, но гораздо лучше провести работу с самим ребенком. Что можно сделать? Если насмешки вызваны неуклюжестью ребенка и тем, что он не справляется с заданиями, отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию, причем желательно – на индивидуальные занятия. Если насмешки не зависят от физической подготовки ребенка, помочь может психолог, который научит свое внимание не обращать на такое отношение и даже бороться с ним. И то, и другое пригодится вашему ребенку не только на физкультуре, поверьте!
Нравится вам или нет, физкультура у него будет до конца 11 класса, ходить на нее придется и уж лучше, если ребенок будет физически готов к уроку.
Однако бывает такое стечение обстоятельств, что ребенок уж совсем не спортсмен, а учитель физкультуры – перфекционист. Никакие секции тут не помогут, а убедить учителя, что бывают неспортивные дети – вряд ли получится. Тогда остается только пережить этот период и радоваться, что в начальной, средней и старшей школе учителя обычно разные!
Ну а что делать с просто ленивыми детьми, которые не любят двигаться и с удовольствием будут целый день валяться на диване? Такие ведь изначально настроены против любой физической нагрузки. Они в любом случае будут говорить о том, что не любят уроки физкультуры, что все там плохо и т. п. Для решения этой проблемы усилий одного учителя физкультуры явно мало – придется подключаться всей семье. Активный семейный отдых, подвижные игры, совместные занятия спортом могут при правильном ненавязчивом подходе, в конце концов, убедить маленького «лентяя», что жизнь, во всяком случае, здоровая и интересная, – в движении!