Статья. Физкультура в школе. О чем нужно задуматься!
Статья. Физкультура в школе. О чем нужно задуматься!
В статье поднимаются вопрос о необходимости ориентации содержания уроков по физкультуре на прикладные навыки и умения школьников. Также предлагается отказаться от беговых нормативов на выносливость, которые провоцируют гибель школьников на уроках физкультуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Физкультура в школе. О чем нужно задуматься!»
Аллахвердиев Ф.А., учитель физкультуры
гимназии №446, Санкт-Петербург
Физкультура в школе. О чем нужно задуматься!
Все мы когда-то учились в школе, и возможно потом не единожды задавались вопросом - а что из того, что мы изучали там, реально пригодилось нам в жизни. И, наверное, согласимся с выводом, что объем изучаемого учебного материала и реально используемого нами в жизни, находится в огромной диспропорции. Многое из того, что мы изучаем, не имеет прикладной направленности, никак нами не используется и попросту забывается через непродолжительное время. А ведь на это затрачивается время, жизненные и материальные ресурсы, а также многое-многое другое. И в этом, мы все являемся заложниками такого подхода к обучению, когда принято «учить всему, на всякий случай!».
Конечно, можно согласиться с бытующим утверждением, что неизвестно, где в мы, дальнейшем, найдем применение своим возможностям. И это так. Но цена подобного подхода для каждого обучающегося остается очень высокой!
В то же время нужно отметить, что в этом направлении самой школой уже сделаны определенные шаги. Появились классы с гуманитарным и математическим уклоном в обучении, кадетские и спортивные классы, учителям дана возможность работать по своим авторским программам, оставляя в них лишь 60% содержания базовой части программы и другое.
Но проблема объема и содержания изучаемых предметов остается пока еще не решенной. А ведь именно здесь имеется хорошая возможность поставить заслон нарастающей из года в год учебной нагрузке на школьников и поставить точку в многолетнем споре об увеличении сроков их обучения. И для этого необходима беспристрастная экспертная оценка содержания каждого предмета учебной программы, и расстановка в нем приоритетов – что необходимо школьникам знать, а о чем иметь лишь соответствующие представления.
Простой пример. На уроках физики в школе изучается квантовая механика, процессы термоядерного синтеза и другие подобные разделы. На это уходит немало времени и жизненных сил, но в дальнейшем, для многих из нас эти знания оказываются бесполезными. Мы не можем их никак применить. Конечно, на уровне общего представления эти знания нужны. И не более того. Но в школе ведь общими представлениями не ограничиваются.
А вот теперь задайтесь вопросом: многие ли из нас достаточно хорошо знают те разделы физики, с которыми мы имеем дело ежедневно, например, с электричеством? Можем ли мы отремонтировать дома неисправную электрическую розетку или простой электрический прибор? Знаем ли, что такое гидроудар и гидрозатвор в нашей системе водоснабжения? Какова их роль и последствия для нас в неблагоприятных случаях в быту? И так далее. Это все не так сложно, если бы получаемые нами знания по всем предметам, в первую очередь были прикладными, для практического использования в нашей повседневной жизни. А все остальное - во вторую очередь, если есть время и возможности.
Мы должны готовить учащихся, прежде всего, к тому, с чем они уже имеют дело в реальной жизни или будут иметь в ближайшем будущем. И акценты в образовании целесообразно делать на практические знания, используемые в повседневной жизни.
Увы, подобный парадокс свойственен и Примерной программе (далее, программе) по физической культуре. В этой статье будет дана ее общая оценка на примере материала школьной гимнастики.
И для примера возьмем самое простое - кувырки вперед и назад (через голову). Нередко мы слышим, что эти кувырки являются прикладным способом самостраховки при падениях. Но где в жизни мы можем использовать подобную технику переворачивания через голову, кроме как, на мягкой опоре? Использование этих кувырков для самостраховки при падениях на жесткой опоре, на улице, приведет к повреждению либо головы, либо позвоночника, либо и того, и другого.
Реально, для самостраховки при падениях на жесткой опоре, нужна другая техника исполнения кувырка - через плечо. Этому учат в единоборствах, в спортиграх, в художественной гимнастике и в других видах, связанных с переворачиванием на жесткой опоре. Но этого кувырка почему-то нет в программе по гимнастике. Мы заведомо изучаем со школьниками технику упражнения, не применимую к реальной бытовой ситуации.
Обратим теперь внимание на упражнения на равновесие (на бревне). Эти упражнения должны, прежде всего, развивать у обучающихся чувство равновесия и устойчивость вестибулярного аппарата. Но процесс обучения направлен больше не на развитие вестибулярной устойчивости занимающихся, а на формирование умений красиво двигаться на ограниченной опоре, выполнять на ней сложные упражнения (например, «ласточку» и другое). И за формой движений - забывается их направленность. А когда мы сталкиваемся в жизни с необходимостью сохранить равновесие при движении на ограниченной опоре, (например, при движении по бордюру или переправе по бревну через канаву) нам важна не красота наших движений, а функциональность нашего вестибулярного аппарата. Подобных примеров в содержании учебного материала предостаточно.
Материал по гимнастике, предлагаемый в действующей программе, был заложен ещё в 40-х годах прошлого столетия (более 70 лет назад), и с тех пор не претерпел необходимых изменений. Основное его содержание годами переносится из программы в программу, без должного осмысления его значимости для современных реалий жизни.
А за этот период мир стал другим! Изменились условия жизни и деятельности людей с точки зрения технической оснащённости в быту и на производстве. Значительно изменились потребности общества, появилось огромное количество новых профессиональных областей со своими требованиями к прикладной подготовке и иное.
В 40-х годах, когда создавались первые программы по физической культуре и решался вопрос каким содержанием наполнять уроки физкультуры, выбор из существовавших на то время видов спорта был невелик. Их можно было перечислить на пальцах рук. Но с тех пор появились сотни новых видов спорта, и многие из них более, чем «программные», соответствуют современным требованиям жизни.
Следует заметить, что уже в конце 80-х годов прошлого столетия многие учителя физкультуры отчетливо понимали бесперспективность строгого следования содержанию программы по гимнастике. Обучение упражнениям на снарядах требует огромных затрат учебного времени, многие из них – травмоопасны, а практическая значимость этих упражнений, с точки зрения их применения в жизни - минимальна. Ведь большинство гимнастических упражнений – это искусственно созданные формы движений, не имеющие особой практической значимости в быту. А для развития физических качеств и функций организма учащихся существует немало других, менее травмоопасных и доступных школьникам упражнений. Поэтому, уже в то время, определённая часть учителей физкультуры, хотя и следовала, вынуждено, программе обучения, но использовала гимнастические упражнения на снарядах лишь как упражнения для развития физических способностей и функциональных систем учащихся, не доводя обучение этим упражнениям до навыков.
Сегодня в школьных залах практически не осталось гимнастических снарядов. Результаты исследования материального оснащения школ гимнастическими снарядами показали, что примерно 85% школ не имеют оснащения, предполагаемого программой. Видимо идет естественный процесс отторжения гимнастических упражнений, не имеющих прикладного значения для школьников.
Думаю, что для обучения школьников гимнастическим упражнениям будет достаточным несколько акробатических упражнений, 2-3-х опорных прыжков, по технике применимых для преодоления невысоких ограждений, лазания по канату и элементарных упражнений на ограниченной опоре для развития устойчивости вестибулярного аппарата.
Подобную «ревизию» содержания, необходимо сделать и в других видах спорта, средства которых сегодня используются на уроках физической культуры. Особенно важно обратить внимание на беговые упражнения, связанные с ударной нагрузкой на организм школьников. Речь идет о выполнении нормативов в беге от 500 метров и более. После выполнения подобных нормативов некоторые школьники валятся с ног, и долго потом приходят в себя. Организм буквально «взрывается» от такой нагрузки. Похожие состояния испытывают все, у кого нет специальной подготовки, чтобы спокойно выдерживать подобные нагрузки. Встает тогда вопрос - зачем мы «терзаем» школьников этими нормативами?! Ведь в школах нет возможности на уроках физкультуры тренировать школьников так, как это делается в спортшколах и в спортивных секциях - с соблюдением принципов спортивной тренировки. И что мы тогда пытаемся у них проверить этими нормативами, если мы их не тренируем – выдержит их организм нагрузку или нет?! У кого-то организм не выдерживает, и это очевидное следствие отсутствия адаптации к этой нагрузке.
9 октября 2017 года, на заседании в Совете Федерации, министр Минобрнауки Ольга Васильева впервые публично озвучила цифру внезапной смерти школьников на уроках физкультуры за прошедший, 2016 год - 211 детей. Это как?! На уроках по укреплению здоровья школьников – дети умирают!!!
Подчеркну, эти смерти не связаны с полученными травмами, там иная статистика. Смерть наступала от непереносимости нагрузки учениками прямо на уроках физкультуры. http://www.mk.ru/social/2017/10/09/211-pogibshikh-na-urokakh-fizkultury-shkolnikov-pochemu-tak-mnogo.html. Причина и следствие для всех были здесь очевидными. А теперь добавьте сюда еще цифру смертей школьников, когда непереносимость нагрузки оказалась несколько «отсроченной», за рамками урока физкультуры, и были предприняты определенные меры, чтобы это не «повесили» на школу. Здесь представлены цифры только за 1 год…
Смерть каждого школьника – это трагедия для его семьи, с далеко идущими последствиями.
Кто-то из учителей скажет: но ведь эти нормативы - требования программы, нам-то как быть? Отвечу – руководствуйтесь принципом - «НЕ НАВРЕДИ!», и думайте сами, что и как давать на своих уроках. Так, например, вместо вышеуказанных, смертельно опасных кроссов на время, для функциональной подготовки сердечно-сосудистой системы вполне подойдет равномерный бег в спокойном темпе. И полезней, и безопасней.
И в завершении, еще раз подчеркну, что каждому из нас важно понять, какими умениями, навыками и физическими качествами должны обладать современные школьники для их повседневной жизни? Ответы на эти вопросы и должны быть содержанием нашей работы с ними на уроках физической культуры.